Разновидности посланниц
Некоторые группы гопи помогают Господу Кришне передавать послания. Находясь на различных стадиях экстатической любви, начиная с пурва-раги, эти посланницы-гоям стремятся общаться с Кришной. Они распределяются на две группы: 1. сваям-дути (посланницы, действующие по собственной инициативе) и 2. апта-дути (посланницы, которым даны конкретные поручения). В этой главе пойдет речь о них.
Сваям-дути (посланница, действующая по собственной инициативе)
Гопи, исполненную экстатической любви, сильный энтузиазм которой подавляет ее естественную застенчивость и которая по собственной инициативе передает послание для Кришны и Его возлюбленных, смрити-шастры называют сваям-дути.
Сваям-дути бывают трех типов:
1. вачша (слова); 2. ангика (жесты, телодвижения); 3. чакшуша (взгляды).
Вачика (слова)
Вачика это также вьянга (тонкий намек, или передача мысли в словах).
Речевое послание, или намек (вьянга), бывает двух видов:
1. шабда-въянга (намек или тайное послание, скрытые в звучании слов); 2. артха-въянга (намек или тайное послание, скрытые в значении слов).
Эти въянги могут быть разделены на две категории:
1. кришна-вишая (речь, имеющая непосредственное отношение к Кришне); 2. пурастха-вишая (намек в разговоре о том, что находится перед глазами).
Кришна-вишая (речь, имеющая непосредственное отношение к Кришне)
Есть два типа кришна-вишаи: 1. прямая речь (сакшат), 2. речь с применением хитрости или обмана (вьяпадеша). 1. Прямая речь (сакшат) Прямая речь (сакшат) принимает различные формы, такие как: гордое заявление (гарва); речь с обвинениями (акшепа) и обращение с непосредственной просьбой (ячна). Гордое заявление (гарва) Вот пример гордого заявления, где слова содержат скрытое значение. Радхарани сказала Кришне: «Мой дорогой Мадхава, общаясь с Лалитой, Я стала очень гордой и сейчас Я уверена, что являюсь самой целомудренной из всех праведных девушек. Для Твоего собственного блага Я говорю Тебе: не становись змееподобным распутником, пытающимся заигрывать со Мной на этой тропинке. Мой дорогой Мадхава, Я всегда присутствую в мыслях целомудренных гопи, и поэтому игривая экстатическая любовь наполнила Меня безумной гордостью. Я преисполнена гордости, поскольку очаровательный герой Кришна так привязан ко Мне. Поэтому для Твоего же собственного блага Я говорю Тебе: не веди Себя, словно змей. Не распускай руки, как развратник, и не пытайся обнять Меня!» (Видагдха-мадхава, 6.20). Вот пример гордого заявления, где скрытое послание содержится в значении, а не в словах. Шьяма сказала Кришне: «Мой дорогой Кришна, чье тело темное, как дерево питала, почему Ты искоса бросаешь на нас очаровательные взгляды? Я Шьяма, известная как гуру всех целомудренных девушек трех миров. Если Ты попытаешься даже слегка связать Своими лукавыми взглядами этих ланеподобных гопи, это приведет их только в ярость и они со всех сторон неистово набросятся на Тебя». Речь с обвинениями (акшепа) Вот пример порицания со словами, которые скрывают тайный смысл. Одна гопи сказала Кришне: «О хитрый плут Враджа, уйди с дороги! Обрати Свой взор к горизонту и посмотри на большие тучи, заслонившие сияние полумесяца. О лукавый мошенник, мой лучезарный алый корсаж уже промок от дождя и разошелся по швам. О царь хитрецов, не преграждай мне дорогу, отверни Свой бесстыдный взгляд от моих бедер и оцарапанной груди. Мое прекрасное тело, украшенное сияющим корсажем, застыло и побледнело от сильной любви к Тебе». Вот пример порицания, где тайное послание скрыто в значении. Одна гопи сказала Кришне: «Вор! В моем присутствии Ты крадешь душистые цветы жасмина из этого кадамбового леса. Если Ты попытаешься украсть мое сияющее ожерелье, кто защитит меня? Деревня Враджа очень далеко и мы в этом необитаемом, диком лесу совсем одни». Обращение с непосредственной просьбой (ячна) Этот тип послания бывает двух видов: а) просьба от собственного имени (свартха); и б) просьба от имени кого-либо еще (парартха). А. Просьба от собственного имени (свартха-ячна) Радхарани обратилась к Кришне: «О Кришна, Я жадно хочу вон те замечательные цветы. Позади Меня цветет восхитительная лиана. Пожалуйста, укрась Меня ее цветами. О Кришна, желая эти цветы в Твоем обществе, Меня переполняют любовные желания. Я очаровательная девушка, объятая благоухающей лианой несравненной красоты. Пожалуйста, удовлетвори Мое желание и осчастливь Меня». После этих слов Радхи, Кришна нарвал цветов и украсил ими Ее корсаж. Радхарани сказала Кришне: «Этот лес Вриндаван, кишащий змеями, совсем не безопасен. Из-за того что Я не предложила цветы богине Катьяяни, Я опасаюсь, что буду наказана за это одной из лесных змей. О Кришна, о Господь, танцующий на головах царя змей Калии, Я полностью вверяю Себя Тебе. Пожалуйста, будь милостив ко Мне и даруй Мне мантру, способную противостоять ядовитым укусам змеи». (В этой аллегории змея и яд относятся к любовным желаниям Радхарани). Так в этих словах содержится скрытый намек на приглашение Кришны. В ответ на эту просьбу Кришна прошептал мантру на ухо Радхарани. В это время Он улучил возможность и поцеловал Ее в щеку, а затем прикоснулся к Ее корсажу, словно получил дакшину (вознаграждение). Радхарани сказала: «Мой дорогой Кришна, Ты прославлен как лучший из всех знаменитых мужчин и Ты проходишь этот густой, наполненный лианами лес, просто чтобы защитить людей, находящихся в этом лесу. О лучший из рода Яду, будь милостив и к нам, проведи нас через этот дремучий лес. Мы, женщины, принимаем прибежище у Тебя, мы не знаем дорогу, которая приведет нас обратно в деревню Враджа». Б. Просьба от имени кого-либо еще (парартха-ячна) Одна гопи обратилась к Кришне: «Когда моя подруга однажды пила свежий нектар музыки Твоей флейты чашами своих ушей, ее ум стал очень легким и она внезапно упала в обморок. С тех пор она очень бледна, серьезна и постоянно страдает от какой-то загадочной болезни (она постоянно жаждет наслаждаться любовными играми с Тобой). Она считает, что Ты — искусный Дханвантари, способный излечить ее от этой болезни». Одна гопи сказала: «О Мадхусудана, я иду к Тебе с посланием от моей дорогой подруги, которая безумно любит Тебя. Пожалуйста, попытайся понять ее любовь. Она — птица чакора и считает Твое лицо полной луной. Если этой ночью она не сможет пить лунный свет Твоего лица, то несомненно умрет. Ее смерть станет для меня страшным горем». 2. Речь с применением хитрости или обмана (вьяпадеша) Когда слова используются для того, чтобы обмануть слушающего, этот метод называется вьяпадеша. Одна гот обратилась к Кришне: «О слон, опьяненный нектаром, почему Ты покидаешь небесную Гангу, сияющую великолепием и красотой и наполненную синими лотосами и сладким воркованием опьяненных лебедей? Почему Ты принял прибежище в этой темной, грязной реке Карманаса? О герой, несущий лотос, это — лучшая из всех девушек на Земле. Она блистает неповторимой красотой. Ее речь подобна сладкому воркованию опьяненной лебедице. Ее грудь украшена мускусом, и она жаждет развлекаться с Тобой любовными играми. О безрассудный герой, почему Ты пренебрегаешь ею и остаешься лежать в тине бездействия?» Другая гопи сказала Кришне: «О моя дорогая певучая кукушка, почему Ты скитаешься в лесу Вриндавана, не замечая эти сладкие манго, цветущие такой свежей юностью, что даже шмели не совсем сознают, насколько чарующ их аромат?» Пурастха-вишая (намек в разговоре о том, что находится перед глазами) Когда человек делает вид, что обращается к другому, хотя его слова в действительности предназначены для Кришны, который находится рядом с говорящим и слушает его слова, такая речь (с намеками) называется пурастха-вишая. Одна гопи в присутствии Кришны обратилась к лиане малаши: «О лиана малати, шмели зовут тебя, желая собрать мед с твоих цветов. Что касается меня, то я страстно желаю сорвать цветы с этого ароматного дерева пуннага» (О лиана малати, шмели зовут тебя, желая собрать мед с твоих цветов. Что касается меня, то я сгораю от желания достичь Кришны, лучшего из мужчин, украшенного ароматными цветами). Одна гопи в присутствии Кришны обратилась к холму Говардхану: «О холм, ты украшен множеством лиан, отягощенных пышными, не сорванными никем цветами и ты — обитель многочисленных миролюбивых птиц. Я жажду гулять по твоим склонам. Скажи же, как мне сделать это?» Одна гопи случайно встретила Кришну в лесу: «Этот Кришна, принц Враджа, знаменит тем, что лишает целомудрия добродетельных девушек, а я нежная девушка, неспособная противостоять Ему даже словами. Утомленная ходьбой и заблудившаяся в этих непроходимых лиановых джунглях, я наткнулась на Кришну».
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |