Урок, тифлопедагогические требования к его реализации в работе со слепыми и слабовидящими обучающимися.
Урок. Требования к уроку в школах для детей с нарушением зрения. Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий, их расписание, организация учебной работы над одним и тем же материалом.Уроки обычно длятся 30-45 минут, между которыми имеется свободное время – перемена (5-15 минут ). Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса. Урок выдвигает 3 группы требований Образовательные: определяется место конкретного урока в общей системе уроков, а так же отбираются наиболее рациональные методы. Воспитательные: формируется эстетический вкус, эстетические качества детей. Формируются интересы, умения и навыки. (учет психологических факторов) Организационные: наличие продуманного плана, четкость урока, его рациональность. (Бабанский) В общей литературе занимались проблемой такие ученые как Ушинский, Харламов, Бабанский, Подласый, Пидкасистый. В специальной литературе: Тупоногов, Земцова, Никулина. Типология уроков. До настоящего времени единой, общепризнанной всеми педагогами классификации уроков не существует. В педагогической литературе уроки классифицируются по дидактическим целям , которые будут определять, чему будет учитель учить детей на данном уроке, также от этих целей будет зависеть структура и тип урока. В настоящее время выделяют 5 типов уроков: Изучение нового материала Цель: Познакомить, сформировать знания об изучаемом предмете-объекте. Вводный урок Цель: выявить уровень знаний учащихся Обобщающий урок Цель: обобщить и систематизировать знания Урок закрепления Цель: закрепить ЗУН Комбинированный урок Урок в школе для детей с НЗ должен соответствовать определенным тифлопедагогическим требованиям. Педагогу необходимо знать состав класса, диагноз заболевания и степень нарушения зрения каждого ученика, рекомендации врача и зрительные возможности. На каждого ученика делают подборку данных со следующим показателями: диагноз заболевания органа зрения возраст и время утраты или нарушения зрения нарушенные зрит функции коррекция рекомендуемые приборы для улучшения зрения номер парты и ее место в классе режим зрит или тактильной работы сроки и этапы лечения. Также необходимо определить целевой компонент: программа учебно-познавательной деятельности, которая обеспечит понимание того, что должны знать дети, какие требования к ним будут предъявлены, какими знаниями и умениями они должны будут овладеть, ТО ЕСТЬ целевой компонент решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Образовательные задачи направлены на овладение детьми программным содержанием, формирование умений и навыков, предусмотренных предметом. Воспитательные – направлены на всестороннее развитие ребенка в рамках учебного предмета. Развивающие – направлены на развитие всех сторон личности ребенка, развитие познавательно-волевой сферы, развитие качеств и свойств личности. Урок имеет определенную структурную специфику построения, которая включает: Введение специальных этапов (подготовительных) Чередование зрительной и тактильной работы со слуховым восприятием материала Физ.минутки с профилактикой зрительного утомления Щадящий режим нагрузок Строгое соблюдение офтальмо-гигиенических требований Размеры, объёмы, различение – они зависят от остроты зрения: 0,01-0,03 – 15 мм\0,04-0,08 – 5 мм\0,09-0,2 – 3 мм Используется увеличение, рельеф, унификация. Освещённость – 500Лк, для лабораторных работ – 1000-1500Лк. Специальные приемы и методы обучения в соответствии с особенностями познавательной деятельности При отборе методов Тупоногов обращает внимание на два аспекта: 1.Формирование сенсорного опыта учащихся с НЗ 2.формирование приемов и способов умственной деятельности В тифлопедагогике использование общедидактических методов проявляется в пед.процессе по РЗВ. Она обусловлена тем, что развивать зрительное восприятие можно тогда, когда ученик активно выполняет разные зрительные действия и операции, следовательно, после определения ведущего метода решения той или иной задачи тифлопедагог должен скорректировать его использование с обязательной зрительной деятельностью. На практике этого можно достичь за счет того, что предлагаются задания: - сравни с образцом; -что лишнее; -чего не достает и др. Предполагает использование наглядных пособий Коррекционную работу на уроке, которая предусматривает профилактику вторичных отклонений в развитии ребенка. (кор.работа реализуется как на уроке, так и на воспитательных мероприятиях) Коррекция – система кор. мероприятий, направленных на преодоление недостатков физического и психического развития. (первична) Компенсация – восстановление утраченного зрения в результате перестройки организма.(вторична) В школе для детей с НЗ выделяются 3 направления кор. Работы: Медицинская коррекция Психологическая коррекция Педагогическая коррекция
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (949)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |