Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИНТЕРАКТИВНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА



2019-05-24 354 Обсуждений (0)
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Балашова Г.А.

магистрант Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, [email protected]

Научный руководитель: Боднарук Е.В., д. филол. н., доцент, заведующая кафедрой немецкой и французской филологии ВШСГНиМК

 

Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция в современном обществе становится одним из важных качеств конкурентоспособного специалиста. Лингвистическая компетенция предполагает овладение определенной суммой формальных знаний и соответствующих им навыков, связанных с различными аспектами языка: фонетикой, лексикой и грамматикой. Преподавание иностранного языка требует применения на занятиях эффективных методов и приемов для работы с разными аспектами речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования и письма.

На наш взгляд, грамматика занимает центральное место в обучении иностранному языку, т.к. под изучением грамматики понимается изучение законов языка, которые определяют основные принципы построения предложений, и если не соблюдены правила грамматики, устная и письменная речь зачастую утрачивают свой смысл, точность и правильность высказывания отсутствует.

В целях выявления трудностей при преподавании грамматики иностранного языка в профессиональных колледжах на современном этапе нами была разработана анкета для преподавателей, и проведен опрос, в котором приняли участие 7 респондентов.

Результаты эксперимента показали, что все преподаватели считают грамматику одной из важнейших аспектов в преподавании иностранного языка, шесть из семи опрошенных респондентов стараются уделять достаточно времени грамматике на каждом своем уроке, однако на практике это не всегда удается. Также было отмечено, что большинство преподавателей не могут позволить себе посвятить изучению или отработке грамматической темы целый урок. Для профессионально-ориентированного обучения характерны специфические условия: недостаточное количество часов (2-4 часа в неделю), срок обучения составляет 2 года, а абитуриенты при поступлении обладают невысоким уровнем языковой подготовки. Большинство респондентов обращают внимание на недостаточное развитие коммуникативной компетенции своих студентов, а также на плохой уровень знаний грамматики иностранного языка. 71% опрошенных считают, что уровень владения иностранным языком студентов колледжа соответствует уровню А2 согласно Европейскому стандарту. Преподаватели отмечают невысокую мотивацию учеников, частое нежелание выполнять грамматические упражнения, однако задания творческого характера часто поддерживаются и выполняются с удовольствием, что в свою очередь наводит на мысль о логичности и целесообразности совмещения двух данных направлений деятельности при изучении грамматики.

Как правило, понятие интеракции (interaction) определяется очень широко: как общение, взаимодействие, коммуникация. Говоря о типе урока, термин трактуют как «такой тип урока, при котором основное внимание уделяется иноязычному общению учащихся и учителя, установлению социальных отношений между отдельными учащимися и учителем, группой в целом» [5]. Данному типу урока обычно противопоставляется урок «передачи информации», когда учитель достаточно традиционно передает учащимся определенную сумму знаний, в то время как «урок-взаимодействие» ориентирован на процесс общения.

Интерактивный подход рассматривается как перспективное направление дидактики, связанное с использованием учебного взаимодействия. Интерактивное обучение – «это обучение, погруженное в общение». Обучение общению строится на основе взаимодействия с Другим, на толерантности, терпимости к различиям между людьми в обычаях, традициях, поведении и начинается с признания того, что мир многогранен и полифоничен, что существует множество истин, которые помогают понять себя, согласовывать свои интересы и ценности с потребностями и установками других людей.

Е.В. Коротаева считает принципиально важным разграничивать термины «взаимодействие» и «воздействие». Педагогическое воздействие, на основе которого выстраивается традиционный процесс обучения, имеет однонаправленный характер, связанный с целенаправленным переносом информации и опыта от одного человека к другому, в то время как для взаимодействия характерна реактивность (т.е. наличие прямой и обратной связи) [3]. Данный автор полагает, что педагогическое воздействие морально устарело и не соответствует требованиям новой социально-экономической эпохи, когда от личности обучаемого ожидают таких качеств, как активность, упорство, инициативность, самостоятельность и т.д. Таким образом, пересмотр традиционных форм обучения приводит к внедрению интерактивных технологий в образовательный процесс.

Интерактивность в обучении может проявляться в различных формах, таких как различные обучающие игры (грамматические, лексические, орфографические), ролевые игры, использование общественных ресурсов, социальные проекты и внеаудиторные мероприятия, нестандартные уроки (урок-дискуссия, урок открытых мыслей и др.), мозговой штурм, использование на уроке информационно-коммуникационных и современных мультимедийных технологий. Интерактивные методы вовлечения обучающихся в работу над изучаемым материалом стимулируют познавательную деятельность, развивают творческий потенциал, обеспечивают целенаправленное восприятие и осмысление изучаемых явлений. Применение на занятии игр способствует концентрации внимания на овладении грамматическими навыками в процессе естественной ситуации общения. В игре студенты учатся мыслить неординарно, изобретать новые творческие пути решения поставленных задач. Игра подходит в качестве ситуативно-вариативного упражнения, дающего возможность для многократного повторения грамматической структуры в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с характерными для неё признаками – спонтанностью, эмоциональностью, целенаправленностью речевого воздействия. Игровые технологии могут применяться как на начальном этапе обучения в качестве тренировочных упражнений для дальнейшего закрепления материала, так и на этапе контроля овладения знаниями [2].

Результаты опроса показали, что для обучения грамматике преподаватели колледжей довольно часто прибегают к использованию игровых технологий, в то время как применение информационно-коммуникационных технологий не пользуется большой популярностью. Неудивительно, что не все преподаватели оказались готовы к широкому внедрению компьютеров в обучение иностранным языкам. Являясь лишь способом обучения, эффективность которого зависит от умения использовать его для достижения определенных педагогических целей, само по себе применение мультимедийных технологий без учителя не несет существенной педагогической значимости. На наш взгляд, необходимо более активное внедрение информационных технологий в процесс обучения, которое способствовало бы росту мотивации и заинтересованности учащихся, стимулированию и развитию их когнитивных процессов: мышления, восприятия, памяти. Использование информационных технологий на уроках иностранного языка позволяет учащимся в яркой, интересной форме овладевать грамматическими навыками и эффективно закрепить материал.

Е.С. Полат полагает, что современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, способствуют индивидуализации и дифференциации обучения с учетом способностей, уровня обученности и склонностей учащихся [1]. Все обучающие компьютерные программы, так или иначе, предусматривают отработку конкретных грамматических структур, а также в определенной степени способствовать развитию речевых навыков. Уже давно известно, что люди воспринимают окружающий нас мир и осваивают новые знания по-разному. Теперь же, с использованием компьютерных сетей и онлайн-средств учебные заведения получили возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика.

Практическое применение информационных технологий в обучении грамматике дает возможность наглядно представить материал, доступнее объяснить сложные грамматические конструкция и явления, упростить их. Работа учащихся становится более интенсивной, что позволяет повысить темп изучения учебного материала и увеличить объем самостоятельной работы на занятиях и после них.

Используя широкие возможности интернета, можно эффективно обучать всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. Так, например, сайт компании Lucent Technologies позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Интернет – превосходный источник информации о последних событиях в мире. Такие ресурсы как официальные порталы, специально разработанные сайты для изучения иностранного языка, сайты газет сами по себе не являются учебным материалом, но возможность работы в сети с аутентичными ресурсами является мотивационным источником для учащихся, и эту возможность стоит использовать в учебном процессе. Они предоставляют уникальную возможность не только увидеть, прочитать, прослушать ценный аутентичный материал, но и самим ученикам, как в интерактивном, так и в off-line режиме задавать вопросы, общаться с носителями языка.

Нельзя игнорировать преимущества, которые дает вики (англ. wiki) – веб-сайт, содержимое которого пользователи могут самостоятельно и одновременно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Самым известным примером является Википедия и другие проекты Фонда Викимедиа. В режиме реального времени все учащиеся имеют возможность совместно создавать и многократно править тексты, корректировать друг друга посредством сайта, без применения особых приспособлений на стороне редактора [6].

В современном учебном процессе активно применяются и технологии мультимедиа, позволяющие использовать графику, текст, видео и мультипликацию. Применяя мультимедиа, преподаватель совмещает теоретический и демонстрационный материал, а обучаемый целостно воспринимает предлагаемый материал, включая образное мышление, что способствует активному и более прочному запоминанию информации. Особая роль в повышении эффективности применения компьютерных технологий в учебном процессе в настоящее время отводится использованию интерактивной доски (ИД) – это гибкий инструмент, совмещающий простоту обычной маркерной доски с возможностями компьютера. В сочетании с мультимедийным проектором и при наличии активного программного обеспечения ИД становится большим интерактивным экраном, одним прикосновением к поверхности которого можно решить огромное количество учебных задач. Интерактивная доска позволяет показать любые картинки, фотографии в цвете и любого размера, воспроизводить видео или аудио-файлы, а при необходимости находить их в Интернете; организовать проверку письменного задания, спроецировав правильно выполненный вариант; загрузить студенческие работы в Интернет (на сайт, в блог и т.д.) прямо в аудитории, чтобы все могли ознакомиться с результатами проделанной работы; сохранить и распечатать материал урока (например, высказанные учащимися идеи или схему, созданную на занятии). Интерактивная доска избавляет от необходимости готовить раздаточный и наглядный материалы и распечатывать их в необходимом количестве. Обучение грамматике с использованием интерактивной доски также не лишено преимуществ – можно, например, на этапе отработки использовать подсказки программы, осуществлять самокоррекцию. Диапазон заданий в достаточной степени широк – от сопоставления и заполнения пропусков к составлению предложений из предложенных элементов и написанию собственных предложений. При этом количество и качество используемых опор неограничено [4].

На сегодняшний день остается актуальной проблема недостаточной сформированности речевых умений студентов колледжей. Необходимо увереннее применять новые варианты в организации учебного процесса, которые бы способствовали повышению мотивации, грамматической правильности речи, а также развитию более высокого уровня коммуникативной компетенции студентов. Использование интерактивных методов обучения не просто целесообразно, но необходимо. Включение новых информационно-коммуникационных технологий, инструментов коллективного пользования нацелено на развитие навыков и умений проектной деятельности, совместной работы учеников. С их помощью можно разнообразить формат проведения занятий, организовать трансляции лекций, привлекать больше аутентичных материалов, побуждать учеников к самообучению и самокоррекции.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бармалеева, О.В., Захаров К.А. Использование информационных технологий в обучении грамматике [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25949624 (дата обращения 04.03.2018).

2. Зубаирова, Г.Н. Применение интерактивных методов обучения грамматике на занятиях по иностранному языку // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями 2017. Часть 2 Материалы конференции. – Барнаул: БЮИ МВД России, 2017. С. 196-197.

3. Коротаева, Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – М.: Профит Стайл, 2007. – 224 с.

4. Платонова, Н.И. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием инновационных технологий // Университет ХХI века: научное измерение: Материалы науч. конф. ТГПУ им. Л.Н. Толстого: В 2 т. Т. 2. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010. С. 157-164.

5. Стрелкова, С.Ю. От грамматико-переводного метода к дискурсивной грамматике: монография. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – 192 с.

6. Rösler D., Würffel N. Lehrmaterialien und Medien. Deutsch lehren lernen 05. München: Klett-Langenscheidt, 2014. 189 S.

 



2019-05-24 354 Обсуждений (0)
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИНТЕРАКТИВНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)