Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ



2018-07-06 2624 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ 5.00 из 5.00 3 оценки




5.1. Особенности государственного предпринимательства

Для государства как субъекта экономических отношений прин­ципиально важно быть включенным в систему рыночных связей. При этом государство реализует два подхода к их организации. В од­ном случае оно выступает как потребитель, реализуя свои интересы за счет перераспределения доходов, полученных другими экономиче­скими агентами. При таком подходе есть ограничение: если государ­ство собирает с производителя товаров и услуг больше определенного количества ресурсов, то нарушается воспроизводственный процесс, снижаются и исчезают стимулы к предпринимательской деятельно­сти. В другом случае государство становится предпринимателем, т.е. осуществляет деятельность, которая предполагает коммерческое (пре­следующее цель извлечения прибыли) использование объектов своей собственности. Прибыль важна как источник не только пополнения бюджета, но и приумножения государственного капитала. Здесь также имеется ограничение: если государство начинает производить больше некоторой доли общественного продукта, то рыночные связи начина­ют заменяться административными.

Принципиальная особенность государственного предприниматель­ства состоит в том, что его масштабы имеют предел, количественная характеристика которого задается разными факторами: экономиче­ским потенциалом частного, прежде всего монополистического биз­неса, конкурентоспособностью национальной экономики на мировых рынках товаров и услуг, целями и характером экономической полити­ки государства и др.

В силу особого социально-экономического статуса государства как

субъекта макроэкономического регулирования и социального партне-

!15

ра работодателей и наемных работников его предпринимательская де­ятельность имеет и другие особенности.

1. Собственник непосредственно коммерческой деятельностью не за­нимается. Он либо учреждает соответствующие хозяйственные ор­ганизации, либо передает на определенных условиях действующим частным предпринимателям права по распоряжению и пользованию имуществом и нематериальными активами, ему принадлежащими.

2. Государство в управлении своим капиталом решает преимуще­ственно стратегические вопросы. Так, создавая предприятие, оно, как правило, ограничивается выбором сферы и направлений его работы, назначением руководителя, определением источников финансирова­ния, установлением порядка распределения полученных доходов меж­ду собственником и хозяйствующим субъектом.

3. Доходность государственного капитала не является единственным критерием успешности бизнеса. Государство ответственно за функци­онирование не только собственного сектора, но экономики в целом. Поэтому существенное значение имеет решение и других важных за­дач: экономических (например, финансовая поддержка малого пред­принимательства, развитие отсталых регионов страны, обеспечение нормального функционирования инфраструктуры и др.) и социальных (сохранение и увеличение числа рабочих мест, обеспечение экологиче­ской безопасности, расширение перечня социальных стандартов и др.).

5.2. Основные формы государственного предпринимательства

Анализ современной практики свидетельствует о многообразии форм, посредством которых государство организует коммерческое ис­пользование публичной собственности. Оно осуществляется:

• коммерческими предприятиями государственного сектора;

• хозяйственными субъектами, основанными на смешанной фор­ме собственности;

• бизнес-группами, участниками которых наряду с частным биз­несом оказываются государственные предприятия, хозяйствую­щие субъекты смешанного сектора экономики;

• посредством формирования сферы рыночного предложения го­сударственного капитала. . П

Выше было отмечено, что в зарубежных странах коммерческие государственные предприятия могут функционировать в рамках как

публичного, так и частного права. Уровень экономической самосто­ятельности вторых существенно выше, чем первых. Они имеют ши­рокий спектр прав: от выбора поставщиков и покупателей до цено­образования на свою продукцию. Ими финансируются собственные текущие и капитальные затраты. Самофинансирование не означает полной независимости от кредитно-финансовых институтов. Не ис­ключает оно и использование в ряде случаев бюджета в виде дота­ций и субсидий. Но это дополнительные ресурсы, привлекаемые на определенных условиях. Если ссудный капитал — то возвратности и платности, если финансовая помощь государства — то целевая, ох­ватывающая ограниченный круг объектов и носящая исключительно временный характер.

В настоящее время в развитых странах апробируются различные пути развития этой формы предпринимательства:

• расширяется самостоятельность государственных предприятий в определении размеров капиталовложений, привлечении инве­стиционных ресурсов на внутренних рынках ссудного капитала и международных финансовых рынках;

• увеличиваются процентные ставки за хранение денежных средств предприятий на государственных банковских счетах;

• осуществляется перевод предприятий с режима публичного пра­ва к регулированию их деятельности нормами частного права.

Перспективной формой государственного предпринимательства является интеграция государственного и частного капитала в рамках отдельной компании. Такие смешанные предприятия могут создаваться сразу (например, в ФРГ) в результате частичной реприватизации го­сударственных корпораций (в Великобритании), путем «филиализа-ции», при которой смешанную форму приобретают, как правило, до­черние и внучатые компании государственных холдингов (в Италии, Франции, Швеции и других европейских странах).

Акционерные общества со смешанным капиталом позволяют го­сударству использовать частный капитал для достижения различных целей: обеспечения конкурентоспособности предприятий, экономии бюджетных средств, используемых на дотирование стагнирующих го­сударственных фирм и др. Особенно широко акционерные смешан­ные предприятия распространены в Италии, ФРГ, Австрии, Франции, Испании.

Предпочтительные сферы деятельности смешанных предприятий:

• отрасли, нуждающиеся в крупных инвестициях (наукоемкое производство, производство, подлежащее конверсии или ее уже осуществляющее);


 

• важнейшие импортозаменяющие производства;

• отрасли, дающие основные валютные поступления;

• рыночная инфраструктура (предприятия, оказывающие разно­образные услуги: инжиниринговые, факторинговые, лизинговые и др.)

Развитие смешанного предпринимательства позволяет существен­но снизить трансакционные издержки, связанные с подключением частного бизнеса к среднесрочному и долгосрочному макроэкономи­ческому маневрированию (например, к выполнению общенациональ­ных, региональных программ); обеспечивать известную прозрачность организационных связей государства и частного бизнеса, следователь­но, снижать в определенной степени риски совместно проводимых финансовых операций.

Становление и развитие другой формы государственного пред­принимательства связано с созданием крупных бизнес-групп с уча­стием государства.Группы, в которых преобладает государственная собственность, отличаются тем, что осуществляют свою деятельность в соответствии с государственной политикой в стратегически важных отраслях экономики. Вокруг них группируются предприятия раз­личных отраслей, контроль за частью которых осуществляется с по­мощью трастовых отношений, совместных предприятий, франчай­зинговых отношений, участия в капитале, личной унии, партнерских взаимоотношений на рынке, финансовой поддержки и содействия в управлении.

Одной из форм институциональной организации таких групп яв­ляется холдинг. Крупнейшие представители бизнес-групп по своей отраслевой структуре представляют собой высокодиверсифицирован­ные компании, организованные по однотипной схеме: головные фи­нансовые холдинги руководят звеньями дочерних, чисто финансовых или финансово-промьшленных холдингов, созданных по отраслевому принципу. Последние в свою очередь направляют деятельность основ­ной массы внучатых, как правило, государственно-частных компаний, связанных между собой разветвленными системами участия.

Практика европейских стран свидетельствует о значительном экономико-организационном потенциале названной формы госу­дарственного предпринимательства. В качестве примера рассмотрим опыт Италии. В этой стране в ведении Министерства государственно­го имущества находятся три крупных государственных многоотрасле­вых финансовых холдинга: Институт промышленной реконструкции (ИРИ — IstitutoperlaRiconstruzioneIndustriale, IRI),Национальное управление жидкого топлива (ЭНИ — EnteNazionaleIdrocarburi, ENI)

и Управление акционерных участий и финансирования обрабатыва­ющей промышленности (ЭФИМ — EntePartecipazionieFinanziamentoIndustriaManifatturiera, EFIM).Их капитал состоит из средств госбюд­жета, эмиссии облигаций, банковского кредита, отчислений от при­были подконтрольных им государственных компаний. Сфера дей­ствия ИРИ охватывает многие отрасли национальной экономики: черную металлургию, машиностроение, судостроение, электронику, связь, гражданское строительство, пищевую промышленность и др. ЭНИ распространяет свой контроль на нефтегазовую промышлен­ность, включая разведку, добычу, транспортировку, распределение, переработку и маркетинг нефти и газа внутри страны и за рубежом. ЭФИМ управляет компаниями в сфере машиностроения и сельского хозяйства.

Эти холдинги обеспечивают реализацию задач, которые ставятся государством перед хозяйствующими субъектами, входящими в хол­динговую систему, в соответствии с национальными интересами (со­действие реорганизации отраслей промышленности, модернизации производства, инновационной деятельности, завоеванию рынков сбыта и т.д.).

Акционерные компании, управляемые холдингами, действуют на рынке в соответствии с теми же законодательными нормами, что и частные. На основе данной структуры управления государственным предприятиям Италии предоставлена большая самостоятельность в разработке собственной рыночной стратегии. Их менеджеры име­ют возможность проводить независимую политику, способствующую повышению эффективности работы предприятия и поддержанию его автономности.

Одним из направлений стратегического управления государствен­ными холдингами является разработка направлений диверсифика­ции деятельности. Все холдинги многоотраслевого профиля (ЭНИ, ИРИ, ЭФИМ) осуществляют эту деятельность довольно успешно. Так, ЭФИМ проник в алюминиевую промышленность, в производство упаковочных материалов с помощью системы участий.

К особенностям современного периода управления пакетом ак­ций компаний, входящих в холдинги, следует отнести продажу либо отдельных компаний целиком, либо части акций при сохранении контрольного пакета за холдингом. Так, ИРИ начал продавать часть акций 17 крупнейших фирм, сохраняя при этом 51% акций, чтобы оставить контроль за их деятельностью. Он осуществляет продажу нестратегических компаний, а вырученные в результате приватиза­ции деньги направляются на дотации другим предприятиям холдинга

и на укрепление позиций холдинга в отраслях, связанных с новыми технологиями.

Современная практика свидетельствует о высоком экономико-организационном потенциале такой формы организации бизнес-групп, как кластер.

Разработчиком теории кластеров является известный американ­ский ученый М. Портер. Автор дает определение кластера: «Кластер — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, по­ставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную ра­боту. Создавая критическую массу для необычайного конкурентного успеха в определенных областях бизнеса, кластеры оказываются ярко выраженной особенностью практически любой национальной, регио­нальной и даже столичной экономики, особенно кластеры государств с более прогрессивной экономикой».

Границы кластеров редко подчиняются стандартным системам отраслевой классификации, не способным охватить многих важных участников конкурентной борьбы и связи между отраслями. Обычно кластеры включают предприятия различных отраслей, выпускающих готовый продукт, машины и оборудование для производства, сырье и материалы, фирмы, выполняющие сервисное обслуживание и др. Большинство участников кластеров не конкурируют между собой, поскольку обслуживают разные сегменты рынка, но у них существует много общих потребностей и возможностей, они встречают близкие по сути препятствия и ограничения для своего развития.

По мнению Портера, к наиболее существенным преимуществам кластеров относятся:

• лучший доступ к специализированным факторам производства и рабочей силе;

• более широкий доступ к информации;

• взаимодополняемость видов деятельности участников;

• расширенный доступ к организациям и общественным благам;

• стимулирование роста производительности внутри компаний;

• способность к инновационному обновлению;

• инициирование создания нового бизнеса;

• высокая скорость появления новых деловых структур.

Другие характеристики кластера (в сравнении с организациями иного типа):

• изначальная ориентация на реализацию интересов территории (территорий) в отличие от иных типов объединений, создавае­мых исходя из интересов их участников;

• выполнение экономической функции реализации конкурентных преимуществ территорий, внешних для него. В иных объедине­ниях реализуются либо конкурентные преимущества, присущие тем или иным их участникам, либо конкурентные преимуще­ства, возникшие как результат интеграции. Создание кластера дополняет исходные преимущества за счет появления новых, присущих самому кластеру как системе;

• одной из целей кластера является либо создание, либо освоение новых технологий, продуктов, услуг. Объединения иного типа также могут иметь такую цель, но она не является обязательной;

• преимущества кластера для его участников носят объективный характер, т.е. они не зависят конкретно ни от одного из них, по­этому потенциально кластеры более устойчивы, чем объедине­ния другого типа;

• кластер всегда используется для реализации стратегий, поэтому, а также в связи с объективностью преимуществ кластер имеет из­начально заданный длительный жизненный цикл.

