Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика осязательного восприятия. Специфика обучения слепых младших школьников приёмам осязательного обследования предметов.



2019-07-03 779 Обсуждений (0)
Характеристика осязательного восприятия. Специфика обучения слепых младших школьников приёмам осязательного обследования предметов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Осязание – это способность восприятия прикосновения, давления, растяжения.

Посредством осязания происходит познание окружающего мира.

При наличии зрения, осязание активно участвует в познании мира, а при утрате – является средством компенсации познавательной и контролирующей функций. Т.е. наиболее полно возможности осязания раскрываются только при абсолютной слепоте.

Органом осязательного восприятия у человека является рука.

В осязательном восприятии могут одновременно участвовать различные виды чувствительности: тактильная, вибрационная, температурная, болевая, мышечно-суставная.

В зависимости от того, какие виды чувствительности включены в процесс осязательного восприятия, определяется его форма. Выделяют пассивное, активное и инструментальное (опосредованное) осязание. Данные формы осязательного восприятия различаются между собой степенью полноты и точности отражения объективной действительности.

Пассивное осязание. Наблюдается при относительном покое рецепторной поверхности (кожного покрова ладони руки или любой другой части тела) и соприкасающегося с ней предмета. Осязательное восприятие неподвижными руками. Возникающие в результате соприкосновения ощущения отражают целый ряд физических, пространственных и временных свойств предметов: вес, температуру, иногда форму и т.д. Однако целостный образ предмета при этом осязании не возникает, так как оно не может отразить ни их формы, ни ограничивающих предмет контуров, без чего формирование целостного образа невозможно.

Активное осязание. Является ведущим способом отражения пространственных признаков и физических свойств материального мира.

Благодаря активным ощупывающим движениям рук становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы и контуров объектов, на основе чего формируется целостный образ восприятия.

Активное осязание лежит в основе чувственного познания слепых, является ведущим в овладении трудовыми навыками, играет незаменимую роль в пространственной ориентировке.

Опосредованное (инструментальное) осязание – трость, грифель.

Форма осязательного восприятия, при которой процесс ощупывания осуществляется рукой с помощью какого-либо инструмента или орудия, т.е. рука не касается ощупываемого объекта непосредственно. Примером инструментального осязания может служить ощупывание дороги тростью при ориентировке слепых на местности, чтение слепыми рельефно-точечного шрифта при помощи грифеля, когда написанное при проверке не вынимается из прибора для письма по Брайлю.

Способы обследования:

· Мономонуальный – одноручный;

· Бимонуальный – двуручный.

При обследовании двумя руками образ формируется быстрее и представление о характерных чертах более конкретны. Более эффективный способ обследования.

Как обследовать предмет:

1. Восприятие целостного облика предметов.

2. Вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств.

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга.

4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

5. Повторное целостное восприятие предмета.

Культура обследования: сверху вниз, сначала обследуются простые симметричные формы, затем сложные симметричные формы и не симметричные формы.

Симметричные формы обследуются двумя руками одновременно. При обследовании не симметричных форм одна рука является контролирующей и остается неподвижной, а вторая прослеживающей.

 

6. Задачи, содержание и средства формирования основ нравственной культуры. Особенности работы со слепыми и слабовидящими младшими школьниками.

Занимались проблемой: Л. И. Солнцева, В.А. Феоктистова, С. М. Хорош, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, Г.А. Якунин.

Нравственное воспитание – это всесторонние воздействие на духовное и физическое развитие школьников, способствующее формированию нравственных взглядов, убеждений, мировоззрения, навыков, чувств, морально-волевых черт характера.

Цель: воспитание нравственного человека, для которого норма морали выступает как его собственные убеждения и привычные формы поведения.

Задачи:

Общие:

· Формирование у воспитанников системы нравственных знаний;

· Формирование элементарных норм и правил поведения;

· Формирование представлений о нормах общения и чувствах, таких как дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, исполнительность, деловитость, инициативность;

· Формирование положительного отношения к таким явлениям как: государство, народ, наука, нравственность, Родина;

· Выработка положительных чувств, таких как любовь к родной природе, и потребность ее охранять, и знание и уважение правовых основ общества.

Специальные задачи:

· Формирование представлений о нормах общения и чувствах: дисциплинированности, трудолюбия, инициативности;

· Формирование представлений о нормах жизни в семье, уважение к другому полу, чувство долга, ответственности, такта, честности и милосердия;

· Формирование правильного отношения к дефекту;

· Формирование навыков вербального/невербального общения.

Нравственные представления лиц с глубокими нарушениями зрения ограничены, недефференцированы и искажены.

Расстройство зрения не даёт возможности подражать внешним проявлениям положительных качеств, они не видят, насколько привлекателен или отталкивающий тот или иной поступок окружающих его людей.

При нарушении зрения затруднена ориентировка в эмоциональном проявлении зрячих сверстников и взрослых, таких как одобрение, недовольство, выражение взглядом, мимикой и жестами.

Формы и методы нравственного воспитания

– Уроки по общеобразовательным предметам.

– Внеклассная работа. Она включает в себя: беседы на моральные темы (эффективность беседы зависит от возрастных особенностей; исходного уровня нравственного развития ребенка; от соблюдения принципа доступности и последовательности в формировании норм морали; в обеспечении преемственности в тематике бесед; от учета трудностей понимания и усвоения школьниками вербального материала, в сложности моральных норм, невозможности их раскрытия в одной беседе; конкретизация в каждой теме – формулировка такая, чтоб в ней было правило, требование, отражение ее в пословице, желательно раскрывать ее на примерах из жизни детей-людей, привлекать материалы о выдающихся людях.

– Кружковая работа.

– Подготовка и проведение праздников, ассамблей, конкурсов, выставок.

– Чтение литературы, обсуждение поступков героя.

– Создание воспитывающих ситуаций (театрализованные представления, диалоги; проигрывание конфликтной ситуации с обсуждением).

– Демонстрация кинофильмов, видеороликов.

– Ролевые игры.

– Упражнения, требующие от ребенка выполнения заданных особенностей поведения.

В средства с помощью, которых осуществляется нравственное воспитание слепых и слабовидящих детей входит: литература, изобразительное искусство, музыка. Эти средства способствуют эмоциональной окраске познаваемых моральных явлении.

При слушании литературного произведения ребенок занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Дети учатся различать хорошие или плохие поступки героев, эмоционально откликаться на них, сопереживать героям.

Изобразительное творчество (рисование, лепка, аппликация) – это особая деятельность, поскольку ее результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Благодаря творчеству ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Для детей с нарушениями зрения изобразительная деятельность, прежде всего, является средством познания (изучают объект в целом, у знают характерные особенности).

Музыкальное искусство является источником новых позитивных переживаний ребёнка, Через музыкальное искусство ребёнок с нарушением зрения осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах.

Для детей с нарушением зрения в неполной мере доступны: кино, диафильмы.

Тотально слепые дети не могут смотреть кино, диафильмы, но их следует привлекать к просмотру. Показ фильма следует сопровождать словесными объяснениями ситуации, обстановки, поведения героев.

Так же одним из средств нравственного воспитания выступает природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Окружающая природа (неживая, животный и растительный мир) воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка не только своеобразием и красотой явлений.

В игре ребенок познает окружающий мир, обыгрывает ситуации, которые он видел в реальной жизни. В игре формируется его личность. С помощью игры можно увидеть, какие нравственные качества есть у ребенка. В то же время в игре можно их привить, создав какую-либо ситуацию.

Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок. Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем). Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

 

Общая характеристика ФГОС для слепых и слабовидящих (Общие положения)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования слепых (слабовидящих) обучающихся представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке и реализации образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся.

• Стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

• Требования к структуре, условиям и результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся учитывают их возрастные, типологические и индивидуальные особенности.

• Стандарт учитывает особые образовательные потребности слепых обучающихся.

• Нормативный срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом особых образовательных потребностей разных групп слепых обучающихся составляет 4(5) лет.

В основу Стандарта для слепых положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

· признание в качестве основного средства дост ижения цели образования обучения, как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности слепых обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования;

· признание того, что развитие личности слепых обучающихся зависит от характера организации в образовательном процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;

· развитие личности слепых обучающихся в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации и интеграции;

· разработку содержания и технологий начального общего образования слепых обучающихся, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребност ей;

· ориентацию на результаты образования как, где общекультурное и личностное развитие слепого обучающегося составляет цель и основной результат начального общего образования;

· реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего разв итие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Стандарт является основой для:

· разработки примерной адаптированной основной об щеобразовательной программы начального общего образования для слепых обучающихся;

· определения к условиям реализации АООП

· определения требований к результатам АООП

· определения финансовых условий

· подготовки и переподготовки педагогических и руководящ их работников

В стандарте представлены варианты АООП для слепых обучающихся (1,2,3,4 варианты – дифференцированные требования к объему, содержанию, результатам освоения)

АООП определяет содержание образования и представляет собой комплекс таких характеристик образования как: объем, содержание, планируемые результаты, организационно- педагогические условия, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и иных компонентов.

АООП НОО создается на основе ФГОС НОО слепых и направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (духовно-нравственное, социальное, личностное, интеллектуальное); овладение специфической для младшего школьного возраста учебной деятельностью.

1 вариант предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4 года.

2 вариант предполагает, что слепой обучающийся получает в пролонгированные календарные сроки образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 5 лет

3 вариант предполагает, что слепой обучающийся с интеллектуальной недостаточностью получает образование, несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 5 лет.

4 вариант предполагает, что слепой обучающийся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью получает образование с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальных образовательных возможностей. Нормативный срок обучения 5 лет

Варианты обучения предусматривают освоение личностных (чувство гордости за страну, город, формирование эстетических ценностей, этических чувств, а в 4ом варианте – доброе отношение к людям, т.е. упрощаются), предметных (освоение понятий – в 3 и 4 с учетом образовательных потребностей) и метапредметных результатов (есть только в 1 и 2 - способность сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить способ решения проблем, умение понимать успех (неуспех) деятельности, использование различных способов поиска информации, овладение чтением произведений разных жанров и др).)

АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида в части создания специальных условий получения образования.

 

8. Развитие осязания и мелкой моторики слепых обучающихся как направление коррекционной работы. Цель, задачи, содержание.

 (из лекций Потемкиной А.В.)

Моторика – это двигательная активность организма, отдельных его органов и частей.

Крупная моторика – это показатель развития координации движений ребенка (движений туловища, рук, ног).

Мелкая моторика – это показатель развития кисти руки. Умение владеть карандашом, кисточкой, а так же воспроизводить точные движения кистью руки и пальцами.

Осязание – это способность восприятия прикосновения, давления, растяжения.

Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук. Мышцы рук (особенно у незрячих детей) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности.

Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики» – формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а так же обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Задачи:

· Развитие кожной чувствительности

· Культура осязания

· Формировать представления о форме, объеме, размере и качестве предметов;

· Стимулировать познавательные действия незрячих детей с целью формирования у них приемов осязательного восприятия объектов;

· Формировать навыки и умения выполнять практические действия;

· Научить выделять характерные признаки предметов;

· Использование осязательных навыков при освоении рельефно-точечного шрифта Брайля.

Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умениями выполнять практические действия дают детям с нарушение зрения возможность наиболее точно представить предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе обучения и игры.

Значение осязания и мелкой моторики для слепого:

· Формирование культуры осязания;

· Формирование рациональных приемов осязания;

· Развитие ориентировки в малом и большом пространстве;

· Накопление опыта осязательного восприятия;

· Развитие речи;

· Развитие мыслительных операций;

· Развитие познавательной деятельности и познания.

Содержание:

ü Роль осязания и мелкой моторики в жизнедеятельности слепого.

ü Формирование представлений о строении и возможностях рук (фронтальное, сагиттальное, вертикальное).

ü Формирование навыков осязательных признаков сенсорных эталонов (объемные, плоские).

