Конспект группового занятия с обследованными детьми по преодолению нарушений устной и письменной речи.
Дата: 03.11.2017 г. Возраст: 9-10 лет. Логопедическое заключение: ОНР III. Цели и задачи: закреплять знания детей о приставках и предлогах; знакомить детей с предлогами (правописанием и их ролью в предложении) и приставками (правописанием и местоположением в слове); учить обозначать предлоги с помощью, графической схемы, дифференцировать предлоги и приставки; развивать слуховое внимание, логическое мышление и навыки фонематического анализа и синтеза. Оборудование: таблица (для оргмомента), записанные на карточках предложения, схемы для обозначения предлогов и приставок, картинка с изображением девочки Приставки. Ход занятия I. Оргмомент 1. Развитие логического мышления и фонематического анализа и синтеза. Логопед: Посмотрите на доску и прочитайте слова. Что это может быть? (Предлоги.) А чем могут быть еще эти знаки?(Отдельными буквами и слогами.) Постарайтесь составить шесть слов из этих знаков.
(С, СО, НА - СОСНА; К, О, ЗА - КОЗА; НА, СО, С - НАСОС, К, ОТ - КОТ; С, О, К- СОК; О, К, НА - ОКНА.) 2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске. Логопед: Какие частички слов мы путаем с предлогами и пишем со словами слитно? (Приставки.) Логопед вместе с детьми припоминает правило о правописании предлогов и приставок. II. Основная часть 1. Развитие слухового внимания. Логопед: Послушайте слова с предлогами и слова с приставками и поднимите соответствующие символы. Логопед раздает карточки с графическим обозначением предлогов и приставок. Слова: доехал, к дому, по улице, по мостовой, поехал, переплыл, с плиты, откусил, от стены, под домом, подчеркнул. 2. Закрепление знания о приставках. Логопед: А вы знаете, почему приставки пишутся со словами слитно? Нет? Тогда послушайте сказку о приставках. Попробуйте сформулировать правило о приставках самостоятельно. В глухом лесу жила девочка Приставка. Давным-давно она отстала от своих родителей, заблудилась, да так и осталась жить в лесу. На большой и красивой поляне она построила себе избушку. Лесные жители приходили к ней в гости. Приставка жила и не тужила. Однажды слова пошли в лес за грибами и ягодами. Целый день они бродили, собрали полные корзины и уже собрались поворачивать обратно, но обнаружили, что не помнят дороги домой. Сели слова на пенечек и горько заплакали. Они плакали так громко и горько, что на их плач вышли из чащи звери и решили помочь заблудившимся путникам. Они позвали девочку Приставку. На лес надвигалась ночь. В небе появился месяц. Девочка Приставка взяла фонарики, раздала их словам и просила держать их впереди себя, освещая дорогу. Но Слова так боялись идти ночью по лесу, что крепко прижались к девочке. Так и дошли до деревни. Стала девочка прощаться со словами, да не смогла оторваться от некоторых из них, так были слова напуганы. Делать нечего, осталась Приставка с некоторыми словами, как их часть, приклеилась в начале слова, да так и держится! С тех пор самые пугливые слова никуда не ходят без приставки, а некоторые лишь изредка встречаются без нее. А есть и такие, которые примеряют к себе много разных приставок, и от этого их значение меняется, появляются новые слова. Итак, приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 3.Дифференциация предлогов и сходных приставок. Логопед: Послушайте стихотворения и найдите сходные слова. Где слово с предлогом, а где слово с приставкой? Зависело б от мыла - Веснушки я б отмыла. Решили лисы кролика запечь, А кролик из духовки прыг за печь. 4. Соотнесение предлогов и приставок с символами для обозначения на письме. Дифференциация предлогов и приставок. 5. Физминутка. Логопед: Послушайте стихотворение и изобразите написание слов с предлогами и приставками: если слова с предлогом — разведите ладони в стороны, если нужно писать слово с приставкой — хлопните в ладоши. Логопед: медленно читает слова с предлогами и с приставками, а дети выполняют движения. Слова: входить, написать, измерить, на стене, у друга, про маму, проехать, по дороге, подарить... 6. Дифференциация предлогов и приставок во фразах. Развитие умения строить словосочетание. Логопед: Прочитайте слова первого и второго столбика (запись на карточках). Составьте словосочетания и назовите слова с приставками и предлогами. (НА)ПИСАТЬ (НА)СТОЛЕ (В)БЕЖАТЬ (ОТ)ГРЯЗИ (ПО)ПЛЫВЁТ (СО)СТУЛА (ОТ)МЫЛА (В)КОМНАТУ (ЗА)БЕЖАЛ (НА)ДОСКЕ (СО)СКОЧИЛ (ГЮ)РЕКЕ (НА)КРОШИЛ (ЗА)УГОЛ 7. Запись словосочетаний. Обозначение предлогов и приставок.
Логопед: Вставьте предлоги и приставки (запись на карточках). Составьте схемы предложений со словами с предлогами и приставками.
III. Итог занятия Логопед: Придумайте предложение с предлогом НА, а теперь слово с приставкой НА-.
Приложение № 8 Анализ системы логопедической работы в школе Приступая к прохождению практики, вначале я познакомилась с системой логопедической работы на школьномлогопункте. Целью создания логопедического пункта является оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по русскому языку). Основными задачами логопедического пункта являются: коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ; разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Вторник 13.00 – 17.00 Среда 11.00 – 15.00 Четверг 13.00 – 17.00 Пятница 11.00 – 15.00 Консультации для родителей: понедельник, четверг 16.00 - 17.00. Запись на индивидуальные консультации производится в часы работы. Учитель-логопед: Новикова Наталья Аркадьевна, имеет высшее педагогическое образование по специальности учитель начальных классов с дополнительной специальностью логопедия, имеет первую квалификационную категорию, общий стаж работы 24 лет, в том числе 6 лет в данной должности.
Таблица 1 - Предельная наполняемость групп
На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту, которая является итоговым результатом фиксирующим диагноз. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. В случае необходимости уточнения диагноза, обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами-специалистами (неврологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и другими специалистами) или в ПМПК. Практика показывает, что в письменных работах школьников, имеющих заключения «аграмматическаядисграфия» и «дизорфография», можно выделить одинаковые типы ошибок. Следовательно, в условиях логопункта общеобразовательной школы коррекционно-развивающую работу по преодолению нарушений письма у данной группы учащихся, возможно проводить по одной программе. Результатом данной системы коррекционной логопедической работы по предупреждению и преодолению нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательной школы является: коррекция речевых нарушений;развитие речи в единстве всех ее функций (коммуникативной, познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями и индивидуальными особенностями ребенка;усвоение и автоматизация навыков орфографического письма;улучшение качества всей учебной деятельности школьников, о чем свидетельствует повышение успеваемости детей не только по предмету «Русский язык», но и по другим учебным дисциплинам.
Приложение № 11 Самоанализ Свою педагогическую практику, в должности учителя – логопеда логопедического пункта, я проходила в Муниципальном казенном образовательном учреждении Каргатская средняя школа № 1. Во время практики я ознакомилась с организацией работы логопедического кабинета, с документами регламентирующие работу учителя - логопеда. Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны коррекционной работы. Для организации эффективной коррекционной работы необходимо своевременное и качественное обследование с целью выявления детей, имеющих нарушения устной и письменной речи. Для этого в школе организована социально-психологическая служба, одним звеном из которой, является функционирование школьного психолого-педагогического консилиума. Я увидела на практике взаимосвязь логопеда с другими участниками коррекционно-образовательного процесса. Ознакомилась с формами и содержанием коррекционной логопедической работы в группах детей с разными речевыми нарушениями устной и письменной речи. Проводила обследование устной и письменной речи десяти учащихся 3 класса, в том числе, зачисленных на логопедический пункт, заполнила речевые карты. Результаты обследования письменной речи младших школьников и анализа работ, представлены в табличной форме. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по русскому языку. Составила консультацию для родителей. Проводила групповые и индивидуальные занятия по преодолению имеющихся у детей нарушений устной и письменной речи. Оценивала деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Создавала ситуацию успеха, отмечая малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулировала его желание двигаться дальше. Я четко определила для себя, что основой любых достижений и успехов является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния.В своей работе опираюсь на знания основ теории общей и специальной педагогики, общей и возрастной психологии, физиологии, методик коррекционной работы с детьми, имеющими речевые недостатки, а также на личный опыт.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1083)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |