Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика средств наглядности, использующаяся в работе со слепыми обучающимися, требования к ней.



2019-07-03 752 Обсуждений (0)
Общая характеристика средств наглядности, использующаяся в работе со слепыми обучающимися, требования к ней. 0.00 из 5.00 0 оценок




Занимались проблемой: Д.И. Зоричев, В.С. Сверлов (занимался скульптурой), Н.А. Семевский.

Знания об окружающем мире человек получает благодаря чувственному познанию. В основе которого лежит прежде всего ощущения и восприятие. Они имеют свои особенности. В результате ощущений человек получает знания об определенных свойствах и качествах предметов.

Прежде всего:

тактильно-осязятельные: форма, фактура, вес, объем

зрительные ощущения: форма, цвет, величина и занимаемое положение в пространстве

обонятельные ощущения: запах

вкусовые ощущения: вкус

В результате восприятия человек получает целостный образ предмета. И если хотя бы 1 из свойств выпадает, то образ считается не полным.

Таким образом, физиологическая основа восприятия является взаимодействием различных анализаторных систем.

Вербализм- нарушение чувственного и понятийного при формировании образа предмета.

Средством преодоления вербализма является использование наглядных пособий, формирование навыков зрительного восприятия, необходимо использовать разнообразные средства и предметы окружающего мира.

Наглядность - один из ведущих принципов дидактики.

Наглядное обучение развивает познавательную активность учащихся, способствует формированию у них наиболее ярких, четких представлений, уяснению сущности явлений и созданию полноценных понятий.

Цель работы с тем или иным наглядным пособием в общем виде: Пополнение, уточнение, формирование представлений об определенном предмете, явлении окр.мира.

В связи с этой целью очень важен выбор вида наглядных пособий:

Все наглядные пособия, предназначенные для школ слепых, должны удовлетворять 2 требованиям:

1. Возможность достаточно полного и точного восприятия с помощью сохранных анализаторов.

2. Необходимо полное соответствие пособия изображаемому предмету. Все изучаемые свойства предмета должны быть переданы точно в их соотношениях и взаимозависимостях.

Классификация средств наглядности в тифлопедагогике должна учитывать специфические особенности работы со слепыми детьми и поэтому несколько отличается от массовой школы:

2 основных типа наглядных средств: Натуральные пособия и изобразительные пособия. К натуральным относятся также тифлотехнические средства, А к изобразительным наглядным пособиям относятся объемные изображения и изображения рельефом.

Особенности восприятия изображений, в отличии от восприятия натуральных предметов усугубляются:

Затрудненностью процесса восприятия у слепых

Меньшей практикой обследования

Меньшей разработанностью приёмов изготовления изображений, предназначенных для слепых

Изобразительные наглядные пособия применяются тогда, когда использование натуральных предметов невозможно по какой-либо причине:

1.Слишком большие или слишком малые размеры;

2.Опасность обследования;

3.Несоответствие поверхности предмета гигиеническим требованиям осязательного обследования.

Натуральные наглядные пособия.

преимущество натуральных предметов заключается в возможности ознакомиться со всеми свойствами, которыми каждый предмет обладает, несмотря на то, что некоторые из этих свойств и не могут быть восприняты сохранными анализаторами слепых. Зоричев отмечает тот факт, что если слепым первоклассникам дать для знакомства настоящие овощи и фрукты, то у детей формируется более полное представление об этих объектах, но если дать муляжи тех же самых фруктов и овощей, пусть и самого высокого качества, представления учащихся будут более бедными. Самый очевидный минус муляжа – это то, что слепой не сможет оценить настоящую поверхность овоща или фрукта, не сможет ощутить запах. Поэтому автор советует знакомство с новым предметом сопровождать натуральной наглядностью.

Натуральные предметы широко используются в качестве раздаточного дидактического материала при обучении счету в младших классах. С учениками старших классов проводятся лабораторные работы, задача которых состоит не в ознакомлении с новыми предметами, а в обнаружении новых свойств уже известных вещей.

Что касается экскурсии, то именно при этом виде деятельности, слепые дети получают представления отдельных предметов из взаимосвязи с окружающим миром. При сравнении предметов, активном нахождении учащимися сходных и различных свойств формируются наиболее яркие, отчетливые представления. Как перед экскурсией надо проводить подготовительную работу, так и после экскурсии обязательно надо закреплять представления учащихся.

К изобразительным наглядным пособиям относятся объёмные наглядные пособия, которые, в свою очередь, делятся на:

1. Модели

Модель – это уменьшенное или увеличенное воспроизведение натурального предмета, маленькая или большая копия его. Чаще всего используются в старших классах при изучении различных механизмов на уроках физики и в школьных мастерских.

Все без исключения части предмета точно повторены в модели.

Если предмет предназначен для выполнения каких-либо действий, все те же действия должна быть способна выполнять модель.

Все свойства предмета также повторены в модели: характер поверхности, окраска.

При восприятии модели воспринимаются все свойства предмета и правильно соотношение размеров его частей. Чтобы по модели воссоздать образ предмета, необходимо представить только действительные размеры. Учащийся должен соотнести достаточное количество моделей с натуральными предметами, которые эти модели изображают. В тех же случаях, когда непосредственное восприятие действительного размера предмета невозможно, необходимо указать величину в метрических мерах и соотнести её с размером какого-либо хорошо знакомого ученикам предмета.

2. Скульптура

Скульптура очень хорошо передаёт форму изображаемых предметов при условии достаточно высокого качества её изготовления. На основе восприятия формы скульптурного изображения и у слепого и у зрячего возникает образ изображённого натурального предмета с его свойствами.

По сравнению с моделью, где все свойства предмета передаются в натуре и изменяются лишь размеры, в скульптурном изображении, помимо изменённых размеров (чаще всего пропорционального уменьшения), заменяются и свойства поверхности предмета. Материал натурального предмета с его характерной по своим свойствам поверхностью в скульптурном изображении заменяется другим. Поэтому при осязательном обследовании изображения лица человека невозможно получить непосредственное ощущение теплоты, мягкости и т.д. Кроме того, скульптурное изображение статично, хотя предмет может быть изображён в динамической позе.

Необходимо практиковать сравнение скульптурных изображений с натуральными предметами, средствами скульптуры знакомить слепых с различными выражениями лица, связывая их с соответствующими изменениями голоса.

Знакомство учащихся с животными лучше начинать с обследования живых объектов, а при отсутствии их – с обследования чучел. После этого для закрепления, пополнения и уточнения представлений большую пользу принесут скульптурные изображения животных в разных позах.

Самостоятельная лепка слепыми детьми служит хорошим способом выражения имеющихся у них представлений. Задачей такой лепки не является создание скульптурных произведений, она выполняет учебную роль воспроизведения формы ранее воспринятого предмета.

3. Макеты

Работа с макетами может быть как пополнение, уточнение представлений и как формирование представлений.

Макеты 1 группы(1 рода):

Они предназначены для ознакомления учащихся с общим видом предмета, осязательное обследование которого в натуральном виде по каким-либо причинам может быть затруднено.

Макеты 2 группы( 2 рода):

Предназначены для решения поставленной познавательной задачи.

В макетах могут быть выполнены в цвете(окрашены) соответственно оригиналу цвета. В макетах могут быть использованы условные обозначения. Большое значение в них имеет правильное взаимное расположение киких-либо элементов изучаемого предмета.

В соответствии с целями так же можно выделить способы передачи в макете свойств предметов:

Воспроизведение формы предмета, хороший макет будет приближен по форме к скульптуре;

В макете, как правило, форма изображаемых предметов передаётся в значительно более общих чертах, чем это делается в скульптуре. Большое значение в макете, как наглядном пособии, приобретает выделение, подчёркивание деталей, имеющих существенную познавательную ценность при обучении учеников. В то же время детали, оказывающиеся при изучении малозначащими, несущественными, в макете могут быть опущены.

Может быть имитирован материал натурального предмета;

При изготовлении макетов для школы слепых, которые призваны познакомить учеников с определёнными следует отдельные части макета делать из материала, который по своим свойствам, воспринимаемым осязанием (мягкость, гладкость, упругость и т.п.) имитировал бы свойства соответствующих частей натурального предмета.

В школах слепых часто применяются макеты, имеющие своей задачей помочь слепым учащимся уяснить взаимное расположение частей изучаемого объекта, их функции. (уроки биологии)

Макеты 1 группы (1 рода):

Предназначены для ознакомления учащихся с общим видом предметов, осязательное обследование которых, в натуральном виде затруднено.

Предлагаются слепым детям наряду с натуральными предметами. Одним из примеров макета первого рода может служить, например чучело животного. Макеты первого рода передают форму предмета, естественный материал и позволяют сформировать адекватные представления о предмете.

С помощью макетов первого рода слепым учащимся могут быть даны представления о различных зданиях, например школа.

