Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ (ред. от 30.11.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».



2018-07-06 663 Обсуждений (0)
Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ (ред. от 30.11.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». 0.00 из 5.00 0 оценок




Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

Приказ Министерства Юстиции России от 28.12.2016 № 324 «Об утверждении Порядка обеспечения Федеральной нотариальной палатой подтверждения содержания нотариально удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» // СПС «КонсультантПлюс».

Приказ Минюста России от 27.12.2016 № 313 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления» // СПС «КонсультантПлюс»

Специальная литература:

7. Рассохина А. А., Бажуря Ю. В. Новеллы нотариата // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 363-366.

Судебная практика:

8. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 марта 2017 г. N Ф08-1144/17 по делу N А53-18798/2016 // Интернет-ресурс «Информационно-правовое обеспечение» (Гарант)»

9. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 октября 2017 г. N 09АП-41284/17//Интернет-ресурс «Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт)»

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЖИТЕЛЕЙ КРАЙНЕГО СЕВЕРА НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ: ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Гарус К.С.

ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет, г. Тверь

В данной статье ставится проблема кадрового дефицита нотариусов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, приводящая к невозможности осуществления проживающих на этих территориях граждан осуществить своё конституционное право на юридическую помощь. Автор рассматривает действия государства по исправлению сложившейся ситуации и предлагает свой вариант решения.

Ключевые слова: нотариус, конституционное право, Крайний Север, местное самоуправление.

Согласно Конституции России, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощь[88]. Доступность этой помощи является чрезвычайно важной задачей для правового государства, которым провозглашена РФ[89].

Один из важнейших субъектов оказания юридической помощи – нотариус. Но, учитывая огромные размеры страны, обеспечить право, данное конституцией, становится сложной задачей. В основном эта проблема касается районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, занимающих 70 % территории страны и на которых проживают 11,5 миллиона человек[90]. Малонаселенность, труднодоступность, отсутствие условий для нормальной деятельности нотариусов – все это ставит под вопрос возможность обеспечения конституционного права для значительного количества населения.

Государство понимает это и делает шаги, чтобы поправить ситуацию. Так, 29 января 2014 г. в Основы законодательства о нотариате введена статья 11.2, призванная материально помочь нотариусам «за счет средств нотариальной палаты или при недостаточности средств нотариальной палаты по ходатайству нотариальной палаты и (или) нотариуса за счет средств Федеральной нотариальной палаты.». При этом указывается, что если нотариуса в местности нет, прием граждан осуществляется путем организации нотариальной палатой регулярных выездов нотариусов, работающих в других населенных пунктах или иных нотариальных округах[91].

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ внес в Основы законодательства о нотариате положения о создании Фонда поддержки нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях, что будет способствовать развитию нотариата на указанных территориях; и о ежегодном формировании Программы поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях[92].

Однако, ясно, что данных мер недостаточно, чтобы решить проблему. Материальную помощь в организации работы в отдаленных местах нельзя считать стимулом, а о результатах Программы судить еще рано, но, судя по отсутствию какой-либо информации о её итогах, результаты очень скромные.

Зашедшую в тупик ситуацию осложняет и то, что наша страна не может обратиться к зарубежному опыту. Из стран, сопоставимых по климату, территории и её малонаселенности с Россией можно указать лишь Канаду. Но Канада относится к странам англо-саксонской системы нотариата, что заставляет не рассматривать её как вариант для заимствования опыта.

На взгляд автора, единственным выходом является расширение полномочий чиновников органов местного самоуправления. Представители органов местного самоуправления и так могут исполнять функции нотариусов, если последние не присутствуют в местности постоянно[93]. Но к ним относятся лишь главы районов. Инициатива, принадлежащая депутатам парламента Магаданской области и предлагающих наделить полномочиями нотариуса и органы местного самоуправления городского поселения, встретила сопротивление со стороны Федеральной нотариальной палаты. Специалисты утверждают, что низкий уровень знаний чиновников несет в себе огромный вред, так как нотариальная деятельность органов местного самоуправления никак не контролируется, чиновники не имеют доступа к электронной системе нотариата и могут пользоваться своими полномочиями для незаконных действий[94].

Полагаю, что надо направить все силы именно на нивелирование данных последствий наделения чиновников нотариальными полномочиями. Необходимо повышать их уровень квалификации, проводя лекции и семинары, допустить их к электронной системе, ввести контроль за их действиями. Только основываясь на сотрудничестве с органами местного самоуправления дальних районов можно получить действительно ощутимый результат, а пока проблема обеспечения конституционного права на юридическую помощь людей, в этих районах проживающих, остается нерешенной.

 

Список литературы:
Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СПС «Гарант».

2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I // СПС «Гарант».

3. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС «Гарант».

Интернет-источники:

4. Парламентская газета //https://www.pnp.ru/politics/2017/01/13/notariusom-dolzhen-byt-notarius.html.

5. Lenta // https://lenta.ru/articles/2016/10/21/nord/.



2018-07-06 663 Обсуждений (0)
Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ (ред. от 30.11.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ (ред. от 30.11.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (663)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)