Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы исторического пути нового конфуцианства



2019-05-24 247 Обсуждений (0)
Этапы исторического пути нового конфуцианства 0.00 из 5.00 0 оценок




Условной точкой отсчета интеллектуального движения нового конфуцианства считается выход в свет в 1922 г. книги Лян Шумина (梁漱溟1893–1988) «Восточная и западная культура и их философии» (Дунси вэньхуа цзи ци чжэсюэ). Помимо Лян Шумина к новым конфуцианцам первого поколения относят также Ма Ифу (馬一浮 1883–1969), Сюн Шили (熊十力1885–1968), Чжан Цзюньмая (張君勱 1886–1969), Фан Дунмэя (方東美 1899–1977), Цянь Му (錢穆 1895–1990), Хэ Линя (賀麟1902–1992) и Фэн Юланя (馮友蘭 1895–1990). В этот период закладываются основные принципы и подходы новой конфуцианской философии. Движение получает институциональное оформление: начинает функционирование ряд высших учебных заведений – академий (書院 шуюань), в которых традиционная китайская образовательная программа была дополнена западными предметами и современными методами университетского образования. Издаются несколько журналов («Сысян юй шидай», «Чжэсюэ пинлунь», «Цзайшэн» и др.), пропагандировавших конфуцианские идеи в условиях нового мира. Именно в одном из таких журналов в 1941 г. вышла статья Хэ Линя, в которой впервые появилось словосочетание «новые конфуцианцы» (синь жуцзя).

Второй этап начинается с катастрофы – изгнания большинства лидеров нового конфуцианства за пределы материкового Китая и последовавшего за этим закрытия академий, печатных изданий, запрета на распространение конфуцианских идей. Гонение на современное конфуцианство еще более усилилось в годы культурной революции (1966–1976), превратившись в настоящее преследование оставшихся в КНР последователей конфуцианской философии. Вместе с тем за пределами КНР – в Гонконге, Тайване и Сингапуре – открываются новые учебные заведения (особенно следует отметить основанный новыми конфуцианцами Цянь Му, Тан Цзюньи и др. в 1950 г. в Гонконге Новоазиатский колледж, ставший форпостом изучения и распространения конфуцианской культуры по всему миру), возобновляется выпуск специальных периодических изданий и развертываются широкомасштабные научные исследования конфуцианского наследия.

1 января 1958 г. в Гонконге в журнале «Демократическая критика» публикуется «Манифест китайской культуры миру», подписанный Чжан Цзюньмаем (одним из лидеров первого поколения) и тремя ведущими представителями второго поколения новых конфуцианцев – Тан Цзюньи (唐君毅 1909–1978), Сю Фугуанем (徐復觀 1903–1982), Моу Цзунсанем (牟宗三1909–1995) (все они были учениками Сюн Шили). «Манифест» вызвал большой резонанс, став значимой вехой в истории движения. Положения «Манифеста» представили мировому сообществу основные идеи нового конфуцианства, его цели и задачи. Авторы «Манифеста» в первую очередь заявляли, что традиционная китайская культура, ядром которой всегда являлось конфуцианство, вопреки усилиям властей КНР, все еще существует и способна адекватно реагировать на вызовы современности. Китайская культура существенно отличается от западной. Исток этого отличия, по мнению авторов «Манифеста», в существовании непрерывной конфуцианской традиции (道統 дао тун), восходящей к глубокой древности, фактически к началу китайской цивилизации. В то время как европейская культура происходит из смешения разнородных по происхождению компонентов (античной, еврейской, христианской, языческой культур). И, следовательно, современная западноевропейская цивилизация по определению носит эклектичный характер и не может быть объединена в рамках некой единой традиции. Далее авторы «Манифеста», в противовес сложившейся на тот момент на западе позиции о поверхностном, сугубо прагматичном характере конфуцианской философии, выдвигают тезис о наличии метафизического измерения в конфуцианстве и его изначальной ориентации на этико-религиозный идеал Дао-Пути. Воплощение данного идеала, по мнению авторов «Манифеста», глубоко и всесторонне проработано предшествующими поколениями конфуцианцев как на индивидуальном уровне в процессе самосовершенствования (内聖 нэй шэн), так и на социальном уровне в методах управления и регуляции человеческого сообщества (外王 вай ван).

Помимо приверженности к традиционным конфуцианским ценностям в «Манифесте» провозглашается необходимость определенной модернизации конфуцианства. Утверждается, что возможности, исходно заложенные в конфуцианской философии, не были реализованы в предшествующие исторические эпохи. Прежде всего это касается якобы присущей конфуцианству изначальной ориентации на развитие науки и формирование гражданского общества и демократических свобод. В «Манифесте» также раскрывались пункты, по которым западная цивилизация может и должна учиться у китайской культуры:

1) внутренняя самодостаточность человеческой личности;

2) интеллектуальная интуиция, восполняющая пробелы сугубо рационального научно-критического подхода к миру;

3) принципы всеобщей любви и альтруизма в противовес западному духу конкуренции и эгоизма;

4) приверженность традиционной культуре и ее сохранение в течение беспрецедентно долгого периода;

5) идея человечества как единой огромной семьи.

На третьем этапе своего развития новое конфуцианство попадает в принципиально новую ситуацию. Повышенный интерес к конфуцианству в мире, связанный с экономическими успехами ряда стран Азиатско-Тихоокеанского регтона, привел к расширению ареала распространения нового конфуцианства: помимо Гонконга, Тайваня и Сингапура в него вошли Япония, Южная Корея и даже США (страна, находящаяся вне региона традиционного распространения конфуцианства, на территории которой, однако, возникла влиятельная Бостонская школа нового конфуцианства). Особо отметим, что начиная с конца 80-х гг. ХХ в. наблюдается процесс возвращения нового конфуцианства в материковый Китай, где оно стало одной из значимых сил, наравне с марксизмом и западным либерализмом, определяющих содержание философской полемики в КНР начала XXI в.

Лидерами активно действующего до сих пор третьего поколения новых конфуцианцев являются: Ду Вэймин (杜維明 род. в 1940 г.) – ученик Моу Цзунсаня и Сю Фугуаня, Лю Шусянь (劉述先 род. в 1934 г.) – ученик Моу Цзунсаня, Юй Инши (род. в 1930 г.) – ученик Цянь Му, Чэн Чжунъин (род. в 1935 г.) – ученик Фан Дунмэя и многие другие.

Показателем возросшей популярности нового конфуцианства и формирования сообщества ученых, связывающих себя с этим движением, стало появление ранее не имевшей места формы научной активности –международных конгрессов, посвященных конфуцианству. Первый конгресс состоялся в Сингапуре в 1988 г. В дальнейшем конгрессы проходили в традиционных центрах нового конфуцианства за пределами КНР. Знаковым событием стал пятый конгресс, состоявшийся в сентябре 1998 г. уже на территории КНР в г.Цзинань (провинция Шаньдун) неподалеку от родины Конфуция г. Цюйфу.

 



2019-05-24 247 Обсуждений (0)
Этапы исторического пути нового конфуцианства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы исторического пути нового конфуцианства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)