Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модернизация» университетов в эпоху Просвещения в XVIII в.; образовательные идеи Филиппа Якова Шпенера и Августа Германа Франке; новые черты университета в Галле.



2018-07-06 394 Обсуждений (0)
Модернизация» университетов в эпоху Просвещения в XVIII в.; образовательные идеи Филиппа Якова Шпенера и Августа Германа Франке; новые черты университета в Галле. 0.00 из 5.00 0 оценок




А) Христиан Томазиус - изучал право, философию. Немецкий философ и юрист, деятель Просвещения, первый из немецких философов начал писать на немецком языке, заложил основы немецкой философской терминологии. Принимал участие в создании Университета Галле (1694), был его ректором.

Один из первых из немцев решился заявить, что пора философии перестать быть служанкой богословия, ее следует понимать как общеполезную светскую мудрость; предметом философии должен быть человек с его моральным миром; ближайшая ее задача — не ученость, а образование, её орган — здравый смысл.

Христиан Вольф - изучал математику, физику и философию.

Профессор университета в Галле; ректор (1743). Представитель естественного права.

Революция, произведенная Вольфом в философии XVIII в.: превращение ее из статичной догматической схемы в развивающуюся научную дисциплину; проблема метода философского познания мира.

«Вольфианский» метод: основан на точности определений и логичности доказательств в духе математических построений.

Филипп Шпенер (XVII-XVIII век) - изучал философию и богословие, самостоятельно изучал историю, древнееврейский язык и Ветхий Завет. Был помощником проповедника.

Пиетизм; Усиленная борьба со схоластикой; Усиление роли пневматологии: богословие - «внутренняя школа Святого Духа», который является «истинным Учителем и Доктором»; Усиление значения назидательной литературы; Усиление роли практического богословия:

1) специальные упражнения в «практическом благочестии», самостоятельная «медитация» над текстами Библии с обсуждением и исправлением ошибок и заблуждений;

2) «теологическая практика».

Вовлеченность в активную церковную жизнь мирян

Август Франке (XVII-XVIII век) - Собрал при Лейпцигском университете кружок магистров для основательного изучения Священного Писания в оригинале и классических языков, находившихся в упадке; Решение исправить испорченное общество через воспитание детей; сблизился с Шпенером, пиетист; проповедник в Августинской церкви, создание кружка для изучения герменевтики, педагогики и дидактики. По рекомендации Шпенера получил профессуру греческого и восточных языков во вновь учреждавшемся университете Галле и место пастора в Глауха близ Галле.

Основал Дом для сирот, крупнейший в Германии XVIII в. опыт создания образовательных учреждений нового типа, основанных на сплаве идей пиетизма и Просвещения. Франке был профессором в Галле.

1694- Университет в Галле первый модернизированный университет. Галле был тогда главным и очень бурным центром пиетизма. Новый университет отвечает потребностям лютеранского большинства подданных, но при этом тесно контролируется властями.

Впервые на практике применен принцип веротерпимости. Смена иерархии факультетов за счет понижения ранга богословского и возвышения юридического Представитель нового поколения ученых-юристов - Христиан Томазиус; принцип Галле: (Право, право и ничего больше), сфера юридического факультета признается универсальной, принадлежащие к ней знания, основанные на идеях Просвещения – необходимыми каждому человеку, вступающим на службу.

В Галле лекции читаются на немецком языке в противовес латыни (к концу XVIII в. утвердится во всех университетах). Новая университетская ценность: толерантность и взаимное уважение ученых.

Профессора Галле – слава немецкого Просвещения: Фридрих Гофман; Кристоф Целлариус; Август Франке.

Идеи пиетизма и Просвещения: активные дела милосердия, особенно ревностное следование всем христианским добродетелям; внимание к воспитанию личности.

Начальные школы-интернаты; Учительская гимназия; латинская школа. Поощрение научной деятельности, особенно изучения языков. «Восточная коллегия» для приготовления профессоров восточных языков и миссионеров. Отделение педагогической подготовки преподавателей средних учебных заведений от научной, университетской.

Конец XVIII века, Эпоха Просвещения – кризис, утилитарная тенденция: специализированные высшие школы (сословные школы или профессиональные училища для будущих военных, инженеров, врачей) в сознании общества и приоритетах государства вытесняют университетское образование; посещаемость университетов уменьшается, престиж падает.

Именно в немецких землях внутри единой «доклассической» эпохи, протянувшейся с середины XIV до начала XIX в., сперва произошла конфессионализация, т. е. разделение университетского пространства на протестантскую и католическую части,[5] а затем началась «модернизация» (затронувшая в большей степени протестантские, а в меньшей – католические университеты), общий смысл которой заключался в том, чтобы поставить университеты на службу государству. «Модернизированный» немецкий университет, воплощенный в XVIII в. всего в нескольких, но оттого чрезвычайно важных примерах, представил собой смешанный, пограничный между эпохами тип, который демонстрировал, каким образом внутри «доклассической» модели формировались принципы «классического» университета.

«Модернизация» немецких и российских университетов в эпоху Просвещения

Начало «модернизации»: Галле

Предпосылки для «модернизации» немецких университетов создало усилившееся после Реформации влияние государства на университет, непосредственное вмешательство в управление университетом. К этому добавлялись, как и в прежние века, финансовые выгоды, которые государство извлекало из притока студентов в «свой» университет и прекращения утечки студенческих денег в другие университеты. Побуждением к «модернизации» могли выступать и различные аспекты политического или конфессионального положения того или иного княжества в империи.

Так, университет Галле был открыт, прежде всего, благодаря тесному сочетанию государственной и конфессиональной политики.

Пиетисты и лично сам Франке первоначально находили полное взаимопонимание с юристами из круга Томазиуса, признавая общую просветительскую основу своей деятельности, но потом захотели власти.

В Галле принцип веротерпимости нарушался самим государством, что лишний раз демонстрировало двойственные последствия его вмешательства в университетскую жизнь. Государственный контроль в Галле впервые был распространен на такие области, которые раньше относились лишь к ведению корпорации. В системе университетского

управления сочетались корпоративные обычаи и новые тенденции подчинения государству.

Так, университет получил традиционные привилегии, в том числе судебный иммунитет. Университетский суд был подчинен тайному советнику юстиции при берлинском дворе. Должность и компетенции ректора были переданы в исключительное ведение основателя. Полномочный представитель ректора в университете получал название проректора, выбираемого из профессоров.

В уставе указывалось, что при принятии решений проректор должен обращаться за советом к одному из профессоров-юристов, имевшему звание «ординария» (директор).

Финансирование поступало напрямую из казны курфюрста.

Если директор в университете Галле по рангу стоял ниже проректора, то пост канцлера университета, напротив, был рангом выше. В указе же о назначении канцлера, функции этой должности определялись по-новому: в задачу канцлера входило вкупе с директором «осуществлять надзор за учащими и учащимися», и в целом оказывать профессорам поддержку полезными «советами и делами» и помогать «привести университет к доброму порядку и цветущему состоянию». Должность канцлера оплачивалась из казны.

Завершением такой новой системы являлось назначение двух кураторов университета.

Итак, открытие университета Галле – первого немецкого университета эпохи Просвещения – имело важное значение в различных аспектах университетской истории. Впервые система преподавания была обновлена настолько, чтобы вернуть интерес студентов к науке, и к тому же привлечь выходцев из дворянского сословия. Был найден новый облик университетского ученого, сближавший его с представителями дворянской культуры, переносивший в университеты сам язык эпохи Просвещения (наибольший вклад в это внесли X. Томазиус и X. Вольф). Торжество рациональной философии значительно повлияло на развитие научной мысли XVIII в., и, например, учебники Вольфа в течение целого столетия служили образцовыми для преподавания во многих университетах, в том числе и в России.

В то же время именно в Галле впервые начали институционально оформляться новые взаимоотношения между университетом и государством, когда университет, оставаясь еще по форме автономной корпорацией со средневековыми, подчас давно устарелыми привилегиями, подпадал под сферу государственного контроля и, потенциально, государственного управления.

Правда, через несколько десятилетий после своего основания, с уходом первого поколения профессоров, Галле перестал соответствовать тем высоким требованиям, которые утвердились на начальном этапе его развития.

Так или иначе, но новый просветительский «призыв», прозвучавший из Галле, не остался без ответа, и эстафету в деле развития образцового университета эпохи Просвещения перехватил Гёттинген. Однако не следует забывать, что и Галле, и Гёттинген являлись исключениями на фоне общей стагнации большинства немецких университетов, неуклонного падения их общественного авторитета, как и собственно числа студентов.

БОГОСЛОВИЕ ШПЕНЕРА

Основателем лютеранского пиетизма и его наиболее выдающимся богословом был Филипп Шпенер. В его учении пиетизм представлен весьма сдержанно. Он стремился сохранить ортодоксальную доктринальную основу без каких-либо изменений. Однако, рассматриваемые им вопросы и даже сам способ изложения свидетельствовали о зарождении нового богословского духа и нового способа мышления.

Шпенер предложил ряд реформ для преодоления упадка, в котором тогда пребывала церковь. Он призывал, например, к большему распространению изучения Библии. С этой целью он рекомендовал создание обществ содействия благочестию. Всеобщее священство должно реализоваться через взаимное наставление и душепопечение. Шпенер предложил также реформу богословского образования: диалектический метод следовало заменить чтением Библии и литературы духовного содержания. Лютеранский пиетизм возник, прежде всего, как движение реформ, преследовавшее практические цели, однако постепенно он преобразил также богословское и общее мировоззрение. Согласно Шпенеру, только личный опыт может быть основанием уверенности как в естественной области, так и в сфере откровения. Потому личный опыт верующих становится основанием верности богословского знания. Только родившийся свыше христианин может быть истинным богословом, познавшим истину откровения. Шпенер различал плотское и духовное знание. Первое он считал мертвым, доступным и невозрожденным. То есть вероучение как некое внешнее знание можно постичь без помощи Духа, однако, чтобы познать веру в истинном смысле этого слова, необходимо обрести рождение от Духа. Эти идеи опирались на совершенно иные предпосылки, чем те, из которых исходит лютеранская ортодоксия, представители которой были убеждены, что понимание истины откровения при любых обстоятельствах требует просвещения Духом Святым. Пиетисты возражали, что такое знание доступно даже неверующим. Поскольку свет Духа в ортодоксальном понимании означал свет, присущий самому Слову, истинное учение могут проповедовать даже люди, не обретшие рождения свыше.

Шпенер критически относился к философии Аристотеля и отрицал возможность ее применения в богословии. Канонический авторитет Ветхого Завета не оспаривался. Шпенер считал, что Бог разными путями действует, обращая разных людей, Франке настаивал на обязательном наличии в жизни каждого христианина определенного момента, когда он пережил обращение, которое последовало за внутренним кризисом (борение покаяния), вызванным проповедью Закона. Шпенер также избегал законнических указаний. Пиетисты из Галле внесли большие изменения в богословскую науку. Основным в богословской деятельности стало изучение Библии, преследовавшее

практические назидательные цели. Был упрощен сам метод толкования. Более раннее представление о наличии единственного, буквального смысла каждого отдельного фрагмента Писания постепенно ушло, оно сменилось двойным, а то и тройным значением — буквальным, духовным и мистическим. Подобная система облегчала толкование тех фрагментов Ветхого Завета, которые казались оскорбительными. Догматические изыскания были ничтожны. Богословы из Галле ограничивались кратким повторением ортодоксальной доктринальной системы с отклонениями, допущенными Шпенером. Философский понятийный аппарат был отвергнут. Сразу после своего возникновения пиетизм столкнулся с жестокой оппозицией со стороны ортодоксальных богословов. Пиетистов критиковали за взращивание всякого рода ересей, а также за размывание истинного учения своим безразличным отношением.



2018-07-06 394 Обсуждений (0)
Модернизация» университетов в эпоху Просвещения в XVIII в.; образовательные идеи Филиппа Якова Шпенера и Августа Германа Франке; новые черты университета в Галле. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Модернизация» университетов в эпоху Просвещения в XVIII в.; образовательные идеи Филиппа Якова Шпенера и Августа Германа Франке; новые черты университета в Галле.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)