Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинар № 2. Культура Древнего Китая



2019-07-03 676 Обсуждений (0)
Семинар № 2. Культура Древнего Китая 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Периодизация истории. Характеристика периодов. Социально-политическое устройство.

В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:

1) Царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н.э. до XII в. до н.э.;
Согласно китайским преданиям возникновение государства в Древнем Китае связано с покорением в XVIII в. до н. э. племени ся племенем шан. Стоявший в то время во главе племени Шан Чэн Тан основал династию, получившую название Шан. Это название затем было принято в качестве названия правящей династии государства. В более позднее время, после падения династии Шан, ее, а также государство в целом стали обозначать иероглифом «инь». Поэтому первый период в истории Древнего Китая имеет два названия — Шан и Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном).

Таким образом, особенность образования государства в Китае заключается в том, что процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу был активизирован покорением одного народа другим. Органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом. С этой целью был создан специальный государственный аппарат. В этот период завершился начавшийся в эпоху, предшествующую Иньскому царству, переворот в социальных отношениях.

Общественный строй. Иньское общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен.

В зависимости от близости к царю и от занимаемой должности светской аристократии присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов.

Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: захват пленных на войне, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества.

Значительную часть населения составляли свободные общинники. Община играла большую роль в общественных отношениях иньского времени. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю. Частные поля находились в индивидуальном пользовании семьи. Урожай с этих полей шел на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись собственностью их. держателей. Земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в данный период были рабы, дома, орудия труда.

Государственный строй. Государственный строй на раннем этапе сохраняет пережитки родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается монополизация царем всей полноты власти. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Среди подданных укреплялось представление о них как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил.

Царь был первым и самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником. Религия представляла в глазах народных масс его божественное происхождение. Царь возглавлял государственный аппарат, на высшие должности в котором назначал своих близких родственников. Более низкие должности занимали профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п.

Должностные лица подразделялись на три основные категории: высшие гражданские чиновники; военные чиновники; всевозможные советники, прорицатели. Существовали такие неотъемлемые атрибуты государства, как армия и тюрьмы.

В XII в. до н. э. государство Шан (Инь) переживает агонию, вызванную обострением внутренних противоречий. В то же время укрепляет свои силы и расширяет владения племя Чжоу, находившееся под властью иньских ванов. Под руководством Чжоу объединяется ряд племен для борьбы против Иньского государства. В 1076 г. до н. э. племена Чжоу нанесли поражение иньской армии. Государство Шан пало. На смену ему пришло царство, основанное племенем Чжоу, по имени которого называется новый большой период в истории Древнего Китая.

2) Царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н.э.;
Время правления династии Чжоу делится на три периода: период Западного Чжоу (1122—742 гг. до н. э.), Восточного Чжоу (770—403 гг. до н. э.), период «воюющих царств» (403—221 гг. до н. э.).

Период Западного Чжоу отмечен более высокой ступенью развития производительных сил, увеличением Численности рабов, развитием крупного землевладения. Укрепляется рабовладельческое государство, усложняется его структура.

Общественный строй. Господствующее положение в обществе занимала рабовладельческая аристократия, к которой относились чжоуская наследственная и военная знать, часть иньской рабовладельческой аристократии, уцелевшая после покорения.

Собственником земли по-прежнему был царь (ван). Он распоряжался землей, жалуя и отбирая ее. Развивалось крупное землевладение. В этот период появляется тенденция к превращению владений в частную земельную собственность, хотя формально во владении землей сохраняется зависимость от воли царя. В дальнейшем, с ослаблением власти чжоуских царей, происходит превращение права крупных рабовладельцев на владение землей в право собственности на землю.

Большую роль в период Западного Чжоу продолжало играть общинное землепользование. Сохранилась упомянутая выше система «колодезных полей». В целом земледельцы (нунфу) влачили жалкое существование.

В самом низу общественной лестницы находились рабы, число которых увеличивалось за счет военнопленных, завоеванного мирного населения, государственных преступников, при этом возрастало число частных рабов. Рабский труд широко использовался в различных отраслях хозяйства.

Государственный строй. Верховная власть находилась в руках наследственного царя (вана). В царстве Чжоу существовала дворцовая система управления: дворцовые служащие являлись одновременно и должностными лицами. Она включала большое количество чиновников, имеющих самую разнообразную компетенцию: чиновник, ведающий конюшнями вана, писец, начальник царского архива, хранитель царской сокровищницы, чиновник, следящий за ритуалом, и т. д.

Государственный аппарат складывался из приближенных личных слуг вана, а иногда и доверенных рабов. Высший сановник (сян) возглавлял государственный аппарат. Сян был главой административного аппарата и ближайшим помощником вана по управлению страной. Высшие чиновники (дафу) делились на три разряда: старшие, средние, младшие.

Главными советниками царя являлись «три гуна»: «великий наставник», «великий учитель» и «великий покровитель» (из их числа назначался сян). Кроме того, значительную роль в государстве играли три управителя: один ведал культом, другой возглавлял ведомство общественных работ (в его ведении находились земельный фонд и ирригационная система), третий («великий начальник лошадей») управлял военным ведомством. Видную роль в Западном Чжоу играли жрецы и гадатели. Существовали должности верховного жреца и «великого гадателя».

Армия не была полностью постоянной. Она состояла из двух частей: небольших кадровых отрядов и ополчения, собираемого во время войны.

Централизованного государства в течение всего периода Чжоу не существовало, и в непосредственном управлении вана находилась лишь столичная область. Остальная территория страны управлялась владетельными князьями.

Территория княжества делилась на более мелкие административные единицы, сложившиеся на базе прежнего родо-племенного деления. Низшей административно-территориальной единицей являлась сельская община.

Неудачные войны с кочевниками вносят свой вклад в развал Западного Чжоу, и страна распадается на ряд самостоятельных государств. Чжоуские цари превратились в правителей небольшого владения — Восточного Чжоу.

Период Восточного Чжоу характеризуется крупными изменениями в экономической и политической жизни страны. Развитие ремесел и торговли обусловливает возрастание роли купечества в общественной жизни. Происходит утрата наследственной рабовладельческой знатью своих родовых земельных владений, которые переходят в руки военачальников, служилых людей, купцов. Это приводит к упадку наследственного землевладения родовой аристократии и укреплению частной собственности рабовладельцев на землю. Крупное землевладение образуется за счет не только пожалований за постоянную службу и особые заслуги, но и насильственных захватов.

Развитием крупного землевладения отмечен и следующий период в истории Китая — период Чжаньго («воюющих царств»). Одновременно разрушается общинное землевладение старого типа (системы «колодезных полей»). Один из первых ударов по общинному землевладению был нанесен введением земельного налога: вместо обработки общинных полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей земли.

В VI в. до н. э. происходит усиление царства Цинь, которое выходит победителем из борьбы с другими царствами и в III в. до н. э. основывает новое Циньское царство.

3) Царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.

Созданию сильного централизованного государства Цинь способствовали реформы Шан Яна — сановника Циньского государства.

Была узаконена свободная купля-продажа земли, что нанесло удар общинному землевладению. Распад общины ускорил реализацию закона о принудительном дроблении больших семей. В целях централизации государства было проведено новое административное деление по территориальному принципу. Изменилась система взимания налогов: новый налог определялся количеством обрабатываемой земли. Было перевооружено и реорганизовано войско, создано 18 степеней знатности за военные заслуги. Эти реформы ознаменовали переход к развитому рабовладельческому государству. Жизнь в государстве подчинялась общим правилам. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил меры веса и длины, утвердил обязательные для всех законы, даже обрядовая утварь и оружие изготовлялись по единому образцу.

Главой государства был император (ху-анди). В его руках сосредоточивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Управление империей осуществлял разветвленный государственный аппарат, в состав которого входили десятки тысяч чиновников. Во главе аппарата управления стояли левый и правый ченсяны (министры). Заместителями ченсянов были секретари. К высшим государственным чиновникам относились начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший культом предков императора, чиновник, ведавший вопросами внешних сношений. Большую роль в деятельности государственного аппарата играли императорские советники.

После завоевания древнекитайских царств в империи были проведены административная, аграрная, финансовая и военная реформы по образцу реформ Шан Яна. Границы прежних царств были уничтожены. Огромную территорию разделили на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды, уезды — на волости, а волости — на тин (низшая административная единица). Во главе каждой области стояли два управителя — представители военной и гражданской власти, которые назначались из столицы и в любой момент могли быть смещены императором. Старые аристократические титулы были уничтожены. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги. Были введены очень суровые законы, каравшие за малейшие проступки.

Проведенные реформы ненадолго сплотили государство. Из-за глубоких социальных противоречий вспыхивали восстания, самое мощное из которых в 206 г. до н. э. привело к гибели циньской монархии. К власти пришла новая династия — Ханьская

4) Царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.
Основателем новой династии был сельский староста ЛюБан, один из руководителей восстания. В начале своего правления он осуществил ряд реформ, направленных на смягчение положения рабов и крестьян (были освобождены многие рабы, уменьшен поземельный налог и т. д.). Однако эти реформы не остановили роста рабовладения и крупного частного землевладения

В конце I в. до н. э. императором Ай-ди был принят указ об ограничении количества рабов и земли у крупных собственников: никто не мог иметь земли больше 138 га, рабов должно было быть от 30 до 200 в зависимости от социального положения собственника.

Структура центрального и местного государственного аппарата осталась прежней. Стремления царской власти были направлены на централизацию страны. Этому способствовало новое административное деление Китая. Страна была поделена на 13 крупных округов, возглавляемых наместниками императора — окружными ревизорами, осуществлявшими контроль за местной администрацией. Увеличилось число областей, округов, уездов.

Во главе областей и уездов стояли три назначаемых из центра чиновника: правитель и его помощники по гражданским и военным делам. Деятельность местной администрации контролировалась инспекторами из центра.

Более решительная попытка смягчить классовые противоречия реформами сверху была предпринята Ван Маном, который в 8 г. н. э. совершил дворцовый переворот и захватил власть. Идейными вдохновителями реформы были конфуцианцы.

Сущность реформ сводилась к следующему. Запрещалась купля-продажа земли, все земли были объявлены царскими; одновременно восстанавливалась древняя система общинного землевладения. Была запрещена купля-продажа рабов. Но, ведя борьбу против частного рабовладения, Ван Ман не только не сделал попыток ограничить государственное рабовладение, но пытался обосновать законное право государства владеть рабами. Численность государственных рабов увеличилась. Из них стали формировать армии.

Все это способствовало сосредоточению всех источников доходов, в частности значительной части ссудных операций, в руках государства.

Ван Ман стремился к тому, чтобы создать сильную бюрократическую империю. Был увеличен государственный аппарат, установлена продажа должностей. Государственные служащие для занятия должности сдавали экзамен, причем они должны были в совершенстве знать учение Конфуция.. За нарушение «новых законов» были введены суровые наказания, и десятки тысяч людей были казнены или превращены в государственных рабов.

Но реформы Ван Мана не дали желаемого результата. Они не ослабили, а, напротив, углубили, обострили классовые противоречия, привели к разрушению экономики страны. Доведенное до отчаяния население в 18 г. н. э. подняло восстание, которое известно под названием восстания «Краснобровых». В период успехов к восставшим примкнули представители свергнутой Ван Маномханьской династии, стремившиеся восстановить свою власть. В 23 г. н. э. ханьская династия, вернувшись на престол, отменила указы и распоряжения Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Существенные изменения произошли в государственном аппарате. Функции по управлению страной были разделены между пятью ведомствами, при императоре создан высший совещательный орган — императорский совет.

Во второй половине II в. н. э. борьба политических группировок привела к глубокому политическому кризису. Хозяйственная система страны пришла в упадок. В 184 г. мощное восстание «Желтых повязок» охватило страну. Оно было подавлено ценой огромного напряжения сил — погибла значительная часть населения, опустели земли, были разрушены некоторые крупные города. В результате мощных ударов восстаний пала единая Ханьская империя. В 220 г. она распалась на три царства.

2. Особенности развития материальной культуры древнекитайского общества. Традиционные верования древних китайцев

На формировании материальной культуры Древнего Китая сказалась неравномерность развития материального производства в разных частях страны. Из традиционных видов домашнего производства и ремесла наиболее характерны гончарное дело (на базе которого развивалась выделка фаянса и фарфора), обработка дерева, плетение циновок, корзин, прядение и ткачество (в частности, шелкоткачество). В плодородных долинах реки Хуанхэ и ее притоков жили племена, занимавшиеся земледелием.

Древнейший тип керамики (V–III тыс. до н. э.) был назван учеными по месту первых находок – Яншао. Искусно сделанные вручную или на гончарном круге, они поражают правильностью форм и красотой оттенков – от густо-красного и коричнево-лилового до лимонно-желтого. На верхнюю часть сосуда наносили орнамент, каждый элемент которого имел символическое значение. На основе условных знаков орнамента возникла древнекитайская пиктография (рисуночное письмо), которая, в свою очередь, стала основой иероглифического письма.

Планировка городов, дворцов, форма жертвенных алтарей объяснялись верованиями древних китайцев. По их представлениям, Земля имела квадратную форму, Небо – круглую.

Высокого уровня в Древнем Китае достигла техника литья бронзы. В период Чжоу было широко распространено производство изделий из нефрита, а также изготовление лаковых изделий.

На севере страны усилиями тысяч рабов и воинов была построена основная часть мощного крепостного сооружения того времени – Великой китайской стены. Великая китайская стена, олицетворявшая мощь державы, достраивалась вплоть до XVIII века. К тому времени ее длина превысила 3 тысячи км.

Однако основным занятием было земледелие. Все большее значение приобретала ирригация. Китайцы создавали каналы, возводили плотины и защитные дамбы, сооружали водохранилища.

Традиционные верования древних китайцев
Древние китайцы, жившие более 4 тысяч лет назад, имели верования, несколько похожие на верования других античных племен. Первые верования китайцев, из которых позже и произошли религии, основывались на тотемизме, и практически все племена китайцев имели свой тотем. Обожествление драконов в китайской мифологии и верования в силу и покровительство этих мифических животных, которые китайцы сохранили до сих пор, берут корни именно из тех древних времен, когда многие китайские племена считали своим тотемом змею. Со временем змей-покровитель в сознании народа трансформировался в летающего змея - дракона. Схожее происхождение имеет и популярная китайская легенда о волшебной птице фэнхуан - трансформированном тотеме ласточки. Дракон и фэнхуан в религии древних китайцев были чем-то вроде верховных божеств: дракон отождествлял землю и мужское начало, а фэнхуан - небо и женское начало.

Согласно верованию китайцев, все вокруг - хаос, в котором есть частицы живой энергии ЦЫ. ЦЫ бывает двух видов - ИНЬ и ЯН, ИНЬ - темные, вязкие и тяжелые частицы, они также являются женским началом и воплощением земли и воды, а ЯН - светлые и легкие частицы, отождествляющие свет, небо и мужское начало. Небо древние китайцы считали прародителем всего живого на Земле, однако молиться Небу, по их мнению, было бессмысленно - оно безразлично к человеческим делам. Также китайцы верили, что для жизнедеятельности человека необходима гармония ИНЬ и ЯН, а все несчастья, катаклизмы и конфликты в обществе - следствия дисгармонии этих основополагающих энергий.

Пантеон богов древних китайцев
Религии древних китайцев присуще такое явление, как эвгемеризация (очеловечивание) божеств. Сейчас уже никто не может наверняка сказать, были ли у китайских божеств реальные прототипы - императоры, воины, сановники и правители, или вера в то, что боги когда-то жили на земле, появилась у китайцев уже после того, как они уверовали в божества. Наиболее известными и почитаемыми в религии древних китайцев были такие божества: 

- Гуаньди - бог войны и богатства, покровитель чиновников;

- Жу Шоу - божество осени и металлов;

- Лэйгун - бог грома;

- Паньгу - первый человек, рожденный вследствие взаимодействия верховных сил вселенной инь и ян;

- Фуси - правитель неба;

- Нюйва - правительница земли;

- Шэньнун - бог земледелия;

- Юйди - бог-император Вселенной.

Этим богам древние китайцы возводили храмы и молились о покровительстве, однако в отличии от предков европейцев, древним китайцам не был присущ фанатизм в вере - в истории не сохранилось свидетельств о том, что китайцы приносили жертвы своим божествам или имели какие-либо сложные культы поклонения. Так как в основе религии древних китайцев лежит философия, боги в их представлении были кем-то вроде помощников, покровителей, которые, как и люди, подчиняются законам мироздания.

 

 

3. Даосизм. История возникновения и развития. Лао Цзы и его трактат «Дао Дэ Цзин». Основные понятия и принципы даосизма, его религиозно-философская система.

3.1. Даосизм
– учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.

