Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные принципы и уровни античной образовательной системы (на примере образовательных программ Платона и Исократа).



2018-07-06 329 Обсуждений (0)
Основные принципы и уровни античной образовательной системы (на примере образовательных программ Платона и Исократа). 0.00 из 5.00 0 оценок




Платон (427-348). Окончательно выявил для сознания всей античности общие рамки высокой культуры. Две формы: философская и риторическая; у истоков одной стоял Платон, другой — Исократ. Один был наследником Сократа, другой — наследником софистов. Малые сократики и их школы: Мегарская школа; Элидо-Эретрийская школа Киренская школа (Киренаики); Киники. Принципы: идеал мудрости, а не практического успеха, развитие личности, полное самораскрытие Я. Близость этих учителей к софистам и Исократу. Помимо собственно философских идей, на это указывает блистательный диалектический арсенал, который мегарская, элидско- эретрийская и происходящая от Антисфена киническая школа используют, чтобы сражаться с понятийным догматизмом Платона. Платон строит свою систему образования на основополагающем понятии истины, на достижении истины путем рационального познания. Платоновская Академия 387 не только философская, но и политическая школа, воспитывающая советников и законодателей к услугам государей или республиканских правительств. Платон дезавуирует спартанский идеал война. Настоящее поле деятельности уже не война с чужестранцами, а политическая борьба с ее восстаниями, заговорами, переворотами Диалектический метод — прямая противоположность пассивному усвоению знаний. Вместо того, чтобы предлагать ученикам уже добытый результат, Сократ, под маской которого скрывается Платон, заставляет их трудиться самих. Платон ставил греческую культуру перед нелегким выбором: должно ли образование сохранить свою художественную и поэтическую основу, или ему следует стать «научным» Их искусство, основанное на иллюзии, пагубно, ибо противно Истине- про Гомера и Гесиода. Программа традиционный пифагорейский Quadrivium: арифметика, геометрия, астрономия, акустика. Физическое воспитание отступает на второй план. Образование отходит от рыцарских

истоков и постепенно превращается в культуру грамотеев. Музыка является неотъемлемой частью образования. Главное место занимает интеллектуальная подготовка. Математика. В счете выявляют одаренные умы, которые развивают при этом занятии свою врожденную склонность ко всякого рода ученым занятиям; но и сперва неподатливые, более медлительные головы постепенно пробуждаются таким образом от своей спячки, развиваются и становятся более способны к учению, чем бы. Ее задача не в том, чтобы дать набор полезных знаний, а в том, чтобы создать «ясную голову», чтобы ум стал способен вместить умопостигаемую истину в том смысле, в каком геометрия говорит о вмещающем дугу углело им свойственно от природы. Платон отрицает пропедевтическую ценность за литературным, художественным и физическим воспитанием. Первые годы жизни ребенка должны быть заняты обучающими играми в детских садах. Образование в собственном смысле начинается для него лишь с семи лет. Оно включает в себя гимнастику для тела и «музыку», то есть духовную культуру, для души. «Средняя» школа, идущая вслед за «детским садом» (с 3 до б лет) и «начальными классами» (с 6 до 10), занимает промежуток с десятилетнего до семнадцати- или восемнадцатилетнего возраста. Платон делит обучение на три цикла по три года: с десяти лет до тринадцати— литературные занятия; с тринадцати до шестнадцати - музыкальные; и напоследок - математика. С 18-20- служба, эфеба. Занятия науками продолжаются еще десять лет, но уже на новом уровне: теперь важен общий их обзор, их соотнесенность друг с другом. Лишь в тридцать лет, по окончании этого курса трансцендентной математики и очередного, последнего отбора, можно будет осваивать собственно философский метод- диалектику, которая позволяет, отказавшись от опоры на чувственное восприятие, подняться к истинному бытию. Потребуется еще пять лет непрерывного труда. В течение пятнадцати лет он будет принимать активное участие в политической жизни, чтобы приобрести дополнительный опыт и в борьбе с искушениями упрочить свою нравственность.

Философ отказывается от этих бесплодных стремлений и, углубившись в себя, обращается «к тому внутреннему государству, которое он носит в себе», Возможно, в ту пору, когда он писал Горгия, он еще думал иначе, еще не отказался от той воли к власти, которая управляла его юношескими стремлениями (не ощущается ли своего рода сочувствие в язвительном, но столь живом портрете Калликула, безнравственного, но ловкого политика). Теперь, однако, этот этап пройден. Платон уже не сомневается, что философ, основывающийся на своем идеале внутреннего совершенствования, заранее побежден. Среди людей он всегда останется неудачником: чуждый политической и общественной жизни, поглощенный мыслями о высшем, он выглядит растяпой, как Фалес, упавший в колодец, потому что загляделся на звезды, и производит впечатление полной беспомощности; а между тем он один среди всех свободен. Таким образом, философ, устремленный к своему идеалу внутреннего самосовершенствования, замыкается в героическом одиночестве

Исократ (436-338) Практическая эффективность преподавания. Из его школы выходили либо преподаватели, либо профессиональные спорщики, либо образованные люди, Исократ обращался к среднему образованному классу Афин. Слово — это то, что отличает человека от животных; на нем основан всякий прогресс. Оно — носитель цивилизации и культуры. Культура античности стремится к идеалу оратора. Как и «малые сократики», Исократ— профессиональный преподаватель. У него была школа в Афинах 393 г, в ближайшем пригороде, совсем неподалеку от того Ликея, где позже обоснуется Аристотель. Это было открытое учебное заведение, отнюдь не имевшее характера замкнутой секты, как Академия. Обучение было платным: плата взималась вперед, как и у софистов, за полный цикл обучения, длившийся три или четыре.

О гимнастике нет упоминаний. «Философия», то есть духовная культура, то что Платон называл «музыкой», приобретает строго интеллектуальный характер: здесь почти отсутствует элемент художественный; основанием всей системы является грамматика, которая предполагает изучение классических авторов. К литературным занятиям Исократ присоединяет математику. Его зависимость от Платона в этом совершенно очевидна. Высшее образование у Исократа -обучение ораторскому искусству. Основанием являются грамматика (изучение классических авторов); математика, в которую включается «гимнастика для ума, подготовка к высшему образованию»; диалектика или философия (знания, венчающие у Платона систему образования, Исократ низводит на уровень среднего образования); философия имеет строго интеллектуальный характер, высшее образование - риторика; в противовес формальной риторики - практика: элементарный вводный курс и практика - изучение и комментирование лучших образцов; базовые тексты, включая произведения самого учителя. Риторика не безразлична к морали-пафос гражданский и патриотический. Оратор выбирает предметы, согласующиеся с добродетелью, чтобы убедить слушателей. Необходимо следовать добродетели не только в речах, но и в своем поведении, во всей жизни, потому что в речах ничто не способно придать такого веса произносимому слову, как репутация незапятнанной жизни. Литературная образованность, искусство (а не наука) слова представляют собой средство для оттачивания этой способности суждения. Но средства самого по себе недостаточно, нужен еще и природный дар, так как в этой области человеческого, нравственного бытия не существует безошибочного метода, который позволял бы любому уму, пользующемуся рациональными приемами, достичь нужного результата.

Ученики Платоновской Академии - Аристотель Стагирит 385/84 - 322/21 гг. до РХ Уроженец г. Стагира (Халкидика) в семье врача; с 367/66 г. в Афинах, членом Академии до смерти Платона затем 3 года - в кружке платоников в Ассе (Троада); с 343/42 г. воспитатель Александра Македонского; после вступления Александра на престол в 335/34 г. в Афинах, организовал школу в Ликее (по названию храма Аполлона Ликейского) после смерти Александра удаляется в Халкиду. Ученики - перипатетики (п£р1-7шт£ш - ходить по кругу) Дал первый в истории европейской философии пример школьной систематически развитой философии как науки. В отличие от пифагорейцев (осознававших специфику философии как сознательную ориентацию человека в мире чувственного опыта и наличных социальных и духовных ценностей, рационально контролируемую в рамках школы) и от софистов и Платона (в разных смыслах, но развивших институт школы и практически разрабатывавших философию как - систему воспитания и образования), Аристотель в рамках школы занят научной разработкой отдельных дисциплин; строгой терминологии и предметной области самой философии (как науки о первых началах, о сущем как таковом); систематически разработал инструментарий и методологию философского исследования, ввел жанр философского трактата, посвященного систематической разработке определенной темы. Структура философии разработанная Аристотелем логика (рассматривалась не как самостоятельная часть философии, а как введение и необходимый инструмент философии); этика (вместе с политикой представлявшая практическую философию и дополнявшаяся поэтикой и риторикой, следующими за логикой), физика (собрание сочинений по теоретической философии, излагавших учение о «природе» в широком смысле слова, включая биологию) и «метафизика» («то, что после физики», собрание текстов, относящихся к «первой философии»).



2018-07-06 329 Обсуждений (0)
Основные принципы и уровни античной образовательной системы (на примере образовательных программ Платона и Исократа). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные принципы и уровни античной образовательной системы (на примере образовательных программ Платона и Исократа).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (329)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)