В данную группу макетов входят разнообразные муляжи, гербарии, препараты живых организмов, геоморфологические макеты (земная поверхность, вулканы, горные породы). Цель геоморфологических макетов дать наглядное трехмерное изображение в уменьшенном виде.

Макеты 2 группы (2 рода):

Используются в том случае когда учащиеся уже получили представление о предмете в целом, и возникает необходимость более детально ознакомится с некоторыми свойствами или частью предмета.

Примеры макетов второго рода:

• На уроках физики используется брусок для демонстрации его деформации при сжатии, растяжении и скручивании. Передавая форму неточно, он позволяет непосредственно воспринять, как изменяется форма в процессе деформации.

Макеты кронштейнов для демонстрации сжатия и растяжения

Рельефный глобус – пример макета одновременно и первого и второго рода.

На уроках геометрии макеты геометрических тел, макеты плоскостей.

На уроках биологии макеты второго рода могут использоваться, например тогда, когда ученики усваивают внутреннее строение животных, функционирование органов и т. п.

Изобразительные наглядные пособия, выполненные рельефом на плоскости.

К ним относятся: рельефные географические и исторические карты, рельефные чертежи, рельефные схематические изображения и рельефные рисунки.

В рельефных изображениях на плоскости форма предмета передаётся контуром. Это соответствует плоским изображениям на бумаге, предназначенным для зрительного восприятия.

Осязательное восприятие требует меньшей загруженности деталями рельефного изображения по сравнению с плоским.

1. Рельефные географические и исторические карты.

Наносятся такие объекты как

Контуры береговых линий;

Очертания материков, островов, океаном, морей;

Контуры государств;

Контуры природных зон и их границ.

2. Рельефные чертежи (появляются с начальной школы)

В чертежах основным способом изображения является передача формы предмета путем воспроизведения его контуров при различных положениях предмета. Свойства предмета передаются системой условных обозначений, принятых в черчении (типы линии, изображение сечений, разрезов и .т.п.)

3. Рельефные схематические изображения

Они применяются для пояснения устройства и принципа действия какого-либо механизма, воспроизведения установки для проведения опыта, строения и функций организмов и.т.п.

Нередко в таких изображениях предметы даются частично или полностью в разрезе, но без строгого соблюдения правил черчения. (Особенности: изображение разгружается от большого количества линий, отдельные часть выносятся в увеличенной виде на специальные листы, некоторые детали могут быть опущены)

4. Рельефные рисунки

Главное в рельефном рисунке – его информативное начало, передача информации разными приемами и способами. В рельефном рисунке объем передается за счет передачи точек и штрихов.

Задача педагога в том, чтобы научить ребенка правильно читать рельефный рисунок.

Отличительными информативными признаками являются:

Форма – четко передает предмет, его характерные детали;

Фактура;

Объем, высота рельефа.

К элементам рельефного рисунка относятся

Основные контурные линии

Разграничительные и связующие вспомогательные линии

Различная высота рельефа

Разнообразные виды рельефных штриховок, в том числе и точек, которые позволяют выделить предмет из фона.

Практическое применение приобучение слепых детей имеют 3 вида рельефных рисунков, которые отличаются способами передач информации.

А. Контурный рельефный рисунок:

Воспроизводит лишь очертания предмета, его контур. При осязательном восприятии такого рисунка ученик воссоздает форму предмета по изображенному контуру.

Часто, кроме общего контура наносятся некоторые детали, имеющие для изображаемого предмета важное значение, хотя непосредственно слепыми детьми не воспринимаемые (цветные полосы зебры, выполненные рельефом).

Контурный рисунок поверхности предмета не передает, указывает лишь его границы.

Б. Аппликационный (силуэтный) рельефный рисунок:

Этот вид рельефного рисунка дает возможность осязательно воспринять не только контур, но и заполненность поверхности, правда без передачи свойств этой поверхности.

В. Барельефные изображения:

Они передают не только контур и поверхность, но и форму поверхности изображаемых предметов.

5. Текстовые наглядные пособия, выполняемые рельефным шрифтом

Текстовые наглядные пособия, выполненные шрифтом Брайля, применяются в виде настольных и настенных таблиц с различными правилами по русскому языку, хронологические таблицы по истории и др.



2019-07-03 752 Обсуждений (0)
Общая характеристика средств наглядности, использующаяся в работе со слепыми обучающимися, требования к ней. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика средств наглядности, использующаяся в работе со слепыми обучающимися, требования к ней.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (752)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)