Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лоянская школа философии



2019-05-24 447 Обсуждений (0)
Лоянская школа философии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Дело Чжоу Дуньи и Чжан Цзая продолжили братья Чэн Хао (程顥 1032–1085) и Чэн И (程頤 1033–1107), основавшие первую собственно неоконфуцианскую школу – Лоянскую, получившую свое название в честь города Лоян, в котором она и располагалась. Именно братья Чэн придали разрозненным исследованиям своих предшественников систематический вид. По мнению братьев Чэн, необходимо более четко провести разграничительную линию между неоконфуцианством и учениями буддизма, даосизма. С этой целью основатели Лоянской школы предложили дополнить учения Чжоу Дуньи и Чжан Цзая по трем базовым пунктам. Во-первых, Чэн Хао и Чэн И выступали за дополнение в космологическом учении понятия «жизненной силы» (ци), активно разрабатываемого Чжан Цзаем, понятием «принципа» (ли). Во-вторых, в процессе достижения единства с космологической реальностью братья Чэн считали необходимым дополнить ключевое понятие «искренность» (誠чэн) понятием «почтительность» (敬цзин). И, наконец, в–третьих, Лоянская школа предложила дополнить понимание реальности как изначальной пустотности (虛 сюй) характерное для предшествующей теории познания принципом приоритета действительности (實 ши).

Наиболее важной для последующего развития конфуцианства стала детальная разработка братьями Чэн проблемы соотношения «принципа» и «жизненной силы». Принцип (ли) вводится основателями Лоянской школы, в первую очередь, в целях объяснения рациональной структуры космоса. Каждая сила, действующая в наличном мире, с неизбежностью должна иметь свою противоположность (對дуй), и их взаимодействие должно регулироваться неким рациональным принципом. Чэн Хао разъясняет понятие «принципа» следующим образом. «Принцип Неба, Земли и тьмы вещей [таков, что] ничто не существует в одиночестве, [у всего] непременно есть противоположность (дуй)». «[Среди] тьмы вещей нет ни одной, у которой не было бы противоположности. Есть сила инь и есть сила ян, есть добро и есть зло. Сила ян возрастает, следовательно, сила инь уменьшается, добро возвышается, следовательно, зло гибнет – таков принцип». «Две материальные субстанции (сила инь и сила ян), пять стихий, твердое и мягкое, десять тысяч признаков – во всем этом совершенномудрый [видит] только лишь один-единственный принцип» (Хуан Цзунси, Цюань Цзуван. Сун Юань сюэань. С. 550).

Чэн И вслед за братом рассматривает принцип (ли) как рациональную структуру, стоящую за всеми процессами, происходящими в мире. «Уход и приход, сгибание и разгибание – это только лишь принцип». Жизненная сила (ци), в свою очередь, предстает как фон, на котором разворачиваются все эти процессы. «Человек обитает между Небом и Землей среди жизненной силы подобно тому, как рыба в воде, не [ощущая] различия» (Эрчэн цюаньвэнь. С. 481) В результате выдвижения на первый план понятия «принцип» и вытеснения понятия «жизненная сила» последняя в учении Лоянской школы начинает пониматься как среда, препятствующая полному осознанию принципов. Вследствие такого подхода в Лоянской школе начинает складываться представление о жизненной силе (ци) как препятствии на пути самосовершенствования, которое в свою очередь становится возможным лишь в момент максимальной концентрации жизненной силы. «Жизненная сила пребывает в избытке, следовательно, принцип исправлен» (Там же).

Помимо несомненных успехов в философских исследованиях братья Чэн первыми переосмыслили роль неоконфуцианства как особого учения, призванного возродить наследие Мэн-цзы. Именно братья Чэн декларировали прерывание подлинной конфуцианской традиции после смерти Мэн-цзы и сформулировали главную цель неоконфуцианства – воссоздать конфуцианскую традицию как комплексный феномен, охватывающий все сферы функционирования человека в китайском традиционном обществе – учение о Дао-Пути (道學 дао сюэ). Чэн И так охарактеризовал дело, которому посвятил жизнь: «Мной, моим братом и нашими учениками было положено начало учению о Дао-Пути, и мир пришел в полное изумление» (Чжунго жусюэ байкэ цюаньшу. С. 574).

В конце XI в. единственной сравнимой по популярности с Лоянской школой братьев Чэн была Сычуаньская школа, основанная Су Сюнем (蘇洵 1009–1066) и его сыном Су Ши (蘇軾 1037–1101), более известным под своим поэтическим псевдонимом Су Дунпо. Сычуаньская школа продолжала традицию движения «за возвращение к древности» (復古 фу гу). Однако, осознавая необходимость создания обобщающей конфуцианской традиции, представители Сычуаньской школы предприняли попытку альтернативного неоконфуцианству синтеза. Если неоконфуцианство возникло на основе философского истолкования «Канона перемен», а каноническим основанием нового движения стало «Четверокнижие» (四書 Сышу), изданный неоконфуцианцами новый канонический сборник, то Сычуаньская школа опиралась на древнейшее собрание конфуцианских канонических текстов «Пятиканоние» (五經 уцзин). Еще основатель Сычуаньской школы Су Сюнь предпринял попытку синтеза канонического конфуцианского учения, написав «Рассуждения о шести канонах» (Лю цзин лунь) (Алексеев В. М. Труды по китайской литературе. Кн. 1. С. 536). Впрочем, синтез Сычуаньской школы имел один изъян – отсутствие собственного оригинального учения о сознании, что привело второго лидера этой школы Су Ши к фактическому признанию буддизма в качестве личной религии. В 1097 г. обе наиболее авторитетных конфуцианских школы – лоянская и сычуаньская – попадают в опалу, проповедовать идеалы этих направлений конфуцианства официально запрещается.

Следующие полстолетия стали временем испытаний для неоконфуцианства, когда, находясь фактически на нелегальном положении, это учение, тем не менее, сумело снискать популярность и стать самым массовым конфуцианским направлением в Южной Сун.

 



2019-05-24 447 Обсуждений (0)
Лоянская школа философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лоянская школа философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)