Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конфуцианство при императорском дворе: система императорских ритуалов



2019-05-24 335 Обсуждений (0)
Конфуцианство при императорском дворе: система императорских ритуалов 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на существенное изменение роли конфуцианства в социально-политическом пространстве Китая после падения династии Хань, за наследием Конфуция оставалась важная роль в придворной жизни – конфуцианские ритуалы по-прежнему определяли ритм и содержание жизни императора и его окружения. По имеющимся сведениям, специальные тексты, посвященные официальным ритуалам, бытовавшим в определенный исторический период, стали создаваться начиная с эпохи Восточная Хань (25–220). В историографической литературе есть упоминания о сборниках «Ритуалов династии Хань» и «Ритуалов династии Цзинь», однако оба этих текста не сохранились до наших дней (Гань Хуайчжэнь. Хуанцюань, лии юй цзиндянь цюаньшэ. С. 95–103). Наиболее ранним письменным источником, имеющемся в распоряжении исследователей, следует признать «Да Тан Кай-юань ли» (大唐開元禮 «Ритуалы периода Кай-юань династии Великая Тан») – энциклопедию ритуалов танского императорского двора период Кай-юань (713–741). Именно по этому, относительно позднему, тексту можно с наибольшей степенью детализации реконструировать систему ритуалов, бытовавших при китайском императорском дворе в раннее Средневековье.

Авторство «Да Тан Кай-юань ли» принадлежит Сяо Сундэну, конфуцианскому ученому первой половины VIII в., чиновнику императорского двора и знатоку ритуалов. Текст был официально утвержден личным указом императора Сюань-цзуна в первый год эпохи Тянь-бао (742 г.) в качестве нормативного описания сакральных обрядов. Это систематизированное собрание ритуальных практик состоит из введения и пяти разделов, посвященных, соответственно, «благим» ритуалам (吉цзи), ритуалам гостеприимства (賓 бинь), церемониям, связанным с ведением военных действий (軍 цзюнь), обрядам, инициированным радостными событиями (嘉 цзя), «зловещим» ритуалам (凶 сюн). Все многообразие обрядовых норм распределено автором по разделам в строгой последовательности, за одним исключением: обряды, направленные на борьбу с засухой, были отнесены автором в первый, а не в последний раздел, видимо, по причине их архаичности.

Описание ритуальных практик в тексте «Да Тан Кай-юань ли» последовательно проводится по пяти базовым параметрам: вид ритуала, время совершения, место совершения, исполнитель и адресат ритуала.

Виды ритуалов отличаются значительным разнообразием. Сяо Сундэн использует около пятидесяти терминов для обозначения различных обрядовых действий.

Сакральная география «Да Тан Кай-юань ли» построена вокруг императорской столицы. Алтарь Неба (圜丘 юаньцю), алтарь земли (方丘фанцю), императорский жертвенник (太社 тайшэ), храм императорских предков (太廟 таймяо), главное помещение храма предков – зал света (明堂минтан), врата императорской столицы (國門гомэнь), столичные предместья (郊 цзяо), а также отдельные помещения внутри «запретного города» – таковы основные пространственные координаты совершения сакральных обрядов. Помимо столичного региона сюда включены также удаленные точки сакрального пространства Поднебесной – священные горы, озера и источники. В отдельную группу необходимо выделить конфуцианские образовательные учреждения: Государственный университет (太學 Тайсюэ), Училище Сынов Отечества (國子監 Гоцзыцзянь) и учебные центры более низкого ранга. К сакральной топологии конфуцианского просвещения относятся также храмы Конфуция.

Сакральное время ритуальных практик определяется годовым календарным циклом, по своему происхождению связанным с сезонами аграрных работ. Ритуалы по времени их совершения подразделяются на ритуалы с фиксированной датой – определенный сезон года («начало весны», середина лета» и т. п.) или точно указанный день, – и на ритуалы, проводимые по случаю конкретных событий (окказиональные).

Лицом, отвечающим за совершение обряда, в наиболее значимых церемониях выступает лично император. Обряды, исполняемые при участии священной персоны Сына Неба, обязательно дублируются точно такими же процедурами, возглавляемыми чиновниками императорского двора. Ритуальные практики более низкого уровня проводятся наследником престола, главным распорядителем императорского ритуала (太常 тайчан) или чиновниками различных рангов.

Адресатами жертвенных ритуалов выступают Небо, Земля, духи предков императорской фамилии, астральные божества, духи-хранители четырех сторон света и иные персоналии, входящие в символическую иерархию официально утвержденного религиозного культа.

Остановимся более подробно на содержании текста «Да Тан Кай-юань ли», отличающегося энциклопедической полнотой представленного материала. Введение содержит описание обрядовых одежд, постов, ритуальных очищений, молитвенных формул, мантических практик, жертвенных сосудов, устройства алтарей, храмов и других сакральных объектов. Кроме того, здесь содержится информация о почетном эскорте, полагающемся членам императорской фамилии.

В первом разделе представлены наиболее значимые ритуальные практики. Среди них можно выделить шесть основных содержательных блоков.

1. Наиболее архаичные и освященные традицией ритуалы жертвоприношения Небу в день зимнего солнцестояния (祀圜丘 сы юаньцю), моления о грядущем урожае в первый день нового года (цигу), жертвоприношение для ниспослания дождя в первый месяц лета (雨祀 юйсы) и великое благодарственное жертвоприношение по завершении сбора урожая (大享 дасян), образующие сезонный цикл аграрного календаря.

2. Жертвоприношения (祀 сы, цзи) в рамках официального религиозного культа, первоначально установленного в правление ханьского императора У-ди (140–87 гг. до н. э.). В качестве адресатов этих жертвенных церемоний выступали духи-хранители четырех сторон света, земля, солнце, луна, астральные божества, персонифицированные стихии, духи местности.

3. Три основных вида жертвоприношений, относящихся к культу императорских предков: ежесезонное жертвоприношение (時享 шисян), жертвоприношение, осуществляемое раз в три года (祫享 сясян), и обладающее наивысшим сакральным статусом жертвоприношение ди (禘), проводимое раз в пять лет. К этому же блоку относятся обряды поклонение ныне здравствующему императору и императрице, а также посещение мавзолеев усопших предков правящей династии.

4. Древнейшие ритуалы, восходящие к культу плодородия и выделяющие основные с точки зрения древнекитайского социума профессиональные навыки мужчины и женщины: проведение Сыном Неба первой борозды и высаживание Императрицей гусениц тутового шелкопряда. К ритуалам данного вида относится также ритуал подношения первых плодов нового урожая.

5. Ритуалы, непосредственно связанные с системой образования и просвещения: официальный визит императора в столичные учебные заведения, подношение вина в храме Конфуция – оно возглавлялось наследником престола, а не императором, так как Сын Неба не мог поклоняться Конфуцию – человеку при жизни имевшему статус подданного (臣 чэнь), подношение связки сушеного мяса наставникам – ритуал, предваряющий любую форму традиционного обучения.

6. Окказиональные ритуалы, направленные на освящение пространства Поднебесной: ритуальный объезд вассальных территорий, торжественное жертвоприношение на горе Тайшань (封 фэн), паломничество на гору Шэшоушань (禪 шань), магические ритуалы по вызову дождя, проводимые по случаю засухи, поклонения локальным божествам и духам предков чиновничьих кланов.

Второй, самый лаконичный, раздел собрания танских ритуалов полностью посвящен дипломатическому этикету: приезд главы иностранного государства, назначение дня для аудиенции, императорская аудиенция с главой иностранной державы, вручение верительных грамот послами, пир в честь почетного гостя, пир в честь иностранного посла.

Третий раздел «Да Тан Кай-юань ли» содержит детальное изложение ритуалов, связанных с военными действиями:

1) базовый комплекс военных ритуалов, проводимых в преддверии возглавляемого лично государем похода: принесение жертвы Шан-ди, жертвоприношение у алтаря земли, объявление в храме императорских предков о намерении совершить военный поход;

2) жертвоприношение (ма), совершаемое непосредственно перед боем;

3) обряды, сопровождающие императорскую охоту и объезд земель вассальных правителей;

4) обучение императора военному делу; ритуальное соревнование по стрельбе из лука с участием государя;

5) назначение командующего армии;

6) обрядовый комплекс, обращенный к духам – хранителям боевых коней и пастбищ;

7) магические обряды, дарующие победу и охраняющие армию от происков злых духов.

Четвертый раздел сочинения Сяо Сундэна детально повествует о проведении церемоний по различным радостным поводам:

1) ритуалы совершеннолетия императора и ритуал государевой свадьбы;

2) церемония приезда к императорскому двору с поздравлениями наследника престола и чиновников по случаю дня рождения императора или по другим радостным поводам;

3) ритуалы ежемесячного зачтения императорских указов в храме предков;

4) ритуал кормления императором «старцев» в Государственном университете;

5) этикет частной аудиенции у императора;

6) церемонии дарования чинов, титулов и рангов знатности;

7) ритуалы совершеннолетия и свадебные обряды наследника престола, принцев и принцесс императорской крови, сыновей чиновников различных рангов (отдельно рассматриваются церемонии посвящения старшего сына и наследника и младших сыновей носителя чиновничьего ранга);

8) ритуалы вступления местных чиновников в должность; ритуалы, проводимые для простолюдинов (совместное распитие вина и почитание старцев, достигших преклонного возраста), и ритуалы, необходимые в процессе отправления чиновничьих обязанностей.

Последний раздел сборника «Да Тан Кай-юань ли» посвящен детальному описанию траурных и похоронных обрядов, включающему сведения о траурной одежде, об объявлении и снятии траура, о подношении даров покойному, о различии в похоронном церемониале в зависимости от ранга умершего и о нюансах соблюдения траура.

 



2019-05-24 335 Обсуждений (0)
Конфуцианство при императорском дворе: система императорских ритуалов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конфуцианство при императорском дворе: система императорских ритуалов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)