Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Трудности развития невербальных средств общения у детей с нарушением зрения, приёмы их развития.



2019-07-03 1283 Обсуждений (0)
Трудности развития невербальных средств общения у детей с нарушением зрения, приёмы их развития. 0.00 из 5.00 0 оценок




Особенности развития ребенка в условиях зрительной депривации обуславливают специфику процесса общения.

В тифлопедагогике и тифлопсихологии проблемами развития невербальных средств общения у лиц в условиях зрительной депривации занимались: В.З. Денискина, Г.В. Григорьева, Г.В. Никулина, В.А. Феоктистова, М. Заорска и др.

Больше всего из-за нарушенного зрения страдают мимика и пантомимика.

К особенностям развития невербальных средств общения в тифлологической литературе относят:

Несоответствие развития невербальных средств общения возрасту и замедленный темп их развития у детей с нарушением зрения.

У нормально видящих детей бурное формирование неречевых средств общения проходит на дошкольном этапе развития. В условиях зрительной депривации развитие невербальных средств общения только начинается в период попадания ребенка в условия систематического коррекционно-образовательного процесса.

Внешнее проявление чувств у детей с глубоким нарушением зрения часто не соответствует их внутреннему состоянию.

Лицам с нарушением зрения свойственна вербальность знаний о жестах и мимике.

В связи с вышеперечисленными особенностями, отмечаются трудности использования невербальных средств общения в межличностном взаимодействии:

Л.И. Солнцева выделила 2 стороны невербальной коммуникации лиц с нарушением зрения:

- С одной стороны слепой или слабовидящий не видит или видит не четко выразительные движения собеседника; не может их интерпретировать; не может правильно распознать и понять эмоции, которые испытывает партнер по общению, а также испытывает трудности в понимании того, как партнер относится к нему или к обсуждаемому событию;

Таким образом, зрительная недостаточность осложняет коммуникативную ситуацию тем, что невозможно получить точную, полную, а в ряде случаев и адекватную информацию о партнере по общению.

- С другой стороны, слепой или слабовидящий человек, не владея средствами выразительности, не может дать собеседнику дополнительные сведения об обсуждаемых проблемах из-за отсутствия выразительных средств общения.

Жесты, позы и мимика усваиваются ребенком за счет подражательной деятельности.

Инвалидам по зрению характерна вялая, бедная, маловыразительная мимика; иногда наблюдается амимия. То же относится к жестам и позам. Дети с нарушением зрения не могут правильно воспринять позу, воспроизвести ее.

Лица с нарушением зрения отличаются почти полным отсутствием жестов и маскообразным лицом.

Всю работу по формированию неречевых средств общения необходимо направлять на то, чтобы постепенно дети усвоили, что характер мимики и жестов – это показатель отношения к тем, с кем они взаимодействуют, общаются в данную минуту, что от их манеры держаться в обществе зависит, насколько правильно они будут поняты окружающими.

Форма проведения обучения мимике и пантомимике.

Обучение выразительным движениям проводится на занятиях, продолжительностью 40-45 минут, один раз в неделю. Форма проведения занятий различна в зависимости от поставленных задач.

Формирование знаний, умений, навыков проводиться на индивидуальных или подгрупповых занятиях.

Групповые занятия проводятся в процессе закрепления и совершенствования полученных знаний, умений, навыков (в игровой, свободной деятельности).

Занятия проводятся тифлопедагогом, владеющим программным материалом и являющимся своеобразным эталоном выразительных движений (мимики и пантомимики).

Начинать курс необходимо с выяснения имеющихся у слабовидящих знаний о мимике и пантомимике, с определения уровня владения выразительными движениями.

Восприятие учащимися выразительных движений демонстрируемых тифлопедагогом, требуется в обязательном порядке сопровождать словесным описанием. Наряду с этим используются приемы обследования и сопряженных действий, которые помогают слабовидящему ребенку правильно выразить мимикой и пантомимикой предложенные задания.

Для занятий выразительными движениями требуются для каждого учащегося зеркальце (для мимики), настенные большие зеркала (для пантомимики).

В качестве дидактического материала используются изображения выразительных движений, адаптированные тифлопедагогом с учетом слабовидения, - муляжи, барельефы, рельефы, маски.

Полученные знания, умения, навыки требуют систематического подкрепления, которое целесообразно осуществлять как на предметных уроках, так и на воспитательских занятиях при их совместном планировании работы по обучению мимики и пантомимике.

Основными этапами обучения являются следующие:

- развитие мышц лица, тела;

- ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позы и комплексные выразительные движения;

- упражнения и закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности;

- перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность.

Начинать обучение мимическому воспроизведению различных эмоциональных состояний целесообразно с положительных эмоций (радость, удовольствие, любовь, удивление), потому что они, как правило, распознаются легче, чем отрицательные (печаль, гнев, отвращение). На этапе обучения важно правильно организовывать наблюдение выразительных движений лица и тела с помощью всех сохранных анализаторов. В качестве наглядных пособий могут выступать адаптированные картинки (рельефные для слепых, оконтуренные и хорошо раскрашенные для тех, у кого форменное зрение), сам педагог.

При изучении мимических выражений эмоциональных состояний надо четко выделять (жестом, косметикой, оконтуриванием) на лице брови, глаза, рот, морщинки, чтобы слабовидящие дети могли воспринимать лицо не только осязательным, но и зрительным способом. Обследование обязательно должно сопровождаться словесным описанием (брови приподняты, глаза и рот широко раскрыты и округлены и т.д.).

Знакомя детей с жестами и позами, кроме обследования, тифлопедагогу необходимо использовать прием сопряженных действии, который помогает детям правильно принять нужную позу. Все жесты, позы, выражения лица, с которыми педагог знакомит детей, необходимо четко выражать словами.

Прежде чем разученные выразительные движения ребенок сможет включать в практическую деятельность, они должны пройти определенный путь упражнений и усовершенствований в его игровой деятельности. В игре развиваются как сами эмоции, так и способы их выражения.

Общие выводы:

1. Развитие неречевых средств общения у ребенка происходит по подражанию в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

2. Уровень знания и использования выразительных движений не зависит от возраста учащихся.

Восприятие и использование выразительных средств в коммуникативной деятельности зависит от уровня развития познавательной деятельности и активности в целом и зрительного восприятия в частности.

 

4. Задачи и содержание сенсорного воспитания детей с различной глубиной и характером нарушения зрения.

Одной из особых образовательных потребностей детей с нарушением зрения выступает сенсорного воспитания.

Дети с нарушением зрения – это неоднородная группа по степени и характеру нарушений. Она представлена: незрячими с полным отсутствием зрения, а также дети с остаточным зрением при котором его острота (vis) равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу, слабовидящими vis (острота зрения) от 0,04 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией и детьми с функциональными нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие).

Нарушение зрения – это нарушение сенсорного процесса, его становления, развития и протекания.

Человеку, по мнению Ананьева, Венгера, Запорожца, присуща единая сенсорная система. Это говорит о том, что чувственное отражение и познание действительности основано как на деятельности сенсорных систем, так и на основе межанализаторных связей.

Развитие сенсорной сферы у детей с нарушением зрения начинается с развития межанализаторных связей, что проявляется в становлении полимодальных связей. Период раннего детства – это синзитивный период и развитие восприятия как полимодального способа отражения действительности. В период дошкольного детства интенсивно развивается целостность и детальность, осмысленность. Только к концу дошкольного детства появляется способность к визуализации.

Как уже было сказано, нарушение зрения негативно влияет на развитие воспрития как полимодального способа отражения действительности. Это и обуславливает особые образовательные потребности детей с нарушением зрения.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Большое значение для сенсорного воспитания имеет организация познавательной и учебной деятельности, так как ощущение, восприятие и представление выступают первым чувственным этапом познания.

Тифлопедагогикой обозначены задачи и содержание сенсорного воспитания детей с н.з.

Ими выступают развитие зрительного восприятия у детей с разной степенью и характером н.з., развитие остаточного зрения, развитие осязания, тактильного восприятия (слепых раннего возраста), развитие слуха и слухового восприятия (у слепых рананнего дошкольного возраста), развитие обоняния.

Основными задачами являются:

· формирование системы обследовательских перцептивных действий (рассматривание, ощупывание);

· формирование сенсорных эталонов, то есть обобщенных представлений о свойствах, качествах, отношениях, предметах;

· формирование образов восприятия, их полноты, осмысленности и т.д.;

· обогащение чувственного опыта с развитием мономодальных ощущений (зрительных, тактильных, ...), с развитием функций сенсорных систем (развитие зрительных функций, развитие слуха, повышение остроты тактильных ощущений).

Сенсорное воспитание детей, как с нормальным, так и с нарушенным зрением следует рассматривать как неотъемлемую часть умственного воспитания, интеллектуального развития детей, поэтому очень важно использовать методы и приемы, направленные на развитие наглядно-действенной и наглядно-образной сферы мышления, развития памати, внимания и речи.

 



2019-07-03 1283 Обсуждений (0)
Трудности развития невербальных средств общения у детей с нарушением зрения, приёмы их развития. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Трудности развития невербальных средств общения у детей с нарушением зрения, приёмы их развития.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)