Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Александрийская богословская образовательная программа: основные элементы, принципы, учителя, особенности; отношение к «эллинской мудрости»; вклад в христианское богословие.



2018-07-06 401 Обсуждений (0)
Александрийская богословская образовательная программа: основные элементы, принципы, учителя, особенности; отношение к «эллинской мудрости»; вклад в христианское богословие. 0.00 из 5.00 0 оценок




А) Появление Александрийской школы меняет ситуацию в богословском образовании. Особенность исторического развития христианства именно в Александрии заключается в том, что она была ведущим культурным центром Римской империи, в ней существовал наиболее интенсивный процесс слияния различных культурных традиций и мировоззрений, а также было наличие мощной иудейской диаспоры. Еще существовали сильные философские школы (например, зарождающегося неоплатонизма), значительное число ученых, приезжавших работать в Мусейоне, среди новообращенных в христианство

значительное число людей образованных. Александрийскую школу на протяжении II—IV вв. возглавляли ученые мужи, владевшие всеми тонкостями эллинской премудрости. Эллинскую философию использование как источник знаний в изучении богословия, при этом христианство противостояло самой эллинской культуре. Из эллинской философии воспринимали некоторые аспекты и идеи. Многие проходили школу эллинского образования. Александрийцы ставили богословское учение как основанное на философском видении мировоззренческую систему, частью которой было христианство, превозносимое в качестве высшей мудрости. Данное учение стало первой попыткой соединения христианства и греческой философии. Они не смешивали ее с христианство, а только лишь старались с ее помощью утвердить истинную веру.

Возникновение школы для наставления «оглашенных»: «огласительное училище» или «катехизическая школа» - по преданию, основана ап. Марком. Некоторые авторы прослеживают связь ее и со школой Афиногора.

Дидаскалы (учителя): Пантен (кон. II в.) – при нем в программу катехизического училища включены высшие науки Климент Александрийский (конец II начало III века), Ориген (II -III век) – возобновил школу после временного прекращения во время гонений, св. Иракл (III век) и св. Дионисий (III век) (позднее Александрийские епископы), Феогност (III век), Пиерий (III - нач. IV в.), сщмч. Петр, еп. Александрийский († 311), прп. Макарий Александрийский (IV в.), Дидим Слепец (IV в) и Родон (ок. 398-405).

Александрийская школа – самая «системная» из школ Древней Церкви – только здесь можно проследить учебный процесс и непосредственное преемство учитель-ученик.

Программа обучения - 3 этапа:

1) круг общеобразовательных предметов (пропедевтика: тривиум (грамматика, диалектика, риторика) и квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия);

2) философия;

3) богословие – истинная мудрость.

Полный срок обучения - 5 лет, изучение наук находилось в тесной связи с воспитанием.

Пропедевтика нужна - для защиты веры от посягательств и для этого необходимо пользоваться различными знаниями. (Климент).

Значение философии - ныне она полезна как средство привлечения к истинному благочестию. Она представляет собой предварительное образование для таких людей, которые к вере приходят не иначе как путем доказательств. Философия является пропедевтическим учением, пролагающим и выравнивающим путь к Христу, который приводит ученика к совершенству.

Метод толкования Священного Писания:

Выделение 3 смысловых уровней: телесный (буквальный, исторический), душевный (нравственный) и духовный (мистический), (иногда сводилось к 2

: буквальный и духовный).

Склонность к духовно-иносказательному методу: понимание богодухновенности Писания, не содержащего никаких обыденных слов и выражений, таящего под покровом «телесности букв» сокрытый духовный смысл.

Духовно-иносказательный метод органично сочетался с христианской типологической (прообразовательной) экзегезой, показывая единство Ветхого и Нового Заветов.

Святители Афанасий Великий (IV в.) и Кирилл Александрийский (V в.) (не школьные дидаскалы, но примыкают к общим александрийским идеям) - смягчают крайности духовно-иносказательного толкования (встречающиеся иногда у Оригена и Дидима Слепца).

Христология:

Для представителей Александрийской школы характерно: при признании во Христе двух природ - Божественной и человеческой - и их полноты, свойственна некоторая «асимметричность» этой христологии (акцентирование значимости Божественной природы).

Крайнее направление (доводящее тенденцию до еретического завершения): монофизитство или евтихианство - постулирует наличие только одной, единственной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество.

Святители Афанасий Великий и Кирилл Александрийский - определенное изменение характерных черт александрийского богословского мировоззрения: отсутствие серьезной угрозы со стороны языческой философии, ослабление полемики с ней; основной акцент перемещается на проблемы триадологии, христологии и сотериологии, ставшие наиболее актуальными в IV-V вв.

Климент Александрийский (вторая половина III – начало IV века). Пришел к христианству через философию, крестился в зрелом возрасте, слушал лучших христианских учителей, с 190 г. - главный наставник Александрийской школы в сане пресвитера. Во время гонений Севера перешел в Каппадокию. Трилогия: «Увещание язычникам», «Строматы» и «Педагог». Главная мысль: нет веры без знания, как и знания без веры; гармония веры и знания есть высшая ступень духовного развития, совершеннейшая философия. На основании веры должно воздвигнуться здание ведения. Полная гармония веры и знания достигается через изучение всего круга наук: общие науки (грамматика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка и диалектика) - ступени к высшему знанию, философии, она же - вспомогательное средство для веры, приближающее ее к разумению. Строматы - Смесь различных заметок касающихся знания (гносиса), составленных в соответствии с истинной философией). Ее литературная форма – целенаправленно перемешаны – для того, чтобы скрыть их истинное значение от непосвященных и заставить учеников, желающих понять, вначале потрудиться. Метод соответствует задаче трактата, так как реальное знание, и тем более высший гносис, могут быть получены только в общении со знающим наставником или же небесным Учителем, письменные труды принесут мало пользы тому, кто не в силах их понять, и могут даже навредить. По этой причине автора мало заботит то, что подумают об этом сочинении не постигшие его смысла «эллины», а также и те христиане, которые из ложной преданности христианству боятся греческой философии, как измышления дьявола. Строматы – состоят из 7 книг.

Теология и философия: такое чувство, что эллинские философы, хотя и говорят о Боге, не знают его. Поэтому и поклоняются они ему не так, как должно поклоняться Богу. Их философские рассуждения, говоря словами Эмпедокла. Подражание и уподобление: подражание истине не научает, но только образование. Христианами мы стали для того, чтобы усиленно стремиться к красоте и добру, ведь царство берется силой, и царственное совершенство – это плод, который приносит исследование, образование и упражнение. Ориген (II –III век). Родился в христианской семье, учился в Александрийской школе, преподавал философию, теологию, диалектику, физику, математику, геометрию, астрономию; после Климента возглавил школу. Рукоположен в сан пресвитера; подвергнут жестоким истязаниям язычников-эллинов. Перешел в Кесарию; при императоре Деции подвергнут пыткам, умер.

543 г. - эдикт императора Юстиниана с осуждением Оригена как еретика, осуждение оригенизма на Пятом Вселенском Соборе в 553 г.

Труды: «Начала» ; «Гексапла» (первый образец научной библейской критики)»; толк. на Ев. и др.

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский (III век). Благодарственная речь Оригену.

Святитель Афанасий Александрийский (III – IV век). Хорошее образование, в молодости испытывал влияние Оригена. Воздействие монашеского образа жизни и послушания. Был чтецом, секретарем свт. Александра Александрийского; сопровождал его на I Вселенский Собор (325); стал его преемником. Активные пастырские труды, укрепление веры и

нравов паствы, распространение христианства в стране, укрепление связи Александрии с остальным Египтом. Борьба с арианами, их нападки и клевета; неоднократные смещения с кафедры, ссылки и изгнания. Вселенский глава борьбы за никейское православие.

Богословие святителя Афанасия Александрийского

Экзегетика: Принцип самодостаточности Священного Писания, Священное Писание и его толкование составляют неразрывное единство,Важность обращения к авторитетным толкованиям, т. к. еретики, используя в своих целях Писание, искажают его полный смысл, «Цель и отличительная черта святого Писания - возвестить нам о Спасителе две истины, Основной принцип правильного истолкования Писания - знать лицо, предмет и время.

Христология: Пытался привести разумные основания для вочеловечения Сына Божия, Ясно учит о едином Лице Господа Иисуса Христа и о двух Его природах и природных действиях, но практически отсутствует учение о человеческой душе Иисуса Христа, Исповедует в Спасителе по вочеловечении две природы - Божественную и человеческую; кеносис Слова Божия - принятие на Себя нашего «смиренного тела», Вместе с двумя природами исповедует во Христе и два природных действия; при этом тесное взаимодействие обеих природ.

Святитель Кирилл Александрийский (IV – V век). Неизвестно, где и у кого учился; в 412 г. занял Александрийскую кафедру; представитель александрийской архиепископской «династии», начавшейся со свт. Афанасия Александрийского, в IV-V вв. соперничавшей с Константинопольским патриархатом. Главный борец с Несторием и отстаиваемыми им крайностями антиохийской богословской школы, организатор III Вселенского Собора, на котором было осуждено учение Нестория и утверждено почитание Девы Марии Богородицей. Один из наиболее значительных богословов своего времени, создатель христологической доктрины: синтез идей свт. Афанасия Александрийского, каппадокийцев и Аполлинария Лаодикийского; ввел термин «ипостасное единство». Автор большого количества экзегетических, апологетических и догматических трудов.

Богословие святителя Кирилла Александрийского

Экзегетика: ВЗ. Толкования на Пятикнижие - содержат аллегорическое толкование обрядов, законов и событий, как прообразов Новозаветных событий. НЗ. Беседы на Четвероевангелие имеют догматико-полемический характер.

Христология: В полемике с несторианством употребил выражение «единая природа Бога Слова воплощённая», Согласно толкованию VI в. свт. Кирилл признавал две совершенные природы во Христе, Божественную и человеческую, а формулировкой «единая природа» стремился выразить ипостасное единство, отсутствие отдельной ипостаси у человеческой природы Христа; словом «воплощенная» подразумевает и совершенное человечество, В «Толковании на Евангелие от Луки», говорит о неизменности двух природ, что радикально отличается от последующего миафизитства, сведшего понятие человечества внутри «единой природы» к индивидуальному человечеству Христа.



2018-07-06 401 Обсуждений (0)
Александрийская богословская образовательная программа: основные элементы, принципы, учителя, особенности; отношение к «эллинской мудрости»; вклад в христианское богословие. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Александрийская богословская образовательная программа: основные элементы, принципы, учителя, особенности; отношение к «эллинской мудрости»; вклад в христианское богословие.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)