Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тридентский Собор (1545-1563)



2018-07-06 359 Обсуждений (0)
Тридентский Собор (1545-1563) 0.00 из 5.00 0 оценок




Собор был созван 1545 в городе Тридент. Основная проблема— борьба с Реформацией.

На Тридентском соборе были подтверждены все католические догматы, было принято решение, направленное на повышение образовательного уровня священников, их духовности, усиление церковной дисциплины…

Рождение ордена, дата и место которого (15 августа 1534 г., Монмартр, Париж) хорошо известны, справедливо связывается с упорной деятельностью Игнатия Лойолы (1491-1556),испанского дворянина. (Повредив ногу на воинской службе, и после нескольких сложных операций, вследствие чего, у него одна нога была короче, потом, он начал читать романы и жизнеописание Иисуса Христа….решил поменять свою жизнь, был уверен в своем сверхъестественном призвании,.., стал нищенствовать, жил в пещере, потом поступил в университет-вокруг него стал образовываться кружок ревностных последователей…..В Париже он решил, что настало время для “подвижничества” совсем особого, что нужен орден, который стал бы надежнейшей опорой пап в борьбе с врагами католической церкви. Понадобилось несколько лет, пока Лойола обдумал этот замысел, завербовал группу последователей и собрал сумму денег, нужную для начала. 15 августа 1534 года Лойола и шестеро его приверженцев собрались в одной из парижских церквей и принесли монашеские обеты, прибавив к ним новый обет беспрекословного повиновения папе. Этот день, собственно, и следовало бы считать первым в истории ордена иезуитов. Папа Павел 3 одобрил рвение Лойолы и орден иезуитов был официально утвержден лишь 27 сентября 1540 года.Своеобразие иезуитского ордена сразу бросалось в глаза. Старые ордена имели свои монастыри - у иезуитов их не было. Прочие монахи обязательно носили рясы - иезуит мог ходить и в светской одежде, если этого требовали интересы церкви; он мог даже скрывать свою принадлежность к ордену.

Лойола выразил настоятельное требование эпохи: внимание к индивидуальному, к личности. То, что индивидуальность приобрела особую ценность, нашло свое выражение в Обществе Иисуса. Каждый иезуит ощущал себя социальным атомом, но при этом понимал, что Общество организует всю его жизнь. И при необходимости отдельные индивиды вдруг оказывались узлами организационной сети, становившейся видимой и прочной.

Общество Иисуса получило каноническое утверждение в сентябре 1540 г., когда папа Павел 3 подписал первую «Институцию»—краткий устав ордена. Первым генералом иезуитов стал Лойола. Его знаменитые «Духовные упражнения» явились первым и главным основанием деятельности быстро растущего ордена. Уже к 1556 г. (год смерти Лойолы) Общество насчитывало более 900 членов, а спустя еще десять лет—около трех с половиной тысяч братьев. удача не всегда была благосклонной к иезуитам. Их неоднократно изгоняли из разных стран. Но всякий раз гонения переносились иезуитами со смирением и завидной уверенностью в последующем возрождении. Вновь возрастала популярность ордена среди мирян. Столь значительный прогресс был достигнут Обществом Иисуса потому, что иезуиты лучше понимали свою основную цель и четко определяли задачи. Деятельный, агрессивный характер ордена, стремление Лойолы сделать иезуитов настоящими представителями Христа, душой и телом преданными Спасителю, сделали их наиболее пригодными для выполнения сложной работы, так что интеллектуальные, духовные результаты их служения оказались во многом более высокими, чем у реформаторов и собратьев из других католических орденов. Основная идея ордена—возвращение к истокам христианства, очищение церкви от порчи, но с сохранением традиций.

Путь вступления в орден был трудным, многоступенчатым и занимал около 10 лет. Принятие «простых обетов»—бедности, целомудрия, послушания—сменялось изучением гуманитарных дисциплин и философских курсов, затем следовали несколько лет проповедничества или преподавательской деятельности, рукоположение, изучение богословия и,часто,различных наук, по которым братья нередко получали ученые степени, год высшей подготовки и, наконец, торжественные обеты и обет послушания папе, после которого иезуит терял возможность отказа от любого предписания генерала ордена и уподоблялся, говоря словами Лойолы, «трупу» или «посоху в руках старца».

Теоретическим выражением новой концепции образования стал «Ratio Studiorum»—свод педагогических правил, «школьный устав» Общества Иисуса, опубликованный впервые в1599г. Над созданием этого внушительного памятника педагогической мысли трудились самые известные профессора иезуиты. Напомним, что иезуит должен быть готовым к выполнению любого поручения папы, генерала, других начальников и наставников, готовым физически, морально и интеллектуально. Одной монашеской святости, как показывают уже первые шаги деятельности братьев, оказывается недостаточно. Задача иезуита—«стать всем для всех, чтобы приобрести всех» для блага ордена—недостижима без современного образования.

Главная цели иезуитов—восстановление интеллектуальной и духовной мощи католицизма.

Успешность педагогики Общества Иисуса в период Контрреформации требует комментариев. чтобы понять секрет успеха, обратим внимание на то, кого и как учили иезуиты.

Сразу скажем, что иезуиты старались никому не отказывать в получении образования, но основное внимание уделяли высшему образованию для высших слоев общества (или для тех, которые, могли в будущем оказаться полезными Обществу). Учащиеся иезуитских коллегий делились на три группы. К первой относились схоластики, т.е. те, кто готовился принять обеты и вступить в орден. Ко второй и третьей группам принадлежали те, кто не собирался носить монашескую одежду, но стремился получить хорошее образование (отпрыски знатных и богатых фамилий, жившие в пансионах и учившиеся за весьма солидную, но в то же время разумную плату, а также дети более бедных родителей, жившие в интернатах).. К третьей группе относились экстерны, социальный состав которых был более пестрым. Общество Иисуса очень неохотно занималось начальным образованием. Начальные классы открывались только в тех местах, где не было вообще никаких школ.

Коллегии первой ступени, примерно соответствовавшие гимназическому уровню, назывались «грамматическими классами». Основное внимание в них уделялось изучению классических языков. В течение трех лет. В третьем классе добавлялись основы греческого языка. В общем, образование оказывалось вполне достаточным для большинства детей дворянского сословия и «городских элит». Школы второй ступени, «филологические классы», имели цель приготовления к постижению «высших наук»,т.е. к университету «умеренно». Она была призвана развивать ум, но не мешать изучению языков. В коллегиях второго уровня учащийся приобретал умение свободно читать и писать по-гречески.

Коллегии третьего уровня имели статус «высших классов» и давали собственно университетское образование, позволяя получать по окончании степени бакалавра «свободных искусств», а также магистра философии или богословия.

Необходимо признать, что система образования, оформленная и закрепленная в «Ratio Studiorum» на рубеже XVI– XVII вв., оказалась столь успешной и потому, что была востребована обществом, соответствовала данному времени. Иезуиты—преследуя, не будем забывать, собственные цели—учили лучше и качественнее, строили учебный процесс более продуманно и гибко, чем их конкуренты. (Столь же гибко они подходили к вопросам платы за обучение.) И тем не менее уже к середине XVII в. грандиозная система начинает «давать сбои». Несмотря на огромное число учебных заведений и учащихся, авторитет и популярность, иезуитское образование теряет те качества, о которых мы только что напомнили. Оно утрачивает гибкость, замедляет развитие, отстает от времени. Успех иезуитской системы, создававшейся во второй половине XVI в., был временным. Он заключался в том, что иезуиты сумели выстроить процесс обучения так, что цели обучающих и цели учащихся во многом пересекались (в смысле логического «пересечения объемов понятий»), а иногда даже казались совпадающими. Воспитанники получали качественное, полноценное образование, вполне достаточное и для военной карьеры, и для гражданской службы, и для ученых занятий. Говоря современным языком, выпускники иезуитов были конкурентоспособными и востребованными обществом. При всей строгости организации жизни и учебы—а может быть, благодаря этой строгости—выпускники коллегий, академий и университетов Общества Иисуса оказывались людьми не просто эрудированными72, но и «порядочно» образованными. Более того, они оказывались свободно и нестандартно мыслившими людьми нового времени, «социальными атомами», «юридическими лицами», являясь при этом добрыми христианами и сохраняя верность католической вере и Обществу Иисуса.

 



2018-07-06 359 Обсуждений (0)
Тридентский Собор (1545-1563) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тридентский Собор (1545-1563)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)