Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Антиохийская богословская образовательная программа: основные элементы, учителя, особенности; вклад в христианское богословие.



2018-07-06 373 Обсуждений (0)
Антиохийская богословская образовательная программа: основные элементы, учителя, особенности; вклад в христианское богословие. 0.00 из 5.00 0 оценок




В отличие от Александрийской не представляла собой единого образовательного учреждения с преемственностью дидаскалов, хотя отдельные представители ее подвизались на поприще церковного учительства. Как богословское направление Антиохийская школа существовала на протяжении IV-V вв. и развивалась наряду, а иногда и в противовес Александрийской школе.

Основатель Антиохийской школы сщмч. Лукиан был известен преимущественно своей критической работой над текстами Св. Писания; его редакция Септуагинты получила широкое распространение в Сирии, М. Азии и др. эллинизированных областях Востока. Наряду с критическим исследованием текста Лукиан, вероятно, занимался и толкованием Писания, но, поскольку собственные его произведения утрачены, об этом толковании практически ничего неизвестно. Вместе с ним в Антиохии подвизался и некто Дорофей, о к-ром сохранились самые скудные сведения. Вокруг св. Лукиана сплотилась тесная группа учеников, среди которых было несколько главных деятелей буд. «арианствующей партии» (сам Арий, Евсевий Никомидийский, Астерий Софист и др.). Однако догматическая позиция ранних представителей Антиохийской школы не являлась однородной; среди них был и один из столпов Православия в период Никейского Собора свт. Евстафий Антиохийский. Связующим началом общего богословского направления Антиохийской школы в первый период ее существования был, вероятно, только метод толкования Св. Писания. Своего расцвета школа достигла во времена Диодора Тарсийского, свт. Иоанна Златоуста, Феодора Мопсуестийского и блж. Феодорита Кирского, которые, как правило, сочетали специфичный для антиохийцев подход к Св. Писанию с характерными акцентами в христологии. Развитие Несторием и некоторыми его сторонниками христологических посылок Антиохийской школы до крайнего предела и осуждение его на III Вселенском Соборе, повлекшее за собой преобладание александрийского направления в правосл. богословии, нанесли серьезный удар репутации школы. Период с 431 г. до Эфесского «разбойничего собора» в 449 г. знаменуется гонениями на представителей Антиохийской школы и ее упадком. Даже «реабилитация» на Халкидонском

Соборе (451) выразителей антиохийских тенденций, блж. Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, не смогла приостановить этого упадка. Во 2-й пол. V - 1-й пол. VI в. еще можно говорить (с нек-рой долей условности) о слабом течении «новоантиохийцев» в общем русле правосл. богословия. Христологические воззрения этого течения отражаются у свт. Геннадия I Константинопольского, Ираклиана Халкидонского и Василия Киликийского. Но осуждение «трех глав» на V Вселенском Соборе (553) положило конец последним самостоятельным проявлениям Антиохийской школы в истории правосл. мысли. Лишь в Эдесско-Нисибинской школе она приобрела себе в определенном смысле преемницу и наследницу.

Богословие Антиохийской школы

* Экзегеза Антиохийской школы частично опиралась на методы интерпретации текстов языческих александрийских филологов: текст должен быть объяснен «из самого себя»; внимание на историческом подходе: каждую книгу Библии изъяснять, исходя из конкретного исторического контекста ее написания.

* Внимание прежде всего на «цель» или «намерение» отдельных книг Писания, их тщательный анализ.

* «Историзм» представители Антиохийской школы включали обычно в общехристианскую этическую и сотериологическую перспективу миросозерцания - «морализирующий» характер.

* Стремясь сочетать методы историко-филологической критики с постулатом богодухновенности Священного Писания, допускали иногда и иносказания, но очень умеренные - типологическая экзегеза.

* С «историзмом» и «реализмом» антиохийских церковных писателей были тесно связаны и их христологические воззрения: в их богословских рассуждениях важное место занимала земная жизнь Господа Иисуса Христа и ее человеческие реалии. Антиохийская школа с особенным ударением указывала на человеческую природу в Иисусе Христе; влияние диалектики Аристотеля заставляло их различать там, где для Александрийцев был важен момент единства. Антиохийцы охотнее говорили: Бог и человек, а не: Богочеловек.

Как следствие – отчасти уже у Диодора Тарсийского, преимущественно же у Феодора Мопсуестийского – заметно стремление «симметрии» в христологии, т. е., равенстве природ во Христе (диофизитство). В качестве термина для обозначения соединения двух природ некоторые антиохийцы использовали слово συνάφεια (соприкосновение), имеющее оттенок

неполноты и поверхностности соединения (у александрийцев обычно использовался термин ἕνωσις - единство).

* Т. о., предпосылки образования ереси несторианства созревали в недрах Антиохийской школы, хотя степень приверженности этим взглядам у конкретных ее представителей различна.

* Диофизитство (греч. δυο - «две» + φύσις - «природа, естество») - христологическая концепция, признающая в Иисусе Христе две природы – Божественную и человеческую, в условном единстве (в отличие от миафизитства, где единство природ считается полным и реальным).

* Две точки зрения об ипостасях в диофизитстве:

1) в Христе одна ипостась (Халкидонство), в одном субъекте две воли;

2) в Христе две ипостаси (Несторианство), в двух субъектах две воли.

* Халкидонский собор: однозначное отвержение учения Нестория, исповедание односубъектнойдиофизитской (двухприродной) христологии.

В области экзегезы антиохийские толкователи многим обязаны филологическим изысканиям Оригена, касающимся текста Св. Писания. После резкого и враждебного столкновения на Эфесском Соборе в сфере христологии наблюдалась явная тенденция к примирению, нашедшая свое выражение в единении между свт. Кириллом и «восточными» богословами (433), а также в последовавшей богословской эволюции блж. Феодорита. В определенной степени синтез христологических посылок 2 школ (Антиохийской и Александрийской) осуществился в «Томосе» папы свт. Льва Великого (13 июня 449), ставшем одним из главных источников Халкидонского вероопределения. Благодаря этому вероопределению наиболее ценные аспекты антиохийской христологии были органично включены в правосл. догматику, превратившись в ее необходимый компонент. Благодаря творениям свт. Иоанна Златоуста и блж. Феодорита лучшие стороны антиохийской экзегезы стали неотъемлемой частью правосл. Предания.

 



2018-07-06 373 Обсуждений (0)
Антиохийская богословская образовательная программа: основные элементы, учителя, особенности; вклад в христианское богословие. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Антиохийская богословская образовательная программа: основные элементы, учителя, особенности; вклад в христианское богословие.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)