Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Христианское образование на Западе в конце V–XI вв.; западные учители этого периода о христианском познании.



2018-07-06 307 Обсуждений (0)
Христианское образование на Западе в конце V–XI вв.; западные учители этого периода о христианском познании. 0.00 из 5.00 0 оценок




Временной отрезок в почти VI веков включает в себя немало явлений, которым как придают большое значение, так и пытаются опровергнуть их весомость. Ключевым, пожалуй, является появление Монастырских школ, в образование и развитие которых, огромный вклад внес святой, почитающийся как в католичестве, так и в православии - Бенедикт Нурсийский, основатель бенедиктинского ордена, который являлся главным оплотом учености начиная с VI века вплоть до его угасания к X-XI векам и устава для этих монастырей.

Монастырские школы:

Итак, своему существованию монастырские школы обязаны Бенедикту Нурсийскому, по уставу которого жили монастыри. В итоге орден преобразовался в институт, который являлся одним из важнейших культурно-исторических факторов в истории средневекового образования. Орден оказался неким проводником знаний, он сумел передать древние классические и христианские учения новым христианским, романо-германским народам.

Школы при монастырях делились на две части: внутреннюю и внешнюю. Первая предназначалась исключительно для будущих монахов. Основой средневекового школьного преподавания были семь свободных искусств, но прежде, чем приступить к ним необходимо было пройти элементарный курс, который включал в себя чтение псалтири, письмо, церковное пение, церковное счисление и элементарный курс грамматики. Обучали с 7 лет, но были и исключения, когда брали с 5.

Элементарный курс представляет из себя обучение практическим предметам (чтение, письмо и т.д). Теперь обратимся к семи свободным искусствам. Они были унаследованы от императорского Рима и включали в себя следующие дисциплины: грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку, первые три составляли первый курс, который назывался тривиум, второй курс, включавший оставшиеся дисциплины, назывался квадривиум, и прохождение курса происходило в основном в этом порядке, но были и исключения.

Полный курс мог быть доступным только при условии достаточности педагогических сил, иначе он мог быть не полным, либо поверхностным.1 От Рима достались также руководства по обучению, известностью пользовалось сочинение Марка ТеренцияВаррона, который помимо семи свободных искусств имел еще отделы, посвященные медицине и архитектуре. Часто в таких книгах употребляли форму диалогов, Беда Достопочтенный

предпочитал именно такую форму, доказывая это тем, что такое обучение более легкое, потому что напоминает игру. Диалог представлял из себя разговор между учителем и учеником, где первый задавал вопросы, а второй отвечал на них.2

О предметах семи свободных искусств (мне кажется, не так обязательно; если интересно, то читайте):

Главной наукой считали грамматику, она представляла из себя более обширную область, нежели это представляется в настоящее время. Помимо прочего она включала в себя чтение авторов, толкование их, а также стилистика, метрика, и отчасти риторика. В основном книга по грамматике находилась в руках у учителя, тот читал, переводил текст грамматики, а ученики повторяли, записывали и заучивали. Учитель проверял записанное и исправлял ошибки. Начинали с Эзоповских басен, затем читали Вергилия, или заменяли языческого автора христианским, например, Пруденцием. Помимо этих авторов изучали Овидия, Горация, Терренция и других латинских авторов, греческий почти не изучался. Ученики рассказывали выученное, писали на латинском стихотворения о святых.

Далее переходили к риторике и диалектике. Риторикой часто пренебрегали, считая, что красноречие может развиться само. При изучении риторики проходили классиков, но часто довольствовались сочинениями Блж. Августина и Марциана Кацеллы. Но в таких выдающихся культурных центрах, как монастырь Святого Галла знакомились с Цицероном и Квинтилианом. Практикой служило писание писем и даже памфлетов.

Диалектику Рабан Мавр ставит выше риторики, по его мнению, диалектика необходима духовным лицам для того, чтобы разбираться в хитросплетениях еретиков и успешно бороться с последними. На современной терминологии, пишет, Константин Иванов, диалектика может означать скорее логику. Занимались в основном позднейшими авторами: Марцианом, Капеллой, Боэцием, Кассиодором, и др. В большом употреблении был сжатый учебник Алкуина. Практическими упражнениями были диспуты или прения на богословские темы. Со временем, когда диалектика сблизилась с богословием, то грамматика уступила ей первенство.

К квадривиуму приступали только самые даровитые ученики. При изучении арифметики пользовались исключительно римскими цифрами, что сильно затрудняло вычисления, а примеры даже на сегодняшний день не из легких. При прохождении арифметики пользовались учебником Боэция. Геометрию тоже проходили по учебнику Боэция, а также Капеллы, но геометрия в то время была больше похожа на географию, так как изучались сведения о Земле и описания о ней, в курс геометрии входила также медицина. Астрономия основывалась на исследованиях Птолемея о движении солнца вокруг земли, и в основном имело практический смысл: разъяснение церковного календаря, определение времени празднования Пасхи и т.п.3

При изучении музыки уделялось основное время теории.4 Все эти предметы служили основанием для богословия, некоторые видели в них помеху для изучения богословия, но, к счастью, св.Отцы считали полезным изучение языческой мудрости.5

§1.2 Каролингское возрождение

В труде Ле Гоффа есть по поводу Каролингского возрождения интересные замечания. Во-первых для того, чтобы употреблять сам термин «Возрождение» тогда отсутствовали даже количественные показатели: поднятие уровня образованности не вышло за рамки аристократии. Более того, Ле Гофф считает, что Каролингское возрождение «практически положило конец остаткам начального образования, которое меровингские монастыри распространяли среди детей и окрестных деревень», а потому «учебники французской истории заблуждаются в своих восхвалениях Карла Великого (кстати, неграмотного), делая из него покровителя школ и предшественника Жюля Ферри.». Т.е. это возрождение было направлено сугубо на «взращивании» «чиновников и политиков для замкнутой, крайне малочисленной элиты».6

И что самое для нас существенное, и что отличало характер всей той эпохи, это отношение к книгам, как просто к драгоценности, поэтому была развита каллиграфия, поэтому книги украшались драгоценными камнями, что свидетельствовало о минимальной скорости оборота книга в те времена и бескультурье эпохи. 7

§1.3 Соборные школы

Карл Шмидт пишет, что в половине VIII столетия монахи Бенедиктинского ордена все еще жили соблюдая строгие монашеские правила, а между тем приходские священники проводили досуг в распутстве. Это и побудило Хродеганга, еп.Метцского в 742-766 годах собрать священников, принадлежащих к его кафедре, для монастырской уединенной жизни и для обучения юношества по измененному Бенедиктинскому уставу. Живя по общему строгому уставу или канону, священники или каноники жили как в монастыре, занимаясь сообща работами и оказывая друг другу строжайшее повиновение. От монахов они отличались тем, что могли иметь собственное имущество.8 Их школы – кафедральные или соборные – прежде всего имели целью приготовить желающих поступить на службу церкви, но, помимо этого, там преподавали высшее духовное образование и для мирян. И образование подразумевало в первую очередь воспитание.9Заслуга Хродеганга еще в том, что он смог вывести науку за пределы монастырей в города, благодаря чему последние становились центрами научной жизни, что являлось культурным фактором для возрождения городов с благоприятной почвой для появления интеллектуалов, потому что, как пишет Жак Ле Гофф, интеллектуал средневековья на Западе рождается вместе с городами. 10

Вернемся к труду Шмидта для более подробного описания системы преподавания соборных школ. Помимо теологических наук в школах читались Гомер, Виргилий, Саллустий, Стаций, Теренций, Цицерон, Сенека, сочинялись латинские и греческие стихи, обучались живописи и каллиграфическому чистописания и пр. В первую очередь учили грамматике, церковному пению и счету. Второй курс вместе с грамматикой включал в себя еще чтение древних классиков. В Падерборяской соборной школе учили математике, физике, музыке, риторике, диалектике.

Соборные школы встретили со всеобщим одобрением и уже в 816 году при Людвиге Благочестивом все соборные церкви каролингской державы по уставу снабжены были школами, которые распространились во всем западной церкви под руководством папы. Часто при соборной церкви и в маленьких городах учреждались фундуши или коллегиальные церкви, имевшие подобное устройство и соблюдавшие те же правила, как и соборные, но в них изучали не все семь свободных искусств, а лишь тривиум. Но канонические школы, пишет Шмидт, также довольно быстро склонились к упадку, когда с пол. XI века началась активная борьба церкви со светской властью.

