Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ



2018-07-06 6854 Обсуждений (0)
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5.00 из 5.00 9 оценок




2.1.Механизм государственного

регулирования экономики и его функции

На всех этапах эволюции хозяйства, главным субъектом которого является предприниматель, организующее начало представлено тре­мя механизмами: внутрихозяйственным (управление предприятием, фирмой), рыночным и государственного регулирования экономики (ГРЭ).

В самом общем виде механизм ГРЭ можно определить как совокуп­ность форм, методов и инструментов, посредством которых государ­ственные и созданные при их участии органы осуществляют управ­ленческое воздействие на процессы функционирования и развития социально-экономической системы общества. Обратим внимание на особенности такого воздействия:

1)оно является избирательным, т.е. направленным на определен­ные параметры хозяйственной жизни. Это обусловлено тем, что ключевые экономические вопросы (что, как и для кого произво­дить) решает рынок;

 

2)характер такого воздействия варьируется от дополняющего и уси­ливающего рыночный механизм до компенсирующего его ограни­ченные (временно или постоянно) возможности;

3)его объектами выступают как экономика в целом, так и условия деятельности, экономическое поведение отдельных хозяйству­ющих субъектов;

4)оно имеет сложную природу, проявляющуюся в многообразии способов и средств воздействия на экономику;

5)оно обеспечивает преимущественно ориентацию регулируемого объекта, когда ожидаемый результат задается не жесткими ко­личественными показателями, а фиксирует желательное, соот­ветствующее целям экономической политики государства на­правление деятельности экономических субъектов, траекторию их развития.

Важным в изучении названного механизма является раскрытие его функций как особых видов управленческой деятельности государства, на­правленных на решение определенного типа задач.

Состав и содержание функций механизма государственного регули­рования экономики — динамические характеристики, сопряженные с качественными изменениями в условиях и задачах ведения бизнеса, факторах его эффективности, экономической политике государства.

В экономике свободной конкуренции предназначение механизма ГРЭ ограничивалось следующими функциями:

• установление правовых норм, регламентирующих порядок ор­ганизации предпринимательской деятельности, осуществление контроля за их соблюдением всеми без исключения экономиче­скими субъектами;

• создание благоприятных возможностей для развития отдельных секторов и отраслей экономики (например, в эпоху господства идей и политики меркантилизма таковыми были внешняя тор­говля и промышленность);

• обеспечение экономики страны нужным количеством денег, ор­ганизация денежного обращения;

• перераспределение финансовых потоков с помощью налогов и пошлин.

Принципиальные перемены на рынке (смена свободной конкурен­ции несовершенной, появление и укрепление власти монопольных структур, развитие финансового рынка и др.) существенно усложни­ли государственное регулирование экономики. Оно становится более разнообразным по инструментарию (например, вводятся ограниче­ния свободы ценообразования в формах установления предельного уровня цен, предельных надбавок к фиксированным ценам, запрета на демпинг, недобросовестную рекламу и др.), а в решении отдельных задач — «точечным» по сфере воздействия (например, относительно объектов, занимающих монопольное положение в отрасли).

Обострение социально-экономических проблем, наиболее ре­льефно проявившееся в период мирового экономического кризиса 1930-х гг., обусловило смену парадигмы ГРЭ. Его механизм дополня­ется новой функцией — встроенного стабилизатора общественного воспроизводства. Ее реализация первоначально связывается с необ­ходимостью компенсации «провалов» рынка (сущность этих «прова­лов», их содержательная характеристика должны быть основательно усвоены студентами при изучении курса «Экономическая теория»), решением ключевых макроэкономических задач стимулирования эко­номического роста, обеспечения прогрессивных сдвигов в отраслевой

и региональной структуре производства, противодействия инфляции и безработице и др.

В этот период возрастает значение сравнительно новых сфер уча­стия государства в экономике: регулирования социальных послед­ствий циклических перепадов производства; активной региональной политики, позволяющей сгладить диспропорции в развитии отдель­ных районов; внедрения государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных за­трат и не обеспечивающие быструю отдачу инвестиций. Сюда же не­обходимо отнести рост производства «общественных товаров», осу­ществление широкомасштабных мер по регулированию «внешних эффектов» (охране и защите окружающей среды, восстановлению экологического баланса).

Важными направлениями деятельности государства становятся его антициклическая, инвестиционная, структурная, социальная политика. При этом рычаги управления выбираются таким обра­зом, чтобы сравнительно слабые воздействия государства в той или иной сфере вызывали кумулятивный эффект краткосрочного или долгосрочного характера в зависимости от целей экономической политики.

В системе инструментов регулирования большое значение при­обретают государственные закупки, учетная ставка, услуги частному бизнесу, предоставляемые на льготных условиях. Такие услуги ока­зываются различным образом: посредством продажи по заниженным ценам продукции государственных предприятий; функционирования последних в малоприбыльных сферах; инвестирования госбюджетных средств на условиях пониженной рентабельности; безвозмездных ка­питаловложений; дешевого кредита. Такая поддержка частного пред­принимательства предполагала наличие у государства достаточных финансовых ресурсов. Заметно усложняется перераспределительная функция, ранее обеспечивавшая в основном содержание госаппарата, обороноспособность страны и ее внешнеполитическую деятельность. У нее появляется новая цель — способствовать стабильности нацио­нальной экономики, экономическому росту. Как следствие этого — расширяется сфера ее действия, включающая процессы воспроизвод­ства основного капитала, становления малого бизнеса, обновления отраслевой структуры производства, развития региональных хозяй­ственных систем и др.

Превращение социальной сферы общества в стратегический ис­точник экономического роста, создание объективных предпосылок процессов социализации бизнеса предопределили выделение в 1950— 28 • ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 1960 гг. в качестве самостоятельной функции ГРЭ социальной функции. Ее ключевые сферы:

• социальная инфраструктура (образование, наука, окружающая

среда);

• жизнеобеспечение малоимущих членов общества (пенсионеров,

инвалидов, многодетных семей, безработных);

• многообразные отношения между трудом и капиталом.

Необходимость участия государства в регулировании социаль­но-трудовых отношений обусловливается двумя основными потреб­ностями. Первая из них заключается в компенсации ограниченных возможностей внутрихозяйственного управления в балансировании интересов собственников (предпринимателей), управляющих, про­изводственного персонала, обеспечиваемом через систему социаль­ного партнерства. Роль государства проявляется в организационной, правовой, финансовой поддержке реализуемых на уровне компаний преобразований, связанных с созданием и функционированием соб­ственности занятых, с подключением производственного персонала к участию в прибылях, формированием и развитием партисипатив-ного управления (в теории и практике менеджмента оно определяется как управление, основанное на соучастии в нем производственного персонала).

Суть второй потребности — в создании стимулов для устойчивой ориентации предпринимательской деятельности на достижение обще­ственных целей и задач. Это достигается, например, посредством пре­доставления инвестиций, госзаказов предпринимателям при выпол­нении ими определенных обязательств (сохранение или увеличение рабочих мест, соблюдение экологических требований и др.).

Такая социальная ориентация бизнеса расширяет сферу совмест­ной деятельности государства и частного сектора, что позволяет пер­вому экономить на социальных издержках и относительно увеличи­вать объемы бюджетных средств, направляемых на другие цели.

Потребность в приращении финансовых ресурсов государства, не­обходимых для его разнообразной и масштабной деятельности, тради­ционно реализуемая посредством налогообложения, в 1970—1980-е гг. актуализирует проблему коммерческого использования собственно­сти государства. Предпринимательство, направленное на извлечение прибыли, становится его важной экономической функцией.

Появление и развитие феномена государственного предпринима­тельства позволило уточнить представление о роли механизма госу­дарственного регулирования в современной экономике. Она не мо­жет быть сведена только к компенсации «провалов» рынка. Важным

оказывается и содействие развитию рыночного механизма (поскольку конкуренция проникает и в государственный сектор), его дополнение, когда он слаб или недостаточно развит (например, роль государства в США по созданию рынка информационных и коммерческих услуг в компьютерной сети Интернет), повышение эффективности исполь­зования экономических ресурсов общества.

1.2. Участники государственного регулирования экономики и их взаимоотношения

Следующий шаг в изучении механизма государственного регули­рования экономики — выявление субъектов регулирования, т.е. тех, кто вырабатывает его стратегию и тактику, осуществляет необходимые практические действия. Речь идет об организациях, наделенных пра­вами и обязанностями осуществлять соответствующее управленческое воздействие на экономику. В этом качестве выступают органы трех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), постро­енные по иерархическому принципу, а также центральный националь­ный банк.

Названные участники выступают в двух формах: персонифицирован­ной, когда решения принимаются конкретными должностными лица­ми (президентом страны, главой кабинета министров, управляющим центральным банком, губернатором), и ассоциированной, представлен­ной коллективными органами (федеральным и местными парламента­ми, правительствами).

Для современного общества характерно наличие и других субъектов государственного регулирования экономики. Ими являются: органы, создаваемые из представителей исполнительной власти, союзов пред­принимателей и профсоюзов для регулирования социально-трудовых отношений; различного рода комитеты по поддержке или развитию отдельных отраслей и регионов из представителей соответствующих министерств, местных органов власти, союзов предпринимателей. Названные субъекты заняты преимущественно консультативной де­ятельностью, но нередко участвуют в принятии решений по важным вопросам экономического и социального характера (например, опре­деление минимально допустимого перечня социальных гарантий, ко­торые должны быть отражены в тарифных соглашениях и коллектив­ных договорах).

В развитых странах существует практика создания организаций, имеющих так называемый общественно-правовой статус. Им переда­ются некоторые задачи управления, ранее входившие в компетенцию государственных институтов (например, в ФРГ к ним относятся реги­ональные управления по страхованию, система местных больничных касс, в Швейцарии — агентство по поддержке общественного транс­порта).

В последнее время заметно активизировалась роль экспертных, консультативных советов. В них наряду с сотрудниками правитель­ственных органов входят ученые, представители различных объеди­нений, фондов, общественных движений. Их рекомендации учиты­ваются при подготовке решений, принимаемых государственными органами.

В характеристике субъектов государственного регулирования экономики необходимо учитывать и состав агентов экономики, которые испытывают управленческое воздействие государства. Последние имеют разный социально-экономический статус: соб­ственники и предприниматели разных секторов экономики, наем­ные работники, домохозяйства, государственные и муниципальные служащие.

Отношения, в которые вступают субъекты и другие участники го­сударственного регулирования экономики, можно классифицировать по разным основаниям. Так, по составу участников выделяются отно­шения между:

• органами государственной власти по «вертикали» (например, центральным и местными правительствами);

• органами государственной власти и другими экономическими субъектами.

Своеобразие характера связей между участниками государственно­го регулирования экономики позволяет выделить отношения: эконо­мические, социальные, организационно-правовые. Экономические отношения имеют сложную структуру. Ее взаимосвязанными элемен­тами являются отношения: собственности, трудовые, денежные, фи­нансовые, кредитные.

Экономические отношения имеют как собственный предмет (струк­тура собственности, факторы накопления капитала, цены, условия конкуренции, денежное обращение, промышленный цикл и др.), так и общий с социальными отношениями (вовлечение непосредственных производителей в предпринимательство и управление фирмой, предо­ставление финансовой поддержки предприятиям, выполняющим со­циальные обязательства и др.).

Организационно-правовые отношения опосредствуют введение и применение законов, процедур и норм, регламентирующих хо­зяйственную деятельность. Законы принимают форму ограничений (запретов) и предписаний обязательных действий экономических субъектов (например, по лицензированию определенных видов пред­принимательской деятельности). Процедуры устанавливают порядок, алгоритм действий, права и обязанности участников государственного регулирования экономики (правила предоставления льгот по налогам, долевого участия государства в инвестиционных проектах и др.). Нор­мы фиксируют обязательные параметры, которые должны быть учте­ны, достигнуты, соблюдены участниками государственного регулиро­вания экономики (величина ставки рефинансирования, минимальная заработная плата, нормы амортизации и др.).

Отношения группируются также в сфере их действия. В этом случае выделяются отношения, регулирующие внешние связи — отношения участников государственного регулирования экономики, и отноше­ния, опосредствующие воздействие государства на автономию эко­номических субъектов (ее ограничение или расширение). Предмет первых включает: субсидии, дотации, налоги и т.д., вторых — долю на­емного персонала в собственности компаний, статус и компетенцию органов управления фирмой, через которые реализуется партисипа-тивное управление и т.д.

2.2.Основные формы государственного регулирования экономики

Следующий компонент механизма ГРЭ — формы регулирования, различающиеся по объектам, целям, характеру управленческого воз­действия, используемому инструментарию.

Понятие «форма регулирования» призвано зафиксировать природу (тип) и содержание управленческого воздействия, которое может быть институциональным, экономико-организационным, информацион­ным и др.

В современном обществе основной состав форм государственного регулирования включает:

• прогнозирование и программирование экономики;

• бюджетное и налоговое регулирование;

• денежно-кредитное регулирование;

• приватизацию и национализацию собственности;

• хозяйственное использование государственной собственности.

Государственное прогнозирование и программирование экономики — разработка и принятие разнообразных программ (планов). Их можно классифицировать по двум критериям:

1)степени обязательности и подкрепленности соответствующими мероприятиями государства;

2)степени охвата экономики страны.

По первому критерию выделяются, с одной стороны, планы-про­гнозы, не подкрепленные финансовыми мерами государства. Их на­значение — дать участникам государственного регулирования эко­номики информацию об ожидаемых изменениях в различных сферах общественного производства, реальном состоянии и тенденциях на­учно-технического, экономического и социального развития страны. С другой стороны — программы, которые обеспечиваются определен­ными ресурсами и действиями государства. Такие программы могут иметь различные цели:

• осуществлять желаемое развитие народного хозяйства (приори­тетное развитие определенных отраслей, подъем экономики от­дельных регионов и др.);

• предотвращать возникновение кризисов;

• обеспечивать новое качество процесса интеграции националь­ной экономики в мировую.

По второму критерию выделяются программы, объектом которых является национальная экономика (в них определяются действия го­сударства по качественному преобразованию общественного произ­водства, экономическому росту) или ее отдельные отрасли и сектора, районы страны.

Практика развитых стран дает немало примеров успешной реализа­ции таких программ. Важно обратить внимание на страновые особен­ности использования данной формы государственного регулирования. Так, в США программирование на общенациональном уровне практи­чески никогда не выходило за рамки прогнозов или намеченных пра­вительством ориентировочных экономических показателей, не имею­щих обязательной силы. Это объясняется рядом причин, прежде всего незначительностью государственного сектора экономики, традиция­ми минимального вмешательства федерального правительства в дела бизнеса. Напротив, в Западной Европе (в известной мере и в Японии) в послевоенный период сложились благоприятные предпосылки для использования элементов общенационального планирования: упадок народного хозяйства в результате войны и необходимость чрезвычай­ных мер для преодоления разрухи; относительная слабость частного капитала и его стремление опереться на государство; значительный государственный сектор экономики и традиции активной экономиче­ской деятельности государства; набирающий силу процесс западноев­ропейской интеграции.

Потребность в обеспечении программ финансовыми ресурсами привела к появлению финансового планирования. Финансовый план го­сударства призван координировать движение всех денежных средств в стране, а также финансовую политику на уровне ведомств и местных органов власти.

Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспе­чивается государственное потребление; селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, отдельных предприни­мательских структур, социальных групп. Важнейшими компонен­тами бюджетного регулирования выступают государственное по­требление и селективная финансовая поддержка отраслей, регионов и предприятий.

Государственное потребление — это правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различ­ные услуги (образовательные, научные, медицинские и пр.), военную продукцию. Оно имеет многообразные цели: обеспечение производ­ства общественных товаров, стимулирование совокупного спроса, развитие человеческого капитала, ускорение научно-технического прогресса (НТП) и др. Усложнение названных целей обусловливает тенденцию к повышению роли государства как покупателя и заказчи­ка, росту доли валового внутреннего продукта (ВВП), поступающего в его потребление.

В настоящее время в развитых странах через бюджет перераспре­деляется до 50% национального дохода. Государство осуществляет на рынке до 20—30% всех покупок.например, в США государством закупается 100% военной, более 80% аэрокосмической продукции.

Государственный заказ привлекает компании гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать промышленное и исследовательское оборудование, принадлежащее государству, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.). Так, в США величина заемного оборотного капитала, предо­ставляемого государством корпорации-подрядчику, может достигать 90% объема всех средств, инвестируемых в данный заказ, причем во­енные подрядчики до 80% государственных кредитов получают, как правило, на беспроцентной основе. С целью сглаживания экономи­ческого цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание перегрева экономики.

Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предпри­ятий, также как и государственное потребление, связано с использо­ванием бюджетных средств. Отличие этой формы государственного регулирования состоит прежде всего в ее целях:

• структурная перестройка экономики (посредством направления капиталовложений в отрасли, обеспечивающие долговременный экономический рост и стабильность);

• оздоровление отраслей, переживающих кризис (включая меро­приятия по смягчению последствий возможной безработицы);

• поддержка деятельности малорентабельных предприятий и от­раслей (в их число входят сельское хозяйство, транспорт, добы­вающая промышленность, судостроение и др.);

• сглаживание диспропорций в социально-экономическом раз­витии отдельных районов страны (например, через финансиро­вание затрат, связанных с содержанием бюджетных организаций и социальной защитой населения, расширением производства, комплексным развитием территорий и т.д.);

• поддержка определенных форм и видов бизнеса (малого, инно­вационного, производственного, консалтингового, лизингового и др.);

• реализация (на условиях долевого с частным бизнесом участия) перспективных капиталоемких инвестиционных проектов;

• проведение в жизнь крупных эколого-хозяйственных программ.

Основными результатами использования такой формы государ­ственного регулирования выступают повышение экономической активности субъектов предпринимательства и расширение его мас­штабов, формирование и развитие недостающих компонентов эконо­мической инфраструктуры, интенсификация процессов обновления основного капитала и др.

Основные цели денежно-кредитного регулирования:

• защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности;

• создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах;

• укрепление банковской системы.

Приватизация и национализация собственности — формы государ­ственного регулирования, применяемые для решения комплекса со­циально-экономических задач. Продажа государственной собствен­ности частным физическим и юридическим лицам позволяет:

• уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увели­чить средства, направляемые в другие секторы экономики;

2.3. Основные формы государственного регулирования экономики • 35

• расширить сферу действия рыночного механизма и развить кон­курентную среду;

• привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес (появление смешанного предпринимательства);

• обеспечить «демократизацию» собственности (посредством рас­пределения части акций приватизируемых предприятий между их работниками);

• повысить эффективность использования общественного капи­тала;

• противодействовать бюрократизации госаппарата.

Приватизацию рассматривают в широком и узком смысле. В ши­роком смысле она означает замедление темпов расширения государ­ственного сектора или его сокращение, что ведет к увеличению вклада частного бизнеса в экономическое развитие страны. В узком смысле приватизация означает полную или частичную передачу права соб­ственности на капитал определенного государственного предприятия частному лицу.

Под национализацией понимается не только появление государ­ственной собственности в результате акта отчуждения частной, но и создание государством «своих» предприятий. Национализация становится необходимой:

• для оздоровления отраслей, отдельных предприятий, играющих ключевую роль в национальной экономике;

• укрепления или восстановления государственной монополии на производство и продажу определенных товаров;

• внедрения государственного капитала в передовые, наукоем­кие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быструю отдачу от инвестиций;

• поддержания определенного уровня занятости (увеличение чис­ла рабочих мест);

• усиления государственного контроля за процессами структурной перестройки экономики;

• ограничения экономической власти крупных монополий;

• предотвращения (снижения) угроз экономической безопасности страны.

Хозяйственное использование государственной собственности в до­стижении целей регулирования экономики осуществляется в двух ва­риантах. При первом — госпредприятия в принципе не ориентируются на извлечение прибыли. Главным для них является оказание льготных услуг частному бизнесу и таким образом создание предпосылок для его устойчивого функционирования и развития. Другой вариант, напротив, предполагает использование собственности государства в каче­стве активно функционирующего капитала, рентабельность которого может быть сопоставима с частным сектором экономики. В этом слу­чае государство выступает в качестве предпринимателя.

2.4. Методы и инструменты государственного регулирования экономики

Метод регулирования — это способ практического осуществления управленческой деятельности, реализации определенного типа воздей­ствия.

Понятие «инструмент регулирования» определяет конкретный прием, средство, с помощью которого субъект управления (в на­шем случае — государство) на практике осуществляет воздействие на управляемый объект (в нашем случае — экономика). Посредством определенной совокупности инструментов реализуется тот или иной метод регулирования.

По характеру действия выделяют методы административные и эко­номические.

Административные методы основываются на силе власти и пред­усматривают:

• законодательные ограничения (в составе используемых инстру­ментов — лицензирование экспорта, введение экспортных квот, замораживание цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.);

• обязательные требования к экономическим субъектам по дости­жению ими однозначно определенных параметров хозяйствен­ной деятельности (в числе инструментов — установление мини­мального размера уставного капитала хозяйственного общества, минимального размера заработной платы и др.);

• порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила го­сударственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры и сроки вносимых ими налогов и т.д.).

Административные методы являются формализованными, преиму­щественно предписывающими (что и как надо сделать в обязательном порядке), частично средообразующими (участвующими, например, в создании информационного пространства бизнеса).Они влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий (напри­мер, при принятии решения о наиболее приемлемой для конкретного предпринимателя правовой форме бизнеса им будут учтены установленные законодательством формы имущественной ответственности, максимальное количество участников и др.).

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности разных экономических субъектов, создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего сбалансировать общественные и частные интересы. С помощью этих методов осуществляются, например, государствен­ное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Они могут быть как формализованными, так и неформализо­ванными. Экономические методы влияют не только на выбор хо­зяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими.

По способу применения различают методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия предполагают такое регу­лирование экономики, при котором государство в инициативном по­рядке осуществляет определенные действия, используя принадлежа­щие ему объекты и ресурсы (устанавливает профиль и направления деятельности казенных предприятий, утверждает их планы, осущест­вляет контроль за финансовыми операциями, устанавливает цены на их продукцию; проводит административное разделение монопо­листических объединений; принудительно приобретает пакеты акций или целые предприятия; проводит научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские работы (НИОКР) в государственных научно-ис­следовательских центрах и т.д.).

Посредством такого же воздействия планируется и обеспечивает­ся исполнение государственного бюджета. Бюджетная политика воз­действует на экономику через структуру доходов (состав и доли их ис­точников) и расходов (направления, объекты и размеры финансовой поддержки), наличие и величину (соотнесенную с ВВП) дефицита (профицита) бюджета государства. Важную роль в ее осуществлении играют межбюджетные отношения, предметом которых выступают дотации (когда финансовая помощь центра региональным и местным бюджетам не имеет целевого назначения и предоставляется на безвоз­мездной и безвозвратной основе) и субвенции, выделяемые на опреде­ленный срок на конкретные цели.

Посредством методов прямого регулирования организуется и функ­ционирует система государственного социального обеспечения. По­следняя реализуется в рамках программ, во-первых, социального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной не­трудоспособности, безработице, медицинское страхование и др.), во-

вторых, социальной помощи (помощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвалидам и др.).

Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кредитно-денеж­ную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенного уровня цен для от­дельных товаров), внешнеэкономическую (введение системы внешне­торговых тарифов и квот) политики государства.

В современной российской экономике применение методов пря­мого воздействия актуализировано в решении таких задач, как сни­жение уровня бедности (регулирование размера минимальной оплаты труда, пенсий, компенсационных выплат работникам градообразу­ющих и конверсионных предприятий и др.), реформирование ЖКХ (регулирование уровня и динамики тарифов на услуги функциони­рующих в этой сфере монопольных структур, разработка и финанси­рование государством программ переселения населения из ветхого, аварийного жилья и др.), повышение инвестиционной привлекатель­ности территорий (создание особых экономических зон различных видов, формирование институтов развития — инвестиционных и вен­чурных фондов и др.).

Экономический и социальный эффекты методов прямого воздей­ствия обеспечиваются их жесткой организационно-правовой регла­ментацией и оперативностью применения. Они достижимы по ис­течении определенного периода времени, зависящего в том числе от сложности и масштаба решаемых задач (например, переселение на­селения из аварийного жилья осуществляется в рамках долгосрочных целевых программ).

Методы косвенного воздействия призваны создать условия, при ко­торых субъекты экономики будут заинтересованы принимать реше­ния, соответствующие целям экономической политики государства. Их достоинством является способность держать баланс между обще­ственными и частными интересами, недостатком — определенный временной лаг между разработкой и применением государством соот­ветствующих мер и полученными изменениями в поведении и резуль­татах деятельности субъектов хозяйствования.

Выбирая инструменты реализации названных методов, определяя эффекты, ожидаемые от их применения, государство должно учиты­вать реальное состояние экономики (фазу экономического цикла), со­став и содержание ключевых задач ее развития.

Косвенное регулирование осуществляется прежде всего через на­логовую, кредитно-денежную, бюджетную, антимонопольную, ценовую, внешнеэкономическую политику государства. Инструментарий налоговой политики в этом случае включает: налоговые скидки на ин­вестиции («налоговый кредит»), систему ускоренной амортизации ос­новного капитала, специальные налоговые льготы (например, стиму­лирующие становление и развитие малого бизнеса).

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики высту­пают: операции с государственными ценными бумагами на фондовом рынке, расширение или ограничение кредита через механизм учетной ставки, варьирование учетной ставки кредита и норм обязательных банковских резервов, страхование экспортных кредитов, кредитова­ние перспективных отраслей и др.

В рамках бюджетной политики государство косвенно воздействует на экономику посредством бюджетных субсидий на развитие отсталых районов страны и отстающих отраслей, дотаций и субсидий на подго­товку управляющих и др.

Антимонопольная политика реализуется посредством экономиче­ских мер, стимулирующих образование и поддерживающих новые фирмы, развитие конкурентной среды. Их состав включает: финансо­вые (например, создание бизнес-инкубаторов, которые предоставляют вновь образованным фирмам помещения, офисное оборудование бес­платно или по льготным расценкам), информационные и консультаци­онные (предоставление возможности пользования информационными сетями, оказание бесплатных услуг по организации бизнеса, разработ­ке маркетинговой стратегии, налоговому планированию и др.) меры.

Государственное регулирование цен, осуществляемое с помощью косвенных методов, использует инструменты, влияющие на цены экономически — через соотношение между спросом и предложени­ем на рынке. Здесь важную роль играет эмиссионная, направленная на ограничение денежной массы в обращении, и налоговая (напри­мер, отмена ряда налогов, снижение налоговых ставок и др.) политика.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую поли­тику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инве­стиций и др.

Контрольные вопросы и задания

1.Почему необходихсударственное воздействие на рыночную экономику?

2.Почему государственное регулирование экономики оказывается не только необходимым, но и возможным?

3.В чем состоят особенности государственного воздействия на экономику?

4.Приведите примеры воздействия государства на экономику, являющегося дополняющим и усиливающим рыночный меха­низм.

5.Приведите примеры воздействия государства на экономику, компенсирующего ограниченные возможности рыночного ме­ханизма.

6.Дайте характеристику функций механизма государственного ре­гулирования экономики.

7.Какова эволюция функций механизма государственного регули­рования экономики?

8.Какие закономерности развития современной экономической системы следует учитывать для адекватного понимания роли го­сударственного регулирования?

9.Каковы основные формы государственного регулирования эко­номики?

10.Сформул<



2018-07-06 6854 Обсуждений (0)
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5.00 из 5.00 9 оценок









Обсуждение в статье: МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6854)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)