Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специальные (дидактические) приёмы обучения в работе со слепыми и слабовидящими.



2019-07-03 1186 Обсуждений (0)
Специальные (дидактические) приёмы обучения в работе со слепыми и слабовидящими. 0.00 из 5.00 0 оценок




Ответы к гос. экзамену

I группа (по тифлопедагогике)

 

Тифлопедагогика как наука. Цель, предмет, задачи, принципы, актуальные проблемы.

Тифлопедагогика (от греческого тифлос - слепой) – это наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения.

Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

К детям с нарушением зрения относятся:

1. Незрячие с полным отсутствием зрения, а также дети с остаточным зрением при котором его острота (vis) равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу (в условиях опт. коррекции если она назначена).

2. Слабовидящие vis (острота зрения) от 0,04 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией.

3. Дети с косоглазием и амблиопией.

Тифлопедагогика тесно связана с общей педагогикой, дефектологией, тифлопсихологией, патофизиологией, офтальмологией, гигиеной, педиатрией.

Дошкольная тифлопедагогика выделилась как самостоятельное направление в специальной педагогике относительно недавно. Это выделение обусловлено значимостью раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей с нарушением зрения.

Исследования в области дошкольной тифлопедагогики доказали, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений. Кроме того, ранняя коррекционная педагогическая работа способствует предупреждению и профилактике вторичных отклонений в развитии, что в свою очередь, положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка. Формирование основ адекватного поведения и гармоничной социализации.

Объектом дошкольной тифлопедагогики является специальное дошкольное образование детей с нарушением зрения.

Предметом – теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями развития.

Задачами дошкольной тифлопедагогики являются:

1. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением зрения.

2. Определение путей и условий компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при различных нарушения зрения.

3. Изучение и создание условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

4. Разработка педагогических технологий, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

5. Создание необходимой учебно-методической базы подготовки специалистов к коррекционно-педагогической работе с детьми данной категории.

Основной целью дошкольной тифлопедагогики является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей ребенка с нарушением зрения и его ранняя социализация средствами специального образования.

Специфика обучения и воспитания детей с нарушением зрения проявляется в учете общих закономерностей, специфических особенностей развития детей данной категории.

Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития, механизмами и условиями компенсации нарушенных функций, формами, содержанием и методами дифференцированного обучения лиц разного возраста с глубокими нарушениями зрения.

В процессе воспитания детей дошкольного возраста осуществляются всестороннее развитие, коррекция дефектов психического и физического характера, подготовка к школьному обучению.

 

 

Специальные (дидактические) приёмы обучения в работе со слепыми и слабовидящими.

Несмотря на наличие особенностей учебно-познавательной деятельности учащихся, прямо или косвенно обусловленных зрительными нарушениями, в процессе обучения слепых и слабовидящих (в соответствии с наличием общих закономерностей развития лиц с нормальным и нарушенным зрением) процесс обучения, строясь в соответствии с общедидактическими принципами и закономерностями, опирается на использование общедидактических методов.

Прием – элемент метода. Его структурная часть, причем он в отличие от метода не имеет своей четкой педагогической цели, а подчиняется целевой установке метода, поэтому реализация метода представляет собой совокупность этих приемов.

В соответствии с общими закономерностями развития лиц с норм. и наруш. зрением процесс обучения сл. и с/в строится в соответствии с общедидактическими принципами и закономерностями. Любой общедидактический метод реализуется за счет использования дидактических приемов.

Б.К.Тупаногов предпринял попытку систематизировать эти приемы по их функциональным особенностям.

1)Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушениями зрения.

Цель: оптимизация процессов чувственного познания, что достигается использованием компенсаторных возможностей сохранных анализаторов учащихся. Относятся все приемы коррекции зрения и развития осязания, приемы, обеспечивающие доступность восприятия учебного материала, за счет использования технических, тифло-технических средств, которые позволяют увеличить, детализировать, упростить.

2) Приемы, обеспечивающие доступность информации за счет использования специальных наглядных пособий. (рельефные изображения, цветовые и рельефные унификации, контрастность иллюстрируемого учебного материала).



2019-07-03 1186 Обсуждений (0)
Специальные (дидактические) приёмы обучения в работе со слепыми и слабовидящими. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специальные (дидактические) приёмы обучения в работе со слепыми и слабовидящими.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)