ü Формирование представлений о величине предметов.

ü Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.

ü Развитие осязательных навыков предметов простой и сложной формы.

ü Дифференцирование различных признаков и свойств предметов.

ü Ориентирование на плоскости с помощью осязания.

ü Формирование представлений о человеке.

Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей:

Упражнения для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.). Они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.

Ознакомление учащихся с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, аппликационная лепка и др.).

При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания.

 

 

9. Задачи, содержание, средства формирования эстетической культуры. Особенности работы со слепыми, слабовидящими младшими школьниками.

Вопросами эстетического воспитания лиц с различными нарушениями зрения занимались: Денискина В.З., Никулина Г.В., Потемкина А.В., Солнцева Л.И., Тупоногов Б.К. и др.

Эстетическое воспитание школьников с нарушениями зрения является одним из важнейших направлений коррекционно-педагогической работы, т.к. воспитание всесторонне развитого человека невозможно без формирования у него эстетического (формирования) мира.

Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве, обществе.

Цель: формирование эстетической культуры личности, включающей в себя следующие компоненты: эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

При этом педагогу необходимо подвести детей к пониманию и переживанию прекрасного не только в природе и искусстве, но и в поступках, взаимоотношениях и деятельности людей.

Задачи. Общие задачи:

· воспитание эстетических чувств и эстетического восприятия;

· формирование эстетических понятий, суждений, оценок;

· формирование эстетического вкуса и воспитание сенсорной культуры;

· развитие творческих способностей и доступных детям с нарушениями зрения художественных навыков;

· выработка привычки оценивать явления действительности, произведений искусства в соответствии с индивидуальным вкусом и общественно эстетическим идеалом.

Специальные задачи:

· развитие сохранных анализаторов с целью эффективного и правильного восприятия окружающего мира;

· формирование навыков и способов восприятия предмета и явлений окружающего мира;

· раскрытие всех коррекционно-компенсаторных возможностей незрячего человека.

В настоящее время в специальном коррекционном образовательном учреждении 3-4 вида для детей с наруш. зрения существует система коррекционно-педагогической работы по эстетическому воспитанию, которое реализуется в двух направлениях с учетом зрительных возможностей воспитанников:

1 – осуществление работы в процессе обучения на уроках имеющих эстетические направления: ИЗО, литература, история, пение, музыка, окружающий мир, трудовое обучение. А так же на курсах коррекционно-развивающих областей: развитие осязания и мелкой моторики, ритмика, СБО.

2 – предполагает решение задач эстетического воспитания в процессе внеклассной работы: во время экскурсий; при посещении выставок, музеев, театров; при организации общешкольных праздников, утренников, встреч с интересными людьми искусства; на занятиях в кружках по лепке, рисованию, в музыкальных и театральных студиях и т.д.

Условия обеспечения эстетического воспитания:

Дети с нарушениями зрения должны активно соприкасаться с окружающей средой и не быть изолированными от нее.

Должны приобщаться к различным видам искусства.

В школе должна существовать система коррекционно-воспитательной работы по эстетическому воспитанию.

Педагогический коллектив должен создавать творческую атмосферу, которая соответствовала бы эстетическому воспитанию незрячего, а для этого они сами должны неустанно расширять свой эстетический кругозор.

Средства эстетического воспитания:

· Устройство быта и создание благоприятных условий для труда.

· Организация творческой и исполнительной деятельности учащегося.

· Демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой.

· Критерии эстетической воспитанности школьников:

· Эмоциональное отношение ко всему окружающему.

· Наличие эстетических и нравственных суждений.

· Осмысление содержания и средств выражения прекрасного.

· Стремление к самостоятельному художественному творчеству.

 

10. Основные направления работы по обучению пространственной ориентировке слепых и слабовидящих младших школьников. Цель, задачи, содержание, организация.

Проблемами обучения пространственной ориентировки детей с н.з. занимались А.Г. Литвак, В.М. Сорокина, Т.П. Головина,А. Бодалева, М. Денисова, З. Семенова, Л. Плаксина, В. Денискина, Е. Подколзина и многие др.

