Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая сущность, значение выручки от реализации продукции, работ, услуг предприятия



2018-07-06 2658 Обсуждений (0)
Экономическая сущность, значение выручки от реализации продукции, работ, услуг предприятия 4.75 из 5.00 4 оценки




Изначально, при создании хозяйствующих субъектов, источником приобретения производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств является уставной капитал. За счет его средств создаются необходимые условия для осуществления предпринимательской деятельности. Затем в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) создается новая стоимость, которая определяется ценой реализованной продукции (работ, услуг). [1, с. 49].

В основе определения сущности такого важного для финансов предприятия понятия, как реализация продукции (работ и услуг) лежит: первое - смена форм собственности после оплаты покупателем товара (товарной в денежную); второе - смена субъектов собственности (до оплаты покупателем товара субъектом собственности является производитель товара, при оплате товара субъектом собственности становится покупатель). Право собственности у покупателя на поставленную продукцию возникает при оплате продукции или предъявлению покупателю расчетных документов (документов на оплату).

Совокупность процессов смены форм собственности и смены субъектов собственности является экономической сущностью понятия реализация. Продажа продукции или оказание услуг является одним из основных показателей успешности завершения процесса производства и в то же время представляет собой законченную стадию кругооборота средств предприятия.

Результатом реализации продукции является выручка от реализации продукции (работ, услуг), которая поступает на расчетный счет предприятия [1, с. 49].

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является главным источником финансирования деятельности любого предприятия, источником его денежных доходов и поступлений, и показывает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный срок [2, с. 490].

Выручка от текущей деятельности выступает в качестве выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет предприятия за реализованную потребителям продукцию, выполненные работы и оказанные услуги [3, c. 241].

Выручка от реализации продукции считается центральной финансовой категорией. Она состоит из суммы денежных средств, поступающих на счет организации за реализованную продукцию и оказанные услуги.

Размер выручки от реализации продукции зависит от количества, ассортимента, качества реализуемой продукции, цены и расчетно-платежной дисциплины. Количество реализуемой продукции зависит от объема производства (товарной продукции) и переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода реализации (месяца, квартала, года).

На величину выручки от реализации продукции оказывают влияние множество факторов, как зависящих, так и не зависящих от функционирования предприятия.

К непосредственно зависящим от предприятия относятся:

а) объем;

б) ассортимент;

в) качество и конкурентоспособность производимой продукции;

г) уровень цен.

д) ритмичности работы предприятия;

е) комплектности продукции;

ж) характера отгрузки;

з) спроса на данную продукцию;

и) форм расчета за продукцию.

Выпуск продукции в основном определяет объем реализации продукции: с увеличением ее выпуска растет объем реализации, и наоборот.

Работа по графику способствует равномерной отгрузке продукции и своевременному поступлению выручки. Выпуск продукции, на которую есть спрос, гарантирует полную реализацию этой продукции. Использование более прогрессивных форм расчетов за продукцию, своевременность выписки платежных документов и передача их в банк – считаются наиважнейшим фактором планирования выручки.

Ассортимент продукции имеет большое значение для размера выручки, так как реализация продукции производится не по одинаковым ценам. Выполнение планирования по ассортименту - обязательное условие выполнения планирования по выручке от реализации продукции.

Кроме того, размер выручки предприятия от реализации продукции зависит от уровня цен: снижение оптовых цен на продукцию уменьшает выручку от ее реализации, и наоборот.

Факторами, не зависящими от предприятия, являются:

а) перебои в работе транспорта;

б) несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателей;

в) задержки банковских расчетов и т.д.

Выделяют валовую и чистую выручку.

Валовая выручка – общая сумма выручки от реализации продукции, работ и услуг, а также материальных ценностей.

Чистая выручка – валовая выручка, без учета НДС, акцизов, ценовых скидок, а также стоимости возвращенных покупателями товаров.

Порядок поступления выручки может осуществляться как в наличной, так и безналичной форме. Безналичным денежным расчетам, обычно, отдают предпочтение. Это связано с тем, что применение безналичных расчетов обеспечивает существенной экономии затрат на их осуществление.

Своевременное поступление выручки – важнейший фактор хозяйственной деятельности предприятия. Во-первых, процесс кругооборота средств предприятия заканчивается реализацией продукции и поступлением выручки, что означает восстановление затраченных на производство денежных средств и создание необходимых условий для возобновления следующего кругооборота. Во-вторых, выручка от реализации продукции основным регулярным источником для предприятия по удельному весу всех возможных поступлений средств.

От поступления выручки зависят финансовая устойчивость предприятия, состояние его оборотных средств, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками предприятия. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов, штрафам и санкциям, что в конечном итоге означает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановки производства на смежных предприятиях.

Выручка от реализации продукции и услуг состоит из трех элементов: себестоимость, прибыль, косвенные налоги и отчисления. Каждая из частей определяет свое направление использования [4, c133].:

Первая часть выручки направляется на возмещение затрат, включаемых в полную себестоимость реализованной продукции, т.е. себестоимость выступает в качестве источника финансирования простого воспроизводства. Следует иметь в виду, что из этих средств необходимо уплатить налоги в бюджет (земельный, экологический, чрезвычайный), а также сделать отчисления в целевые бюджетные фонды в соответствии с законодательством.

Вторая часть выручки – прибыль, которая считается источником формирования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств. Прибыль, направляемая в фонды предприятия, способствует решению экономических, технических и социальных задач предприятия. Часть прибыли выплачивается в бюджет в качестве налогов (на недвижимость, на доходы и прибыль, местных налогов).

Третьей частью выручки выступают косвенные налоги и отчисления (налог на добавленную стоимость, акцизы, отчисления в целевые бюджетные фонды в соответствии с законодательством).

Выручка от реализации продукции, не взирая на внешние признаки (денежная форма, поступление средств за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги, регулярность поступлений) не считается доходом в полном смысле этого слова, в связи с тем, что из неё в первую очередь необходимо уплатить косвенные налоги и отчисления, возместить понесенные затраты, выплатить заработную плату.

Оставшаяся часть выручки принимает форму чистого дохода предприятия – прибыли [4, c.134].

Различные колебания в структуре объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) оказывают негативное влияние на результаты производственной деятельности предприятия и на финансовую устойчивость предприятия.

В целях учета доходы предприятия в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности делятся на: доходы от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные доходы [5, с. 264].

Доходами от обычных видов деятельностиявляются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Операционными доходами считаются: поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности; поступления от участия в уставном капитале других организаций; прибыль полученная организацией от совместной деятельности; поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Внереализационными доходамисчитаются: штрафы, пени, неустойки за нарушение договорных обязательств; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов); прочие внереализационные доходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п. [5, с. 267].

Денежные средства в рублях, полученные предприятием в результате обязательной продажи валютной выручки, зачисляются на его расчетный счет. Налог на добавленную стоимость и акцизы хотя и включаются в цену товара, но не принадлежат предприятию и, как косвенные налоги, сразу поступают в бюджет. Торговые и сбытовые наценки не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим его продукцию. Экспортные тарифы, уплачиваемые предприятиями-экспортерами, направляются в бюджет и не учитываются при определении выручки от реализации продукции.

При получении предприятием выручки от реализации продукции в иностранной валюте эти доходы пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, публикуемому Национальным Банком Республики Беларусь, на момент поступления средств на валютный счет предприятия.

При выполнении операций по прямому обмену продукцией выручка считается на момент времени поступления обмениваемой продукции на предприятие или на момент взаимозачета.

Выручка, поступившая на расчетный счет организации, незамедлительно расходуется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, запасных частей, топлива, энергии. Из выручки происводят отчисления налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы в установленные сроки, возмещается износ основных производственных фондов, финансируются расходы, предусмотренные финансовым планом и не включаемые в себестоимость продукции [6, с. 493].

Размер выручки от реализации, равный совокупным затратам, называют критическим объемом реализации. Приполучении организацией (предприятием) выручки меньше критического объема, произойдет получение убытка, а получение выручки в размере большем критического объема реализации принесет предприятию прибыль. Применяя классификацию затрат на постоянные и переменные, рассчитывают критический объем реализации.

На сумму выручки от реализации оказывают влияние такие факторы, как цена реализуемых товаров, объем продаж в натуральном выражении.

С точки зрения системного подхода, выручку следует рассматривать в трех аспектах: как фактору, способствующему системе отношений общественного производства; как систему отношений обмена денежных доходов населения, на товары народного потребления; как систему обратной связи с производством.

Объем и тенденции изменения выручки в существенной степени отражают уровень жизни населения. Именно через выручку от реализации продукции реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Это отражается в динамике развития выручки и ее доли в фонде потребления. Фонд личного потребления, кроме выручки от реализации продукции, включает натуральное потребление и услуги нетоварного характера, неорганизованный оборот.

Выручка состоит в тесной взаимосвязи с денежным обращением. В ней участвует большая часть обращающихся денег; увеличение или снижение объема реализации товаров народного потребления влечет соответствующие изменения в поступлении денег в банки. Ее развитие отражает народнохозяйственные пропорции между производством и потреблением, спросом населения и предложением товаров, розничной продажей и денежным обращением.

Выручкой предприятий, независимо от форм собственности и вида хозяйственной деятельности, являются средства от продажи потребительских товаров (услуг) населению.

Ключевое значение имеет правильное прогнозирование и распределение полученной выручки.

От того, насколько правильно будет спрогнозирована выручка, зависит успешность финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Расчет выручки должен быть экономически обоснованным, что позволяет осуществлять своевременное, качественное и полное финансирование инвестиций, прироста собственных оборотных средств.

 

 



2018-07-06 2658 Обсуждений (0)
Экономическая сущность, значение выручки от реализации продукции, работ, услуг предприятия 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Экономическая сущность, значение выручки от реализации продукции, работ, услуг предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2658)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)