Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дидактические системы И. Гербарта, Дж. Дьюи, современная дидактическая система.



2018-07-06 2718 Обсуждений (0)
Дидактические системы И. Гербарта, Дж. Дьюи, современная дидактическая система. 4.75 из 5.00 4 оценки




Обобщая многообразие имеющихся дидактических концепций, следует выделить три системы дидактики: традиционную, педоцентристскую и современную. Каждая складывается из ряда направлений психологических и педагогических теорий. Разделение концепций на три группы произведено на основе того, как понимается процесс обучения - объект и предмет дидактики.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Эту систему составляют дидактические концепции педагогов Я. А. Коменского, Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарта и дидактика немецкой классической гимназии. В педоцентристской концепции обучение и воспитание рассматриваются как главные факторы развития. Новаторство и творчество педагога считаются определяющими при оценивании результатов обучения и воспитания учащихся, при этом, однако, индивидуальные особенности ребенка учитываются недостаточно. В основе данного подхода лежат система Д.Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейнера, В. Лая - теории периода реформ в педагогике в начале XX века. Современная дидактическая система исходит из того, что сущность процесса обучения составляют преподавание и учение, а их дидактические отношения в структуре этого процесса являются предметом дидактики. Данную концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающee обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (К. Роджерс), когнитивная психология (Дж. Брунер), технологизация образования, педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 1980-х годов в России, личностно-ориентированное образование.

Традиционную дидактическую систему связывают прежде всего с именем немецкого ученого И. Ф. Гербарта, который обосновал систему обучения, используемую в Европе до сих пор. Целью обучения, по Гербарту, является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать морально сильную личность. Обучение должно носить воспитывающий характер, связывать знания с развитием чувств, воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностной сферой личности.

Структуру обучения, по Гербарту, составляют изложение, понимание, обобщение, применение. Дидактику Гербарта характеризуют такие слова, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания. Его педагогическая теория имела большое значение потому, что он обосновывал ступени обу чения посредством психологического анализа, учения о психи ческих процессах формирования знаний, философско-этических представлений о личности. Однако этика и психология Гербарта носили идеалистический и метафизический характер, что ослабляло его дидактическую систему, делало ее излишне заформализованной, негибкой.

К началу XX века эта педагогическая система подверглась резкой критике за вербализм, книжность, авторитаризм, оторванность от потребностей, интересов, возможностей ребенка и от жизни, а также за то, что передача системы готовых знаний без включения ребенка в умственную активность подавляет его самостоятельность и не способствует развитию его мышления. Поэтому в начале XX века рождаются новые подходы.

Среди них выделяется прежде всего педоцентристская дидактика. Ее называют также прогрессивистской, реформаторской, обучением через делание. Появление ее связывают с именем американского педагога Д. Дьюи, работы которого оказали огромное влияние на западную школу, особенно американскую. Название «педоцентристская» связано с тем, что Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, при этом обучение и воспитание выступали главными факторами становления и развития учащихся. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей посредством педагогических новаций. Педоцентристская, реформаторская дидактика явилась реакцией педагогов XX века на гербартианскую модель обучения, которую прогрессивные педагоги называли «школой книжной учебы», оторванной от мира ребенка, и противопоставляли ей «школу труда, жизни». Один из западных ученых так образно выразил ориентацию новой дидактики на ребенка: глагол «обучать» имеет два значения - обучать кого, обучать чему. Чтобы «обучать Джона латыни», надо знать и Джона, и латынь, а до недавнего времени считалось, что для обучения надо знать только латынь. По мнению представителей реформаторской педагогики, главной проблемой дидактики стала активизация ученика в процессе учения. Следовало сделать так, чтобы учеба носила самостоятельный, естественный, спонтанный характер. Для этого обучение нужно строить не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности. Отсюда следует и название - «обучение через делание». Структура процесса обучения выглядит так: ощущение трудности в процессе деятельности, формулировка проблемы и сути затруднения, выдвижение и проверка гипотез по решению проблемы, выводы и новая деятельность в соответствии с полученным знанием. Этапы процесса обучения воспроизводят исследовательское мышление, научный поиск. Этот подход повлек за собой изменения в содержании, методах и организационных формах обучения. Один из реформаторов - В. Лай выделял в процессе обучения три этапа: восприятие, переработку, выражение. Особое значение он придавал «выражению», понимая под ним разнообразную деятельность детей на основе знаний (сочинения, рисунки, театр, практические работы) и называя это «педагогикой действия». Несомненно, такой подход активизирует учебно-поисковую деятельность обучающихся, способствует развитию их познавательных интересов, умений решать проблемы и новые задачи. Однако абсолютизация этой дидактики, ее распространение на все предметы и уровни обучения могут привести к переоценке спонтанной деятельности детей и следованию в учении только за их интересами, что в конечном результате будет способствовать утрате систематичности, случайному отбору учебного материала. Оппоненты педоцентристской концепции считают, что такое обучение неэкономно, оно требует больших затрат времени. Кроме того, при таком подходе учитель оттесняется на второй план, он превращается в консультанта, что ведет к снижению уровня обучения.

Таким образом, дидактика и педагоги стоят перед дилеммой: либо ориентироваться на систематическое, общее фундаментальное образование на высоком академическом уровне ме­тодом директивного обучения, при этом не в полной мере обеспечивать индивидуальный подход и эффективное развитие личности, либо предоставить свободную инициативу ребенку в обучении, идти только от его потребностей, используя обучение через делание, и при этом потерять систематичность в знании учеников, снизить уровень образования в школе. Решить эту дилемму представляется возможным с помощью современных дидактических систем.

Анализ сравнительно-педагогических исследований современного состояния образования позволяет выделить основные мировые образовательные тенденции, которые и составляют суть современных дидактических концепций:

1) непрерывность образования как новое качество и принципорганизации;

2) повышение личностной и общественной значимости образования;

3) опережающий характер реагирования на запросы общества и потребности личности;

4) ориентация образовательного процесса на личность учащегося, развитие его способностей;

5) направленность на активное освоение учащимися способом мышления и познавательной деятельности;

6) технологизация образования.

В русле указанных тенденций в США, странах Западной Европы, а позднее и Восточной Европы, СНГ развитие современной дидактической системы характеризуется построением процесса обучения в контексте непрерывного образования, активизацией учебно-познавательной, поисково-исследовательской деятельности учащихся, превращением их в субъектов процесса обучения и рамках гуманистически ориентированных подходов, ориентацией на самостоятельное освоение опыта творческой деятельности, развитием познавательных и личностных возможностей, использованием собственного опыта обучающихся, формированием у них рефлексивного, критического мышления.

Определенные выше отличительные образовательные характеристики и составляют главную альтернативу традиционном у обучению.

Важнейшей чертой современного процесса обучения являете и его направленность на формирование у учащихся готовности не только приспосабливаться,но и активно осваивать ситуации социальных перемен.

Совет Европы в рамках проекта «Среднее образование для Европы»определил систему умений, которыми должны владеть выпускники школ, чтобы жить и работать в XXI веке - в эпоху «изменений»:

1) умение работать и сотрудничать в группе;

2) умение использовать информационные компьютерные технологии;

3) умение решать проблемы, используя различные источники информации;

4) умение свободно общаться на нескольких языках;

5) умение действовать в сложных, неопределенных ситуациях, брать ответственность на себя при принятии решений.

 



2018-07-06 2718 Обсуждений (0)
Дидактические системы И. Гербарта, Дж. Дьюи, современная дидактическая система. 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Дидактические системы И. Гербарта, Дж. Дьюи, современная дидактическая система.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2718)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)