Детей необходимо научить ориентироваться в пространстве, так как адекватное воспитание пространственных свойств, предметов и отношений между ними – важное условие познания окружающего мира.

Пространственная ориентировка формируется с участием информации, получаемой по всем сенсорным каналам. Зрительное пространственное познание тесно связано с пространственным поведением, таким, как пространственный поиск, ориентация и навигация. Ребенок с нормальным зрением сначала осваивает пространство через зрительно-моторные координации. Зрительная система стимулирует двигательную активность, а двигательная активность, уточняет зрительные оценки направлений и расстояний.

Пространственная ориентировка – это процесс определения своего положения на местности и направления пути относительно сторон горизонта и предметов, являющихся ориентирами на данной местности, на основе использования информации сохранных органов чувств.

Цель, различна для детей старшей и младшей школы:

Мл.шк. – формирование у детей самостоятельного и свободного ориентирования в помещениях школы, на пришкольном участке и ближайших к школе улицах.

Ст.шк. – формирование навыков самостоятельной ориентировки в свободном пространстве.

Для достижения поставленных целей выделяется ряд задач:

Общие:

· Обучение ориентировке в замкнутом пространстве.

· Обучение ориентировке в процессе передвижения по маршрутам внутри школы и на пришкольном участке.

· Обучение ориентировке в замкнутом пространстве с применением карты-плана.

· Обучение ориентировке в процессе передвижения с применением карты-пути (схемы-пути).

Слепые:

· Обучение технике выполнения элементарных движений (и в статическом положении и в передвижении).

· Формирование навыков использования остаточного зрения в ПО.

· Формирование навыков использования полисенсорной информациив практической деятельности.

· Формирование навыков пользоваться тростью и другими техническими средствами ориентировки.

Слабовидящие

· Развитие зрительного различения предметов и их расположения относительно друг друга и ребенка.

· Научение использовать компенсаторную информацию в практической ориентировке.

· Развитие зрительного восприятия глубины пространства, удаленности и расстояния между объектами.

Этапы формирования пространственных представлений:

· Формирование представлений о предметах и предметном пространстве путем осязательного обследования предметов в помещении.

Следует обратить внимание, что многие предметы имеют 3 измерения (длину, ширину, высоту). На основе понятия о трехмерности предметов в дальнейшем можно будет формировать о трехмерности пространства.

Обследование помещения: педагог проходит с учеником по спальне и рассказывает, что в ней находится; обследование предметов мебели слева на право от двери (вместе с педагогом, затем самостоятельно); моделирование спальни из объемных и плоских фигур; рисование на приборе школьник модели спальни.

· Изучение более крупных объектов.

Для этого берется здание школы (слева, на право). Представление о форме и размерах здания формируется путем наружного обследования, касаясь рукой или тростью. Знакомство с макетом школы.

· Формирование пространственных представлений о пришкольном участке.

· Обучение применять полученные знания на пришкольной территории и на маршрутах постоянной необходимости. Знакомство с рельефным планом, которые позволяют познакомить с топографией местности. На этом этапе формируются топографические представления 2 типов – карта-путь, карта-план.

Направления работы по ПО (ФГОС НОО):

Слабовидящие:

ü Развитие анализаторов;

ü Развитие навыков ориентировки в микропространстве;

ü Формирование предметных и пространственных представлений;

ü Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве;

ü Формирование топографических представлений.

Слепые:

ü Развитие сохранных анализаторов;

ü Развитие навыков ориентировки в микропространстве;

ü Формирование предметных и пространственных представлений;

ü Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве;

ü Формирование топографических представлений;

ü Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров;

ü Совместная ориентировка со зрячими;

ü Обучение пользоваться тростью и др. тифло-техническими средствами ориентировки.

 



2019-07-03 779 Обсуждений (0)
Характеристика осязательного восприятия. Специфика обучения слепых младших школьников приёмам осязательного обследования предметов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика осязательного восприятия. Специфика обучения слепых младших школьников приёмам осязательного обследования предметов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (779)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)