Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы и приёмы формирования навыков по СБО (Выбрать самим категорию: слепые/слабовидящие)



2019-07-03 649 Обсуждений (0)
Методы и приёмы формирования навыков по СБО (Выбрать самим категорию: слепые/слабовидящие) 0.00 из 5.00 0 оценок




Данной проблемой занимались Денискина, Замашнюк, Плаксина.

СБО – это динамическая система знаний, умений и навыков, привычек и потребностей, которыми овладевает школьник в процессе взаимодействия с социальной средой и возникающие на основе этой системы типов общения и отношений, реализуемых личностью на практике.

СБО направлена на практическую подготовку учащихся с НЗ к самостоятельной жизни, на повышение их общего уровня развития.

Цель – формирование необходимого запаса знаний, умений и навыков, которые бы позволили начать самостоятельную жизнь после окончания школы и успешно адаптироваться и интегрироваться в социум.

Задачи:

· Совершенствовать навыки самообслуживания.

· Формировать умения и навыки ведения домашнего хозяйства

· Экономическое просвещение и воспитание

· Формировать моральные и этические нормы поведения

· Развивать умения пользоваться услугами различных организаций

· Формировать умения организовывать досуг

· Формировать волевые качества

· Развивать сохранные анализаторы и учить пользоваться ими в социально-бытовых ситуациях.

При обучении социально-бытовой ориентировке используются те же методы, что и в общей педагогике, но им придается коррекционная направленность.

Ведущее место занимают практические методы обучения. Они развивают познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать изучаемый материал, позволяют научить детей выполнять необходимые повседневные действия.

· Упражнения

· Задания

· Алгоритм

· Показ

· Метод моделирования и т.д.

Упражнение. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. На уроках по социально-бытовой ориентировке воспитанники выполняют множество упражнений, носящих учебно-тренировочный характер (например, выработка умений пользоваться телефоном, телеаппаратурой, приготовление пищи, стирка, глажка и т.п.).

Устные упражнения и письменные.

Приемы: Прием сравнения натуральных объектов, рассматривание рисунков, изображающих детей в чистой и грязной одежде, с оторванными пуговицами, оценка их внешнего вида, метод аналогий, оценка различных типов поведения детей на изображениях и в различных ситуациях (столовая, посадка в автобус)

Прием проблемного обучения. Разрешение проблемной ситуации развивает способность ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в измененных условиях.

Практические методы обучения тесно связаны со словесными методами. Словесные позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить проблему и указать пути ее решения.

· Чтение художественной литературы.

· Беседа.

· Рассказ.

· Дидактические игры и т.д.

Беседа (не может занимать все занятие). Главное требование: система продуманных вопросов в логической последовательности. Вопросы: констатирующие, на выявление причинно-следственных связей, вспомогательные (мыть руки надо в теплой воде?).

1. Вводная: цель – выяснить имеющиеся знания и представления, сообщить детям сведения. После такой беседы дети могут приступать, например, к практическому выполнению задания.

2. Закрепляющая беседа. Цель – выяснить, что усвоено детьми, закрепить их знания, повторяя их.

3. Беседа-сообщение: используется при переходе к след.разделам программы, при повторении ранее изученного материала перед знакомством с новым материалом.

Беседа должна сопровождаться использованием различных средств наглядности: реальных предметов, макетов, схем и др.

Наглядные методы.

· Демонстрация

· Наблюдение

· Экскурсия и т.д.

Наглядность – является источником форм, конкретных представлений, основой образного мышления и средством предупреждения вербализма.

На занятиях по СБО используются:

· Наглядные предметы

· Реальные объекты (кухня, спальня)

· Муляжи, игрушки, модели и макеты.

· Изображения предметных, сюжетных фотографий

· Учебные фильмы и видеофильмы(сюжеты, которые сняты в школе),диафильмы

· Практический показ действий педагогом

· Технологические, операционные и предметные карты.

· Демонстрация

Условия эффективности:

1. организация наблюдения как целенаправленная деятельность учащихся

Наблюдение - целенаправленное более или менее длительное восприятие предметов, явлений и процессов, которая дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.

Организуя наблюдение педагог направляет внимание детей с целью выявления его признаков в начале с помощью словесного показа, затем лишь используя основные указания и вопросы.

При демонстрации пособия должны быть одинаково расположены по отношению к каждому ученику.

2. Сочетание демонстрации и активным действием с демонстрируемым объектом. (подключение сохранных анализаторов – нюхать, пробовать на вкус и .др)

Затрудненность и невозможность повторения действия на зрительной основе требует от педагога более детального, разделенного на этапы показа отдельных действий при обследовании демонстрируемых объектов. Для этого используется «способ сопряженных действий»

3. Демонстрация наглядности должна сопровождаться по словесными комментариями. Нужно, 1 – ый показ – быстро, 2 – ой – замедленно. Должна быть четкость, краткость.

Метод иллюстраций. Предполагает показ наглядности различного вида: натуральных объектов, реальных объектов, муляжей, игрушек, макетов, фотографии, видеофильмов и др.

Игровые методы. Проблема многих детей с НЗ в неумении играть. Следовательно, требуется специальная организация игры под руководством педагога. (продумать ход игры, способы ее поддержания)

 

12. Работа по охране зрения слепых и слабовидящих. Цель, содержание, организация.

Одной из особых образовательных потребностей является охрана зрения детей с н.з.

Работа по охране зрения, её цель, содержание, организация имеет общие позиции относительно всех групп детей со зрительной депривацией и в то же время дифференцируются относительно слепых и слабовидящих обучающихся.

Общие:

· Охрана зрения;

· Поддержание деятельности зрительной системы;

· Поддержание зрительной работоспособности и ее развитие;

· Формирование сознательного отношения у детей и взрослого социума;

· Развитие сохранных и по возможности развития нарушенных зрительных функций.

Слепые:

Когда речь идет о слепых детях, то вопрос охраны зрения актуализируется относительно детей с остаточным зрением.

Остаточное зрение – это различные формы нарушения зрения, при котором наблюдаются светоощущение, цветоощущение и форменное видение при остроте зрения, равной 0,05 и ниже, на лучше видящем глазу.

Основные подходы к охране остаточного зрения: обучение письму и чтению по системе Брайля, специфические охранные мероприятия, организация предметно пространственной среды, соблюдение режима непрерывной зрительной нагрузки мл.шк 3-5 мин, ср. и ст. шк. 5-7 мин.

Остаточное зрение в данном случае является дополнительным каналом получения информации, а не основным.

Слабовидящие дети (0,05 – 0,4 в\о)

У этих детей в независимости от vis характерен зрительный тип восприятия. Мероприятия по охране зрения направлены на поддержку и развитие всех структур зрительной системы, совершенствование функционирования зрительного анализатора, поддержка и развитие зрительной работоспособности, профилактику осложнений глазных заболеваний, профилактику зрительного утомления и ухудшения зрительных функций.

Решается за счет следующих мероприятий:

· Жесткое соблюдение режима зрительных нагрузок (регламент зрительной работы 10-15 мин)

· Выполнение комплекса охранно-гигиенических мероприятий актуальных для зрительной работы

· Организация предметно пространственной среды.

· Развитие зрительного восприятия

· Организация и проведение зрительных гимнастик и физ.минуток (на снятие мышечного и зрительного напряжения): физ.упр. на верхний пояс большой амплитуды, зрит. гимнастика – зажмуривание, моргание, пальминг и т.д.

· Соблюдение статико-динамического режима

· Соблюдение светового режима (света должно быть достаточно. Но он не должен ослеплять; не должно быть теней)

Специальные мероприятия:

Требования к опто-физическим характеристикам визуальных материалов.

Укрупненный шрифт, сниженное количество знаков на стр., чередование текста и иллюстраций, использование зеленого фона для демонстрации, учет остроты зрения и величины демонстрируемого объекта и его деталей (табл.), контраст, качество выполнения пособий и т.д.

Требования к тетрадям

Подбираются тетради с хорошо различимым клеточным и линейным полем, детям группы риска предлагаются тетради в крупную клетку или линейку, прямое письмо, черной ручкой, обязательное использование подставки. Тетради в две линии к 3 кл. в одну, контраст усилен.

Учет мед.противопоказаний в образовательном процессе.

Дети с ФРЗ (0,5 в\о)

Охрана зрения с позиции восстановления зрительных функций.

Направленность мероприятий:

· Создание условий обеспечивающих восстановление нормального функционирования зрительного анализатора.

· Устранение причин зрительного расстройства.

· Профилактика рецидивов косоглазия и амблиопии.

· Укрепление физического и эмоционального здоровья

· Развитие зрительного восприятия как познавательно-ориентировочного процесса.

В заключение можно сказать об особой роли тифлопедагога в том, что в рамках охраны зрения он способствует формированию точных. Полны, осмысленных образов восприятия, что позволяет обучающимся в процессе решения задач на развитие зрительного восприятия, использовать их, предупреждая чрезмерное зрительное напряжение.

 



2019-07-03 649 Обсуждений (0)
Методы и приёмы формирования навыков по СБО (Выбрать самим категорию: слепые/слабовидящие) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы и приёмы формирования навыков по СБО (Выбрать самим категорию: слепые/слабовидящие)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (649)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)