Динамично развивающейся формой государственного предпри­нимательства является передача государственного имущества во вре­менное пользование частным юридическим и физическим лицам, осу­ществляемая посредством различных инструментов.

5.3. Основные инструменты государственного предпринимательства

Анализ современной мировой практики позволяет выделить в ка­честве инструмента обеспечения самостоятельности государственных предприятий контракты (соглашения), заключаемые ими с правитель­ством.

Существуют два основных типа контрактов: контракты функцио­нирования (performance) и контракты управления. Контракты функ­ционирования представляют собой соглашения между администрацией предприятия и соответствующим государственным органом по до­стижению согласованных параметров развития. Контракты управле­ния — соглашения между правительством и частным лицом по осу­ществлению управления государственным предприятием за известное вознаграждение.

В развитых странах распространение получили контракты первого типа. Наиболее показательным в их разработке является опыт Фран­ции. Обычно они заключаются сроком на пять лет и определяют об­щие направления деятельности предприятия, уточняют специальные задачи, которые государство поручает ему осуществлять, и средства, предоставляемые для их реализации, определяют способы контроля выполнения этих задач.

Такие контракты предусматривают: среднесрочные задачи раз­вития предприятия; задания по обеспечению занятости, проведению НИОКР, экономии энергетических ресурсов; механизм финансовых отношений с государством (общий размер инвестиций, государствен­ных дотаций, дивидендов, получаемых собственником).

Договорный характер этих обязательств и относительно долгий срок их действия усиливают положение предприятий по отношению к властям, которые контролируют их деятельность. В частности, пред­приятие при определении государственной помощи больше не зави­сит от непредвиденных обстоятельств, связанных с ежегодным состав­лением государственного бюджета.

Контракты позволяют государству четко определить задачи каж­дого предприятия в рамках общей стратегии развития национальной экономики, его финансовые взаимоотношения с правительствен­ными организациями исходя из твердо установленных налогов, цен и тарифов на продукцию. Управляющие органы при заключении контракта добиваются более эффективного функционирования предприятий за счет использования их внутренних резервов. Пред­приятия же освобождаются на срок его действия от произвольных манипуляций со стороны государственных чиновников, какими бы мотивами (личными или общественными) они ни руководствова­лись.

Современная хозяйственная практика отличается разнообразием инструментов использования такой формы государственного пред­принимательства, как передача государственного имущества во времен­ное пользование частным юридическим и физическим лицам.

Один из них — передача объектов государственной собственности в трастовое (доверительное) управление частным предпринимателям. Такое управление не влечет перехода права собственности на иму­щество от собственника к доверительному управляющему. В соот­ветствии с договором учредитель траста передает управляющему на определенный срок часть своего имущества, которое использу­ется последним в интересах либо учредителя, либо указанного им третьего лица. Потребность в такой передаче может определяться,

во-первых, невозможностью передачи собственности в частное вла­дение в силу экономических и социально-политических причин, во- вторых, неспособностью собственника эффективно эксплуатировать некоторые объекты принадлежащего ему имущества, желанием при­влечь для этого профессионалов. Собственник определяет условия и параметры хозяйственного использования этих объектов, выпол­нение которых необходимо для реализации интересов государства (сохранение профиля деятельности, поддержание заданного числа рабочих мест, обеспечение определенного технического уровня про­изводства, темпов обновления основного капитала и др.), формирует механизмы эффективного контроля за состоянием государственного капитала.

Продуктивным инструментом является передача государственно­го имущества в аренду. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель берет на себя обязательство предоставить арендато­ру имущество за плату во временное владение и (или) пользование. В отличие от трастового управления состав условий, определяемых собственником, здесь заметно сужен и включает преимущественно сохранение профиля деятельности, получение амортизационных от­числений и фиксированного дохода. В отдельных случаях на базе аренды между государством и частным лицом формируются подряд­ные отношения.