§1.5 Образование в Европе - X-XI века

Карл Шмидт отзывается об 10-11 веках как о времени нравственного упадка и разложения образования. Говоря упадке образования в 10 веке в Европе, мы подразумеваем скорее Францию, Италию, и, возможно, в рамки нашей критики подпадают и некоторые другие страны, подлежащие влиянию папы. В Германии на тот момент власть короля была сильнее, а потому разврат, смердящий от папской курии, не доносился с такой силой и откликом до этого государства и центр научной жизни переносится туда. Карл Шмидт называет еще два фактора способствующие развитию науки в этой стране в то время. Первое это переселение ирландских и британских монахов, которые были изгнаны со своей родины датчанами и норманнами.11 Шмидт их описывает как очень религиозно-горячих, набожных и благочестивых монахов, и называет их людьми «исполненными научной трезвости». Вторым фактором автор считает исходивший «научный дух» от младшего сына Генриха (876-936) , брате Оттона I (912-973) - Бруноне. Предназначенный для духовного сана с 13-ти лет заведовал канцелярией, получил отличное образование, учился и у Греков, подпал под влияние Ирландского епископа Израиля и его охватило течение более глубокого понимания Св.Писания, которое, кстати, развивалось и в вышеупомянутом Монастыре Святого Галла. Брунон открыл дворцовую духовную школу, в которой, помимо тривиума ввел преподавание и угасающего квадривиума (в том смысле, что он уже мало где преподавался на должном уровне). Из-за Альп были доставлены лучшие рукописи классиков и с еще большим рвением стали изучаться древние поэты, ораторы и историки.

Из дворца наука стала распространяться по всей стране и монастырские школы стали быстро развиваться.

Но уже к XI веку Германия снова отстает по культурному развитию от Франции. Причин тому множество: закрепощение крестьян, смешение немецкого и латинского языков, распутство мирских и духовных лиц, партийные усобицы, неумелая политика Генриха III и его предшественников. А папство, наоборот, достигло своего расцвета, этот расцвет Шмидт обуславливает появлением на папском престоле Григория VII. Автор пишет, что папа стремился к нравственному подъему человеческого рода. Обратной стороной его политикой было стремление подчинить себе светскую власть, он пытался изъять «церковь из рук светской власти...поставив ее властительницею над миром.». С этими устремлениями он вступил в борьбу с Генрихом IV за инвеституру, т.е. за право назначать на церковные должности и введение в сан. До конца XI века это право фактически принадлежало императорам Священной Римской империи. Однако в сер. XI в усиление папства привело к попыткам церкви отстоять свое право назначения прелатов.

Личности:

БОЭЦИЙ (ок. 480—524)

АницийМанлийТоркватСеверин Боэций принадлежал к знатной римской семье. Он родился около 480 г. в Риме. Боэций получил блестящее по тому времени образование — в Риме и других городах, в том числе, возможно, и в Афинах, изучив весь круг античных наук и усвоив не только форму, но во многом и суть античного знания.

Знатный, богатый, образованный, обладавший поддержкой многих римских родов, Боэций рано становится государственным деятелем, приобретает доверие короля остготов Теодориха, играет заметную роль при дворе.

С молодых лет он большую часть своего времени и энергии отдавал наукам. Около 500 г. создал целый ряд трактатов по музыке, астрономии, геометрии, арифметике (из них дошли лишь два: "Наставления к музыке" и "Наставления к арифметике, Вершиной творчества Боэция стало "Утешение философией", написанное им во время пребывания в темнице. "Утешение философией" — это одновременно философский трактат, исповедь, поэма.

Родоначальником средневекового «учебного плана» является Флавий МагнАврелийКассиодор (ок. 480 — ок. 575). Его труды сыграли важную роль для образовательного процесса западных средневековых школ. Осознав нужды своего времени, он пытался гармонизировать духовное и светское образование. В нашем исследовании мы используем его трактат 551 года

«Наставления в науках божественных и светских» 12, в котором ярко прослеживаются его устремления. Главной практической целью источника – обучить монахов в полноте понимать Священное Писание.

Франкский теолог и писатель Храбан (Рабан) Мавр Магненций (776/788— 856) родился в городе Майнце, был учеником Алкуина, и преследовал похожие цели, что и Кассиодор. Храбан пытался создать более совершенную систему преподавания. Трактат "О воспитании клириков"13 относится к числу ранних сочинений Храбана Мавра. Он написан в период его активных занятий преподавательской деятельностью и, вероятно, предназначался его ученикам. Труд состоит из трех частей, в первых двух последовательно описывается церковная иерархия, церковные службы и праздники, приведены основные священные тексты. Последняя часть – «О воспитании клириков» - посвящена наукам, знание которых, по мнению Храбана Мавра, необходима клирикам. В отличии от Кассиодора, который говорил о содержании наук, он говорит еще и о их важности клирику, из чего мы можем сделать вывод, что в то время появлялись противники изучения светских наук для клира, считая их вредными для клирика.

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (ок. 570—636)

Исидору Севильскому принадлежит честь ученого, собравшего воедино огромный объем знаний, доставшихся в наследство его эпохе, и сгруппировавшего их в фундаментальный энциклопедический труд.

Наиглавнейший труд севильца — двадцатитомные "Этимологии". Для объяснения смысла и происхождения слов Исидором собран материал по грамматике, риторике, диалектике, медицине, праву, летосчислению, истории, богословию, а также сведения о различных языках и народах. В энциклопедию Исидор включил материалы и о человеке, животных, строении космоса и

земли, жилищах и поселениях, камнях и металлах, земледелии,войне, играх, кораблях и одежде, пище и утвари. Перу Исидора принадлежат также "Сентенции", сочинение, посвященное систематическому изложению христианской догматики и морали, естественнонаучный трактат "О

природе вещей", математический — и Очислахи, исторические сочинения "О знаменитых мужах", "Великая хроника", "Истории" и многие другие.

Исидор пытается определить тип средневекового ученого и его отношение к учению педагогическим проблемам.

Беда Достопочтенный ( 672/73-735)

* Метод исследования Св. Писания: 1) тщательное изучение текста, выяснение его грамматического строя и первого, буквального, смысла и значения; 2) размышление над тем, что сказано в тексте, и соотнесении текста с остальными частями Св. Писания (контекстом); 3) выявление скрытого смысла текста; 4) выяснение его значения для личной духовной жизни.

* «Любой ряд изречений Священного Писания может пониматься в 4 смыслах: ...в историческом, иносказательном, тропологическом (моральном), и, наконец, анагогическом».

* Исторический: «что-то как буквально произошло или было сказано, так в ясных словах и разъясняется (пример: спасенный из Египта Израильский народ в пустыне построил Богу скинию).

* Иносказательный: «когда в тексте таинственными словами или событиями обозначается присутствие Христа или Таинств Церкви (пример: народ, спасенный от Египетского рабства Кровью Агнца, означает Церковь, освобожденную от тирании демонов страданием Христовым»).

* Тропологический (т. е. Моральный): «сказанное прямо или образно направлено на заботу об устройстве и исправлении нравов» (пример: Соломон говорит: «Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» (Еккл 9. 8)).

* Анагогический («ведущий в горняя»): прямо или тайно сказано о будущем воздаянии или будущей жизни на небесах (пример: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр 22. 14)).

* Особое внимание - иносказательному, или мистическому толкованию: книги Писания полезны и спасительны даже при буквальном прочтении, но тот, кто сможет понять их еще и иносказательно, увидит, что их «внутренний смысл настолько превосходнее простой буквы, насколько плоды превосходнее листьев».

АЛКУИН (730-804)

Один из крупнейших представителей англосаксонской образованности, впитавший наследие Беды Достопочтенного, и в то же время деятель Каролингского возрождения.

Отличает внимание не столько к теоретической стороне преподавания, сколько к его практическому воплощению. Поэтому его сочинения — в основном пособия для обучения: учебники грамматики, риторики, диалектики, сборник задач по арифметике и др. Этими работами пользовались в школах до конца средних веков.



2018-07-06 307 Обсуждений (0)
Христианское образование на Западе в конце V–XI вв.; западные учители этого периода о христианском познании. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Христианское образование на Западе в конце V–XI вв.; западные учители этого периода о христианском познании.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)