Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отцы-Каппадокийцы: личный пример образования; теоретическая и практическая деятельность в области христианского просвещения.



2018-07-06 371 Обсуждений (0)
Отцы-Каппадокийцы: личный пример образования; теоретическая и практическая деятельность в области христианского просвещения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Великие каппадокийцы — собирательное название отцов церкви второй половины IV века. К их числу обычно относят земляков и сподвижников, происходивших из Каппадокии: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, а также иногда Амфилохия Иконийского с их друзьями и единомысленниками.

Каппадокийская школа

Богословская школа не как образовательное учреждение, а как богословской направление 2-й пол. IV в., представленное свт. Василием Великим, свт. Григорием Нисским и свт. Григорием Богословом (Великие каппадокийцы) (иногда к ним причисляют свт. Амфилохия Иконийского). Именование - по происхождению и месту служения (малоазийская провинция Каппадокия).

Особенности времени и места: 1) подъем в греческом богословии (победа христианства над язычеством и активное изучение христианами классической античной философии и науки); 2) освоение наследия Оригена, в том числе, через его непосредственного ученика - свт. Григория Чудотворца, еп. Неокесарийского (свт. Григорий был духовным наставником бабки свт. Василия и свт. Григория Нисского - св. Макрины Старшей), а через это с богословием свт. Афанасия Великого, защитника никейской веры в предшествующий период.

Св. отцы-каппадокийцы, следуя общей линии церковной полемики с арианством и его модификациями, отстаивали единосущие Отца и Сына, Отца и Св. Духа, причем с объяснением возможности синтеза единства и троичности.

Существенный шаг Каппадокийцев в обосновании и употреблении новой терминологии в учении о Св. Троице: разграничение понятий «сущность» (οσα) и «ипостась» (πστασις), позволившее выразить неизреченное единство Трех, реальность одновременно и единства и троичности.

Отрицание ереси пневматомахов, учивших о тварности Св. Духа (утверждение божественности Св. Духа, закрепленное II Вселенским Собором.

Полемика с Евномием, утверждавшим возможность постижения Божественной сущности: каппадокийцы настаивали на абсолютной непознаваемости Бога в Его сущности.

Полемика с аномеями, придававшими гипертрофированное значение человеческим словам и концепциям: каппадокийцы, отстаивая непостижимость Божества по сущности, признавали Его постигаемость в Его действиях (энергиях).

Свт. Василий Великий

Свт. Григорий Богослов

Свт. Григорий Нисский

Получили лучшее светское образование (свт. Василий и Григорий Богослов - в Афинской академии; свт. Григорий Нисский – в риторских школах КесарииКаппадокийской и самостоятельными научными занятиями); изучали Священное Писание, сочинения ранних отцов Церкви, сочетая с аскетическими подвигами.

Свт. Василий в 370 г. занял Кесарийскую кафедру.

Свт. Григорий Богослов в 372 г. занял Сасимскую кафедру; после смерти отца временно принял на себя управление Назианзской епархией; в 380-381 гг. занимал Константинопольскую кафедру, от которой отказался; до 383 г. управлял Назианской епархией, после чего удалился в фамильное имение и вел аскетический образ жизни.

Свт. Григорий в 372-375 и вновь с 378 г. - епископ города Ниссы (Малая Азия); с 379 г. митрополит Севастийский.

Активные участники тринитарных споров (окончательная формулировка догмата о Троице)

Великие Каппадокийцы об христианском воспитании и знании

Свт. Василий. Личный опыт: изучение Священного Писания и отцов Церкви, удалившись в монастырь, сочетая с аскетическими подвигами; стали стекаться последователи - устроились общежительные общины (особые школы – христианской жизни и богопознания), для которых свт. Василий составил правила («Малый» и «Большой Аскетикон» или «Монашеские правила»).

Идеал христианской жизни: удаление от мира (мир не может познать Бога, нужно бежать из общества «рассеянных» людей, не имеющих страха Божия; без уединения невозможно пребывать в молитве и богомыслии). В монашеское братство принимаются по обоюдному согласию и семейные люди; дети в общине живут особо, под руководством духовно опытного старца; обет девства они дают только после того, как закончат общий курс обучения и сформируют свой ум.

Преимущества общежития перед отшельничеством (обязанности по отношению друг к другу, взаимопомощь; возможность жить полноценной духовной жизнью, несмотря на несовершенство каждого; восполнение друг друга; в общежитии лучше познавать самого себя; духовное назидание за счет общения с братьями и духовным наставником; взаимное послушание, служении любви; яснее осознаются свои недостатки. Отшельническое житие не отрицается, но ставится на 2-е место после общежития и возможно только для совершенных.

Руководитель монашеского братства призван обладать особым духовным дарованием, и по своим собственным заслугам ходатайствовать перед Христом за своих учеников.

Вера и знание дополняют друг друга: насколько человек верует, настолько и познает; насколько знает, настолько и верует; вера - принятие без рассуждения проповеданного в полноте истины; подвиг веры - в твердой уверенности в истинности слов Божиих.

В мирских науках вера как принятие без доказательств основных принципов предшествует знанию, в христ. же учении знание, почерпнутое из Божественного Откровения, предваряет веру, поскольку для веры прежде

всего нужно усвоить понятие о существовании Бога; в таком случае вере необходимо довериться рассудку, чтобы иметь умственное представление о Боге.

Свт. Григорий Богослов. Требования к богослову ( «Пять слов о богословии»).

Служение слову - главное дело жизни; однако не слову как искусству, но слову о Боге, стать не «любословом», но «любомудром», не ритором, но богословом. Бог открывается человеку как воплощенное Слово, поэтому жертвой Богу со стороны человека должно стать прежде всего слово, которое «священнее и чище всякой бессловесной жертвы»; благодарение Богу должно воздаваться также «посредством слова»; «плодоношением праведным и общим для всех причастившихся благодати».

Богословом может быть не всякий, но только ведущий созерцательный образ жизни и очищающий себя для Бога (духовное очищение – необходимое условие богословствования); участвовать в богословских дискуссиях могут лишь тот, кто занимается этим «усердно»; наконец, не всякая богословская тема может обсуждаться вслух.

Нельзя богословствовать без благоговения; недопустимо, чтобы догматы обсуждались с каким угодно слушателем - «чуждым и нашим, враждебным или дружественным, благонамеренным и злонамеренным»; богословие - «мистерия-таинство»; превращаемое в предмет публичных дебатов, оно десакрализуется, утрачивает свою мистическую сущность.

Богословие не есть ни наука, ни искусство, ни профессия: оно есть мистическое восхождение к Богу. Для богословствования необходимы не столько усилия разума, внешняя образованность или начитанность, сколько смирение и скромность. Ни знакомство с опытом других людей, ни священный сан не дают человеку право богословствовать.

В проповедь богослова могут вслушиваться христиане, очищающие себя жизнью по заповедям Божиим; неочищенные не должны принимать участие в богословской дискуссии; участвующие в дискуссии с целью уловить богослова и обвинить его в догматической неблагонадежности, не место в среде богословов (богословие не может быть движимо злобой).

Подлинное богословие рождается не в спорах на догматические темы, а в молчаливом и смиренном предстоянии живому Богу.

 



2018-07-06 371 Обсуждений (0)
Отцы-Каппадокийцы: личный пример образования; теоретическая и практическая деятельность в области христианского просвещения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отцы-Каппадокийцы: личный пример образования; теоретическая и практическая деятельность в области христианского просвещения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)