Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы занятий по развитию зрительного восприятия.



2019-07-03 810 Обсуждений (0)
Типы занятий по развитию зрительного восприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок




Особыми образовательными потребностями детей с н.з. выступает развитие зрительного восприятия.

Развитие зрительного восприятия обучающихся с н.з. прежде всего осуществляется в рамках коррекционной работы тифлопедагога. Ведущей организационной формой решения задач по развитию зрительного восприятия выступают коррекционо-развивающие занятия.

В литература. Посвященной вопросам развития зрительного восприятия (Плаксина Л.И. Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В., Григорьева Л.П. и др.) определяется что кор.занятия по развитию зр.восприятия могут быть двух видов:

1) типовые,

2) комплексные.

Типовые занятия соотносятся с 6 разделами коррекционно-развивающей работы (как отмечает Фомичева):

1) развитие зрительно-пространственного восприятия;

2) формирование умений и навыков пространственной ориентировки на основе и под контролем зрения;

3) формирование сенсорных эталонов;

4) развитие образов восприятия с формированием предметных представлений об окружающей действительности;

5) развитие восприятия сюжетных иллюстративных изображений;

6) развитие зрительно-моторной координации (в системе глаз-рука, глаз-нога).

Каждый тип работы имеет своё целеполагание и направлен на развитие одной из сторон зрительного восприятия.

В то же время тифлопедагог должен решать 5 групп задач в их единстве и целостности:

1 задача – обогащение чувственного опыта (опыта восприятия на основе зрительного ощущения): обогащение зрительных ощущений; развитие остроты зрения; развитие глазодвигательной функции; развитие глазомера; развитие способности к зрительному поиску, локализации, соотнесение с эталоном и т.д.

2 задача – развитие образов восприятия и формирование представлений как образов памяти: учить анализировать образ; конкретизировать и детализировать образы; учить узнавать объект по детали и т.д.

3 задача – развитие перцептивных умений и навыков: учить детей рассматривать объекты восприятия опираясь на алгоритмы (целостное восприятие; выделение основных деталей или частей объекта; детальное рассмотрение частей объекта; повторное целостное восприятие)

4 задача – развитие свойств зрительного восприятия через развитие высших психических функций: формирование и развитие детьми мыслительных операций и действий (анализ, синтез, сравнение, обобщеие, классификация и др.)

5 задача – развитие речи: развитие активного и пассивного словаря детей, способствовать развитию связной речи.

Содержание каждой задачи дифференцируется и уточняется в зависимости от занятия.

 

 

17. Особенности физического развития детей с нарушением зрения. Задачи, содержание и организация их физического воспитания.

По данным литературы (занимались проблемой: Людмила Сергеевна Сековец, Людмила Николаевна Ростомашвилли и др. ученые, прописанные в 2.1) выделяются 4 группы особенностей физического развития:

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на разностороннее и функциональное совершенствование организма человека. В рамках этого процесса происходит формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, приобретение знаний в области физ.культуры и спорта.

Задачи:

1 – Оздоровительные. Направлены на охрану жизни и укрепления здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций человека.
Повышение устойчивости к различным заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды, способствует увеличению работоспособности ребенка.

Эти задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка и могут быть направлены на: формирование осанки, формирование изгибов позвоночника, профилактику плоскостопия, совершенствование сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы

2 – Образовательные (формирование двигательных умений и навыков). Формирование движений востребованных в жизнедеятельности (ходьбы, бег, прыжки, преодоление препятствий) Формирование двигательных представлений, двигательной памяти. Воспитание интереса к занятиям физической культурой, основы безопасности жизнедеятельности. Формирование представлений о спортивном оборудовании и умений им пользоваться.

3 – Воспитательные. Формирование качеств личности: целеустремленность, уверенность, воля, лидерские качества, активность и самостоятельность, развитие эмоциональной отзывчивости.

4 – Коррекционно-компенсаторные.

Незрячие: развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие слухового восприятия, пространственной ориентировки, моторики, координации движений, развитие мобильности передвижений и т.п.

Слабовидящие\ФРЗ: развитие зрительного восприятия, развитие зрительных функций, развитие координации движений, П.о. под контролем зрения

Работа по физическому воспитанию организуется в соответствии с ФГОС.

ДОУ занятия проводятся 3 раза в неделю, одно занятие на улице; так же ежедневно с детьми проводятся подвижные игры, соблюдается статико-динамический режим.

В школе III – IV вида по АООП реализуется образовательный раздел по физическому воспитанию. Проводится 3 урока физкультуры в неделю, 1 из них на улице.

А так же в коррекционной области предусмотрены занятия АФК, ритмика.

Особенности физического развития детей с НЗ

Нарушение зрения ведет к снижению двигательной и познавательной активности, затрудняет пространственную ориентировку и задерживает формирование двигательных навыков. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании, овладении пространственными представлениями, двигательными действиями, нарушается правильная поза ребенка при ходьбе, беге, подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Причинами снижения двигательной активности, помимо зрительного дефекта влияют: нарушения во внутриутробный период (энцефалопатия), страдает координация и вестибулярный аппарат; условия развития ребенка с НЗ в период младенчества и раннего детства;

Незрячие, соматически ослабленные дети, малоподвижны и быстрее утомляются. Они не любят бегать, прыгать, предпочитают сидеть. Сниженная двигательная активность, обусловленная страхом освоения пространства, является одним из факторов, тормозящих развитие физических качеств. Гиподинамия, наряду с другими факторами, влияет на строение костно-мышечной системы ребёнка.

По данным Сековец показатели веса у детей с НЗ выше нормы на 10-15%, а роста – ниже на 5-7%, то есть наблюдается диспропорциональность в развитии ребенка, в соотношении веса и роста, что связано со снижением двигательной активности, которая обусловлена сложностью зрительно-пространственной ориентировки.

Людмила Николаевна Ростомашвилли отмечает, что у слабовидящих младших школьников отмечается отставание в росте от 5 до 13 см., а также, наблюдается отставание по окружности грудной клетки и жизненной ёмкости легких, если в норме (для детей 10-12 лет) 1800 кубических см, то для наших детей 1600 куб.см.

Также у детей отмечается слаборазвитая мышечная кистевая сила (на 30%), в гибкости уступают нормально видящим на 12-15%.

У детей с НЗ наблюдаются специфические особенности в нарушениях ОДА и нарушения осанки (60-65%). Нарушение осанки зависит от характера зрительной патологии (миопия).

Это осложняется монокулярным характером зрения, привычкой детей поворачивать голову чуть в сторону для лучшей визуальной ориентации в пространстве одним глазом. По данным Г.Н. Сердюковской сколиоз I и II степени у нормально видящих встречается в 14-15% случаев, у детей с особенностями зрительного анализатора он наблюдается в 35-37% случаев.

На фоне нарушения осанки у детей наблюдается диспластика движений, нарушение координации, аритмичность двигательных актов. Это отягощается и трудностями зрительно пространственной ориентировки, так как монокулярный характер зрения не позволяет выделить такие важные признаки пространства, как глубина, удаленность, протяженность, объемность. В связи с этим у детей наблюдается укороченный шаг, приводящий к нарушению равновесия и уплощению стопы.

Незрячие дети дошкольного возраста практически не умеют бегать. Также у детей с косоглазием и амблиопией наблюдается нарушение прямолинейности, что связано с сужением поля взора, если один глаз закрыт окклюзией. В результате движения детей волнообразные, о чем может также говорить недостаток зрительного контроля и анализа движений своего тела. У детей с нарушением зрения наблюдается низкая техническая подготовка в прыжках в длину. Нет навыка отталкивания, так как зрительный контроль над действием ног ограничен. Равновесие у детей с нарушением зрения также нарушено. При лазании у детей с косоглазием и амблиопией недостаточно согласованны движения рук и ног, ограничен зрительный контроль, в результате чего у дошкольников возникает беспокойство и страх.

Формирование навыка метания также затрудненно из-за слабости мышечной силы рук, нарушения функции прослеживания и неумения принять правильное исходное положение.

Все эти особенности служат предпосылками гиподинамии, что приводит к снижению функциональных возможностей организма. По результатам исследований у дошкольников с нарушением зрения нервно-психические расстройства разной симптоматики и степени наблюдается у 65% детей. Значительную группу составляют дети с гипердинамическим синдромом, их отличает повышенная возбудимость, трудная включаемость в процесс обучения, малая работоспособность и быстрая утомляемость.

У детей с НЗ наблюдаются дефекты осанки:

· Сведены вперед и опущены плечи (свисающие)

· Крыловидные лопатки

· Асимметрия плечевого пояса

· Сутуловатость

· Осложненная кривошея (короткая шея)

Состояние сердечно-сосудистой системы. У детей с НЗ показатели ССС выше нормы – учащение пульса от 3 до 8 единиц в минуту. Уровень максимального и минимального давления повышен на 5 единиц, увеличение пульсового давления. Следовательно восстановительный период занимает большее количество времени. При этом, выполнение физ.упражниней сопровождается нарушением самочувствия (одышка, покраснение лица, пот на лбу), частые длительные остановки, потребность в помощи взрослого, упражнения выполняются не в полном объеме. => возникает потребность в дозированной физ.нагрузке.

 



2019-07-03 810 Обсуждений (0)
Типы занятий по развитию зрительного восприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы занятий по развитию зрительного восприятия.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (810)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)