Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конспект группового занятия с обследованными детьми по преодолению нарушений устной и письменной речи.



2018-07-06 1083 Обсуждений (0)
Конспект группового занятия с обследованными детьми по преодолению нарушений устной и письменной речи. 0.00 из 5.00 0 оценок




Дата: 03.11.2017 г.

Возраст: 9-10 лет. Логопедическое заключение: ОНР III.
Тема: «Дифференциация предлогов и приставок».

Цели и задачи: закреплять знания детей о приставках и пред­логах; знакомить детей с предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками (правописанием и ме­стоположением в слове); учить обозначать предлоги с помо­щью, графической схемы, дифференцировать предлоги и приставки; развивать слуховое внимание, логическое мыш­ление и навыки фонематического анализа и синтеза.

Оборудование: таблица (для оргмомента), записанные на карточках предложения, схемы для обозначения предло­гов и приставок, картинка с изображением девочки При­ставки.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Развитие логического мышления и фонематического анализа и синтеза.

Логопед: Посмотрите на доску и прочитайте слова. Что это может быть? (Предлоги.) А чем могут быть еще эти зна­ки?(Отдельными буквами и слогами.) Постарайтесь соста­вить шесть слов из этих знаков.

С ПО НА
О ЗА К
ОТ СО ПОД

(С, СО, НА - СОСНА; К, О, ЗА - КОЗА; НА, СО, С - НА­СОС, К, ОТ - КОТ; С, О, К- СОК; О, К, НА - ОКНА.)

2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

Логопед: Какие частички слов мы путаем с предлогами и пишем со словами слитно? (Приставки.)

Логопед вместе с детьми припоминает правило о право­писании предлогов и приставок.

II. Основная часть

1. Развитие слухового внимания.

Логопед: Послушайте слова с предлогами и слова с при­ставками и поднимите соответствующие символы.

Логопед раздает карточки с графическим обозначением предлогов и приставок.

Слова: доехал, к дому, по улице, по мостовой, поехал, пе­реплыл, с плиты, откусил, от стены, под домом, подчерк­нул.

2. Закрепление знания о приставках.

Логопед: А вы знаете, почему приставки пишутся со словами слитно? Нет? Тогда послушайте сказку о приставках. Попробуйте сформулировать правило о приставках само­стоятельно.

В глухом лесу жила девочка Приставка. Давным-давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и оста­лась жить в лесу. На большой и красивой поляне она по­строила себе избушку. Лесные жители приходили к ней в гости. Приставка жила и не тужила.

Однажды слова пошли в лес за грибами и ягодами. Це­лый день они бродили, собрали полные корзины и уже со­брались поворачивать обратно, но обнаружили, что не пом­нят дороги домой. Сели слова на пенечек и горько заплака­ли. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь заблудившимся путникам. Они позвали девочку Приставку.

На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девоч­ка Приставка взяла фонарики, раздала их словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но Слова так боя­лись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так и дошли до деревни. Стала девочка прощаться со слова­ми, да не смогла оторваться от некоторых из них, так были слова напуганы. Делать нечего, осталась Приставка с неко­торыми словами, как их часть, приклеилась в начале слова, да так и держится!

С тех пор самые пугливые слова никуда не ходят без при­ставки, а некоторые лишь изредка

встречаются без нее. А есть и такие, которые примеряют к себе много разных при­ставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова.

Итак, приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3.Дифференциация предлогов и сходных приставок.

Логопед: Послушайте стихотворения и найдите сходные слова. Где слово с предлогом, а где слово с приставкой?

Зависело б от мыла -

Веснушки я б отмыла.

Решили лисы кролика запечь,

А кролик из духовки прыг за печь.

4. Соотнесение предлогов и приставок с символами для обозначения на письме. Дифференциация предлогов и приставок.

5. Физминутка.

Логопед: Послушайте стихотворение и изобразите напи­сание слов с предлогами и приставками: если слова с пред­логом — разведите ладони в стороны, если нужно писать сло­во с приставкой — хлопните в ладоши.

Логопед: медленно читает слова с предлогами и с при­ставками, а дети выполняют движения.

Слова: входить, написать, измерить, на стене, у друга, про маму, проехать, по дороге, подарить...

6. Дифференциация предлогов и приставок во фразах. Развитие умения строить словосочетание.

Логопед: Прочитайте слова первого и второго столбика (запись на карточках). Составьте словосочетания и назо­вите слова с приставками и предлогами.

(НА)ПИСАТЬ (НА)СТОЛЕ

(В)БЕЖАТЬ (ОТ)ГРЯЗИ

(ПО)ПЛЫВЁТ (СО)СТУЛА

(ОТ)МЫЛА (В)КОМНАТУ

(ЗА)БЕЖАЛ (НА)ДОСКЕ

(СО)СКОЧИЛ (ГЮ)РЕКЕ

(НА)КРОШИЛ (ЗА)УГОЛ

7. Запись словосочетаний. Обозначение предлогов и приставок.

  1. Работа по языковому анализу и синтезу на уровне предложения. Составление схем предложений.

Логопед: Вставьте предлоги и приставки (запись на кар­точках). Составьте схемы предложений со словами с пред­логами и приставками.

  • Змей ...цепился ...ветку.
  • ... стол кто-то... крошил.
  • Мальчик ...бежал ...остановки.
  • Всадник ...вязал лошадь ...дерева.

III. Итог занятия

Логопед: Придумайте предложение с предлогом НА, а теперь слово с приставкой НА-.

 

 

 

Приложение № 8

Анализ системы логопедической работы в школе

Приступая к прохождению практики, вначале я познакомилась с системой логопедической работы на школьномлогопункте.

Целью создания логопедического пункта является оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).

Основными задачами логопедического пункта являются: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ; разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Режим работы логопедического пункта:
Понедельник 11.00 – 15.35

Вторник 13.00 – 17.00

Среда 11.00 – 15.00

Четверг 13.00 – 17.00

Пятница 11.00 – 15.00

Консультации для родителей: понедельник, четверг 16.00 - 17.00. Запись на индивидуальные консультации производится в часы работы.

Учитель-логопед: Новикова Наталья Аркадьевна, имеет высшее педагогическое образование по специальности учитель начальных классов с дополнительной специальностью логопедия, имеет первую квалификационную категорию, общий стаж работы 24 лет, в том числе 6 лет в данной должности.
Кабинет оборудован: зоной для индивидуальной работы; рабочей зоной для занятий с группой детей; игровой зоной; методической зоной. Зона индивидуальной работы - предназначена для проведения индивидуальных логопедических занятий. Оборудование: полка, стулья, настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением. Зона групповой работы - предназначена для проведения групповых занятий с учащимися. Оборудование: парты, стулья ученические, классная доска, индивидуальные зеркала. Зона учебно-методического и учебно-дидактического материала - предназначена для размещения учебно-методической литературы, наглядно-иллюстративного материала, игр. Оборудование: шкаф для пособий.
Логопедический кабинет отвечает следующим требованиям: наличие достаточного количества дидактического материала и наглядных пособий; соответствие содержания дидактического материала возрасту детей и характеру речевых нарушения учащихся; систематизация дидактического материала в соответствии с основными разделами: соблюдение единого формата дидактических пособий; правильное хранение дидактических пособий, эстетичность их оформления. Основные направления работы логопеда: диагностика нарушений устной и письменной речи; профилактика дисграфических и дислексических нарушений у учащихся начальных классов; коррекция нарушений устной и письменной (различные виды дисграфии, дислексии; дизорфографии) речи; консультативная работа с педагогами и родителями учащихся.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи, заикание, недостатки произношения – фонетический дефект, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим, фонетическим недоразвитием речи). При этом, в первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению общеобразовательных программ (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим, фонетическим недоразвитием речи).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 сентября по 15 сентября и с 15 мая по 30 мая. Обследование обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются в «Журнале обследования состояния устной и письменной речи». Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи (табл. 1).

 

Таблица 1 - Предельная наполняемость групп

Группы обучающихся Наполняемость
С общим недоразвитием речи до 3
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) до 4
С ФФНи ФН до 5
С недостатками чтения и письма, обусловленными ОНР до 5
С заикающимися до 3
С нарушением письма, обусловленным ОНР до 2

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту, которая является итоговым результатом фиксирующим диагноз. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. В случае необходимости уточнения диагноза, обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (неврологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и другими специалистами) или в ПМПК.
Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Логопедические занятия проводятся во внеурочное время с учётом режима работы общеобразовательной школы.
Анализ письменных работ логопатов на начало и конец учебного года показывает положительную динамику формирования навыка грамотного письма - уменьшается количество дисграфических ошибок. Как правило, остаются ошибки на орфографические правила.
Мониторинг дисграфических ошибок(И.В. Садовникова).

Практика показывает, что в письменных работах школьников, имеющих заключения «аграмматическаядисграфия» и «дизорфография», можно выделить одинаковые типы ошибок. Следовательно, в условиях логопункта общеобразовательной школы коррекционно-развивающую работу по преодолению нарушений письма у данной группы учащихся, возможно проводить по одной программе.

Результатом данной системы коррекционной логопедической работы по предупреждению и преодолению нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательной школы является: коррекция речевых нарушений;развитие речи в единстве всех ее функций (коммуникативной, познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями и индивидуальными особенностями ребенка;усвоение и автоматизация навыков орфографического письма;улучшение качества всей учебной деятельности школьников, о чем свидетельствует повышение успеваемости детей не только по предмету «Русский язык», но и по другим учебным дисциплинам.

 


 

Приложение № 11

Самоанализ

Свою педагогическую практику, в должности учителя – логопеда логопедического пункта, я проходила в Муниципальном казенном образовательном учреждении Каргатская средняя школа № 1.

Во время практики я ознакомилась с организацией работы логопедического кабинета, с документами регламентирующие работу учителя - логопеда.

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны коррекционной работы. Для организации эффективной коррекционной работы необходимо своевременное и качественное обследование с целью выявления детей, имеющих нарушения устной и письменной речи. Для этого в школе организована социально-психологическая служба, одним звеном из которой, является функционирование школьного психолого-педагогического консилиума. Я увидела на практике взаимосвязь логопеда с другими участниками коррекционно-образовательного процесса. Ознакомилась с формами и содержанием коррекционной логопедической работы в группах детей с разными речевыми нарушениями устной и письменной речи. Проводила обследование устной и письменной речи десяти учащихся 3 класса, в том числе, зачисленных на логопедический пункт, заполнила речевые карты. Результаты обследования письменной речи младших школьников и анализа работ, представлены в табличной форме.

Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку.

Составила консультацию для родителей. Проводила групповые и индивидуальные занятия по преодолению имеющихся у детей нарушений устной и письменной речи. Оценивала деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Создавала ситуацию успеха, отмечая малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулировала его желание двигаться дальше. Я четко определила для себя, что основой любых достижений и успехов является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния.В своей работе опираюсь на знания основ теории общей и специальной педагогики, общей и возрастной психологии, физиологии, методик коррекционной работы с детьми, имеющими речевые недостатки, а также на личный опыт.



2018-07-06 1083 Обсуждений (0)
Конспект группового занятия с обследованными детьми по преодолению нарушений устной и письменной речи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конспект группового занятия с обследованными детьми по преодолению нарушений устной и письменной речи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1083)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)