Конспект группового занятия
Дата: 26.10.2017 г. Возраст: 9-10 лет Логопедическое заключение: ОНР III Тема: Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Цели и задачи: закреплять знания детей о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И; познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме; закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова; работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза; развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза; учить соотносить букву с символом для ее обозначения; обогащать словарь детей. Оборудование: разрезные буквы и квадраты трех цветов на каждого ребенка; буква Ь (запись на доске); стилизованное изображение мягкого знака; текст стихотворения; карточки со словами; предметные картинки с изображением Мальвины и Буратино. Ход занятия I. Оргмомент 1. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Логопед раздает детям буквы и квадраты трех цветов. Логопед: Составьте слово и выложите его звуковую схему. Буквы: Б, О, Л, Е, К, Ч, А. (Белочка.) Логопед напоминает детям о правиле написания слов с суффиксами -ЧН-, -ЧК-. II. Основная часть 1. Знакомство с темой занятия. Логопед: Хорошо! Вы быстро справились с заданием и отгадали гостью нашего занятия (логопед выставляет на доску изображение белочки). А теперь послушайте стихотворение об этом зверьке. Белка хвостик изогнула, у пенечка отдохнула распушила хвост, да так -стала словно мягкий знак! (Рядом с изображением белки логопед выставляет стилизованное изображение мягкого знака, похожего на хвост белки). 2. Беседа о мягком знаке и его роли в смягчении согласных. Логопед: Послушайте сказку и ответьте: для чего нужен мягкий знак? Сказка о мягком знаке Жили-были буквы - гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Но больше всего буквы любили составлять слова и слоги. Например: вставали друг за другом буквы: С, А, Н, И -и можно было прочесть слово - САНИ, а становились в ряд буквы К, О, Н, И - и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали. «Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно?!» - смеялись одни. «Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать!» - кричали другие. Особенно важничали йотированные гласные и аффрикаты - ведь они могли обозначать сразу по два звука! «Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных!» - пытались защищаться Ь и Ъ. «Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть йотированные гласные», - кричали звуки. «Уходите прочь!» - хором завопили все буквы. Делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в одиночестве. Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить из букв его имя. Буквы бойко взялись за дело, построились по порядку: Л, О, С... что же делать дальше?(Карточка: Буква Ь) . Звук С' звучит мягко и требует смягчения на письме. Пригласили букву И - получилось ... ЛОСИ! Что-то здесь не так: ведь животное пришло одно! Попробовали заменить на Я - ЛОСЯ, Ю - ЛОСЮ, Е - ЛОСЕ, Ё - ЛОСЁ! Все не так! Что же делать! Совсем выбились буквы из сил, и расстроенные уселись на лужайке. И тут кто-то вспомнил о Ь: побежали буквы в лес, разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны! Буквы Ь и Ъ забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ. С тех пор все буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились! Нам с вами тоже нужно не забывать о Ь и приглашать его для смягчения согласных. 3. Закрепление знаний о мягком знакепри смягчении согласных на коние слов. Логопед: Рассмотрите веселое пособие «Мягкий знак» и припомните правило: «Мягкий знак звука не обозначает, а служит для смягчения согласных». 4. Развитие фонематического восприятия (задание 1. с. 12). Логопед: Рассмотрите картинку и помогите ёжику собрать грибы - придумайте слова, в которых для смягчения согласных пишется Ь. 5. Закрепление норм орфографии. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой (задание 2. с. 12). Логопед: Запишите слова из предыдущего задания по памяти и укажите смягчение согласных на конце слова Ь. 6. Работа со словами-омофонами (запись на карточках). Логопед: Мальвина учила Буратино - она знакомила его с Ь. Девочка попросила его переписать слова с мягким знаком, но негодный мальчишка не хочет учиться - он стер своим длинным носом во всех словах мягкий знак. Посмотрите, что получилось! Помогите Мальвине исправить ошибки Буратино. уголь - угол мель - мел ель - ел сталь - стал брать - брат шесть - шест тушь - туш конь - кон Логопед просит детей объяснить значение слов: тушь, туш, сталь, кон, шест, мель, уголь. Это задание можно выполнять как на доске, так и с использованием индивидуальных карточек со словами. Можно составлять пары из слов, записанных наотдельных карточках, как самостоятельно, так и с опорой на предметные картинки. III. Итог занятия (задание 3, с. 12) Логопед: Припомните схему слов с мягким знаком на конце слова. Подберите слова к моделям слов и запишите их. Укажите роль мягкого знака.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (650)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |