Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конфуцианские школы в конце правления династии Мин



2019-05-24 282 Обсуждений (0)
Конфуцианские школы в конце правления династии Мин 0.00 из 5.00 0 оценок




Школа Дунлинь

 

В конце эпохи Мин императорское правительство, в котором делами заправляли в основном евнухи, погрязло в коррупции и правовом беспределе. Конфуцианцы были вынуждены либо покидать государственную службу и посвящать себя частной жизни, либо мириться с существующим порядком. Однако существовали немногочисленные преданные учению Конфуция последователи, которые пытались активно противостоять упадку империи и вырождению бюрократического аппарата. К их числу принадлежали представители учения Дунлинь (東林) (школа получила название в честь одноименного учебного центра – академии, которая с 1604 г. стала центром учительской деятельности наставников этого направления). Костяк школы составили образованные конфуцианские чиновники, которые в свое время попали в опалу и подверглись репрессиям.

Учение школы Дунлинь также базировалось на философских положениях учения о сердце-сознании, но лидеры этой конфуцианской традиции постарались придать им более консервативное звучание. Для основоположника школы Гу Сяньчэна (顧憲成 1550–1612) главной целью было включение наследия Ван Янмина в русло классической конфуцианской традиции, поэтому он старался найти категориям учения Ван Янмина прямые соответствия в понятийном языке сунского неоконфуцианства.

«Общечеловеческая природа – это великий предел. То, что именуется знанием в [понятии] благого знания – это и называется активным первоначалом (цянь юань – термин из “Канона Переменˮ). То, что именуется способностью в [понятии] благой способности – это и называется пассивным первоначалом (кунь юань)» (Хуан Цзунси. Мин жу сюэань. Цз. 58. С. 3б).

В целом в работах Гу Сяньчэна много цитат и комментариев на классические каноны и сочинения сунских неоконфуцианцев, а также прямой критики в адрес буддистов и даосов. Желание максимально отмежеваться от антитрадиционных точек зрения и иных, не конфуцианских религиозно-философских позиций, заметно практически во всем письменном наследии основателя школы Дунлинь.

После смерти Гу Сяньчэна академию Дунлинь возглавил Гао Паньлун (高攀龍 1562–1626). В творчестве этого влиятельного наставника уделяется особе внимание проблемам работы над собой (гунфу), практики самосовершенствования, которую он понимает, как «молчаливое созерцание» – отвержение страстей и желаний. У Гао Паньлуна отчетливо присутствует недоверие к самостоятельным возможностям человеческого сознания, столь не характерное для большинства сторонников учения о сердце-сознании и скорее соотносимое с классическим неоконфуцианством: «Человеческое сознание, блуждающее в иных [вещах,] самостоятельно освободится не может» (Там же). Процесс самосовершенствования в целом понимается Гао Паньлуном вполне в духе старых сунских мастеров: «Вскармливание жизненной силы и работа над собой заключаются в сдерживании [своей] воли» (Там же. С. 4а).

 

Школа Цзишань

 

Последняя из школ периода Мин – школа Цзишань (蕺山) – была основана известным мыслителем и пламенным сторонником китайской императорской власти (после падения династии Мин и захвата Поднебесной варварами-маньчжурами он покончил с собой, заморив себя голодом) Лю Цзунчжоу (劉宗周 1578–1645).

Учение Лю Цзунчжоу, хотя формально и заимствует основные темы в наследии школы сердца-сознания, но фактически уже принадлежит следующей эпохе, так как направлено скорее на познание внешнего, физического мира, чем на раскрытие тайн внутреннего, «сердечного» мира. Философия Лю Цзунчжоу может быть охарактеризована как учение о действительности (實學 ши сюэ). Лю Цзунчжоу занимает, в первую очередь, созерцание динамических процессов, протекающих в окружающем мире, а уже размышляя над ними он приходит к пониманию конфуцианских метафизических принципов, которые таким образом имеют вторичное по сравнению с физическим миром происхождение.

«Пространство между Небом и Землей заполнено жизненной силой и только. Появляется жизненная сила и тогда появляются числа. Появляются числа и тогда появляются образы. Появляются образы и тогда появляются имена. Появляются имена и тогда появляются вещи. Появляются вещи и тогда появляется природа. Появляется природа и тогда появляется Дао-Путь. По этой причине Дао-Путь – это то, что возникает позже всего» (Хуан Цзунси. Мин жу сюэань. Цз. 64. С. 1б).

Для Лю Цзунчжоу важнейшие категории конфуцианской мысли – Небо, Дао-Путь, общечеловеческая природа, принцип – не исходные метафизические понятия, из которых разворачивается вся картина мира, а только лишь общие имена вещей, предметов и их качеств. Отчего эти категории становятся самопротиворечивыми и фактически бессодержательными: «Природа – это и есть принципы. Принципы – это не устойчивые принципы. Принципы – это в тоже время и не принципы» (Там же. С. 1б). И процесс самосовершенствования наставник с горы Цзишань представляет, соответственно, как понимание процессов, протекающих во Вселенной: «Спокойное сидение – это и есть вскармливание жизненной силы и работа над собой, это когда можешь понять материальную основу всех изменений» (Там же. С. 2а).

К концу правления династии Мин (1368–1644) антитрадиционные направления конфуцианской мысли отходят на второй план. В фавориты интеллектуальной элиты Китая выдвигается именно Дунлиньская школа, объединившая умеренных реформаторов из правого крыла учения о сердце-сознании (синь сюэ). Представители школы Дунлинь выступали за сохранение неоконфуцианской традиции в целом при необходимом смещении акцентов с индивидуальной практики совершенствования сознания на осуществление практической социально-политической деятельности, что полностью соответствовало требованиям эпохи (Ли Цзиян. Мин мо Цин чу жусюэ чжи фачжань. С. 50–51).

 

Глава 7



2019-05-24 282 Обсуждений (0)
Конфуцианские школы в конце правления династии Мин 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конфуцианские школы в конце правления династии Мин

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)