3.2. История возникновения и развития. Даосизм в виде, известном нам, окончательно сформировался во 2-ом столетии нашей эры. Однако есть подтверждения того, что уже в 5-3 столетиях до нашей эры существовало учение, в основе которого лежал дао.

Считается, что первоначально в основу мысли легли мистические верования:
- шаманизм области Чу на южно-китайской территории с его обрядами и практиками;
- обряды, связанные с магией, и вера в бессмертное существование;
- философия китайского севера.

Существуют легенды, которые называют основателем Хуана Ди, больше известного как «Желтый император». Его личность покрыта тайнами. Так, например, говорят, что сохранилась его гробница, но там содержится только одежда императора, сам же он обрел бессмертную жизнь.

3.3. Лао Цзы и его трактат «Дао Дэ Цзин». Наиболее подтвержденные и достоверные источники утверждают, что основоположником был известный мудрец по имени Лао Цзы, который жил в 5-4 веке до н.э. Он объединил главные положения учения в единую систему, изложив догматические, ритуальные основы – так родилась книга «Дао дэ Цзин». Она стала основой для дальнейшего развития даосизма, будучи ровесником конфуцианских текстов.

Существуют свидетельства, что Лао Цзы был знаком с философией Конфуция и даже встречался с ним в 517 г. до н.э. Тогда Лао Цзы трудился в архиве при дворце династии Чжоу. Он критиковал Конфуция за то, что тот проповедовал слишком активную социальную жизнь – это в корне противоречило воззрению о дао и невмешательстве в силы природы. Поэтому он сформировал собственные идеи в противовес конфуцианским, начал нести в мир учение о дао и стал великим ученым. Разочаровавшись в государственности, он стал отшельником, изменял имена для окружающих, а в итоге принял решение уйти из Поднебесной.

С созданием книги тоже связана своя история. Во время путешествия Лао Цзы встретился с пограничником, который попросил его поведать о своих воззрениях. Скиталец записал главные идеи в восьмидесяти одном стихе, которые впоследствии стали трудом «Дао Дэ Цзин».

О дальнейшей судьбе Лао Цзы слагают легенды: он направился то ли в Тибет, то ли в Индию, где познакомился с буддийским учением, а возможно был на территориях, где позже образовалась Русь. Ко 2 веку нашей эры слава о Лао Цзы распространилась по всему Китаю, последователи начали поклоняться мастеру и сравнивать его с божеством. Вместе с ним в пантеоне было множество духов – божественных и демонических, а также ритуалов, которые способны изгонять этих демонов.

3.3. Развитие идеи. Даосские школы стали оформляться в 1-2 веках н.э., с течением времени видоизменяясь, разделяясь или, наоборот, сливаясь с другими. Главными из них были:

- Школа Небесных наставников. Вначале известная как «Пять ковшей риса», она появилась в 1-2 столетии и развивалась в так называемую эпоху Шести династий. Позже она разделилась на северную и южную школы. В эпоху Тан, в 12 веке, они вновь возродились в виде Школы Истинного Единого – Чжэньи, распространенной на юге.

- Цюаньчжэнь. Так называемый «монастырский даосизм». Он сформировался в постмонгольское время и нашел признание на юге страны.

- Маошань. Известна также под названием Шанцин. Основными практиками были визуализация и контактирование с высшими силами. В начале 14 века пришла в упадок.

- Линбао. Тесно связанная с буддийской мыслью, она делала уклон на медитативные практики. Также была поглощена, а затем вовсе прекратила свое существование в XIV столетии.

Существуя по соседству с буддизмом и брахманизмом, впоследствии оформившимся в индуизм, даосская мысль имела некоторые общие черты с ними, например, идею Абсолюта, а также идею об относительности жизни и смерти.

В V столетии количество даосов выросло, к ним примкнули отшельники, грезившие удивительно долгой (8-12 веков) или бессмертной жизнью, о которой говорит даосизм. В это время он становится больше религией, нежели просто философией. Главное отличие даосского воззрения – стремление к бессмертию, в то время как представители других религий мечтают о рае.

К V веку было свыше двухсот пятидесяти трактатов даосизма, к XVII веку добавилось еще больше пятидесяти, а сейчас существует почти полторы тысячи сочинений.

Даосизм никогда не был традиционной религией. Он строился на принципах равенства людей, поэтому к нему массово присоединялись крестьяне, рабочие, низшие слои. Нередко проводились даосские народные восстания.

