Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение Ван Янмина как квинтэссенция конфуцианской мысли периода Мин



2019-05-24 415 Обсуждений (0)
Учение Ван Янмина как квинтэссенция конфуцианской мысли периода Мин 0.00 из 5.00 0 оценок




Ван Янмин (王陽明 другое имя – Ван Шоужэнь 王守仁 1472–1528) – самый известный и неординарный философ эпохи Мин. Влияние его философского взгляда на мир и конфуцианскую традицию, его образа жизни ощущается даже среди современных конфуцианцев. Ван Янмин прожил яркую жизнь, в которой были падения и взлеты. Находился в опале, но затем сделал блестящую военную карьеру, дослужился до должности губернатора провинции Цзянси. Имел множество учеников и последователей, обладал несомненным даром слова, был мастером метафоры, незаурядным стилистом и тонким мыслителем. Ван Янмин стал подлинным основоположником наиболее влиятельного и многогранного течения в позднем конфуцианстве –школы «сердце-сознание» (心學 синь сюэ). Действительно, философия и психология сознания занимает центральное, осевое положение в наследии Ван Янмина. Приведем его собственные слова: «Вне сознания нет вещей. Вне сознания нет дел. Вне сознания нет принципов. Вне сознания нет долга. Вне сознания нет добра. Именно исходя моего сознания служу всему сущему (букв. «вещам»)» (Хуан Цзунси. Мин жу сюэань. Цз. 10. С. 7а).

Сознание, согласно великому наставнику эпохи Мин, не просто отражает мир, «соответствует тьме изменений Поднебесной», но является единой, универсальной сущностью, субстанцией мироздания. Деление мира на внешний – предметный – и внутренний – мир мыслей и желаний, по мнению Ван Янмина, исток всех заблуждений предшествующих конфуцианцев: «В принципах нет ничего внешнего или внутреннего, в природе нет ничего внешнего или внутреннего. Поэтому и в учении нет ничего внешнего или внутреннего» (Там же. С. 7б). Привычное понимание природы или этического принципов как чего–то внутреннего, относящегося к личным качествам индивидуального сознания для Ван Янмина является ложной установкой. Если природа относится только лишь к внутреннему миру человека, то она принадлежит ему. Такое мышление, с точки зрения Ван Янмина, может быть определено как «частное мышление». Сознание не только принадлежит конкретному человеку, оно воплощено в нем, но объемлет всю Вселенную.

Столь же новаторским и нетривиальным предстает рассуждение Ван Янмина о давней проблеме соотношения движения и покоя в мышлении и о необходимости достижения устойчивого, пребывающего в состоянии покоя сознания: «Сознание не покоится и не движется. Когда оно пребывает в покое, то говорят о [проявлении] его сущности. Когда оно покоится, то говорят о его функциях. Поэтому учение благородных мужей не оставляет зазора между покоем и движением. И движение, и покой – это все в равной степени устойчивость» (Там же).

Сознанию всегда присуще качество устойчивости, постоянства. Вследствие этого классическая неоконфуцианская практика успокоения сознания, достижения однонаправленной концентрации в состоянии «почтительности», согласно мнению Ван Янмина, бессмысленна и опасна: «Те, кто ищут покойного сознания уже пребывают в движении. [Таким образом] ненавидящие движение сознания не могут обрести покой» (Там же. С. 6а).

В связи с этим и сферу психологии, область желаний великий мыслитель эпохи Мин понимает более широко чем его предшественники: «Желания – это необязательно [наслаждение] звуком, цветом, изобилием, личной выгодой и [вообще] внешне прекрасным. Все частное в сознание – это желания. Поэтому [только лишь] тот, кто следует принципам, поддерживая отношения с десятью тысячами изменений всегда сохраняет покой» (Там же. С. 6б).

Сфера сознания универсальна, она охватывает субъективный и объективный мир, поэтому и самосовершенствование должно затрагивать не только волевое упорядочивание мышления, но и область рационального постижения мира. Отсюда излюбленная Ван Янмином тема взаимосвязи самосовершенствования (修身 сю шэнь) и действительного познания мира – «выверения вещей» (格物 гэ у). Благодаря «благому знанию» становится принципиально возможным различение добра и зла, а фактическое отвержение зла и принятие добра – это и есть «выверение вещей».

Основная категория философии Ван Янмина и следом за ним всей школы сердца-сознания – это «благое знание» (良知 лянчжи). Благое знание по Ван Янмину – это единая основа всех проявлений сознания: когда сознание еще не проявилось – это и есть благое знание. Благое знание присуще только человеку, и посредством воплощения в человеке этим качеством наделяется все сущее. Процесс самосовершенствования, соответственно, предстает как достижение истока сознания – благого знания. Вместе с тем как источник любой активности сознания «благое знание» имеет природу желания, только не частного, а универсального: «Необходимо желать так, чтобы сознание было заполнено небесными принципами и ни на один волосок не уклонялось в частные человеческие желания. Это и есть свершать деяния совершенномудрых» (Там же. С. 7б).

Благодаря присутствию благого знания становится возможным отождествление сознания и принципов мироустройства: «сознание – это и есть принцип» – утверждение Ван Янмина, легшее в основу учения созданной им школы сердца-сознания. Именно благое знание предопределят центральную роль человека в космосе. Из него вырастает одна из важнейших концепций философии Ван Янмина – концепция «великого человека» (大人да жэнь), который является «единым телом» (一體 и ти) всего сущего. «Человек – это сознание Неба, Земли и десяти тысяч вещей» (Там же. С. 4а).

Безусловный философский и литературный дар Ван Янмина способствовал появлению устойчивого интереса к исследованию проблем индивидуального сознания как универсальной составляющей мироздания. Изучение его письменного наследия и знакомство с устной традицией его школы последующими поколениями конфуцианцев придало новое направление всему конфуцианскому движению. И неизменный вектор этого направления был нацелен на изучение человеческой психики, ее явных и скрытых возможностей, а также на анализ проблем верного восприятия окружающего мира.

 



2019-05-24 415 Обсуждений (0)
Учение Ван Янмина как квинтэссенция конфуцианской мысли периода Мин 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение Ван Янмина как квинтэссенция конфуцианской мысли периода Мин

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (415)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)