ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
5.1. Особенности государственного предпринимательства Для государства как субъекта экономических отношений принципиально важно быть включенным в систему рыночных связей. При этом государство реализует два подхода к их организации. В одном случае оно выступает как потребитель, реализуя свои интересы за счет перераспределения доходов, полученных другими экономическими агентами. При таком подходе есть ограничение: если государство собирает с производителя товаров и услуг больше определенного количества ресурсов, то нарушается воспроизводственный процесс, снижаются и исчезают стимулы к предпринимательской деятельности. В другом случае государство становится предпринимателем, т.е. осуществляет деятельность, которая предполагает коммерческое (преследующее цель извлечения прибыли) использование объектов своей собственности. Прибыль важна как источник не только пополнения бюджета, но и приумножения государственного капитала. Здесь также имеется ограничение: если государство начинает производить больше некоторой доли общественного продукта, то рыночные связи начинают заменяться административными. Принципиальная особенность государственного предпринимательства состоит в том, что его масштабы имеют предел, количественная характеристика которого задается разными факторами: экономическим потенциалом частного, прежде всего монополистического бизнеса, конкурентоспособностью национальной экономики на мировых рынках товаров и услуг, целями и характером экономической политики государства и др. В силу особого социально-экономического статуса государства как субъекта макроэкономического регулирования и социального партне- !15 ра работодателей и наемных работников его предпринимательская деятельность имеет и другие особенности. 1. Собственник непосредственно коммерческой деятельностью не занимается. Он либо учреждает соответствующие хозяйственные организации, либо передает на определенных условиях действующим частным предпринимателям права по распоряжению и пользованию имуществом и нематериальными активами, ему принадлежащими. 2. Государство в управлении своим капиталом решает преимущественно стратегические вопросы. Так, создавая предприятие, оно, как правило, ограничивается выбором сферы и направлений его работы, назначением руководителя, определением источников финансирования, установлением порядка распределения полученных доходов между собственником и хозяйствующим субъектом. 3. Доходность государственного капитала не является единственным критерием успешности бизнеса. Государство ответственно за функционирование не только собственного сектора, но экономики в целом. Поэтому существенное значение имеет решение и других важных задач: экономических (например, финансовая поддержка малого предпринимательства, развитие отсталых регионов страны, обеспечение нормального функционирования инфраструктуры и др.) и социальных (сохранение и увеличение числа рабочих мест, обеспечение экологической безопасности, расширение перечня социальных стандартов и др.). 5.2. Основные формы государственного предпринимательства Анализ современной практики свидетельствует о многообразии форм, посредством которых государство организует коммерческое использование публичной собственности. Оно осуществляется: • коммерческими предприятиями государственного сектора; • хозяйственными субъектами, основанными на смешанной форме собственности; • бизнес-группами, участниками которых наряду с частным бизнесом оказываются государственные предприятия, хозяйствующие субъекты смешанного сектора экономики; • посредством формирования сферы рыночного предложения государственного капитала. . П Выше было отмечено, что в зарубежных странах коммерческие государственные предприятия могут функционировать в рамках как публичного, так и частного права. Уровень экономической самостоятельности вторых существенно выше, чем первых. Они имеют широкий спектр прав: от выбора поставщиков и покупателей до ценообразования на свою продукцию. Ими финансируются собственные текущие и капитальные затраты. Самофинансирование не означает полной независимости от кредитно-финансовых институтов. Не исключает оно и использование в ряде случаев бюджета в виде дотаций и субсидий. Но это дополнительные ресурсы, привлекаемые на определенных условиях. Если ссудный капитал — то возвратности и платности, если финансовая помощь государства — то целевая, охватывающая ограниченный круг объектов и носящая исключительно временный характер. В настоящее время в развитых странах апробируются различные пути развития этой формы предпринимательства: • расширяется самостоятельность государственных предприятий в определении размеров капиталовложений, привлечении инвестиционных ресурсов на внутренних рынках ссудного капитала и международных финансовых рынках; • увеличиваются процентные ставки за хранение денежных средств предприятий на государственных банковских счетах; • осуществляется перевод предприятий с режима публичного права к регулированию их деятельности нормами частного права. Перспективной формой государственного предпринимательства является интеграция государственного и частного капитала в рамках отдельной компании. Такие смешанные предприятия могут создаваться сразу (например, в ФРГ) в результате частичной реприватизации государственных корпораций (в Великобритании), путем «филиализа-ции», при которой смешанную форму приобретают, как правило, дочерние и внучатые компании государственных холдингов (в Италии, Франции, Швеции и других европейских странах). Акционерные общества со смешанным капиталом позволяют государству использовать частный капитал для достижения различных целей: обеспечения конкурентоспособности предприятий, экономии бюджетных средств, используемых на дотирование стагнирующих государственных фирм и др. Особенно широко акционерные смешанные предприятия распространены в Италии, ФРГ, Австрии, Франции, Испании. Предпочтительные сферы деятельности смешанных предприятий: • отрасли, нуждающиеся в крупных инвестициях (наукоемкое производство, производство, подлежащее конверсии или ее уже осуществляющее);
• важнейшие импортозаменяющие производства; • отрасли, дающие основные валютные поступления; • рыночная инфраструктура (предприятия, оказывающие разнообразные услуги: инжиниринговые, факторинговые, лизинговые и др.) Развитие смешанного предпринимательства позволяет существенно снизить трансакционные издержки, связанные с подключением частного бизнеса к среднесрочному и долгосрочному макроэкономическому маневрированию (например, к выполнению общенациональных, региональных программ); обеспечивать известную прозрачность организационных связей государства и частного бизнеса, следовательно, снижать в определенной степени риски совместно проводимых финансовых операций. Становление и развитие другой формы государственного предпринимательства связано с созданием крупных бизнес-групп с участием государства.Группы, в которых преобладает государственная собственность, отличаются тем, что осуществляют свою деятельность в соответствии с государственной политикой в стратегически важных отраслях экономики. Вокруг них группируются предприятия различных отраслей, контроль за частью которых осуществляется с помощью трастовых отношений, совместных предприятий, франчайзинговых отношений, участия в капитале, личной унии, партнерских взаимоотношений на рынке, финансовой поддержки и содействия в управлении. Одной из форм институциональной организации таких групп является холдинг. Крупнейшие представители бизнес-групп по своей отраслевой структуре представляют собой высокодиверсифицированные компании, организованные по однотипной схеме: головные финансовые холдинги руководят звеньями дочерних, чисто финансовых или финансово-промьшленных холдингов, созданных по отраслевому принципу. Последние в свою очередь направляют деятельность основной массы внучатых, как правило, государственно-частных компаний, связанных между собой разветвленными системами участия. Практика европейских стран свидетельствует о значительном экономико-организационном потенциале названной формы государственного предпринимательства. В качестве примера рассмотрим опыт Италии. В этой стране в ведении Министерства государственного имущества находятся три крупных государственных многоотраслевых финансовых холдинга: Институт промышленной реконструкции (ИРИ — IstitutoperlaRiconstruzioneIndustriale, IRI),Национальное управление жидкого топлива (ЭНИ — EnteNazionaleIdrocarburi, ENI) и Управление акционерных участий и финансирования обрабатывающей промышленности (ЭФИМ — EntePartecipazionieFinanziamentoIndustriaManifatturiera, EFIM).Их капитал состоит из средств госбюджета, эмиссии облигаций, банковского кредита, отчислений от прибыли подконтрольных им государственных компаний. Сфера действия ИРИ охватывает многие отрасли национальной экономики: черную металлургию, машиностроение, судостроение, электронику, связь, гражданское строительство, пищевую промышленность и др. ЭНИ распространяет свой контроль на нефтегазовую промышленность, включая разведку, добычу, транспортировку, распределение, переработку и маркетинг нефти и газа внутри страны и за рубежом. ЭФИМ управляет компаниями в сфере машиностроения и сельского хозяйства. Эти холдинги обеспечивают реализацию задач, которые ставятся государством перед хозяйствующими субъектами, входящими в холдинговую систему, в соответствии с национальными интересами (содействие реорганизации отраслей промышленности, модернизации производства, инновационной деятельности, завоеванию рынков сбыта и т.д.). Акционерные компании, управляемые холдингами, действуют на рынке в соответствии с теми же законодательными нормами, что и частные. На основе данной структуры управления государственным предприятиям Италии предоставлена большая самостоятельность в разработке собственной рыночной стратегии. Их менеджеры имеют возможность проводить независимую политику, способствующую повышению эффективности работы предприятия и поддержанию его автономности. Одним из направлений стратегического управления государственными холдингами является разработка направлений диверсификации деятельности. Все холдинги многоотраслевого профиля (ЭНИ, ИРИ, ЭФИМ) осуществляют эту деятельность довольно успешно. Так, ЭФИМ проник в алюминиевую промышленность, в производство упаковочных материалов с помощью системы участий. К особенностям современного периода управления пакетом акций компаний, входящих в холдинги, следует отнести продажу либо отдельных компаний целиком, либо части акций при сохранении контрольного пакета за холдингом. Так, ИРИ начал продавать часть акций 17 крупнейших фирм, сохраняя при этом 51% акций, чтобы оставить контроль за их деятельностью. Он осуществляет продажу нестратегических компаний, а вырученные в результате приватизации деньги направляются на дотации другим предприятиям холдинга и на укрепление позиций холдинга в отраслях, связанных с новыми технологиями. Современная практика свидетельствует о высоком экономико-организационном потенциале такой формы организации бизнес-групп, как кластер. Разработчиком теории кластеров является известный американский ученый М. Портер. Автор дает определение кластера: «Кластер — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу. Создавая критическую массу для необычайного конкурентного успеха в определенных областях бизнеса, кластеры оказываются ярко выраженной особенностью практически любой национальной, региональной и даже столичной экономики, особенно кластеры государств с более прогрессивной экономикой». Границы кластеров редко подчиняются стандартным системам отраслевой классификации, не способным охватить многих важных участников конкурентной борьбы и связи между отраслями. Обычно кластеры включают предприятия различных отраслей, выпускающих готовый продукт, машины и оборудование для производства, сырье и материалы, фирмы, выполняющие сервисное обслуживание и др. Большинство участников кластеров не конкурируют между собой, поскольку обслуживают разные сегменты рынка, но у них существует много общих потребностей и возможностей, они встречают близкие по сути препятствия и ограничения для своего развития. По мнению Портера, к наиболее существенным преимуществам кластеров относятся: • лучший доступ к специализированным факторам производства и рабочей силе; • более широкий доступ к информации; • взаимодополняемость видов деятельности участников; • расширенный доступ к организациям и общественным благам; • стимулирование роста производительности внутри компаний; • способность к инновационному обновлению; • инициирование создания нового бизнеса; • высокая скорость появления новых деловых структур. Другие характеристики кластера (в сравнении с организациями иного типа): • изначальная ориентация на реализацию интересов территории (территорий) в отличие от иных типов объединений, создаваемых исходя из интересов их участников; • выполнение экономической функции реализации конкурентных преимуществ территорий, внешних для него. В иных объединениях реализуются либо конкурентные преимущества, присущие тем или иным их участникам, либо конкурентные преимущества, возникшие как результат интеграции. Создание кластера дополняет исходные преимущества за счет появления новых, присущих самому кластеру как системе; • одной из целей кластера является либо создание, либо освоение новых технологий, продуктов, услуг. Объединения иного типа также могут иметь такую цель, но она не является обязательной; • преимущества кластера для его участников носят объективный характер, т.е. они не зависят конкретно ни от одного из них, поэтому потенциально кластеры более устойчивы, чем объединения другого типа; • кластер всегда используется для реализации стратегий, поэтому, а также в связи с объективностью преимуществ кластер имеет изначально заданный длительный жизненный цикл. Динамично развивающейся формой государственного предпринимательства является передача государственного имущества во временное пользование частным юридическим и физическим лицам, осуществляемая посредством различных инструментов. 5.3. Основные инструменты государственного предпринимательства Анализ современной мировой практики позволяет выделить в качестве инструмента обеспечения самостоятельности государственных предприятий контракты (соглашения), заключаемые ими с правительством. Существуют два основных типа контрактов: контракты функционирования (performance) и контракты управления. Контракты функционирования представляют собой соглашения между администрацией предприятия и соответствующим государственным органом по достижению согласованных параметров развития. Контракты управления — соглашения между правительством и частным лицом по осуществлению управления государственным предприятием за известное вознаграждение. В развитых странах распространение получили контракты первого типа. Наиболее показательным в их разработке является опыт Франции. Обычно они заключаются сроком на пять лет и определяют общие направления деятельности предприятия, уточняют специальные задачи, которые государство поручает ему осуществлять, и средства, предоставляемые для их реализации, определяют способы контроля выполнения этих задач. Такие контракты предусматривают: среднесрочные задачи развития предприятия; задания по обеспечению занятости, проведению НИОКР, экономии энергетических ресурсов; механизм финансовых отношений с государством (общий размер инвестиций, государственных дотаций, дивидендов, получаемых собственником). Договорный характер этих обязательств и относительно долгий срок их действия усиливают положение предприятий по отношению к властям, которые контролируют их деятельность. В частности, предприятие при определении государственной помощи больше не зависит от непредвиденных обстоятельств, связанных с ежегодным составлением государственного бюджета. Контракты позволяют государству четко определить задачи каждого предприятия в рамках общей стратегии развития национальной экономики, его финансовые взаимоотношения с правительственными организациями исходя из твердо установленных налогов, цен и тарифов на продукцию. Управляющие органы