Конспект индивидуального занятия
Дата: 24.10.2017 г. Возраст: 10 лет – Алексей С. Тема: «Дифференциация звуков [С – Ш]». Цели и задачи: закреплять знания о звуках [С – С’ – Ш]; учить дифференцировать звуки [С – С’ – Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать навыки фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, навыки работы со словами-паронимами; тренировать в составлении рассказа по плану. Оборудование: буквы С – Ш (запись на доске:); символы для обозначения звуков [С – С’ – Ш]; модели слов; карточки с изображением предметов одежды; картинки с изображением Малыша, кошки Матильды и Карлсона; план для составления рассказа. Ход занятия. 1. Знакомство с темой занятия через припоминание героев прошлого занятия. Логопед: Рассмотри предметы одежды и постарайтесь припомнить, кому они могли принадлежать? (Малыш и Карлсон «принесли» на занятие звуки [С – С’ – Ш].) Картинки: ботинки, штанишки, жилет, рубашка, майка. 2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. II. Основная часть 1. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа. Логопед: Однажды Малыш и Карлсон играли. Они поспорили о том, как нужно правильно составлять слова: каждый хотел вставить только свою любимую букву. Давай попробуем разрешить их спор. Вставь в модели слов буквы С – Ш. Проверь, существует такое слово или нет. Модели слов (запись на карточках):БА...НЯ, КА...КА, ...УТКИ, ...КАЛА, ...ПОРЫ, ПЛЮ... Вывод: басня – башня, каска – кашка, сутки – шутки, шкала – скала, споры – шпоры, плюс – плюш. Логопед: Запишите пары слов (запись на доске) и сравните их по написанию, звучанию и значению. 2. Дифференциация [С – Ш] на уровне словосочетания и предложения. Логопед: Потемнело во дворе Видно, скоро детворе Спать пора уже ложиться. Что же может им присниться? Может, быстрая река? Может, в небе облака? Вы и сами узнаете это, Подскажу я лишь приметы. Малышу снились предметы и разные карточки со словами, где был звук [Ш], а Карлсону – со звуком [С]. Соедини картинки и слова так, чтобы получились словосочетания. Картинки: шорты, шинель, мишка, сапоги, усы, следы, шарики, серьги. Слова: косолапый, кошачьи, солдатская, мамины, дядины, новые, синие, красивые. 3. Закрепление знания норм орфографии. Запись словосочетаний. Логопед: Запиши словосочетания и укажите в них звуки занятия. 4. Работа на уровне предложения и текста (задание 8. с. 19). Логопед: Однажды утром Малыш и Карлсон решили немного пошалить: сочинить смешной рассказ о любимой кошке Фрекен Бок - Матильде. Но Карлсон предложил для начала подкрепиться. Малыш и Карлсон в кухню пришли, Хотят позавтракать они. Едва ступили на порог – А их встречает Фрекен Бок. Едва лишь двери им открыла – Дает расческу, щетку, мыло... Прочитай строки стихотворения К.И. Чуковского и вставь в текст слова (гребешок, душистое, пушистое, порошок). Да здравствует мыло ... , И полотенце ... , И зубной ... , И густой .... 5. Развитие связной речи (задание 9. с. 20). Логопед: Справились Малыш и Карлсон с заданием Фрекен Бок и уселись на диванчик сочинять рассказ о кошке Матильде. Давайте к ним присоединимся. Составьте рассказ о кошке по плану. Логопед предлагает изображение кошки и план рассказа. 1. У кого была кошка? 2. Как ее звали? 3. Какого цвета у нее шерсть? 4. Какой она породы? 5. Какого она цвета? 6. Чем она любит питаться? 7. Как она любит играть? 8. Где она спит? 9. Как ты относишься к кошкам? III. Итог занятия Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Давай прочитаем для Малыша, Карлсона и Фрекен Бок получившийся рассказы. Конспект группового занятия Дата: 25.10.2017 г. Возраст: 9-10 лет Логопедическое заключение: ФФНР Тема: Дифференциация звуков [С – Ц] в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Цели и задачи: познакомить детей со звуками [С – Ц]; развивать навыки фонематического восприятия, анализа и синтеза; расширять словарь уточнять понимание семантики слов; закреплять навык словообразования слов при помощи приставок и суффиксов, навыки звукового и слогового анализа и синтеза; учить дифференцировать звуки [С – Ц] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие и память. Оборудование: буквы С - Ц (запись на доске); зеркала (на каждого ребенка); картинки с контурным изображением птиц; пособие «Зернышки»; предметные демонстрационные картинки с изображением цапли и аиста; текст рассказа (запись на доске). Ход занятия Оргмомент 1. Работа с многозначными словами. Логопед: Прочитайте слова, записанные на доске, и объясните их значения. Слова: коса, лисички, месяц, цвет, цепь. 2. Знакомство с темой занятия через развитие фонематического восприятия. Логопед: Послушайте еще раз многозначные слова и определите согласные звуки, которые повторяются в них. (Звуки [С – Ц]) 3. Сформулировать теми занятия и записать ее на доске. II. Основная часть 1. Сравнительная характеристика звуков [С – Ц] (задание 1.2. с. 22). Логопед: Произнесите перед зеркалами звуки [С – Ц], рассмотрите их артикуляцию. Дайте характеристику звуков. С - согласный, глухой, твердый, свистящий, простой. Ц - согласный, глухой, твердый, свистящий, сложный (Т + С). Логопед: Как свистит насос? Как стрекочет кузнечик? 2. Чтение слоговых таблиц ( задание 3. с. 22). СА - СА - ЦА ИС - ИЦ - ИС ЦО - ЦО - СО СЫ-СЫ-ЦЫ АС-АЦ-АС УС-УЦ-УЦ 3. Развитие фонематического восприятия. - изолированно: Ц, С, С, К, ТЬ, Ц, Ш, Щ, Ц, С, Ц; Картинка: Буквы С — Ц - в слогах: ЦО, СА, СЫ, УЦ, ШО, ТЕ, ЫЦ, ЫС; — в словах: цепь, собака, солнце, лиса, сцена, косить, циркуль, сидеть. 2. Знакомство с героями занятия (задание 4. с. 23). Логопед: Запишите названия картинок. Подумайте, почему они здесь нарисованы? Картинки: аист, цапля. 5. Развитие зрительного восприятия и уточнение словаря птиц. Логопед: У аиста и цапли много знакомых среди птиц, которым нравятся звуки [С – Ц]. Обведите контурные изображения и назовите этих птиц. Картинки: скворец, сова, сыч, ласточка, снегирь, сорока, трясогузка, стриж, страус. Логопед: Что вы заметили? (Во всех названиях птиц звук [С]). 6. Развитие умений словообразования при помощи суффиксов. Уточнение словаря. Логопед: Птицы проголодались. Подумайте и скажите, что мы сможем им предложить? (Лягушек, мошек, червяков, овес, пшеницу, просо...) Посмотрите, кто-то рассыпал необычные зерна: на них записаны слоги. Соберите зернышки-слоги и составьте из слогов слова. Запишите их в два столбика (запись на доске): С и Ц. Слоги: цве, ты, су, дак, ци, фры, куз, нец, мат, рос, па, рус, та, зы, та, ра. Приблизительный перечень слов: цветы, судак, матрос, кузнец, парус, цифры. Логопед: Какие зернышки никто не клевал? (Тазы, тара.) Почему? (В них нет звуков занятия.) 7. Закрепление знания названий профессий,обозначающихлии женского пола. Логопед: Аист и цапля играли в игру. Аист называл слова: сварщик, наладчик, буфетчик... Цапля захотела узнать, как будут называть ее, если она выберет одно из этих слов? Послушайте слова и образуйте от них имена существительные женского рода. Слова: сварщик, наладчик, обманщик, буфетчик, двоечник, модник, фокусник, выдумщик, проказник, укротитель, воспитатель, странник, садовник, летчик. Логопед: Назовите слова, которые не являются названиями профессий. 8. Развитие логического мышления (задание 5. с. 23). Логопед: Помогите аисту и цапле. Отгадайте загадки и помогите аисту и цапле правильно записать слова-отгадки. Кто всех пугается, Квохчет, квохчет, кудахчет Под кустом спасается, Всех детей собирает. На зуб волку попадается? (Заяц) (Курица) В ночь ему не спится, В зеркало глядится. (Месяц) 9. Дифференииаиия [С – Ц] в словах (задание 6. с. 23). Логопед: Цапля и аист никак не могут разобраться в словах. Помогите им. Назовите предметы и подпишите под ними букву С (синего или зеленого цвета) или Ц (синего цвета). Картинки: серьги, цыпленок, индеец, скакалка, огурец, кресло, синица, кактус, сирень. 10. Дифференииаиия [С – Ц] в тексте. Логопед: Однажды с цаплей произошла интересная история. Она захотела рассказать об этом. Прочитайте рассказ цапли и замените картинки словами (слова в скобках заменены картинками). Назовите слова со звуками занятия. Скажите, какие слова могла выбрать цапля, а какие - аист? Птица помогла У тети Тани на (палец) было золотое (кольцо). Проходила раз тетя Таня по (мост) через (болотце) и уронила в воду (кольцо). Она очень расстроилась. Вдруг видит: идет по (болотце) большая серая (цапля). Подошла (цапля) поближе, сунула длинный (клюв) в воду и достала (кольцо). Тетя Таня была очень рада. III. Итог занятия Логопед: Припомните тему занятия. Назовите из рассказа слова со звуком, для которого подходит следующая характеристика: согласный, твердый, глухой, сложный.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (886)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |