Методы теории игр в оценке рисков
Во многих практически важных ситуациях приходится принимать управленческое решение в условиях неопределенности, когда относительно окружающих условий предпринимательской среды либо мало что известно, либо неизвестно вообще ничего. В отличие от оптимальных решений, принимаемых в детерминированных условиях, которые являются объективными и независящими от ЛПР, оптимальные решения, принимаемые в условиях неопределенности, целиком зависят от личностных свойств ЛПР – его квалификации, отношения к риску, вкусов, пристрастий и других характеристик личности ЛПР. Существуют методы, которые позволяют выработать научно обоснованные рекомендации по принятию наилучших решений и оценивать последствия от принятых решений. В теории принятия решений окружающие условия, обстановка или обстоятельства, в которых необходимо действовать, получили название природы. Примером природы для производителя, выходящего на рынок с новой продукцией, может являться спрос населения на его продукцию. У природы может быть несколько состояний, причем неизвестно, какое именно состояние природы наступит. Лицо, принимающее решение, должно постараться выявить все возможные состояния и в зависимости от предположения о наступлении того или иного состояния, выработать соответствующие решения (альтернативы), приносящие либо наибольший выигрыш, либо наименьший ущерб, который может реализоваться в худшем случае. Модели принятия решений в условиях неопределенности опираются на матрицу платежей (матрицу выигрышей) и матрицу рисков, которые являются модельной формой представления данных для анализа операции и последующего поиска оптимального решения. Платежная матрица составляется следующим образом: - исходя из проводимой операции или мероприятия, в котором необходимо принимать решение, определяется понятие природы; - определяются все возможные состояния природы , которые могут реализоваться в действительности; - вырабатываются все возможные варианты решений ; - определяется формула для расчета величины платежа (выигрыша или убытка); - последовательно, одно за другим, начиная с первого, просматривается каждое решение при каждом состоянии природы, и определяются значения платежей vij, i =1, 2,…, m, j =1, 2,…,n.
Матрица рисков строится на основе платежной матрицы по следующему правилу: чтобы вычислить риски для каждого решения i и при каждом состоянии природы j, надо в каждом столбце платежной матрицы выбрать максимальный платеж и вычесть из него платеж vij, соответствующий данному i-му решению и данному j-му состоянию природы, т. е. . Если платежная матрица представляет собой матрицу потерь (затрат), то элементы матрицы рисков следует определять по формуле . Итак, модели принятия решений в условиях неопределенности характеризуются наличием нескольких состояний природы, нескольких альтернатив, а также тем, что вероятности наступлений состояний природы неизвестны. Неизвестность вероятностей состояний природы проявляется в том, что оценить вероятности либо чрезвычайно трудно, даже если имеется богатый статистический материал, либо невозможно в принципе. Рассмотрим следующие методы принятия решений в условиях неопределенности, различающиеся критерием, по которому определяется наилучшее решение: 1) критерий Вальда -W; 2) критерий минимаксного риска (критерий Сэвиджа)-S; 3) критерий пессимизма-оптимизма (критерий Гурвица)-G; 4) критерий Лапласа-L.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |