Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные представители нового конфуцианства



2019-05-24 538 Обсуждений (0)
Основные представители нового конфуцианства 0.00 из 5.00 0 оценок




Лян Шумин

 

Лян Шумин считается основоположником нового конфуцианства как интеллектуального и социально-политического движения. Он родился в 1893 г. в Пекине в старинной чиновничьей семье, происхождение которой восходило к первому монгольскому императору Китая – Хубилай-хану. Закончив школу западного образца в 1911 г., Лян Шумин вступил в политическую партию Гоминьдан и год спустя стал журналистом и редактором «Миньго бао» – официального печатного органа Гоминьдан. Однако в 1913 г. Лян Шумин оставил активную общественно-политическую деятельность и обратился к изучению буддизма школы виджнянавада.

В 1916 г. Лян Шумин был приглашен на должность секретаря в министерство юстиции нового республиканского правительства Китая. В 1917 г. он получает приглашение преподавать индийскую философию в Пекинский университет. В 1921 г. выходит в свет книга Лян Шумина «Восточная и западная культуры и их философии», издание которой ознаменовало начало движения нового конфуцианства. Летом 1924 г. Лян Шумин уходит из Пекинского университета и посвящает себя работе в сельской местности. Он полагал, что аграрная реформа является ключевой для стабилизации ситуации в Китайской республике. После начала войны с Японией в 1937 г. Лян Шумин становится участником Верховного Оборонного Совета в тогдашней столице республиканского Китая г. Нанкине. Активная политическая деятельность Лян Шумина продолжается вплоть до провозглашения КНР. В марте 1950 г. Мао Цзэдун приглашал Лян Шумина в новое коммунистическое правительство, но тот отказался, хотя остался в КНР и в открытое противостояние с новым режимом не вступал.

После начала культурной революции в 1966 г. хунвэйбины выгнали Лян Шумина из его квартиры, сожгли все его книги, но он, несмотря ни на что, продолжал работать. Антиконфуцианское движение, начавшееся в КНР в 1969 г., достигло апогея к началу 1974 г. От Лян Шумина требовали публичной критики Конфуция, но он упорно хранил молчание. После всех перенесенных испытаний в 1984 г. Лян Шумин стал председателем Совета директоров только что организованной Академии китайской культуры. В этой должности он пребывал вплоть до своей смерти в 1988 г.

Философия Лян Шумина сложилась в первую очередь под влиянием неоконфуцианской школы Ван Янмина (синь сюэ), от него он воспринял идею об истине, пребывающей не во вне, а внутри сознания, концепцию единства мысли и действия и убежденность в приоритете этических проблем над проблемами теории познания и онтологии. Кроме того, Лян Шумин позаимствовал ряд идей из философии буддийской школы виджнянавада, которой он увлекался в молодые годы. Европейскую составляющую философского мировоззрения Лян Шумина определило чтение сочинение А. Бергсона и А. Шопенгауэра. Из них Лян Шумин почерпнул представления о жизни как о подлинной сущности Вселенной и о важности интуиции, являющейся основанием любого истинного знания. Культурологическая концепция Лян Шумина предполагала необходимость создания новой глобальной культуры, посредством творческого преобразования и слияния трех радикально отличающихся цивилизаций: европейской, индийской и китайской. Для первой, по мнению Лян Шумина, характерен материализм и чрезмерное развитие технологий, для второй – желание бегства от общества и интравертность, а для последней, китайской – опора на интуицию и стремление к достижению гармонии с самим собой и окружающим миром.

 

Сюн Шили

 

Сюн Шили родился в 1885 г. в провинции Хубэй. Его отец был деревенским учителем. Получив традиционное конфуцианское образование, Сюн Шили вступил в ряды революционной армии и после победы революционного движения в 1911 г. стал секретарем комитета в родном уезде. В 1913 г. он помогал организовывать республиканскую армию для противодействия первому президенту Китайской республики Юань Шикаю, провозгласившему себя императором. Наконец, в 1920 г. он решил посвятить себя поиску истины и поселился в Нанкине, где стал учеником знаменитого буддийского наставника Оуян Цзинъу. В 1922 г. Оуян Цзинъу рекомендовал Сюн Шили ректору Пекинского университета Цай Юаньпэю как перспективного преподавателя буддийской философии. С 1932 г. произведения Сюн Шили активно печатаются, что приносит ему всекитайскую известность. После образования КНР Сюн Шили продолжает преподавать в Пекинском университете, а в 1954 г. перемещается в Шанхай. Здесь в 1955 г. выходит его последняя значительная работа «Исследование конфуцианства» (Юань жу). Сюн Шили умер в 1968 г., вскоре после начала культурной революции.

Философия Сюн Шили строилась вокруг центрального положения об интуиции как истоке истинного знания. Весь мир – это проявление единой субстанции. Эта субстанция невидима, неосязаема и не может быть объектом человеческого знания. Эта субстанция раскрывается исключительно в жизненном, практическом опыте индивидуального существования. Только посредством интуиции как свойстве «подлинного сознания» (бэнь синь) можно постичь предельную реальность – субстанцию. Путь к подлинному знанию как единству сущности и явления, по мнению Сюн Шили, идет через процесс самосовершенствования, направленный на обретение «подлинного сознания» (бэнь синь).

Отношения между субстанцией и ее манифестацией, по мнению Сюн Шили, являются основной проблемой философии. Преобладавшие в философии модели этих взаимоотношений – покой и движение, вечное и преходящее, трансцендентное и имманентное – не отражают истинного положения вещей. Сам Сюн Шили полагал, что субстанция и ее проявления («сущность» и «применение» в терминологии традиционной китайской философии) – это два проявления одного и того же. Наилучшей метафорой для понимания их взаимодействия Сюн Шили полагал образ моря и волн, где море – это субстанция, а волны – ее проявления. Данная метафора была предложена еще великим неоконфуцианским мыслителем Чжу Си (1130–1200). Что касается качественной оценки подлинной реальности, то позиция Сюн Шили представляет компромисс между конфуцианством и буддизмом. Конфуцианство изначально связывало реальность с основной категорией конфуцианской философии – гуманностью (жэнь), а буддийская позиция состояла в констатации пустотности (сюй) как основной характеристики реальности. Сюн Шили полагал, что эти позиции могут быть объединены: пустотность – это качественная характеристика проявления реальности, а гуманность – ее сущности.

 

Ма Ифу

 

Ма Ифу родился в 1883 г. на западе Китая в провинции Сычуань, в семье чиновника. С раннего детства он проявлял поразительную одаренность в традиционном конфуцианском знании. Поэтический дар, феноменальная память, неослабевающий интерес к изучению канонов – отличительные черты Ма Ифу. В 1903 г. Ма Ифу продолжил образование за пределами Китая – в США и в Японии. В конце 1905 г. вернулся в Китай и поселился в буддийском монастыре в провинции Чжэцзян. Занимался переводами текстов и преподаванием. Из-за наступления японских войск в 1937 г. вынужден был покинуть полюбившиеся ему места и переехать в Сычуань. Там он ненадолго возглавил конфуцианское учебное заведение – академию Возрождения (Фусин шуюань). С 1945 г. поселился в городе Ханчжоу. Находился в хороших отношениях с новым коммунистическим руководством Китая. Дружеские отношения связывали его с певрым премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем. Несколько раз Ма Ифу лично в неформальной обстановке общался с председателем КНР Мао Цзэдуном. Однако с началом культурной революции в 1966 г. Ма Ифу подвергся преследованиям со стороны революционной власти. Его выгнали из собственного дома, уничтожили собранную им библиотеку, сожгли рукописи, коллекцию древних каллиграфических свитков и живописи. Не выдержав свалившихся на него потрясений, 2 июня 1967 г. Ма Ифу скончался.

Философское творчество Ма Ифу связано с воссозданием целостного мировоззрения, присущего древнему Китаю I тыс. до н. э. Это мировоззрение, составлявшее основу традиционного образования в форме шести искусств (лю и) и соответствующих им шести канонов должно быть, по мнению Ма Ифу, возрождено уже в новых современных условиях с учетом развития науки и философии на Западе и в Китае. Объединение столь различных по методологии и научной картине мира западных и китайских дисциплин, с точки зрения Ма Ифу, возможно, так как исток всех наук находится в человеческом сознании. В своей философии Ма Ифу придерживался ортодоксального неоконфуцианского подхода, разделяющего мир на «принципы» (ли) и «жизненную силу» (ци), которые, однако, в основе своей тождественны.

 

Чжан Цзюньмай

 

Чжан Цзюньмай, более известный на Западе как Карсун Чжан (Carsun Chang), родился в 1887 г. в провинции Цзянсу в семье торговцев солью. В 1902 г. Чжан Цзюньмай сдал экзамен на низшую ученую степень сюцай. Затем учился в высшей школе Цзяннань в Нанкине, но был отчислен по подозрению в политической неблагонадежности. В 1906 г. Чжан Цзюньмай отправляется в Японию, где обучается в университете Васеда в Токио. В Японии знакомится со знаменитым реформатором и конфуцианским ученым Лян Цичао и становится его учеником. В 1911 г. за несколько месяцев до революции Чжан Цзюньмай возвращается в Китай. В 1913 г. едет учиться в Германию. В 1915 г. перебирается в Лондон. В марте 1916 г. Чжан Цзюньмай по транссибирской железной дороге возвращается в Китай. В 1918 г. Чжан Цзюньмай, сопровождая Лян Цичао, путешествует по Европе. В 1923 г. он основывает в Шанхае колледж, который позднее стал именоваться Национальным политическим университетом. В 1929 г., оставшись без работы, Чжан Цзюньмай отправляется на год в Йену (Германия) преподавать китайскую философию. С 1930 по 1933 г. он занимает должность президента Янцзинского университета. Во время длительного противостояния двух политических партий Гоминьдан и КПК Чжан Цзюньмай становится лидером «Третьей силы» – коалиции небольших партий, стремившихся занять позицию посредника между Гоминьдан и КПК. В 1946 г. он принимает активное участие в создании новой конституции Китайской республики. После установления в материковом Китае власти коммунистической партии Чжан Цзюньмай сначала эмигрирует в Индию, а уже оттуда в 1952 г. в США, где преподает и занимается научно-исследовательской деятельностью в университете Беркли вплоть до своей смерти в 1969 г.

Философская позиция Чжан Цзюньмая представляла собой попытку приспособления наследия классической немецкой философии (учений Гегеля и Канта) к полю конфуцианского философствования. В своих трудах Чжан Цзюньмай был склонен к компаративизму. Он полагал необходимым гармонизировать философское наследие востока и запада посредством приведения в соответствие философского понятийного языка. Сравнительная философия Чжан Цзюньмая носила во многом наивный, некритический характер. Он находил соответствие между столь отдаленными системами мысли как философия Канта и Ван Янмина, Мэн-цзы и Платона, Чжу Си и Аристотеля. Переводы, исследования и публицистические работы Чжан Цзюньмая преследовали цель включить наследие китайской философии в глобальную философскую культуру. Чжан Цзюньмай скептически относился к возможности возрождения конфуцианства в современном мире в полном объеме, полагая необходимость сохранения только конфуцианских норм межчеловеческих отношений.

 

Фэн Юлань

 

Фэн Юлань родился в 1895 г. в семье землевладельцев из провинции Хэнань. Его отец был обладателем высшей ученой степени цзиньши. Ребенком Фэн Юлань учился в клановой школе, затем в средних учебных заведениях Кайфэна и Шанхая. В 1915 г. Фэн Юлань поступл в Пекинский университет на отделение китайской философии и закончил его в 1918 г. С 1919 г. по 1923 г. Фэн Юлань изучал западную философию в Колумбийском университете в США. Вернувшись в Китай, стал профессором университета Чжунчжоу в Кайфэне, оттуда он переехал в Гуанчжоу и, наконец, получил приглашение в университет Яньцзин в Пекине. В 1928 г. его пригласили в пекинский университет Цинхуа. В 1931 г. вышел первый том «Истории китайской философии», сделавшей имя Фэн Юланя всемирно известным. В университете Цинхуа Фэн Юлань работал до 1952 г., пока университет не стал сугубо техническим высшим учебным заведением. После этого он перешел в Пекинский университет, в котором и преподавал до своей смерти, последовавшей в 1990 г.

В отличие от большинства участников движения нового конфуцианства первого поколения Фэн Юлань занимался исключительно научной деятельностью. Свою философскую позицию он характеризовал как новое неоконфуцианство (синь лисюэ). Фэн Юлань номинально определял себя продолжателем линии неоконфуцианского мыслителя XII в. Чжу Си в современности. Однако в его творчестве прослеживается значительное влияние западной философии – американского прагматизма и британской аналитической философии, а в поздние годы он вынужден был перейти на марксистские позиции.

Философия Фэн Юланя предполагала разделение мира на две независимые составляющие: действительный материальный мир и логический мир истины. Мир чистой логики лежит в основе действительного мира и ему соответствует основополагающая категория неоконфуцианской философии «принцип» (ли), а действительный мир – это мир «материальной силы» (ци), которая вместе с тем объясняется Фэн Юланем как чистая потенция. Мир «принципов» – един, а его проявления вариативны. Существование мира осмысляется в философии Фэн Юланя в духе китайской философской традиции как процесс ежедневного обновления и непрестанных перемен – перехода от беспредельного к великому пределу. Предельной целью процесса становления мира является достижение состояния «всеединства» (дацюань).

 

Фан Дунмэй

 

Фан Дунмэй родился в 1899 г. в провинции Анхой в семье чиновника. Уже к 12 годам он с успехом закончил изучение классических конфуцианских канонов. В 1922 г. завершил обучение на философском отделении университета Цзиньлин в Нанкине. В 1920 г. Фан Дунмэй слушал лекции американского философа Дж. Дьюи, которые произвели на него сильное впечатление и пробудили интерес к западной философии. В 1923 г. Фан Дунмэй поступил в университет штата Висконсин, США, а затем получил степень в университете штата Огайо. С 1924 г. он преподавал западную философию в ряде высших учебных заведений Китая. После Второй мировой войны в 1948 г. Фан Дунмэя пригласили в Национальный Тайваньский университет в Тайбэе, где он работал вплоть до своей отставки в 1973 г. Фан Дунмэй неоднократно читал лекции в США, где был известен под английским вариантом своего имени Thome H. Fang. Умер Фан Дунмэй в 1977 г., оставив после себя многочисленных учеников и обширное письменное наследие.

Философия Фан Дунмэя носит смешанный эклектичный характер. Ее цель – гармонизация различных философских позиций – западных, даосских, конфуцианских, буддийских. Центральным понятием философской теории Фан Дунмэя выступала категория «жизнь» (шэн). Жизнь – как тотальная реальность, находящаяся в непрестанном процессе трансформации и эволюции, как он описывается в классической китайском «Каноне перемен». Категория «жизнь» соотносилась Фан Дунмэем с китайской традиционной концепцией Дао-Пути. В размышлениях над конфуцианским философским наследием у Фан Дунмэя особенно сильны следы влияния эволюционной теории католического философа и богослова Тейяра де Шардена (1885–1955).

 

Хэ Линь

 

Хэ Линь родился в 1902 г. в провинции Сычуань, в семье местного потомственного чиновника. С 8 лет начал получать традиционное конфуцианское образование в клановой школе. В 13 лет продолжил образование в столице провинции города Чэнду. В 17 лет поступил в прославленный столичный университет Цинхуа, был учеником Лян Цичао. В 1926 г. для продолжения образования уехал в США, где изучал философию Спинозы и Гегеля. В 1930 г. стажировался в Берлинском университете. В 1931 г. вернулся в Китай и стал преподавать в Пекинском университете. Активно занимался политической деятельностью, учился в центральной партийной школе Гоминьдан. В 1949 г., когда на Пекин наступали войска КПК, несмотря на предложение Чан Кайши эвакуироваться, предпочел остаться в столице. С приходом к власти коммунистов внешне перешел на марксистские позиции, однако это не спасло его от гонений во время культурной революции. Хэ Линь был на два года выслан в провинцию Хэбэй для трудового перевоспитания. Скончался в 1992 г.

Через всю жизнь Хэ Линь пронес любовь к философии Гегеля и увлечение диалектическим методом. Его собственная философская позиция предполагала дополнение гегелевской диалектики основным постулатом неоконфуцианской школы сердца-сознания – интуитивным проникновением в истину, содержащуюся в индивидуальном сознании. Свою философию Хэ Линь называл «новое учение о сердце-сознании». По его мнению, сознание – это субстанция вещей, а вещи лишь проявление сознания. Хэ Линь также разрабатывал концепцию новой конфуцианской этики, которая должна была объединить устои традиционной конфуцианской этики и западную идею свободной воли человека. Фактически она сводилась к упразднению трех устоев – принципов иерархического подчинения: «государь – подданный», «отец – сын», «старший брат – младший брат» и сохранению пяти постоянств – норм межчеловеческого общения: гуманности, долга, ритуала, мудрости и доверия.

 

Тан Цзюньи

 

Тан Цзюньи – один из ближайших учеников Сюн Шили – родился в 1909 г. в провинции Сычуань. Его отец учился у буддийского мастера Оуян Цзинъу, а затем работал преподавателем. В 1926 г. Тан Цзюньи поступил в Пекинский университет, где слушал лекции Лян Шумина. В следующем году он перевелся в Нанкинский Центральный университет. Именно там Тан Цзюньи прослушал курс философии «новой виджнянавады» Сюн Шили и стал его учеником.

В 1932 г. Тан Цзюньи закончил университет и вернулся на малую родину в Чэнду, столицу провинции Сычуань, где стал учителем. В 1933 г. получил должность ассистента профессора в Центральном университете Нанкина. В 1944 г. Тан Цзюньи стал ординарным профессором. В июне того же года он вынужден был уехать в Гонконг, где совместно со знаменитым историком Цянь Му и другими новыми конфуцианцами открыл Новоазиатский колледж. В колледже Тан Цзюньи возглавлял философское отделение. В 1957 г. Тан Цзюньи посетил США. В 1958 г. Тан Цзюньи стал одним из соавторов «Манифеста», объявившего миру о существовании движения «новых конфуцианцев». В дальнейшем Тан Цзюньи много путешествовал по США, Европе, Тайваню, Корее, Японии, выступал с чтением лекций. Умер в 1978 г.

Основным мотивом философского творчества Тан Цзюньи было продолжение китайской гуманистической традиции, восходящей непосредственно к Конфуцию и Мэн-цзы. Ее отличие от европейского гуманизма Тан Цзюньи видел в постоянной направленности на моральную трансформацию личности, на самосовершенствование. Философское учение Тан Цзюньи основывалось на обобщении и анализе всего разнообразия философского и жизненого опыта человечества. В последней изданной при жизни работе «Жизненная экзистенция и духовный мир» (1977) Тан Цзюньи приводит концепцию девяти сфер существования: 1) сфера проведения различий между различными вещами; 2) сфера родо-видового различения; 3) сфера причин и следствий; 4) сфера рефлексии над данными чувственного опыта; 5) сфера рефлексии над рефлексией; 6) сфера морального взаимодействия; 7) сфера «возвращения к единому» (соответствует опыту западных монотеистических религиозных систем); 8) сфера абсолютной пустоты буддизма; 9) сфера «действия благой силы Неба» (высший уровень – уровень конфуцианской философии).

 

Сю Фугуань

 

Сю Фугуань появился на свет в 1903 г. в семье деревенского учителя. Закончил среднюю школу в городе Учан – столице родной для него провинции Хубэй. Поступил в Хубэйский государственный институт в 1923 г. В 1930 г. Сю Фугуань отправился в Японию для продолжения образования. Учился в университете Мэйдзи. В 1932 г. из-за начавшегося вторжения Японии в северный Китай вернулся в Шанхай и вступил в республиканскую армию Китая. Вскоре Сю Фугуань стал советником высших офицеров республиканской армии, на этой должности имел частые контакты с высшим руководством КПК. В 1943 г. Сю Фугуань стал советником лидера Гоминьдан Чан Кайши и тогда же познакомился с Сюн Шили. Встреча с прославленным мыслителем полностью изменила жизнь Сю Фугуаня. После окончания войны Сю Фугуань оставил службу в звании генерала и стал редактором гуманитарного журнала «Сюэюань юэкань», выходившего в Нанкине. В июне 1949 г. он переехал в Гонконг, где основал журнал «Демократическая критика». В 1961 г. Сю Фугуань отправился на Тайвань и начал преподавательскую деятельность в Национальном Чжунсинском университете, а затем в университете Дунхай в городе Тайчжун. Сю Фугуань стал широко известен на Тайване благодаря острой критике идеи вестернизации Китая, превалирующей в те годы в интеллектуальных кругах Тайваня. В конце жизни Сю Фугуань вернулся в Гонконг и преподавал в главном научно-образовательном центре нового конфуцианства – в Новоазиатском колледже. Умер в 1982 г.

Исследовательские интересы Сю Фугуаня лежали в основном в сфере этики. В своих работах он обосновывал различие китайской и западной этической философии. Конфуцианская этика, по мнению Сю Фугуаня, не подчиняется метафизике и религии, а представляет независимый и самодостаточный феномен. Большое внимание Сю Фугуань уделял политической деятельности, борьбе за распространение идеалов свободы и демократии в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Моу Цзунсань

 

Моу Цзунсань родился в провинции Шаньдун в 1909 г. в крестьянской семье. Но, несмотря на объективные трудности, смог получить образование и поступить в Национальный университет в Пекине. Во время учебы он увлекся западной и китайской философией. Моу Цзунсань закончил университет в 1933 г., будучи сторонником аналитической философии Рассела, Витгенштейна, Уайтхеда. Еще в университете Моу Цзунсань познакомился с Сюн Шили и стал его учеником. Во время войны Моу Цзунсань работал учителем в различных школах провинций Сычуань и Юньнань. После окончания войны был приглашен в университет Чжунъян в Нанкине. С приходом к власти КПК в 1949 г. Моу Цзунсань переехаля сначала в Шанхай, затем в Гуанчжоу и, наконец, на Тайвань, где преподавал в университете Дунхай. В 1961 г. Моу Цзунсань отправился в Гонконг, работал сначала в Гонконгском университете, а затем в Новоазиатском колледже. В 1976 г. Моу Цзунсань вернулся на Тайвань и занимался преподавательской и научной деятельностью в Тайваньском университете вплоть до своей кончины, последовавшей в 1995 г.

Философская теория Моу Цзунсаня отличается наибольшей глубиной и проработанностью по сравнению с учениями других представителей нового конфуцианства. Созданная им моральная метафизика представляет собой переосмысление традиционной конфуцианской этики в свете трансцендентальной философии Канта. Кантовская философия представлялась Моу Цзунсаню пределом развития западноевропейской философской мысли. Его синтез китайской и западной философии основывался на необходимости введения в систему кантовской мысли проблемы интеллектуальной интуиции, отрицаемой великим немецким философом и вместе с тем являющейся основной проблемой восточной философии. Основные положения «моральной метафизики» Моу Цзунсаня сводились к следующему: 1) приоритет морального знания и этического поведения над познанием вообще; 2) человеческая природа одновременно имеет ограничения и безгранична (первая сторона исчерпывающе проанализирована Кантом, а вторая раскрывается в восточной метафизике); 3) человек обладает уникальной способностью к интеллектуальной интуиции, раскрываемой в процессе духовного самосовершенствования.

 

Юй Инши

 

Юй Инши – типичный представитель третьего поколения новых конфуцианцев, получивший образование в США и связанный с американскими академическими кругами. Родился в 1930 г. в Тяньцзине, детство провел в провинции Анхой. Юй Инши был в составе первого выпуска Новоазиатского колледжа в 1952 г. В 1962 г. получил степень доктора философии в Гарвардском университете. И затем стал преподавать историю китайской интеллектуальной культуры в США – сначала в университете штата Мичиган, затем в Гарварде и Йеле, а с 1987 г. в Принстонском университете.

Юй Инши, вообще говоря, не философ, а профессиональный историк культуры, ученик и последователь наиболее известного китайского историка ХХ в. Цянь Му. Вместе с тем Юй Инши – значимая фигура в современном интеллектуальном дискурсе Китая. Автор концептуальных исследований о китайской культуре и конфуцианской традиции (даотун), во многом сформировавших критическую точку зрения на возможность возрождения конфуцианской традиции у представителей современного нового конфуцианства.

 

Лю Шусянь

 

Лю Шусянь родился в Шанхае в 1934 г. Его отец был выпускником Пекинского университета и близким другом Сюн Шили. Во время обучения в Национальном Тайваньском университете в Тайбэе Лю Шусянь стал учеником Фан Дунмэя. Затем Лю Шусянь преподавал в университете Дунхай в Тайчжун и поддерживал контакты с Моу Цзунсанем и Сю Фугуанем. В 1964 г. он поступил для продолжения образования в университет Южного Иллинойса, США, где изучал западную философию и христианскую теологию. В 1981 г. Лю Шусянь возглавил философское отделение Китайского университета в Гонконге.

Лю Шусянь отстаивает необходимость для современного мира усвоения опыта китайской философии, в первую очередь конфуцианской этики. В своих работах, опирающихся на методологию аналитической философии и логического анализа языка, Лю Шусянь ищет способы модернизации конфуцианской этической философии с целью привнести этическое измерение в глобальный философский дискурс. Именно в сфере этической мысли и решения проблем межкультурной коммуникации он видит роль конфуцианского наследия в современном мире.

 

Чэн Чжунъин

 

Чэн Чжунъин родился в 1935 г. в Нанкине и в 1949 г., спасаясь от коммунистов, вместе с семьей бежал на Тайвань. Здесь он поступил в Национальный Тайваньский университет, где стал учеником Фан Дунмэя. Затем изучал философию в США в университете Вашингтон в Сиэтле и в Гарвардском университете (окончл в 1963 г.). После этого принял приглашение на работу от Гавайского университета, где преподает и занимается научной деятельностью до настоящего времени.

Чэн Чжунъин разработал собственную философскую систему – онтогерменевтику. Ее цель – создание глобальной системы философии, объединяющей сильные стороны западной и китайской философии. Чэн Чжунъин выступает за расширенный диалог между западной и китайской философией и полагает, что не стоит держаться за сохранение целостности конфуцианской традиции. Постконфуцианская философская система Чэн Чжунъина базируется на герменевтике субъекта. Субъект предстает в работах Чэн Чжунъина сложным комплексным феноменом, имеющим две основные составляющие: временной аспект самоидентичности, ответственный за развертывание и функционирование основных структур индивидуальной психики, и трансцендентальный аспект «я», осуществляющий этический выбор и определяющий грань между добром и злом. Оба аспекта субъективности неразделимы и не способны функционировать отдельно друг от друга. Любая ментальная и телесная деятельность человека начинается с процесса самопознания. Таким образом, создание транссубъективной этики насущно необходимой современному человечеству возможно, с точки зрения Чэн Чжунъина, только через процесс самопознания и психофизического самосовершенствования.

 

Ду Вэймин

 

Ду Вэймин является неформальным лидером третьего поколения новых конфуцианцев. Он родился в 1940 г. в провинции Юньнань. Студенческие годы провел в университете Дунхай, где учился у Моу Цзунсаня и Сю Фугуаня. Плсле окончания университета в 1961 г. продолжил образование в Гарвардском университете. Затем преподавал в Принстоне (1969–1971), в Беркли (1971–1981), начиная с 1981 г. – в Гарварде. В течение 1980-х гг. провел несколько лекционных туров, посвященных конфуцианству, в Гонконге, Тайване, КНР и других странах. Особенно важными оказались его многомесячные поездки по КНР предпринятые в конце 1980-х гг., благодаря которым состоялось возвращение конфуцианства в актуальное поле философских дискуссий в КНР.

Основные проблемы, интересующие Ду Вэймина, – это популяризация конфуцианства на Западе и исследование перспектив конфуцианской мысли в глобализирующемся мире. Главная идея философии Ду Вэймина – концепция трех эпох в истории конфуцианства. По мнению этого исследователя, конфуцианство изначально было открыто для взаимодействия с иными культурами и религиозно-философскими системами. Нынешний этап в истории конфуцианства – это этап последовательного освоения западной культуры и западной методологии мысли. Конфуцианство, благодаря своей открытости к влиянию всего нового, в том числе всего имеющего инокультурное происхождение, может стать одним из ключевых элементов глобальной философской культуры XXI в.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфуцианство за время своего существования, охватывающего период с конца VI в. до н. э. по настоящее время, прошло долгий путь, полный перипетий и событий. За более чем две с половиной тысячи лет оно пережило периоды расцвета и упадка, изменения своего статуса и переосмысления своей роли в китайском обществе. На протяжении всего этого пути конфуцианство не только сохраняло преемственность собственных идей и основных положений своего учения, но и неоднократно вступало в противостояние и плодотворное взамиодействие с иными религиозно-философскими традициями и направлениями мысли – даосизмом, легизмом, буддизмом, а таже христианством и западноевропейской культурой в целом.

В начале исторического пути конфуцианства возвышается величественная фигура его основателя Конфуция – одного из героев «осевого времени» человеческой цивилизации, мыслителя и наставника, способного стать в один ряд с другими учителями человечества – Буддой, Сократом, Лао-цзы, пророками древней Иудеи. Гуманистический пафос, который придал своему учению Конфуций, сохранялся во все эпохи исторического существования конфуцианства. Не случайно одно из высказываний «совершенномудрого из княжества Лу» стало девизом ЮНЕСКО: «По своей природе [люди] близки друг другу, но по своим привычкам они далеки» (Лунь юй 17:2).

Уже на раннем этапе существования (V–III вв. до н. э.), который выпал на трудное и полное тревожных социально-политических событий время, конфуцианство вступило в активную полемику с другими религиозно-философскими школами древнего Китая, в первую очередь с даосизмом и легизмом. Не приемля даосское бегство от общества и устранение от политики и в то же время отрицая бесчеловечность и ограниченность легистских управленческих теорий, конфуцианство, тем не менее, смогло многое воспринять и даже позаимствовать у своих конкурентов. Великий конфуцианский мыслитель Мэн-цзы смог, опираясь на даосские мировоззренческие теории, создать собственную концепцию человеческого сознания. А один из наиболее рациональных философов-конфуцианцев Сюнь-цзы разработал детальный аппарат логической аргументации, позаимствовав и углубив идеи моистов и школы имен (名家 мин цзя).

В конце III в. до н. э. конфуцианская школа столкнулась лицом к лицу с безжалостной машиной тоталитарной империи, созданной усилиями первого императора Китая Цинь Шихуан-ди. Понеся значительные потери учение, созданное Конфуцием, тем не менее доказало свою жизнеспособность, а его лучшие представители – несгибаемый дух, о котором в свое время говорил Мэн-цзы. Во II в. до н. э. для конфуцианства начался новый этап испытаний – испытаний властью. Конфуцианство впервые стало официальной идеологией огромной континентальной державы – империи Хань. Включение элементов конфуцианства в структуру государственного управления привело к формированию экзаменационной системы – уникального феномена китайской цивилизации – и утверждению первого свода канонических текстов – «Пятиканония». Расцвет каноноведческой науки (經學 цзин сюэ), выпавший на этот период (II в. до н. э. – II в. н. э.) привел к развитию методов филологического и грамматического анализов текстов, способствовал становлению самостоятельного философского, литературного и историографического творчества конфуцианских ученых, но и вызвал первый серьезный внутренний раскол конфуцианства – возникновение двух противоборствующих направлений – школы новых текстов (新文 синь вэнь) и школы «древних текстов» (古文 гу вэнь).

После падения поддерживавшей конфуцианство династии Хань политическая и культурная ситуация в Китае существенно изменилась. Поднебесная вошла в эпоху затяжного кризиса власти, которая одновременно стала эпохой расцвета искусств и распространения мировой религии – буддизма. Для конфуцианства эпоха III–VI вв. н. э. стала временем новых испытаний. Конфуцианское учение, которое всегда было уделом интеллектуалов, стало терять популярность среди образованной элиты Китая. Проблемы каноноведения и историографии, столь востребованные в предшествующий исторический период, потеряли актуальность. На смену им пришли вопросы эстетики, дискуссии на тему посмертного существования человека, философские проблемы смысла и цели человеческой жизни, которые в классическом конфуцианстве эпохи Хань оставались второстепенными. Столкнувшись с новыми вызовами, в первую очередь со стороны всесторонне разработанного буддийского мировоззрения, предоставлявшего своим последователям ответы на все жизненные и философские вопросы, преданные последователи конфуцианства постепенно стали осознавать необходимость структурных изменений, которые и последовали уже в эпоху династии Тан (618–907). Конфуцианское движение «за возвращение к древности» (復古 фу гу) способствовало началу нового возрождения в истории древнего учения Конфуция. Одаренный мыслитель и талантливый стилист Хань Юй (768–824) открыл пространство конфуцианского философского творчества, со временем вобравшего в себя достижения буддийской и даосской философской мысли и в тоже время никогда не терявшего самостоятельности и оригинальности как тематик, так и понятийного языка.

С началом правления династии Сун (960–1279) ситуация на просторах Срединной империи в очередной раз меняется. Распространение книгопечатания (ксилографии) способствовало росту книжной культуры и подъему традиционного конфуцианского образования. Сотни частных академий (書院 шу юань), плотной сетью покрывших практически всю территорию сунской державы, выпустили в свет несколько поколений превосходных конфуцианских мыслителей, историков и литераторов. Конфуцианство становится опять актуальным и востребованным как при императорском дворе, так и в общественных делах. С середины XI в. начинает свой отсчет новая система конфуцианской мысли – неоконфуцианство (道學 дао сюэ, букв. «учение о Дао-Пути»). Выдающиеся неоконфуцианские мыслители XI–XII вв. Чжоу Дуньи, Чжан Цзай, братья Чэн, Чжу Си, Лу Цзююань открыли и тщательным образом описали этические, космологические, социально–политические, религиозные и философские грани конфуцианства, впервые связав их в единую мировоззренческую систему, которая позволяла последователю конфуцианского учения оставаться учеником Конфуция и на службе, и в частной жизни, и в интеллектуальном общении, и в личном творчестве как философском, так и артистическом. В XIII–XIV вв. неоконфуцианская система мысли проходит этап своего утверждения и догматизации, становясь официальным мировоззрением Китая.

В эпоху правления династии Мин (1368–1644) первичный импульс творческого созидания, характерный для раннего неоконфуцианства, был исчерпан, стали нарастать проявления внутреннего кризи



2019-05-24 538 Обсуждений (0)
Основные представители нового конфуцианства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные представители нового конфуцианства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (538)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)