Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы многокритериальнойоптимизации



2018-07-06 507 Обсуждений (0)
Методы многокритериальнойоптимизации 0.00 из 5.00 0 оценок




Впервые проблема МКОмногокритериальной оптимизации возникла у итальянского экономиста В.Парето в 1904 г. при математическом исследовании товарного обмена.Методы, основанные на свертывании критериев. Вместо частных критериев рассматривается один скалярный критерий, полученный путем комбинации частных критериев. Различают аддитивный и мультипликативный методы свертывания критериев.Метод аддитивной свертки критериев. Пусть критерии соизмеримы, например, нормированы и определен вектор весовых коэффициентов критериев , характеризующих важность каждого критерия. Это значит, что ,если критерий имеет приоритет над критерием . При этом

, .

Для аддитивного метода строится новая целевая функция

и решается задача оптимизации скалярного критерия

при условии .

Можно доказать, что решение задачи со скалярным критерием является эффективным для задачи.

Задачи многокритериальной (или векторной) оптимизации возникают в тех случаях, когда имеется несколько альтернатив, целей, которые не могут быть отражены одним критерием (например, стоимость, надежность, вес, мощность и т. п.).Требуется найти точку области допустимых решений, которая минимизирует или максимизирует всю совокупность этих критериев. Например, выбирая работу, претендент, как правило, рассматривает несколько критериев, ему хочется, чтобы заработная плата была как можно выше; условия работы были как можно комфортнее; работа была как можно ближе к дому или модернизация производства, в процессе которой хочется достигнуть максимальной эффективности с наименьшими затратами или выбор инвестиционного решения, когда хочется получить максимальный доход при наименьшем риске. Конечно, решения, которое одновременно удовлетворяло бы всем противоречивым требованиям, как правило, не существует, а значит и решение принимается в условиях риска. Метод обобщенного критерия. Метод перехода от нескольких критериев f1,f2,…fm к одному, задаваемому новой функцией С =∑( аjfj ) называется сверткой или методом обобщенного критерия, где аjявляются весовыми коэффициентами, причём их сумма ∑ аj= 1. Чем больше аj, тем больший «вклад» вносит j-й критерий в обобщенный критерий С. Следует заметить , что чем больше значение критерия fj, то это не всегда хорошо, например, расход топлива в автомобиле, поэтому необходимо ввести бальную оценку критериев Б(fj) по шкале «хуже – лучше», где действительно чем больше значение балла Б(fj), тем лучше.

Задача. Рекламное агентство, в штате которого 12 человек, получило заказ на рекламу нового продукта на радио и ТВ. Основные данные об аудитории, стоимости рекламы и количестве занятых ее изготовлением агентов занесены в таблицу (на 1мин.):

Радио ТВ

Рекламная аудитория (млн. чел.) 5 10

Стоимость минуты (тыс. долл.) 4 16

Количество занятых агентов 1 2

Рекламное агентство решает задачу о максимизации выгоды от возможной аудитории и минимизации издержек на рекламу при условии, что контракт запрещает использовать более 4 минут рекламы на радио. Необходимо найти Парето-оптимальную границу, где и находится оптимальное решение.

 

Пример. Риски формирования товарного ассортиментана закупку женской обувипо данным представленным в таблице 1:

 

№ № п/п Показатель Марка
LauraBerti Baden M-shoes Rieker Alba
Гарантийный срок, дн.
Прочность крепления деталей низа, Н/см
Масса одной полупары, гр.
Жесткость подноска и задника (остаточная деформация), мм 1,6 0,8 0,9 0,7 1,55
Гибкость, кг/см 0,6 0,35 0,63 0,3 0,5
Эстетические свойства (соответствие моде)
Цена, руб.

 

Показатели сопоставим с помощью метода парных сравнений. Гарантийный срок – Ргс; Прочность крепления деталей низа – Рп; Масса одной полупары – Рм; Жесткость подноска и задника (остаточная деформация) – Рж; Гибкость – Рг; Эстетические свойства - Рэ. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Метод парных сравнений показателей

  Ргс Рп Рм Рж Рг Рэ Si Мi Ri
Ргс 0,06
Рп 0,31
Рм 0,08
Рж 0,19
Рг 0,25
Рэ 0,11

 

После заполнения матрицы элементами сравнения находим по строкам суммы баллов (Si ) по каждому показателю:

Где, - количество показателей, = 6.

Правильность заполнения матрицы определяем равенством

Затем определяем вес показателей Мiпо формуле:

Следует отметить, что:

Приоритет показателей распределяется по рангу Ri, который пропорционален значению коэффициента веса: чем больше его значение, тем выше ранг, причем наибольшему значению Мiсоответствует Ri = 1. На этом основании ранжированный перечень потребительских характеристик женской обуви будет выглядеть следующим образом: Прочность крепления деталей низа – Рп; Гибкость – Рг; Жесткость подноска и задника (остаточная деформация) – Рж; Эстетические свойства - Рэ.; Масса одной полупары – Рм; Гарантийный срок – Ргс.

Для объективного вычисления значений целевой функции по каждой паре обуви введем бальную оценку показателей. Предположим, что чем лучше качественное содержание показателя, тем выше его бал оценки. Тогда используя данные Таблицы 1, можно построить следующую матрицу балльных оценок Бii). Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Балльная оценка показателей

  Мi
Ргс 14,0-17,2 17,21-20,4 20,41-23,6 23,61-26,8 26,81-30,0 0,06
Рп 42,0-44,6 44,61-47,2 47,21-49,8 49,81-52,4 52,41-55 0,31
Рм 250,0-240,0 239,9-230,0 229,9-220,0 219,9-210,0 209,9-200,0 0,08
Рж 1,6-1,42 1,41-1,24 1,23-1,06 1,05-0,88 0,87-0,7 0,19
Рг 0,65-0,58 0,57-0,51 0,5-0,44 0,43-0,37 0,36-0,03 0,25
Рэ 28,0-29,2 29,3-30,4 30,5-31,6 31,7-32,8 32,9-34,0 0,11

 

На основе данных таблицы 3 можно определить значения интегральных оценок качества обуви без учета цены по формуле:

Q Laura Berti = 0,06*1+0,31*4+0,08*1+0,19*1+0,25*1+0,11*1= 1,93

Q Baden = 0,06*2+0,31*5+0,08*5+0,19*5+0,25*5+0,11*5= 4,82

Q M-shoes = 0,06*3+0,31*3+0,08*2+0,19*4+0,25*1+0,11*2= 2,5

Q Rieker = 0,06*5+0,31*5+0,08*4+0,19*5+0,25*5+0,11*5= 4,92

Q Alba = 0,06*1+0,31*1+0,08*1+0,19*1+0,25*3+0,11*3= 1,72

Поскольку Q Rieker> Q Baden > Q M-shoes > Q Laura Berti> Q Alba следуетпокупатьженскуюобувьRieker. Можно воспользоваться другой системой решающих правил. Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4

Перечень характеристик обуви женской

Марка Марка Сумма баллов
LauraBerti Baden M-shoes Rieker Alba
LauraBerti -
Baden -
M-shoes -
Rieker -
Alba -

 

В соответствии с этими правилами выбор приходится тоже на торговую марку Rieker. Если предположить, что интегральные оценки отображают качество обуви, то выбор можно провести по отношениям цена/качество.

Ц/ Q Laura Berti = 1500/1,93 = 777, 2Ц/ Q Baden = 1650/4,82 = 342,32

Ц/ Q M-shoes = 1600/2,5 = 640Ц/ Q Rieker = 1680/4,92 = 341,46

Ц/ QAlba = 1430/1,72 = 831,4

Минимальное отношение цена/качество указывают на необходимость приобретения женской обуви Rieker. А ассортимент формировать следует в количествах, в долях, определяемых отношением, например, QRieker к их сумме ∑Q(аi)= 15,89. Так, например, для Rieker=4,92/15,89=0,3 от выделенной суммы на закупку, тогда риск упущенной выгоды будет определяться разностью 0,3-0,2=0,1, то есть 10%. Для Alba= QAlba/ 15,89= 0,1 от выделенной суммы, тогда риск-убыток составит 0,1-0,2= -0,1, то есть 10% товаров этой марки залягут на складе, заморозят оборотные средства. Определите возможные риски в операции закупки товаров.

 

 



2018-07-06 507 Обсуждений (0)
Методы многокритериальнойоптимизации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы многокритериальнойоптимизации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (507)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)