Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теории содержания образования



2018-07-06 1395 Обсуждений (0)
Теории содержания образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрим основные теории формирования образования. Первые теории содержания образования появились в конце ХV11 - начале Х1Х вв. В истории педагогики их называют теорией материального и формального образования. Материальная теория известна еще и как теория дидактического материализма (по названию книги гербартисита Ф. В. Десрпфельда), обосновывает необходимость передачи учащимся как можно большего объема знания из разных областей науки. К сторонникам этой теории относятся английский поэт и историк Дж. Мильтон, немецкий педагог Н. Б. Беседов (их еще называли энциклопедистами!). Важно знать! Приверженцы этой теории видели основную цель школы в передаче обучающимся знаний и считали, что глубина понимания определенного фрагмента деятельности пропорциональна количеству изученного материала. Исходя из этого тезиса, они стремились включить в программу своего предмета как можно больше материала, не всегда воспринимая аналогичную позицию представителей других наук. Очевидно, что такой подход оказывается малоэффективным, поскольку на головы учащихся обрушивается огромная лавина информации, которая может быть усвоена фрагментарно и поверхностно.

Интересно знать!Начало становления материальной теории формирования содержания образования были заложены еще в позиции Я. А. Коменского, который стремился разместить в своем учебнике все знания, необходимые учащимся.

Существует также теория дидактического формализма (название возникло в конце Х11 в. в книгах «Эмпирическая психология» Э. Шмидта и «Принципы воспитания и обучения» А. А. Неймера), однако окончательно оформилась эта теория как формальная теория формирования образования, исходя из постулата «знание многому не учит», высказанного еще в древности Гераклитом и Цицероном. В дальнейшем эту позицию развивали Кант и Песталоцци. Последний считал, что главной целью образования должно стать «усиление правильности мышления», то есть формальное образование, которое было нацелено на развитие способностей учащихся, их познавательных интересов, психических процессов (памяти, представлений, мышления). Согласно этой теории в содержание образования должны включаться предметы, отражающие инструментальный, а не содержательный материал. Сторонники теории формального образования (XVII-XX вв. - Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних - латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое “классическое” образование. При таком одностороннем подходе отрицается необходимость изучения естественнонаучных предметов; не учитывается связь между содержанием и формой образования, между фактами и обусловленными ими операциями. Оба этих подхода, как материальный, так и теория дидактического формализма являются односторонними. Интересно знать! Великий педагог Ушинский К. Ф. критиковал оба этих подхода и говорил о том, что «пустая голова не мыслит». Его афористическое высказывание предполагает единство и взаимосвязь материального и формального подходов к пониманию содержания образования. Также важно упомянуть и теорию утилитаризма или прагматические идеи о содержании образования.

Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (pragma - действие, практика) идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У. Килпатрик): необходимо положить в основу школьного образования развитие практического опыта детей, вооружить их прикладными умениями и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не получила поддержки, так как несмотря на явную ее привлекательность для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.

Одна из концепций содержания образования рассматривает его как педагогически адаптированные основы наук, оставляя в стороне остальные качества человека, такие как способность к творчеству, умение реализовать свою свободу выбора, справедливое отношение к людям. Такой подход направлен исключительно на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни. В наибольшей степени установкам гуманистического мышления (развитие у школьников творческих способностей, формирование у них ценностно значимых запросов и намерений, приобщение их к самообразованию – наиболее значимые факторы развития самостоятельной полноценной личности) соответствует концепция образования как педагогически адаптированного социального опыта во всей его структурной полноте, или личностно ориентированная теория содержания образования. В свете этой концепции содержание образования, будучи изоморфно социальному опыту, состоит из четырех структурных элементов: 1) опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления – знаний; 2) опыта репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способа ее осуществления – умений и навыков; 3) опыта творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций; 4) опыта эмоционально- ценностных отношений.

Каждый из отмеченных видов социального опыта представляет собой специфический вид содержания образования. Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Установлена (И.Я. Лернер, М.Н.Скаткин) неправомерность ограничения социального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования:

- знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;

- опыт осуществления известных способов деятельности;

- опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных;

- опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.

Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и должно включать:

- систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной сферы и других;

- систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, то есть способствующих процессу социализации личности. Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами.

Подводя итог, отметим, что все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Умения без знаний невозможны, творческая деятельность осуществляется на основе знаний и умений, воспитанность предполагает наличие знаний о той деятельности, к которой устанавливается отношение. Усвоение этих знаний позволит человеку стать самостоятельным и полноценным членом общества. Таким образом, содержание образования выступает с точки зрения дидактики как содержательная сторона обучения.



2018-07-06 1395 Обсуждений (0)
Теории содержания образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теории содержания образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)