при заключении контракта добиваются более эффективного функционирования предприятий за счет использования их внутренних резервов. Предприятия же освобождаются на срок его действия от произвольных манипуляций со стороны государственных чиновников, какими бы мотивами (личными или общественными) они ни руководствовались. Современная хозяйственная практика отличается разнообразием инструментов использования такой формы государственного предпринимательства, как передача государственного имущества во временное пользование частным юридическим и физическим лицам. Один из них — передача объектов государственной собственности в трастовое (доверительное) управление частным предпринимателям. Такое управление не влечет перехода права собственности на имущество от собственника к доверительному управляющему. В соответствии с договором учредитель траста передает управляющему на определенный срок часть своего имущества, которое используется последним в интересах либо учредителя, либо указанного им третьего лица. Потребность в такой передаче может определяться, во-первых, невозможностью передачи собственности в частное владение в силу экономических и социально-политических причин, во- вторых, неспособностью собственника эффективно эксплуатировать некоторые объекты принадлежащего ему имущества, желанием привлечь для этого профессионалов. Собственник определяет условия и параметры хозяйственного использования этих объектов, выполнение которых необходимо для реализации интересов государства (сохранение профиля деятельности, поддержание заданного числа рабочих мест, обеспечение определенного технического уровня производства, темпов обновления основного капитала и др.), формирует механизмы эффективного контроля за состоянием государственного капитала. Продуктивным инструментом является передача государственного имущества в аренду. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель берет на себя обязательство предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и (или) пользование. В отличие от трастового управления состав условий, определяемых собственником, здесь заметно сужен и включает преимущественно сохранение профиля деятельности, получение амортизационных отчислений и фиксированного дохода. В отдельных случаях на базе аренды между государством и частным лицом формируются подрядные отношения. В зарубежной практике аренда допускается при осуществлении любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом. В аренду могут быть взяты у государства: земельные участки и другие обособленные природные объекты; предприятия и другие имущественные комплексы; отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др. Налаженная система арендных отношений позволяет начать производственно-хозяйственную деятельность предпринимателю, у которого нет или недостаточно своего капитала, производственных помещений, площадей и оборудования, земли, транспортных средств и т.д. Сдача в аренду дает возможность государству с пользой для себя и общества пустить в хозяйственный оборот имущество, которое он сам не в состоянии или не желает производительно использовать. Выигрывают здесь все — собственник, предприниматель, общество. В ряде случаев государство использует другой инструмент — концессионные соглашения, которые, как правило, регулируют коммерческое использование природных ресурсов, месторождений полезных ископаемых. Государство определяет сроки, минимальный объем и направления инвестирования, экологические показатели. В соответствии с новыми правилами Единого рынка, принятыми Европейской комиссией в декабре 1999 г., под концессией понимается система отношений, при которой общественная власть поручает третьей стороне (частной или смешанной компании) управление объектами инфраструктуры или другими общественными службами при условии принятия на себя этой стороной предпринимательского риска и обязанностей по эксплуатации оборудования. Следует отметить, что концессия нередко используется для привлечения иностранных инвесторов. Государство передает им за вознаграждение исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность в пределах определенного срока на объектах государственной собственности (к их числу могут относиться природные ресурсы, участки земли, предприятия различной специализации, объекты инфраструктуры и т.п.), нуждающихся в инвестициях для рационализации (или организации) производства. Концессионеры за счет собственных инвестиций обеспечивают строительство новых и модернизацию действующих производств на базе новейших технологий и тем самым создают условия для оживления и подъема экономики, улучшения социального положения (снижение безработицы, увеличение поступлений в федеральный, региональный и местный бюджеты). В современной западной экономической науке концессия рассматривается как важная форма разгосударствления в контексте новой концепции экономического партнерства государства и частного сектора. Государство отказывается от неэффективных форм ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор, который в свою очередь, пользуясь государственными гарантиями, привносит с собой в производство организационный опыт, знания, ноу-хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности. В западных странах концессия наиболее продуктивно применяется в тех секторах экономики, где приватизация невозможна по социально-политическим мотивам или из-за непредсказуемости ее социальноэкономических последствий (государственные монополии, отрасли производственной и социальной инфраструктуры). В Великобритании, например, данная концепция управления государственной собственностью фигурирует под названием «инициатива частного финансирования». Суть ее в том, чтобы передать частному бизнесу в рамках соглашений о партнерстве функции финансирования строительства, а также эксплуатации, реконструкции, управления государственными объектами производственной и социальной инфраструктуры. В этом сотрудничестве, как обоснованно фиксируют исследователи, проявляются две новые тенденции — децентрализация экономической власти (передача дополнительных полномочий местным органам власти) и частичная приватизация некоторых социальных, правоохранительных и иных функций государства. Если приватизация передает право собственности от государства инвестору бессрочно, то современная концессия является лишь уступкой права пользования этой собственностью на жестких условиях и на определенный срок. По концессионному договору либо государственная собственность должна передаваться инвестору на определенный срок, либо последнему предоставляется право осуществления на срочной и возмездной основе вида деятельности, являющегося государственной монополией. При организации концессии формы пользования и распоряжения государственной собственностью на время закрепляются за концессионером, а форма владения сохраняется за государством, что служит теоретической предпосылкой получения им вознаграждения от концессионера. Государство по договору передает предпринимателю исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность на объектах государственной собственности (природные ресурсы, участки земли, предприятия различной специализации, объекты инфраструктуры и т.п.), как правило, нуждающихся в финансировании для модернизации и организации конкурентоспособного производства. Возможности использования концессионных соглашений в России созданы вводом в действие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях). В пункте 1 ст. 3 этого Закона четко зафиксировано, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Условия концессионных сделок, учитывающие интересы государства: • осуществление за счет концессионера качественных изменений в государственной недвижимости на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменения технологического или функционального назначения объекта или его отдельных частей, реализации иных мероприятий по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения; • запрет передачи концессионером объекта соглашения в залог, возложение на него рисков случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения, обязанности застраховать объект концессионного соглашения за свой счет; • закрепление за концедентом исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения; • вносимая концессионером плата в период эксплуатации объекта, которая может устанавливаться в форме: определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно в бюджет; установленной доли продукции или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера (ст. 7 Закона о концессионных соглашениях); • конкурсная основа выбора концессионера и критерии его выбора, предусмотренные ст. 21 и 24 Закона о концессионных соглашениях (в качестве критериев определены: сроки создания и (или) реконструкции объекта; технико-экономические показатели объекта; объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; размер концессионной платы; предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и др.). Следует отметить, что значительная доля концессионных соглашений в России действует в транспортной сфере. Государственная политика в развитии транспортной инфраструктуры формируется в соответствии с поставленными задачами и целями, обозначенными стратегическими документами, — Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г., целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010—2020 годы)». Этими документами предусматривается для расширения финансовой базы строительства и реконструкции образование дополнительных источников средств для государственного сектора отрасли реализации инвестиционных проектов с использованием концессии. Общий объем финансирования мероприятий целевой программы составляет 11 411,3 млрд руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета — 5429,5 млрд руб.; за счет средств бюджетов субъектов РФ — 59,5 млрд руб.; за счет средств внебюджетных источников — 5922,3 млрд руб. Общественная эффективность ее реализации (интегральный эффект за период до 2040 г. в ценах соответствующих лет) оценивается в 63,8 трлн руб., коммерческая — в 26,9 трлн руб., бюджетная — в 23,4 трлн руб. Среди крупнейших проектов, реализуемых в данной сфере, можно выделить строительство: платной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 15—58 км; Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге; железнодорожной линии Кызыл — Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва; аэропортового терминала «Шереметьево-3»; создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области. В Новосибирской области с 2004 г. реализуется проект по созданию на территории аэропорта Толмачево современного авиатранспортного узла, в Республике Башкоркостан с 2004 г. — проект по модернизации аэропорта Уфа. В Краснодарском крае запланированы проекты строительства и последующей эксплуатации платной автомобильной дороги Краснодар — Абнинск — Кабардинка, а также комплексного развития Новороссийского транспортного узла; в Архангельской области — проекты строительства железнодорожной магистрали Соликамск — Гайаны — Сыктывкар — Архангельск, а также создания нового глубоководного морского порта. Другим инструментом государственного предпринимательства является франчайзинг, при котором частному предпринимателю предоставляется привилегия на право пользования государственной собственностью для производства определенных товаров (услуг), заказчиком которых выступает государство. Соглашение о франчайзинге заключается с теми, кто при соблюдении устанавливаемых государством требований (к тарифам, объемам производства и др.) берет на себя обязательство вести дело при наименьших размерах выделяемых из бюджета средств или же при уплате в него больших доходов. Обратим внимание на выгоды, получаемые государством-франши-зодателем. Во-первых, создаются условия для наращивания объемов продукции без привлечения дополнительных финансовых ресурсов от собственника: 1) финансирование эксплуатационных расходов, а также издержек по управлению, найму рабочей силы, новым разработкам и другим необходимым элементам производственной программы осуществляется, как правило, за счет частной фирмы; 2) повышается степень использования производственных мощностей государственного предприятия, ускоряется оборот основного капитала; 3) частный бизнес начинает «питать» государство не только налоговыми платежами, но и чистыми доходами (в виде процента от объема продаж). Параллельное функционирование в рамках одного предприятия различных по организации и уровню использования ресурсов хозяйственных структур существенно влияет на ценностные ориентации и мотивы деятельности трудового коллектива. Для государства такая практика примечательна тем, что позволяет апробировать механизм интеграции интересов его и частного бизнеса, формирования общей ответственности за результаты предпринимательской деятельности, заинтересованности в устойчивых доходах. Продуктивным инструментом рыночного предложения государственного капитала является контрактная система размещения государственного заказа, предполагающая конкурентную борьбу между соискателями государственного заказа. Предмет конкуренции — минимальная стоимость исполнения контракта при обеспечении качества и экологических требований. Государственный заказ содержит количественные и качественные показатели предоставляемых государству товаров и услуг, финансовый план, регламентирующий состав прямых и косвенных расходов, плановую цену заказа, норму прибыли. В финансовый механизм государственного заказа встроен принцип «поощрения — санкции», связанный с выполнением содержащихся в договоре условий. Контрольные вопросы и задания 1. Назовите особенности государственного предпринимательства и раскройте их содержание. 2. Назовите основные формы государственного предпринимательства и раскройте их содержание. 3. Назовите предпочтительные сферы деятельности смешанных предприятий. 4. Что отличает кластер от других бизнес-групп? 5. Что предусматривают контракты функционирования, заключаемые между администрацией предприятия и государственным органом? 6. Какие выгоды приобретает государство, передавая свое имущество в трастовое управление частным лицам? 7. Что отличает концессионные соглашения как инструмент государственного предпринимательства? 8. Какие выгоды получает государство от использования концессионных соглашений? 9. Какие выгоды имеет государство, выступая в роли франшизодателя? 10. Чем отличается контрактная система размещения государственного заказа? ГЛАВА 6 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6.1. Инвестиционная деятельность как объект государственного регулирования Выявление роли государства в развитии инвестиционной деятельности сопряжено с четким определением объекта, воздействие на который может обеспечить рост ее масштабов и повышение эффективности. В связи с этим обратим внимание на трактовки инвестиционной деятельности, раскрывающие ее сферу и содержание. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет инвестиционную деятельность как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Важна предложенная указанным Законом трактовка инвестиций, определяющая их как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Закон не ограничивает сферу инвестиционной деятельности предпринимательскими проектами, а ее результат — только прибылью. В качестве объектов инвестиций выступают и организации социальной инфраструктуры региона (образование, наука, здравоохранение, культура). Приведем характеристики инвестиционной деятельности как объекта государственного регулирования. 1. Инвестиционная деятельность в рыночной экономике является объектом воздействия разных субъектов: частных лиц (юридических, физических), государственных и местных органов власти, общественных объединений и организаций (профсоюзов, торгово-промышленных палат, саморегулируемых организаций и др.). Каждый из них преследует вполне определенные интересы. Общность (однонаправленность) интересов разных субъектов является объективной основой интеграции их усилий. 2. В рамках сложившейся в Ро
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2624)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |