Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы обучения слепых и слабовидящих, их коррекционно-компенсаторная направленность.



2019-07-03 4097 Обсуждений (0)
Методы обучения слепых и слабовидящих, их коррекционно-компенсаторная направленность. 4.60 из 5.00 5 оценок




Методы обучения слепых и слабовидящих детей, их коррекционно-компенсаторная направленность.

Метод (греч. metodos – путь к чему-либо) – это способ достижения цели определённым образом упорядоченной деятельности.

Разработкой методов в тифлопедагогике занимались Маргулис, Тупоногов, Феоктистова, Никулина.

Эта категория изучалась серьёзно в общей педагогике и по-разному рассматривалась разными исследователями.

Бабанский говорил о том, что метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленной на решение задач обучения, воспитания и развития учеников в процессе обучения.

Согласно Лернеру, метод обучения – это система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учеников, ведущую к достижению целей обучения.

Подласый считал, что метод обучения – это совокупность путей, способов решения задач образования.

Махмутов разделял методы обучения на 2 группы – методы учения, реализуемые учениками, и методы преподавания, реализуемые учителем.

Исходя из всех определений, можно составить общее определение:

Метод обучения – это способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели.

Метод обучения – это система способов взаимодействий в деятельности учителя и учеников, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития личности учеников.

Метод обучения по отношению к детям с нарушением зрения – это система способов взаимодействий в деятельности учителя и учеников, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития личности учеников, а также коррекцию их психофизического развития.

Метод обучения наиболее эффективно используется, если его поместить в систему, или классификацию, поэтому в педагогической литературе есть несколько классификаций дидактических методов обучения.

Самая древняя и самая удобная классификация (появившаяся ещё при Я. А. Каменском) – классификация по источнику знаний (по приёмам и способам чувственного восприятия учебной информации):

Словесные методы (обучение посредством слов);

Наглядные методы (обучение посредством образов);

Практические методы (посредством действий).

Классификация Есипова и Данилова – классификация по учебным задачам (дидактическим целям):

Методы приобретения новых знаний;

Методы формирования умений и навыков;

Методы применения знаний;

Методы закрепления и проверки знаний, умений и навыков.

Классификация Лернера и Скаткина – классификация по характеру познавательной деятельности на уроке:

Объяснительно-иллюстративный метод;

Репродуктивный метод;

Метод проблемного изложения;

Эвристический метод;

Исследовательский метод.

Классификация Бабанского – классификация по месту в структуре деятельности:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

Методы стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности;

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Специальных методов обучения для детей с нарушением зрения нет. Процесс обучения опирается на общеобразовательные дидактические методы, но в условиях применения общедидактических методов в чистом виде, без внесения в них некоторых изменений, процесс обучения детей с нарушением зрения был бы не эффективным. Следовательно, существуют некоторые условия использования общеобразовательных дидактических методов в процессе обучения детей с нарушением зрения:

Наряду с общедидактическими требованиями к методу необходимо реализовывать тифлопедагогические требования к общеобразовательным дидактическим методам;

Наряду с общеобразовательными приёмами необходимо использовать специальные приёмы.

Общеобразовательные дидактические методы приобретают коррекционно-компенсаторную направленность и позволяют придать коррекционную направленность всем общеобразовательным урокам при соблюдении определённых требований:

Словесные методы

Источником знаний при применении данных методов является слово (слова учителя, книги, слова учеников, аудио- и видеозаписи).

– метод рассказа (устное изложение учителем содержания учебного материала)

– метод учебной лекции (устное изложение материала, бо́льшая ёмкость, чем при методе рассказа, бо́льшая сложность логических построений, образов, доказательств. Занимает целый урок. В начальных классах не используется как самостоятельный метод, используются только элементы.)

– метод беседы (диалог учителя с учениками по содержанию учебного материала)

– метод устного ответа (воспроизведение знаний учеником; метод важен для развития монологической речи; при его использовании необходимо иметь ввиду особенности речи и знаний детей с нарушением зрения: за внешне благополучным устным ответом могут скрываться формализм, вербализм знаний, а также ребёнок может затрудняться в даче полного словесного описания предмета или объекта).

– метод работы с книгой (самостоятельное получение учеником сжатой точной информации посредством печатного слова).

– метод работы с фоно-записями (значительно экономит зрительные возможности учащихся, но любое чтение другим человеком (учителем или чтецом) меняет характер восприятия материала, возникает опосредованность, между учеником и текстом появляется ещё один человек, восприятие которого отличается от восприятия ученика).

Требования:

1. Необходимо провести предварительную работу, направленную на выявление у детей с нарушением зрения имеющихся представлений об изучаемых предметах и объектах, т.к. отсутствие относительно полных представлений, их ошибочность, неточность, недостаточная обобщённость будут в значительной мере затруднять усвоение новой информации. В целях активизации процесса усвоения материала необходимо также скорригировать, пополнить представления об изучаемых предметах и объектах, а при их отсутствии, сформировать их.

2. Необходимо осуществить правильный выбор пути изложения программного материала:

Дедукционный (общее → частное) используется при богатом запасе чувственного опыта у детей, когда нет необходимости детально изучать наглядный материал.

Индукционный (частное → общее) используется при бедном запасе чувственного опыта у детей и позволяет подробно познакомить их с изучаемыми объектами и предметами, а затем подвести детей к обобщению.

3. Необходимо обеспечить соответствующее особенностям познавательной деятельности детей с нарушением зрения изложение материала:

Объяснение нового материала не только последовательное и объективное, но и с опорой на доступный детям сенсорный опыт, либо на сенсорный опыт, сформированный и скорригированный в ходе целенаправленного процесса;

Изложение материала не только точное и логичное, но и образное и выразительное т.к. у детей с нарушением зрения отсутствует или ограничена возможность наблюдать невербальные средства общения.

Использование только знакомой детям лексики. Если учитель использует новое слово, он должен выявить понимание, а при непонимании написать, проартикулировать, сформировать правильное написание и артикулирование у детей, сформировать представление о значении слова, обеспечить использование этого слова учениками в контексте.

При формировании конкретных представлений необходима демонстрация натуральной, изобразительной, рельефной наглядности, обеспечение её тактильного и зрительного восприятия детьми.

Обеспечение целевых установок на восприятие и воспроизведение изучаемых предметов и объектов.

Понимание того, что слово учителя и ученика, независимо от употребления в контексте или вне его, должно звучать в соответствии с орфоэпическими нормами произношения.

4. Необходимо обеспечить правильность понимания учебного материала учениками. Учитель должен использовать конкретизирующие вопросы, приём комментирующего обобщения материала с привлечением учеников.

5. Учитель должен обеспечить закрепление учениками изученного материала, а также расширение и закрепление их сенсорного опыта за счёт включения приёмов наглядного и практического методов.

6. Необходимо обеспечить профилактику зрительного и тактильного утомления.

Наглядные методы

Важны для обогащения чувственного опыта детей. Способствуют компенсации зрительных нарушений. В рамках этих методов используются приём наблюдения и приём экскурсии.

– Метод демонстрации (демонстрация изучаемых предметов и объектов, а также приборов и приспособлений, используемых в процессе обучения).

– Метод иллюстрации (используются ненатуральные предметы и объекты, а их символическое изображение с помощью карт, рисунков, схем, плакатов, моделей).

Закономерность при использовании наглядных методов – чем младше ученик, тем в большей мере используется метод демонстрации, чем старше ученик, тем больше используется метод иллюстрации.

Необходимо разделять принцип наглядности (использование большого количества наглядного материала) и методы наглядности (как работать с использованием этой наглядности).

Основной приём – приём наблюдения.

Успешность наглядных методов зависит от активности детей во время их использования. Эффективность обеспечивается созданием исследовательского характера иллюстрации или демонстрации, что обеспечивает концентрацию внимания учеников не на случайных, а на значимых моментах. Эффективность обеспечивается так же словесным объяснением изучаемого материала учителем и самими учениками.

Важен правильный выбор объекта наблюдения: он должен быть безопасен, доступен для непосредственного восприятия и содержать необходимее для восприятия признаки.

Необходимо умелое руководство со стороны учителя вниманием учеников и ходом наблюдения. Наиболее целесообразно – сочетание демонстрации (для восприятия в целом) и иллюстрации (для осознания деталей, связей)

Лучшее средство наглядности для детей с нарушением зрения – натуральные объекты, а не муляжи, макеты и т.д. Важна полисенсорность восприятия – т.е. восприятие всеми сохранными органами чувств.

Практические методы

Источником знаний является практическая деятельность учащихся. Данные методы чрезвычайно важны для обучения детей с нарушением зрения. При реализации данных методов используются приёмы постановки задания, контроля, анализа итогов деятельности.

– метод упражнений (планомерное организованное повторное выполнение действий с целью их изучения и повышения качества; достоинство метода – эффективность формирования умений и перевод их в навыки).

– метод моделирования (воспроизведение учениками под руководством учителя предметов и объектов в 3 измерениях; метод имеет огромное значение для детей с нарушением зрения; позволяет сформировать и проверить конкретные представления).

– метод графических работ (передача учителем и усвоение учениками знаний, умений и навыков посредством воспроизведения в 2 измерениях уже сформированных представлений и понятий; рекомендуется использование после моделирования).

– метод лабораторной работы (самостоятельное проведение учениками опытов, экспериментов и наблюдения с использованием специального оборудования)

– метод практических работ (деятельность учеников, ориентированное на применение сформированных знаний, умений и навыков на практике, их углубление, контроль и коррекцию, а также на стимулирование познавательной деятельности).

Требования к практическим методам:

В целях уточнения представлений о целях и методах работы на подготовительном этапе необходимо:

– познакомить детей с правилами безопасности,

– ввести их в проблемную ситуацию, чтобы дети понимали и осознавали необходимость использования инструментов, приборов

– научить детей выполнять действия поэтапно,

– научить выбирать кинестетические приспособления, обеспечивающие замену неполноценного зрительного контроля на двигательный

– обеспечить выработку коррекционных действий и навыков

– обеспечить учёт психофизиологических особенностей детей в процессе работы

Необходимо использовать специальные приёмы (с одной стороны, это обеспечивает активное участие детей, а с другой – способствует коррекции вторичных нарушений)

– приёмы, обеспечивающие доступность материала для детей с различной степенью нарушения зрения

– приёмы специфической организации процесса обучения

– приёмы, обеспечивающие формирование и использование компенсаторных способов деятельности

– приёмы использования тифлотехники

Необходимо обеспечить рациональную насыщенность пособий (многофункциональность, доступность для полисенсорного восприятия).

Использоваться должны натуральные объекты с учётом возраста и времени прохождения материала (начало, середина, конец), а также запаса зрительных представлений, впечатлений, их полноты, адекватности, степени развития образов, глубины анализа и синтеза признаков изучаемых объектов.

 последовательное обследование деталей от начальной точки), а также обеспечить наиболее удобные условия для выделения признаков изучаемых объектов (соблюдение регламента зрительной нагрузки, светового режима). форма  размер Необходимо правильно организовывать восприятие (общий контур

Необходимо умелое руководство со стороны учителя вниманием учеников и ходом наблюдения, постоянное поддержание активности учащихся

Важно обеспечение поэтапного восприятия обследования, сопровождаемого словом учителя и комментариями самих учеников.

Для сохранения сформированного сенсорного опыта необходимо обеспечить частоту восприятия пособий и воспроизведения сформированных знаний, умений и навыков, а также активизировать уже сформированные представления и включать их в систему уже имеющихся представлений и понятий.

Важно обеспечить разноплановость и разнообразность упражнений, т.к. эффективным методом является не само упражнение, а их система, направленная на закрепление и развитие необходимых умений и навыков.

Новый материал должен вводиться поэтапно: сначала работа ведётся только с новым материалом, затем комбинируется работа с изученным ранее материалом и с новым, затем даются творческие задания.

Ученики должны действовать самостоятельно, но под контролем учителя, все действия должны словесно описываться и объясняться самими учениками.

 



2019-07-03 4097 Обсуждений (0)
Методы обучения слепых и слабовидящих, их коррекционно-компенсаторная направленность. 4.60 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Методы обучения слепых и слабовидящих, их коррекционно-компенсаторная направленность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4097)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)