Принципы рационального налогообложения
Проблемы формирования эффективно функционирующей налогово-бюджетной системы страны исследуются в рамках различных наук: экономической теории, общей теории финансов, государственных финансов, государственного регулирования экономики. В отличие от дисциплин финансового профиля, акцентирующих внимание на количественных показателях, характеризующих объемы, пропорции стоимости, распределяемой государством посредством налогово-бюджетных инструментов в конкретный период времени и в определенных административно-территориальных образованиях, курс государственного регулирования экономики предполагает изучение общих принципов и механизмов, используемых органами власти в данной сфере экономических отношений, обеспечивающих достижение поставленных ими целей. Налоговые регуляторы выполняют комплекс функций, посредством которых государство воздействует на воспроизводственные процессы. Прежде всего речь идет о фискальной и стимулирующей функциях. В функции взимания налогов реализуется монополия государства в его взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Это объективно присуще механизму государственного регулирования. Проблема заключается в том, что данная монополия создает противоречия между государством как носителем монополии и хозяйствующими субъектами, стремящимися к равной самореализации. В связи с этим если государство применяет селективное налогообложение, стремясь оказать поддержку тем сферам экономики, в которых заинтересованы органы государственной власти, то сужается налогооблагаемая база, обостряется противоречие между фискальной и стимулирующей функцией. В результате возникают два негативных последствия: 1) усиливается налоговая нагрузка на предприятия, функционирующие в сферах, на которые не распространяются льготы; 2) нарушается принцип нейтральности налоговой системы, т.е. и предприниматели различных отраслей, регионов ставятся в неравные условия. Последнее затрудняет рыночное саморегулирование. Следовательно, должен быть сформирован механизм разрешения возникающего противоречия. При формировании рациональной системы разрешения противоречий налоговая система может защищать экономику от перегрева, способствовать экономическому росту, эффективно перераспределять ресурсы, материальные и денежные потоки. К общим принципам рациональной системы налогообложения следует отнести: • экономическую эффективность; • сбалансированность фискальной и стимулирующей функций; • простоту, рациональность системы закрепления налогов; • нейтральность; • объективность; • финансовую справедливость; • административно-управленческую обеспеченность; • оптимальную базу налогообложения; • достаточность налоговых источников. При нарушении данных принципов формируется противоречивая налоговая система, препятствующая росту экономической активности субъектов хозяйствования: • уменьшается способность налоговой системы аккумулировать законодательно установленный объем доходов; • налоговое бремя перекладывается на узкий круг исправных налогоплательщиков; • расширяется теневой сектор экономики; • усиливается зависимость проведения налоговой политики от международных финансовых организаций, иностранных политических кругов и транснациональных корпораций; • ослабляются механизмы защиты налоговой политики от агрессивного давления лоббистских групп; • возникают конфликты в отношениях центра, регионов и муниципальных образований в реализации налоговой политики. Экономически эффективной является такая система налогово-бюджетных отношений в государстве, в рамках которой местные предпочтения определяют уровень и структуру предполагаемых государ- ственных услуг. При этом учитываются такие факторы, как расходы на оплату этих услуг, сдерживающее влияние ограниченных доходов и наличие внешних воздействий. Таким образом, местные жители будут выбирать тот уровень услуг, который они предпочитают, выплачивая соответствующие налоги. Такой принцип налогообложения принципиально ближе всего к рыночным принципам взаимоотношений между хозяйствующими субъектами. В то же время при направленности налогообложения на экономическую эффективность необходимо учитывать ряд ограничительных условий: 1) региональные и местные органы власти должны быть наделены определенными полномочиями в сфере налогообложения, т.е. контролировать ставки и базу налогообложения; 2) бремя налогообложения должно распределяться среди жителей данной административной единицы. Если оно «экспортируется» на иные территории, то невозможно обеспечить выравни-ЛАНЬ вание стоимости и полезности предоставляемых услуг, получаемых жителями данной территории; 3) наряду с доходными функциями местные органы власти должны иметь возможность эффективно финансировать любые расходы без каких-либо ограничений сверху; 4) эффективная система бюджетных отношений может иметь несправедливый в финансовом отношении характер, поскольку у более бедных административных единиц может оказаться недостаточно ресурсов для финансирования даже основных расходов; 5) эффективность может вступить в противоречие с макроэкономическим целями государства; 6) для создания эффективной системы местных финансов могут потребоваться высокие административные расходы. Соблюдение принципа сбалансированности фискальной и стимулирующей функций налогообложения является основополагающим условием нормальных расчетов с бюджетом и между хозяйствующими субъектами. Стимулирующее налогообложение обычно противопоставляется фискальному в перспективном плане. Однако между ними существует обратная связь не только в отдаленном, но и в текущем периоде. Чрезмерно высокий уровень налогообложения препятствует не только производственным инвестициям, ограничивая возможности развития производства в будущем. Он вызывает сокращение оборотных средств предприятий в такой степени, что текущее производство падает. Высокий уровень налогообложения принципиально изменяет характер действия инфляции на активность хозяйствующих субъектов. При низком налогообложении она стимулирует текущее производство, активизирует использование оборотных средств. Высокий уровень налогов в сочетании с инфляцией «вымывает» оборотные средства предприятий, особенно с длительным производственным циклом. При этом одновременно уменьшается объем поступающих в бюджет налоговых платежей, т.е. обе функции налогообложения не реализуются в достаточной мере. Низкий уровень налогообложения может способствовать перегреву экономики и, соответственно, разбалансировке воспроизводственных пропорций. Следует считать, что сбалансированность фискальной и стимулирующей функций налогообложения достигается тогда, когда при нулевом приросте производства достигается полная собираемость налогов. Простота, рациональность системы закрепления налогов достигаются посредством достаточной жесткости требований к налогоплательщикам и к органам власти различных уровней. В числе последних: • планирование налогообложения должно быть стабильным как минимум в среднесрочном плане (три-пять лет); • в течение финансового года нельзя изменять параметры налогообложения (базы, ставки, льготы); • должны быть полностью исключены попытки органов государственной власти различных уровней конкурировать в области налогообложения отечественных товаропроизводителей. Закрепление налогов за определенными уровнями власти и разграничение полномочий по взиманию налогов осуществляется различными способами, сочетание которых должно обеспечить максимальную прозрачность системы взимания налогов и распределения базы налогообложения. Налоговая система должна быть нейтральной по отношению к конкретному товаропроизводителю. Данный принцип вытекает из общей системы взаимодействия хозяйствующих субъектов в рыночной экономике. Рынок обеспечивает равную реализацию капитала в любых отраслях и сферах деятельности, равную прибыль на равный капитал. При изменении прибыльности в той или иной сфере деятельности возникают переливы капитала, приводящие к восстановлению принципа «равная прибыль — на равный капитал». Различная тяжесть налогообложения в отраслях и регионах приводит к дезориентации капитала, препятствует его рациональным переливам и формированию прогрессивной структуры экономики в отраслевом и территориальном аспектах. Тесно связан с принципом нейтральности принцип объективности, означающий минимальное влияние решений органов государственной власти и управления на конкретных хозяйствующих субъектов, их положение в рыночной среде. Фактически он является организационной основой обеспечения нейтральности. Его применение позволяет получить ряд положительных эффектов для экономики: • усиление стимулирующего воздействия экономической политики на хозяйственную деятельность; • выравнивание экономического положения хозяйствующих субъектов различных отраслей; • экономически эффективное распределение бюджетных ресурсов между административно-территориальными образованиями; • снижение степени лоббирования интересов отдельных хозяйствующих субъектов; • снижение противоречивости налогового и бюджетного законодательства и других нормативных актов, регулирующих налогообложение. Финансовая справедливость. Общее понятие справедливости в финансовой сфере может быть сформулировано следующим образом: сочетание субсидий центрального правительства и налоговых полномочий местных органов власти должно дать всем административным единицам возможность предоставлять основные виды услуг при одинаковом уровне налоговых усилий. В этом случае неизбежно возникает перемещение ресурсов из богатых регионов в бедные, что и позволяет выравнять качество жизни всех граждан страны. В то же время стремление к финансовой справедливости вызывает ряд проблем: • стремление к финансированию с помощью субсидий снижает уровень налоговых усилий местных органов власти; • уменьшается степень подотчетности местных должностных лиц населению; • неизбежно возникает более широкое участие центрального правительства в установлении расходных приоритетов местных органов власти. Для решения этих проблем большое значение имеет правильный выбор способа обоснованного перемещения ресурсов центрального уровня на местный. Государственные органы, создающие справедливую систему бюджетных отношений, должны учитывать два правила: 1) точное определение размера и характера диспропорций между бюджетным потенциалом и финансовыми потребностями различных территориальных единиц; 2) точный расчет динамики диспропорций при использовании альтернативных форм местного налогообложения и методов распределения субсидий центрального правительства. Административно-управленческая обеспеченность представляет собой важный фактор, который необходимо учитывать, принимая решение о закреплении налоговых платежей за различными уровнями власти. Каждый уровень власти должен быть в состоянии эффективно начислять и собирать налоги с широкой базой. В большинстве стран существует точка зрения, что местная система налогообложения управляется неэффективно, поэтому децентрализация налоговых полномочий приводит к сокращению общего объема мобилизуемых по стране налоговых поступлений. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, на местном уровне недостаточно специалистов в области финансов, аналитиков, оценщиков, сборщиков налогов. Во-вторых, местные политические деятели ближе к хозяйствующим субъектам и конкурируют друг с другом в экономической области. Поэтому на местном уровне возникает много факторов, препятствующих достаточно эффективному налогообложению. Оптимизация налогообложения необходима с точки зрения тяжести налогов, их структуры и распределения базы налогообложения между бюджетами различного уровня. В решении данной проблемы следует исходить из максимально широкой базы налогообложения. Широкая налоговая база при ограниченном числе освобождений от налогов дает возможность обеспечить налоговые поступления при относительно низких налоговых ставках. При значительном сужении налоговой базы, вызванном освобождением от налогов, даже при условии объективизации этого процесса необходимы гораздо более высокие ставки для того, чтобы обеспечить заданные налоговые поступления. В результате этого значительно возрастает вероятность появления отрицательных стимулов к развитию производства, а также вероятность уклонения от уплаты налогов. Опыт стран с развитыми рыночными отношениями показывает, что федеральное правительство обычно контролирует те налоги, которые в большей степени связаны с макроэкономической политикой, распределением ресурсов, доходов. Нижестоящие органы власти в большей степени ориентированы на относительно стабильные источники поступлений. Федеральное правительство устанавливает те налоги, с помощью которых контролируется распределение ресурсов на национальном уровне. Федеральные власти оказывают поддержку регионам посредством субсидий, субвенций, дотаций, ссуд и т.п. При распределении источников помощи средства распределяются между регионами на основе ориентации на территорию происхождения или на основе определенной формулы. Достаточность. Независимо от характера закрепленных источников поступлений и перераспределения налогов на практике большинство стран сталкивается со сложной бюджетной ситуацией. Поэтому предоставление региональным и местным органам власти прямого доступа к налогам с широкой налоговой базой обычно не практикуется. Местные органы власти склонны полагаться на имущественные налоги, различного рода налоги с оборота, приносящие небольшие доходы и требующие больших административных усилий. В результате возникают состояние финансового голода и сильная зависимость их финансового положения от субсидий сверху. В то же время собственные налоги местных органов власти не представляют важного источника для консолидированного государственного бюджета. Это приводит к двум негативным последствиям. С одной стороны, центральные органы власти не склонны оказывать помощь региональным и местным органам в построении рациональной системы местного налогообложения и ее организационном обеспечении. С другой стороны, региональные и местные органы власти стремятся создавать местные монопольные предприятия для обеспечения необходимых налоговых поступлений и выполнения социальных функций. Другим способом обеспечить увеличение поступлений в бюджеты низшего уровня является введение мелких налогов на широкий ассортимент изделий или видов деятельности. Данная практика также имеет негативное влияние на состояние налоговой системы, так как она: 1) встречает сопротивление широких слоев налогоплательщиков; 2) затрудняет расчеты добросовестных налогоплательщиков; 3) увеличивает расходы бюджета на сбор данных налогов и контроль за их поступлением. Рациональные государственные решения об объеме налоговых полномочий органов власти различных уровней опираются на пять основных факторов: достаточность налоговых поступлений, экономическую эффективность, финансовую справедливость, административно-управленческие возможности, макроэкономическую политику.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2246)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |