Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинар №1. Первобытная культура



2019-07-03 1436 Обсуждений (0)
Семинар №1. Первобытная культура 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание: 

Семинар №1. Первобытная культура

Семинар №2. Культура Древнего Китая

Семинар №3. Культура Древнего Рима

Семинар №4. Культура эпохи Возрождения

Семинар №5. Европейская культура вт. пол. XVIII – XIX вв.

 

Семинар №1. Первобытная культура

1. Понятие первобытной культуры, её основные характеристики.
Источники изучения первобытной культуры.

1.1 Первобытная культура – древнейший этап всей мировой культуры. Этот период составляет основу всех современных видов жизнедеятельности человека. Именно в первобытное время зародились такие отрасли культурной деятельности, как религия, наука, искусство, поэзия, мораль, право, политика, образование и др.

1.2 К основным характеристикам первобытной культуры можно отнести:

· Синкретизм – качество, характеризующееся нерасчлененностью и неразвитостью чего-либо,
в частности деятельности и сознания. Проявлениями синкретизма является:
- Синкретизм общества и природы (человек не выделяет себя из мира природы);
- Синкретизм личного и общественного (отождествлял себя с общиной);
- Нерасчлененность различных сфер первобытной культуры (религия, искусство, практическая деятельность – это все в расторжимом единстве);
- Отсутствие четких различий между такими понятиями, как жизнь и смерть, живое и мертвое, духовное и материальное.

 

· Антропоморфизм -наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и животных. Первобытный человек не просто не выделял себя из природы, но и рассматривал её по своему образу и подобию. Поэтому он наделял как живую, так и неживую природу сознанием, волей, чувствами.

 

· Традиционализм – жизненный принцип первобытного человека, заключающийся в воспроизведении особых навыков и знаний, передающихся из поколения в поколение. Традиция давала первобытному человеку чувство стабильности и устойчивости, однако тормозила развитие общества. Именно вокруг традиции было возможно само существование общины. Традиция, которая в архаичной культуре понимается как изначально установленный порядок, вывела общество из состояния хаоса. Забвение традиций приводит племя к гибели, поэтому для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям и инакомыслию.

1.3 Источники изучения первобытной культуры:

· Археологические материалы.  Дают данные о стоянках, древних захоронениях, позволяют анализировать образы художественной деятельности человека, из каких материалов производится.

· Этнографические материалы. Позволяют изучать нравы, обычаи, язык, традиции, ритуалы, которые дают представления об уровне развития духовной культуры. Фольклор фиксирует древние, архаические формы духовной культуры.

 

 

2. Подходы к изучению первобытной культуры:
Г.Л. Морган, Ф. Энгельс, Э. Тайлор, Д.Д. Фрэзер, К. Леви-Стросс.

2.1. Эволюционистский подход заключается в разработке теоретической модели необратимых культурных изменений, называемой эволюцией. Основные положения этой концепции включают идеи психического единства человека, направленности движения человеческого общества и культуры от простого к сложному, закономерности культурного развития, общественного прогресса и др. Культура в рамках эволюционистской концепции рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению.

Эволюционизм в Германии и Франции. А. Бастиану принадлежит первенство в создании эволюционной концепции культур. В своем главном труде – «Человек в истории» – анализируя культуру и человеческий дух, автор пользуется психологическим методом. Так, именно единство человеческой психики объясняет единство человеческой культуры. Пока народ живет изолированно, у него существует неизменный круг идей, однако общение с носителями других культур, вводит новые идеи и положения, побуждающие к иным формам деятельности.

В это же время другой немецкий исследователь Т. Вайц публикует «Антропологию естественных народов», где представлена попытка создания новой науки, призванной объединить различные подходы к анализу культур – психологические, антропологические и культурно-исторические.

Изучение культур с позиций эволюционизма во Франции складывался в рамках социологии, что, безусловно, отразилось на изучении культур. Одним из создателей социологии был О. Конт, который предложил эволюционную периодизацию исторического процесса.

Эволюционизм в Англии. Английский исследователь Дж. Мак-Леннан основное внимание уделял брачно-семейным отношениям как важной составляющей культуры. Свои взгляды от выразил в ставшей очень популярной книге «Первобытный брак». Ученый анализировал обычаи, существовавшие в различных культурах, такие как, например, брак через похищение, экзогамию, запрещавшую кровосмесительные браки, полиандрию, или многомужество.

Концепция Э. Тайлора. Концепция эволюции культур другого английского ученого Э. Тайлора изложена в книге «Первобытная культура», где автор размышляет о прогрессивном развитии культур, в противовес популярной в одно время теории вырождения, утверждавшей, что история культуры началась с появления на Земле некой полуцивилизованной расы, а затем культура в своем развитии назад, к обществу дикарей, вперед, к цивилизованным людям. Э. Тайлор, не отрицая возможности в культурах разных народов регрессивных изменений, происходящих в результате различных катаклизмов как исторических, так и природных, утверждает, что основное направление развития культур в истории человечества все же эволюционное. По его мнению, все народы проходят примерно одинаковые стадии в своем общекультурном развитии – от невежественного состояния к просвещенному. Делая акцент в изучении культуры на анализе духовной стороны культуры, религии, магии, Тайлор явился основоположником анимистической теории религии (анимизм – вера в духовные существа). Причиной возникновения анимизма он считал стремление первобытных людей ответить на вопросы о том, что такое смерть, экстаз, сон, что такое образы, являющиеся нам в снах и видениях.

 

2.2. Функциональный подход основывается на рассмотрении культуры как образования состоящего из отдельных элементов и определении связей между ними. Указанное направление в культурологии в основном направлено на анализ механизмов существования и воспроизведения социальных структур. При этом каждая составляющая культуры рассматривается как единица, выполняющая определенную функцию, элемент, без которого вся культура не может существовать как единое целое.

Появление такого способа изучения культур, как функционализм обязано работам Б. Малиновского и А. Рэдклифф-Брауна.

Основные представления теории культуры Б. Малиновского возникли под воздействием учения Г. Спенсера об обществе как об особом биологическом организме. Основой концепции культуры ученого стала теория потребностей. Все потребности человека он делит на основные, производные, которые являются порождением культурной среды и к которым, по мнению исследователя, следует отнести потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования и т.д. Чтобы выделить человека из животного мира, автор предлагает распределить культурные потребности на основные и производные. К производным он относит необходимость в авторитете, общественном контроле, системе обучения, в экономическом обмене и под. Следует отметить, что Малиновский не всегда однозначно определяет понятие «культура». Культура – это и то, что получается в процессе преобразования окружающей среды. Культура – это и вся сумма ответов на оба типа потребностей. Следовательно, культура есть некий материальный и духовный аппарат, дающий человеку возможность решать конкретные задачи, стоящие перед ним. Кроме того, культура есть нечто единое, включающее как часть независимых, так и частью согласованных институтов, которые представляют собой общность возможностей и приемов удовлетворения тех и других потребностей.

Общетеоретические взгляды другого представителя функционального метода А. Рэдклифф-Брауна опирались на предположение о том, что все виды объективной реальности являют собой классы естественных систем (атом, молекула... организм... общества людей). Если система определяется, прежде всего, отношениями между составляющими ее элементами, то единицами системы социума являются люди как носители всех поведенческих явлений, а их взаимоотношения – есть отношения социальные. Вместо понятия культура ученый использует термин «социальная структура». Это, в свою очередь, приводит к тому, что основными аспектами его исследований становятся системы родства и их роль в социальных системах, функциональный анализ структур первобытных форм верований, политическая организация различных культур.

2.3. Формационный подход. Для классификации типологий государств применяются различные подходы, в том числе, формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход основывается на идеях объединения государств в рамках определенной общественно-экономической формации. Главным критерием для классификации служит способ производства, определяемый господствующей формой собственности на имеющиеся средства производства.

Формационный подход наиболее характерен для марксистского учения о государстве.
В данном учении были выделены пять основных формаций:
- первобытно-общинная формация;
- рабовладельческая формация;
- феодальная формация;
- капиталистическая формация;
- социалистическая формация.

Каждая из перечисленных формаций существует в рамках определенного типа государства, основными функциями которого являются охрана и защита существующего экономического строя общества, и выражение интересов экономически господствующего класса.

В рамках марксистской теории выделяется четыре типа государства:
- рабовладельческий,
- феодальный,
- буржуазный,
- социалистическое государство.

2.4. Цивилизационный подход. Сущность цивилизационного подхода заключается в том, что характеризуя процесс развития конкретных стран и народов, учитываются как развитие процессов производства, так и духовно-культурные факторы. К данным факторам относятся имеющиеся особенности духовной жизни человека в обществе, формы сознания, мировоззрения, исторического развития, особенности территориальной расположенности общественной формации, уникальность обычаев и традиций.

Все эти факторы образуют совокупное понятие культуры, служащее особым способом бытия народа. Все имеющиеся родственные культуры и образуют цивилизацию. Из этого следует, что все экономические процессы и социальные факторы существующей цивилизации находятся в тесном взаимодействии и стимулируют развитие каждого из них, являясь катализатором протекающих внутри процессов формирования и развития.

Цивилизационный подход по отношению к изучению общества и специфики его существования и развития позволяет объяснить многовариантность исторического развития. Благодаря данному подходу появляется возможность ответить на вопрос почему все общества и государства развиваются по различным сценариям и выбирают разные пути движения на пути к прогрессу.

В социологической науке как таковая типология государств по цивилизационному критерию отсутствует. В основном выделяются этапы развития цивилизаций:
- локальные цивилизации, которые существуют в отдельно взятых регионах или у отдельных народов;
- особенные цивилизации, имеющие свои неповторимые национальные особенности, выражающиеся в традициях, культуре, религии;
- всемирная цивилизация, которая охватывает все человечество в целом. Ее формирование продолжается и по сей день, и основано на принципе глобального, всемирного гуманизма, который включает в себя все достижения человеческой духовности, созданные им на протяжении существования всей истории мировой цивилизации.

В социологической науке также выделяются первичные и вторичные цивилизации. Роль государства в этих цивилизациях отличается по их значению и месту в обществе, их социальной природе и выполняемой роли в жизнедеятельности общества.

Первобытная мораль и естественное право. Значение табу и ритуала в регулировании общественных отношений. «Внешний характер» первобытной морали. Практическое значение первобытной морали.

3.1. Первобытная мораль и естественное право
В типичных (типовых) жизненных ситуациях все люди на Земле во все времена и в любых местах обитания ведут себя и поступают «по-человечески» - практически одинаково, системно, типично, правильно. Вот почему в современной философии права и в юриспруденции возникло понятие – естественное право.

Естественное первобытное право – это совокупность структур-образов, архетипов, понятий, правил и норм поведения, порождённых естественными или инстинктивными реакциями человека в типовых или одинаковых ситуациях биологического (физиологического) существования человека и его активной человеческой жизнедеятельности (трудовой и творческой).

Это право возникает из самой природы человека, из естественного функционирования человеческого организма: из его физиологических потребностей, из чувственных и эмоциональных реакций, из гормонально-эмоционального восприятия, эмоционально-интеллектуального осмысления и интеллектуально-практического осознания человеком феноменов окружающей среды и мира.

Для права, действовавшего в первобытном обществе, характерны две особенности, которые частично будут унаследованы и на стадии перехода от правового обычая к законам в государственной власти. Это, во-первых, казуистичность права, (или регулирование по принципу «если - то - иначе»). Во-вторых, объективизм, или стремление к точному уяснению того, что произошло, с помощью вещественных доказательств и словесных подтверждений.

Эволюция права совершает движение в следующих направлениях правового регулирования:
- От неписаного права к писаному,
- От патриархальной семьи к индивидуальной и моногамной,
- От судейского посреднического миротворчества к стадии законодательной и судебной активности государственной власти.

Первобытное право на раннем этапе своего развития было связано с моралью. Оно предполагает справедливое, чаще всего -- мирное регулирование полезно-результативного общения, связанного с разрешением личных и социально-групповых конфликтов, смягчаемых с помощью соблюдения требований равенства, безопасности, взаимной обязательности. И только впоследствии право обособляется от морали, но сохраняет с ней определенные взаимосвязи по принципу необходимой в социальном общении взаимной дополняемости.

3.2. Практическое значение первобытной морали.
Мораль
- ведущий духовный регулятор жизни общества. Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. Возникновение морали связано со становлением общества, из-за жизненной необходимости упорядочения коллективных, общественных отношений, благодаря чему обеспечивалась выживаемость людей в условиях слабо развитых производительных сил и почти полной зависимости существования человека от природных сил. Общественно-трудовая деятельность людей, как бы примитивна она ни была на начальных стадиях, предполагает более или менее устойчивые отношения между людьми. В первобытном обществе силами коллектива обуздывался зоологический эгоизм. Критерий добра и зла определялся тем, что шло на пользу или во вред роду и племени.

3.3. Значение табу и ритуала в регулировании общественных отношений.
Табу
— это сакральное предписание, запрет на совершение чего-то. Суть табу - в запрете. Табу - норма не позитивная, а негативная. Термин табу применяется прежде всего для обозначения особого рода запретов совершать определенные действия и самих этих запретных действий. Первоначально табу и представляли собой лишь запреты. Не все табу-запреты регулировали отношения людей в обществе, т. е. были нормами поведения. Но именно в табу - нормах поведения, поведенческих табу, все особенности табу-запретов проявлялись наиболее отчетливо.

Существует точка зрения (фрейдистская концепция), согласно которой главари первобытного стада с помощью табу делали людей управляемыми и послушными. Это позволяло избавляться от негативного проявления природных человеческих инстинктов. Так, охотники каменного века, используя устрашающие запреты, лишали молодежь и женщин права употреблять в пищу самые лучшие части медвежьей туши и закрепили это право за собой. Несмотря на то что добычу, скорее всего, приносили молодые, сильные и ловкие охотники, право на лучшие доли все равно оставалось за стариками.

Этнологи выделяют табу из всего огромного многообразия правил поведения, существовавших в первобытном обществе. Считается, что именно в такой форме возникли самые древние из всех существующих человеческих поведенческих норм.

Если всякое поведенческое табу есть запрет, то не всякая норма поведения, состоящая в запрете тех или иных действий, есть табу.
Табу - запрет особого рода, включающий в себя три основных компонента:

1) Глубокое убеждение коллектива в том, что если кто-то из его членов совершит определенные действия, то это неизбежно навлечет не только на него, но и на весь коллектив опасность, возможно, приведет к гибели всех. При этом люди не могут сказать ничего определенного ни о природе этой опасности, ни о том, почему и каким образом данные действия влекут ее за собой. Им известно только, что, пока люди воздерживаются от запретных действий, эта опасность остается скрытой; когда же они их совершают, опасность автоматически из потенциальной превращается в реальную и угрожает всем. В силу этого они рассматривают человека, совершающего такого рода действия, одновременно и как находящегося в опасности, и как представляющего опасность для коллектива.

2) Чувство страха или ужаса перед неведомой опасностью, которую навлекают некоторые действия людей на коллектив, и тем самым страха перед этими действиями.

3) Собственно запрет, норма. Наличие запрета свидетельствует о том, что ни веры в опасность, навлекаемую данными актами поведения человека, ни ужаса перед ней не было достаточно для того, чтобы отвратить людей от совершения опасных действий. Отсюда следует, что эти действия были чем-то притягательны для людей, что имелись какие-то достаточно могущественные силы, которые толкали человека к их совершению.

Таким образом, табу представляли собой нормы поведения, как бы извне навязанные обществу какой-то посторонней, внешней силой, с которой невозможно было не считаться. На эту особенность табу давно уже обратили внимание некоторые исследователи. Именно такой характер и должны были иметь первые нормы поведения, возникшие как средства нейтрализации опасности, которую представлял для формирующегося человеческого общества зоологический индивидуализм. При таком подходе становится понятнее природа силы, толкавшей людей к опасным действиям. Этой силой была власть биологических инстинктов.

На основе анализа этнографических данных многие исследователи пришли к выводу, что табу первоначально возникли как средства подавления животных инстинктов, предотвращения опасности, угрожавшей человеческому коллективу со стороны животного эгоизма. «Наиболее характерной чертой человеческого ума и поведения, - писал, например, Р. Бриффо, - является дуализм социальных традиций, с одной стороны, и унаследованных естественных инстинктов - с другой - и постоянный контроль первых над вторыми». В подавлении и регулировании биологических инстинктов и заключается, по его мнению, сущность морали. Запреты, налагаемые на естественные инстинкты, должны были впервые появиться в прямой и категоричной форме. Они должны были быть навязаны человеку как неотвратимая необходимость. Табу как раз и являются теми первыми, навязанными человеку как неотвратимая необходимость, запретами.

Такого же мнения придерживался С. Рейнак. «...Табу, - писал он, - это преграда, возведенная против разрушительных и кровавых стремлений, являющихся наследством человека, полученным от животных».

Соотношение табу и морали
Совокупность рассмотренных выше норм требует своего названия. Понятие мораль к ним не применимо, поскольку нарушение табу не только влекло за собой осуждение со стороны общественного мнения, но и грозило физическим наказанием, в том числе смертью. Эту исторически первую форму общественной социорной воли можно было бы назвать табуитетом. Табуитет был формирующейся моралью (праморалью). «Если мы не ошибаемся, - писал З. Фрейд, - то понимание табу проливает свет на природу и возникновение совести . Не расширяя понятия, можно говорить о совести табу и о сознании вины табу после нарушения табу».

В дальнейшем развитии первобытного общества из табуитета выросла подлинная мораль, которая постепенно стала господствующей формой социорной воли, по крайней мере в раннем первобытном обществе.

Значение ритуала в регулировании общественных отношений
Попытка проанализировать многообразные социальные функции ритуалов как единое системно организованное целое принадлежит Эмилю Дюркгейму. Исследуя верования и обряды туземцев Австралии, Дюркгейм пришел к выводу, что задача ритуалов – разделение мира на священный, сакральный и обыденный, профанный (и соединение этих двух миров в определенные периоды).

То есть австралийские аборигены различают две жизни, два мира, и этот дуализм находит свое выражение в религиозном культе – в ритуалах и обрядах.

Ритуалы можно классифицировать по их функциям:
- кризисные ритуалы, совершаемые индивидом или группой в критические периоды жизни или как ответ на острую и совершенно неотложную проблему. Примером может служить танец дождя, совершаемый обычно в период долгой засухи, когда потеря урожая грозит племени полным вымиранием. Этот сложный ритуал совершается при участии практически всего племени под руководством верховных жрецов, шаманов или священников. Он детально и четко разработан, пришел из стародавних времен.

- календарные ритуалы совершаются регулярно по мере наступления предсказуемых, повторяющихся природных явлений, таких, как смена времен года, смена фаз луны, созревание урожая и т.п. Во всех сельских культурах имеется огромное количество таких ритуалов, нередко сложных, насыщенных элементами эротики, со своими особенными богами, героями, мифическими персонажами. По мере развития общества, его индустриализации они частично секуляризируются, частично отмирают. Календарные ритуалы нередко рассматриваются как одна из разновидностей ритуалов перехода.

Также ритуалы могут классифицироваться по участию в них мужчин или женщин:
- чисто мужские,
- чисто женские
- смешанные ритуалы
.

В чисто мужских ритуалах имеют право участвовать только мужчины, но некоторые из них фигурируют в качестве женщин и даже символически имитируют физиологические функции, присущие женщинам; в чисто женских ритуалах, наоборот, отдельные женщины имитируют физиологические функции мужчин. Но это вовсе не означает принятия роли женщины или, наоборот, мужчины. Это означает бытие женщиной или, соответственно, мужчиной в период ритуального времени, выключенного из нормального чередования времен.

Кроме того, ритуалы могут быть классифицированы
- по массовости, то есть по количеству участвующих,
- по степени структурированности,
- по чередованию элементов аморфности и структурированности,
- по характеристикам группы, внутри которой и во имя которой они исполняются.

Последний момент очень важен, ибо ритуалы стратифицированы, причем стратифицированы двояко – в отношении как земной, так и мифологической иерархии. Некоторые ритуалы могут исполняться только вождями, или только старейшинами, или только охотниками, причем исполнение соответствующих ритуалов представителями других групп влечет неисчислимые тяжелые последствия как для виновников, так и для оскверненных групп и даже самих оскверненных ритуалов. Боги (и прочие мифические существа) ревниво относятся к исполнению ритуалов. Так, использование ритуального предмета, предназначенного для служения в честь одного мифического существа, в ритуале, предназначенном для другого, может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Например, к смене мест и значимости богов, короче, к перевороту в мироздании, который, безусловно, отразится и на людях (в виде мести оскорбленного бога).

Ритуалы перехода – это особенный класс ритуалов, выполняющих особые функции, связанные в первую очередь с последовательным прохождением индивидом стадий своего жизненного пути – от рождения до смерти. Ритуалами перехода отмечаются моменты изменения индивидуальной идентичности.

Момент перехода зачастую означает полную потерю старой идентичности и приобретение новой, совершенно иной идентичности, что предполагает изменение всех характеристик личности, иногда вплоть до смены имени. В ряде культур инициация – переход в статус взрослого полноправного члена клана или племени – отождествляется со смертью и новым рождением. В некоторых культурах инициация – не кратковременный акт или событие, а растянутый на несколько недель или даже месяцев процесс, во время которого действительно происходит преображение инициируемого, превращение его в другого человека.

3.4. «Внешний характер» первобытной морали.
Регулировка отношения личных и общественных интересов первоначально осуществлялась через систему запретов определенных поступков – табу. Появляется дифференциация поступков на позитивные и негативные, т. е. поступки, которые следует выполнять, и поступки, которые запрещаются. Мораль становится средством ориентации человека в социальной среде.

Все это давало повод многим философам, осмысливающим характер отношений при родоплеменном строе, считать его "золотым веком" в развитии человечества. Европейцев, знакомившихся с народами, стоявшими на уровне первобытного общества, поражали такие черты их, как храбрость, справедливость, правдивость.

Однако не стоит идеализировать первобытное общество. Низкий уровень производства выдвигал два требования к человеку: физическая сила и способность переносить страдания. Обряд посвящения (инициация), татуировка (когда, например, в глубокие надрезы вкладывалась соль) направлены были именно на формирование этих качеств. Когда же человек слаб – он обуза для коллектива. Не случайно поэтому оставляли стариков на покидаемом месте стоянки рода и племени, что фактически приводило их к смерти.

К тому же, многие нравственные нормы бытовали лишь в рамках рода, племени, семьи, но не адресовались инородцам, с которыми велась борьба за лучшие для существования природные условия и угодья. Эта борьба была жесткой и беспощадной. В первобытнообщинный период, как, впрочем, и в последующие времена, человек был не избавлен от многих присущих ему природных, в том числе и животных, инстинктов (разрушения, агрессии, эгоизма и т.д.).


 

Понятие искусства. Происхождение и эволюция первобытного искусства (от натурализма к стилизации и абстракции). Тематика и основные виды первобытного искусства. Выдающиеся памятники первобытного искусства. Практическая, религиозная и эстетическая функции искусства.

4.1. Понятие искусства.
Искусство
— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.). Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

4.2. Происхождение и эволюция первобытного искусства
Общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества выглядит так:

- Древнекаменный век или палеолит (2,4 млн. – 10000 до н. э.)
- Среднекаменный век или мезолит (10 000–5000 до н. э.)
- Новокаменный век или неолит (5000–2000 до н. э.)
- Бронзовый век (3500–800 до н. э.)
- Железный век ( ок. 800 до н. э.)

Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека.

Существует несколько теорий происхождения искусства:
1) Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — “человек был создан Богом по его образу и подобию”. Именно духовное начало человека предопределило появление искусства.

Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным: “Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму”.

2) Эстетическая теория возникновения искусства. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению.

Таким образом, с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер.

3) Психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире.

Во времена первобытности существовали особые обряды, связанные с искусством. Художники рисовали на стенах пещер сцены удачной охоты, тучные стада скота. Так люди как бы призывали удачу, просили у духов хорошей добычи на охоте. Люди того времени верили в магию: они считали что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

4.3. Эволюция и выдающиеся памятники первобытного искусства.
1) Палеолит.

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно двадцать - десять тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи.

Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. В основном использовалась чёрная, красная, белая, жёлтая краска. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Но до сих пор ученые не могут открыть тайну изготовления красок.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов:
- В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской. Некоторые изображения животных столь совершенны, что отдельные учёные пытаются определить по ним не только вид, но и подвид животного. Весьма многочисленны в палеолите рисун



2019-07-03 1436 Обсуждений (0)
Семинар №1. Первобытная культура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинар №1. Первобытная культура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)