В зарубежной практике аренда допускается при осуществлении любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом. В аренду могут быть взяты у государства: земельные участки и другие обособленные природные объекты; предприятия и другие имуще­ственные комплексы; отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и др.

Налаженная система арендных отношений позволяет начать про­изводственно-хозяйственную деятельность предпринимателю, у ко­торого нет или недостаточно своего капитала, производственных по­мещений, площадей и оборудования, земли, транспортных средств и т.д. Сдача в аренду дает возможность государству с пользой для себя и общества пустить в хозяйственный оборот имущество, которое он сам не в состоянии или не желает производительно использовать. Вы­игрывают здесь все — собственник, предприниматель, общество.

В ряде случаев государство использует другой инструмент — концес­сионные соглашения, которые, как правило, регулируют коммерческое использование природных ресурсов, месторождений полезных иско­паемых. Государство определяет сроки, минимальный объем и направ­ления инвестирования, экологические показатели.

В соответствии с новыми правилами Единого рынка, принятыми Европейской комиссией в декабре 1999 г., под концессией понимается система отношений, при которой общественная власть поручает тре­тьей стороне (частной или смешанной компании) управление объек­тами инфраструктуры или другими общественными службами при ус­ловии принятия на себя этой стороной предпринимательского риска и обязанностей по эксплуатации оборудования.

Следует отметить, что концессия нередко используется для при­влечения иностранных инвесторов. Государство передает им за воз­награждение исключительное право осуществлять хозяйственную деятельность в пределах определенного срока на объектах государ­ственной собственности (к их числу могут относиться природные ре­сурсы, участки земли, предприятия различной специализации, объ­екты инфраструктуры и т.п.), нуждающихся в инвестициях для рационализации (или организации) производства. Концессионеры за счет собственных инвестиций обеспечивают строительство новых и модернизацию действующих производств на базе новейших техно­логий и тем самым создают условия для оживления и подъема эконо­мики, улучшения социального положения (снижение безработицы, увеличение поступлений в федеральный, региональный и местный бюджеты).

В современной западной экономической науке концессия рас­сматривается как важная форма разгосударствления в контексте но­вой концепции экономического партнерства государства и частного сектора. Государство отказывается от неэффективных форм ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор, который в свою очередь, пользу­ясь государственными гарантиями, привносит с собой в производство организационный опыт, знания, ноу-хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности.

В западных странах концессия наиболее продуктивно применяется в тех секторах экономики, где приватизация невозможна по социаль­но-политическим мотивам или из-за непредсказуемости ее социально­экономических последствий (государственные монополии, отрасли производственной и социальной инфраструктуры). В Великобрита­нии, например, данная концепция управления государственной соб­ственностью фигурирует под названием «инициатива частного финан­сирования». Суть ее в том, чтобы передать частному бизнесу в рамках соглашений о партнерстве функции финансирования строительства, а также эксплуатации, реконструкции, управления государственными объектами производственной и социальной инфраструктуры. В этом

сотрудничестве, как обоснованно фиксируют исследователи, прояв­ляются две новые тенденции — децентрализация экономической вла­сти (передача дополнительных полномочий местным органам власти) и частичная приватизация некоторых социальных, правоохранитель­ных и иных функций государства.

Если приватизация передает право собственности от государства инвестору бессрочно, то современная концессия является лишь уступ­кой права пользования этой собственностью на жестких условиях и на определенный срок. По концессионному договору либо государ­ственная собственность должна передаваться инвестору на опреде­ленный срок, либо последнему предоставляется право осуществления на срочной и возмездной основе вида деятельности, являющегося го­сударственной монополией.

При организации концессии формы пользования и распоря­жения государственной собственностью на время закрепляются за концессионером, а форма владения сохраняется за государством, что служит теоретической предпосылкой получения им вознаграж­дения от концессионера. Государство по договору передает предпри­нимателю исключительное право осуществлять хозяйственную дея­тельность на объектах государственной собственности (природные ресурсы, участки земли, предприятия различной специализации, объекты инфраструктуры и т.п.), как правило, нуждающихся в фи­нансировании для модернизации и организации конкурентоспособ­ного производства.

Возможности использования концессионных соглашений в Рос­сии созданы вводом в действие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о кон­цессионных соглашениях). В пункте 1 ст. 3 этого Закона четко зафик­сировано, что по концессионному соглашению одна сторона (кон­цессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления дея­тельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объек­та концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права вла­дения и пользования объектом концессионного соглашения для осу­ществления указанной деятельности.

Условия концессионных сделок, учитывающие интересы госу­дарства:

осуществление за счет концессионера качественных изменений в государственной недвижимости на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, мо­дернизации и замены морально устаревшего и физически изно­шенного оборудования новым более производительным обору­дованием, изменения технологического или функционального назначения объекта или его отдельных частей, реализации иных мероприятий по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения;

запрет передачи концессионером объекта соглашения в залог, возложение на него рисков случайной гибели или случайного повреждения объекта концессионного соглашения, обязанности застраховать объект концессионного соглашения за свой счет;

закрепление за концедентом исключительных прав на результа­ты интеллектуальной деятельности, полученные концессионе­ром за свой счет при исполнении концессионного соглашения;

вносимая концессионером плата в период эксплуатации объ­екта, которая может устанавливаться в форме: определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или еди­новременно в бюджет; установленной доли продукции или до­ходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; передачи концеденту в собственность имущества, находящегося в собственности концессионера (ст. 7 Закона о концессионных соглашениях);

конкурсная основа выбора концессионера и критерии его вы­бора, предусмотренные ст. 21 и 24 Закона о концессионных со­глашениях (в качестве критериев определены: сроки создания и (или) реконструкции объекта; технико-экономические пока­затели объекта; объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотрен­ной концессионным соглашением; размер концессионной пла­ты; предельные цены (тарифы) на производимые товары, выпол­няемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и др.).

Следует отметить, что значительная доля концессионных согла­шений в России действует в транспортной сфере. Государственная политика в развитии транспортной инфраструктуры формируется

в соответствии с поставленными задачами и целями, обозначенными стратегическими документами, — Транспортной стратегией Россий­ской Федерации на период до 2030 г., целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010—2020 годы)». Этими докумен­тами предусматривается для расширения финансовой базы строи­тельства и реконструкции образование дополнительных источников средств для государственного сектора отрасли реализации инвестици­онных проектов с использованием концессии.

Общий объем финансирования мероприятий целевой программы составляет 11 411,3 млрд руб. (в ценах соответствующих лет), в том чис­ле за счет средств федерального бюджета — 5429,5 млрд руб.; за счет средств бюджетов субъектов РФ — 59,5 млрд руб.; за счет средств вне­бюджетных источников — 5922,3 млрд руб. Общественная эффектив­ность ее реализации (интегральный эффект за период до 2040 г. в ценах соответствующих лет) оценивается в 63,8 трлн руб., коммерческая — в 26,9 трлн руб., бюджетная — в 23,4 трлн руб.

Среди крупнейших проектов, реализуемых в данной сфере, можно выделить строительство: платной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 15—58 км; Западного ско­ростного диаметра в Санкт-Петербурге; железнодорожной линии Кызыл — Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва; аэропортового терминала «Шереметьево-3»; соз­дание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сы­рьевых ресурсов юго-востока Читинской области. В Новосибирской области с 2004 г. реализуется проект по созданию на территории аэ­ропорта Толмачево современного авиатранспортного узла, в Респу­блике Башкоркостан с 2004 г. — проект по модернизации аэропорта Уфа. В Краснодарском крае запланированы проекты строительства и последующей эксплуатации платной автомобильной дороги Крас­нодар — Абнинск — Кабардинка, а также комплексного развития Новороссийского транспортного узла; в Архангельской области — проекты строительства железнодорожной магистрали Соликамск — Гайаны — Сыктывкар — Архангельск, а также создания нового глу­боководного морского порта.

Другим инструментом государственного предпринимательства является франчайзинг, при котором частному предпринимателю предоставляется привилегия на право пользования государственной собственностью для производства определенных товаров (услуг), за­казчиком которых выступает государство. Соглашение о франчай­зинге заключается с теми, кто при соблюдении устанавливаемых государством требований (к тарифам, объемам производства и др.)

берет на себя обязательство вести дело при наименьших размерах выделяемых из бюджета средств или же при уплате в него больших доходов.

Обратим внимание на выгоды, получаемые государством-франши-зодателем. Во-первых, создаются условия для наращивания объемов продукции без привлечения дополнительных финансовых ресурсов от собственника:

1) финансирование эксплуатационных расходов, а также издержек по управлению, найму рабочей силы, новым разработкам и другим необходимым элементам производственной программы осуществляется, как правило, за счет частной фирмы;

2) повышается степень использования производственных мощно­стей государственного предприятия, ускоряется оборот основ­ного капитала;

3) частный бизнес начинает «питать» государство не только на­логовыми платежами, но и чистыми доходами (в виде процента от объема продаж).

Параллельное функционирование в рамках одного предприятия различных по организации и уровню использования ресурсов хозяй­ственных структур существенно влияет на ценностные ориентации и мотивы деятельности трудового коллектива. Для государства такая практика примечательна тем, что позволяет апробировать механизм интеграции интересов его и частного бизнеса, формирования общей ответственности за результаты предпринимательской деятельности, заинтересованности в устойчивых доходах.

Продуктивным инструментом рыночного предложения государ­ственного капитала является контрактная система размещения госу­дарственного заказа, предполагающая конкурентную борьбу между соискателями государственного заказа. Предмет конкуренции — ми­нимальная стоимость исполнения контракта при обеспечении каче­ства и экологических требований. Государственный заказ содержит количественные и качественные показатели предоставляемых госу­дарству товаров и услуг, финансовый план, регламентирующий состав прямых и косвенных расходов, плановую цену заказа, норму прибыли. В финансовый механизм государственного заказа встроен принцип «поощрения — санкции», связанный с выполнением содержащихся в договоре условий.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите особенности государственного предпринимательства и раскройте их содержание.

2. Назовите основные формы государственного предприниматель­ства и раскройте их содержание.

3. Назовите предпочтительные сферы деятельности смешанных предприятий.

4. Что отличает кластер от других бизнес-групп?

5. Что предусматривают контракты функционирования, заключа­емые между администрацией предприятия и государственным органом?

6. Какие выгоды приобретает государство, передавая свое имуще­ство в трастовое управление частным лицам?

7. Что отличает концессионные соглашения как инструмент госу­дарственного предпринимательства?

8. Какие выгоды получает государство от использования концес­сионных соглашений?

9. Какие выгоды имеет государство, выступая в роли франшизода­теля?

10. Чем отличается контрактная система размещения государствен­ного заказа?


ГЛАВА 6

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6.1. Инвестиционная деятельность как объект государственного регулирования

Выявление роли государства в развитии инвестиционной деятель­ности сопряжено с четким определением объекта, воздействие на ко­торый может обеспечить рост ее масштабов и повышение эффективно­сти. В связи с этим обратим внимание на трактовки инвестиционной деятельности, раскрывающие ее сферу и содержание.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестици­онной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в фор­ме капитальных вложений» определяет инвестиционную деятельность как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эф­фекта.

Важна предложенная указанным Законом трактовка инвестиций, определяющая их как денежные средства, ценные бумаги, иное иму­щество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) до­стижения иного полезного эффекта. Закон не ограничивает сферу инвестиционной деятельности предпринимательскими проектами, а ее результат — только прибылью. В качестве объектов инвестиций выступают и организации социальной инфраструктуры региона (об­разование, наука, здравоохранение, культура).

Приведем характеристики инвестиционной деятельности как объ­екта государственного регулирования.

1. Инвестиционная деятельность в рыночной экономике является объектом воздействия разных субъектов: частных лиц (юридических, физических), государственных и местных органов власти, обществен­ных объединений и организаций (профсоюзов, торгово-промыш­ленных палат, саморегулируемых организаций и др.). Каждый из них


преследует вполне определенные интересы. Общность (однонаправ­ленность) интересов разных субъектов является объективной основой интеграции их усилий.

2. В рамках сложившейся в Ро



2018-07-06 2624 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ОСОБЕННОСТИ, ФОРМЫ, ИНСТРУМЕНТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2624)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)