Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция средневекового университета: истоки; привилегии и права; учащие и учащиеся; место и значение богословия; наиболее значимые университеты XII-XIV вв.



2018-07-06 308 Обсуждений (0)
Концепция средневекового университета: истоки; привилегии и права; учащие и учащиеся; место и значение богословия; наиболее значимые университеты XII-XIV вв. 0.00 из 5.00 0 оценок




Истоки:

Предшественники университетов – монастырские и соборные школы. Заслуга этих школ в том, что они сохранили комплекс семи свободных искусств, который был базисом для философского факультета, который во многих ун-ах был по типу начального, т.е. для поступления на другие факультеты, необходимо было пройти курс на этом факультете. Точной датой появления университетов нет. Многие университеты сами выбирали год основания, так, в 1888 году Болонский университет отпраздновал 800-летие университета, хотя он сформировался только к 13-14 векам, поэтому и удивляет то, что старейшими университетами считают Болонский и Парижский (были и другие, я просто акцентирую на них), хотя разница в годах основания почти в 200 лет. В общем веком образования первых университетов считают все же 12 век: Болонья (1088-1158), Виченца (1204), Оксфорд(1206), Кембридж (1209), Париж (1150-1215), Саламанке (1218), Неаполе (1224), Монпелье (1289).

Факторы влиявшие на процесс превращения школ в университеты можно делить на две группы: Внешние и Внутренние (самоорганизационные), причем, они влияли друг на друга,

Внешние Внутренние

Два главы - светский (император) и церковный (папа) даровали унив-там привилегии, которые возвышали университетскую корпорацию (учеников

и учителей) над другим миром (например, горожанами) или над другой

корпорацией (университетом), т.е. выделяли университет из общего числа Конкурирующие между собой учителя привлекали учеников, создавая корпорации, вследствие которой, ученики являлись, изначально, продолжателями дела учителей, а потом и всей корпорации, когда в одном месте собиралось достаточное кол-во учителей

Создание епископами соборных школ

(которые были в городах)

Позволили перенести ученость в город и

создать условия для создания

интеллектуалов – того класса, который

впоследствии был основой

университетских корпораций. Появление Интеллектуалов

Ученики и учителя, которых объединяло общее происхождение, объединялись в нации, было сформировано 4 нации, появление наций считают важным фактор в истории создания университетов.

Из-за различных особенностей в постижении определенных наук, учащие и учившиеся сформировали факультеты, которых изначально также было 4:

Философский(артистичный – считался начальным), Богословский, юридический, медицинский.

В итоге, благодаря этой компиляции были образованы корпорации не зависящие ни от правительства, ни от городов. Т.к. первоначально университет не имел своего здания, а занятия проходили по квартирам учителей, то университет мог свободно покинуть город – такое явление называлось Сецессия.

Первая привилегия была дарована Фридрихом Барбароссой в 1155 году университету в Болонье, которая наделила учеников самостоятельно выбирать судью, даже из членов магистров, а также этот документ запрещал применять санкции к одному студенту за долги другого. Право осуществления собственного суда называют академической свободой.

Позже даровались университетам привилегии на цензуру книг, присуждение степеней, наделение особых прав ректора. Особого размаха привилегии достигли среди Германских университетов.

Нужно также сказать, что часто светские или церковные главы даровали привилегии в благодарность за что-либо, т.е. власть пыталась использовать ун-ты в свою выгоду, для доказательств своих прав.

Учащие и учащиеся

Часто нельзя было провести границу между этими лицами, потому что закончив Философский факультет и поступив на другой студенты уже были магистрами и имели право учить на философском факультете. В некоторых университетах этот магистр уже мог становиться ректором, такое разве что не могло произойти в Парижском университете, поскольку он был преимущественно богословским, имел другой уклад жизни и требовал дисциплины. В итоге между учащими и учащимися часто не было разницы в возрасте.

Богословие

В большинстве университетах богословие считалось высшей наукой, поэтому преподавать Богословие можно было лишь с 35 лет. Вообще во многих первых университетах, таких как Парижский, кембриджский, Оксфордский, условия жизни внешне напоминали монастырские: Члены корпорации часто имели священнический сан, носили мантии, вели более аскетический образ жизни, обязательно посещали богослужения. В конце концов, основой факультета искусств (артистичного, или философского) оставались семь свободных искусств, которые хотя и имели светские истоки, но изучались с богословской направленностью, т.е. их использовали именно для подготовки клириков. Университеты часто использовали в Богословских спорах, папы использовали ун-ты для борьбы с еретиками.

На богословском факультете изучали главным образом Священное Писание и

«Сентенции» Петра Ломбардского (нач. XIIв. – 1160). Лекции имели туже форму, что и везде – комментирование мест.

Образовательный цикл: 6 лет;

Студенты, продолжая обучение, могли преподавать сами и занимать церковные должности, в конце обучения им присваивались звания магистра теологии, а затем лиценциата (преподавателя, допущенного к чтению лекций, но еще не защитившего докторскую диссертацию).

Из личностей: можно выделить Пьера Абеляра (нач. 12 века), которого считают одним из основателем парижского университета (надеюсь вы помните о нем из источника)

Петр Ломбардский (сер.12 века) ум 1160) –ученик Пьера, был магистром Парижской школы. Главное сочинение – «сентенции в четырех книгах» - первый католический свод догматического богословия в одну книгу. Позднее «Сентенции» стали базовым учебником по католическому богословию и оставались им до эпохи Реформации и Контрреформации.

Фома Аквинский (1225-1274) – итальянский философ, был членом ордена доминиканцев, схоластик основатель томизма, разработал систематическое учение католической-церкви, являлся самым авторитетным ученым-богословом в свое время.

Самыми значимыми университетами являлись, конечно, Болонский и Парижский университеты, т.к. их формы послужили примером для будущих университетов, главное отличие, главное отличие Болонского в том, что изначально корпорацию составляли учащие, они нанимали учителей, и могли были перестать им платить, если не нравились лекции, но из-за трудности разделение учеников и учителей впоследствии в корпорацию стали входить все

В Парижском же было наоборот, корпорацию составляли Учителя, потому что этот ун-т имел цель в воспитании клириков, которые должны иметь послушание, кроме того, ун-т возник на основе нескольких школ.

В последующих университетах корпорацию составляли все члены университета, даже торгующие бумагой.

Древнейшими университетами в Великобритании считают Оксфордский и Кембриджский.

В Оксфорде была резиденция короля, поэтому город и набрал популярность среди учеников, хотя первое время большинство студентов все равно уезжали заграницу.

Кембриджский университет смог догнать хотя бы по численности только к 15 веку. Германские университеты возникли только в 14 веке и первый Пражский университет возник благодаря одновременно светской и церковной главы, к тому времени университеты уже не самоорганизовывались, и университеты учреждали только либо папа, либо император, исключением являлся Грайфсвальдский университет, который был основан светской личностью из самой богатой семьи того города.

 



2018-07-06 308 Обсуждений (0)
Концепция средневекового университета: истоки; привилегии и права; учащие и учащиеся; место и значение богословия; наиболее значимые университеты XII-XIV вв. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция средневекового университета: истоки; привилегии и права; учащие и учащиеся; место и значение богословия; наиболее значимые университеты XII-XIV вв.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)