Во времена Танской и Сунской империи знание основных текстов даосизма входило в имперскую экзаменационную программу.

В Средневековье по всей стране строились монастыри, где жили монахи-отшельники и постигали природу Дао. К своим обрядам они допускали лишь посвященных. Нередко отдельные монахи жили в отчуждении, вырубая каменные кельи.

Во время правления Цин, начиная с 17 века, начались гонения на религию, были уничтожены даосские монастыри, сожжены священные книги. Правители ссылались на то, что даосизм является лженаукой со своей излишней созерцательностью и подрывает основы государственности. Такая ситуация продолжалась до середины 20 века, лишь изредка сменяясь периодами относительного признания.

С приходом 60-х и культурной революции наступила реабилитация учения, вновь строились монастыри, а философская мысль начала двигаться на запад. Современный даосизм – религиозно-философское течение, которое содержит уникальные монастыри, мистические обряды, отдающие эзотерикой, практики для тренировки ума, тела и души.

В современности даосское учение по большей части приобрело славу благодаря дыхательным упражнениям цигун, боевым техникам у-шу, а также направлению фен-шуй, которые зародились именно здесь. Отсюда берет начало также знаменитый символ мужской и женской энергии – инь-ян.

3.4. Основные понятия и принципы даосизма, его религиозно-философская система.
Дао - это многозначное понятие, которое можно сравнить с Абсолютом. Дао – это:

- нечто, порождающее все вокруг, непостижимое, постоянное, безымянное и бесформенное;
- общий закон;
- первооснова жизни;
- начало и конец бытия;
- мировой порядок;
- вечный путь, постоянное движение.

Дао не имеет имени и формы, но дает их всему сущему. Только оно постоянно, а все остальное временно. Здесь соединяются противоположные явления, которые становятся единым целым. Дао – пустота, но благодаря ей создается все. Только слившись с дао, можно познать счастье и бессмертие.
Основные идеи даосизма заключаются в том, что человек – микрокосм, он существует бесконечно, как и Вселенная – макрокосм. Смерть в физическом плане значит лишь, что душа соединится с дао.

В даосизме не существует цвета, формы, личности и собственного «я». Есть пустота, а главная задача человека – созерцать и наблюдать. Любое действие, направленное против жизненного порядка, впустую тратит время, силы, а иногда может привести к плохим последствиям.

Главная цель даосизма – научить людей отличать доброе от злого и совершать только благие поступки, приоткрыть тайну Вселенной путем медитации и взгляда вовнутрь, приобрести гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.
Чтобы постичь дао, нужно помнить и соблюдать три главных правила:

1. Питание души. В человеке живут божественные и демонические существа. Добрые поступки подпитывают добрых божеств, а злодеяния кормят демонов. Чем больше добродетели в человеке, тем ближе он к счастью.

2. Питание тела. Питаться нужно без излишеств, соблюдая диету и посты. Идеальное питание – своей слюной и росой трав. Тело нужно питать также физическими и дыхательными упражнениями, а сексуальные отношения должны быть с постоянным партнером.

3. У-вэй. Эта концепция означает «недеяние». Но не в том смысле, чтобы лениться и ничего не делать. Правильнее будет сказать «невмешательство» – в естественный ход событий, законы Вселенной. Согласно ей, не нужно целенаправленно что-то делать, ведь Вселенная все устраивает самостоятельно, а самодеятельность людей может только помешать. По концепции У-вей самый хороший правитель – тот, кто не вмешивается в жизнь подданных, ничего не меняет и лишь иногда предотвращает восстания.

Существует 8 столпов – методов даосизма, которые направлены на оздоровление и гармонизацию отношений с миром:

- Философия – стремление познать сущность бытия, природные и общественные законы.
- Обновление – медитации и практики для здоровья.
- Питание – отказ от мяса.
- Забытая еда – «забывание» пищи во время постов, диет.
- Излечение – эффективное применение энергии и распределение с помощью массажных манипуляций, акупунктуры.
- Совершенство – постоянное самосовершенствование.
- Успех – определенные цели и планы для овладения знаниями.

Также, Лао Цзы называл три человеческие добродетели, требующие защиты и питания:
- ци
– энергия жизни, любви, милосердия;
- цзянь – энергия рациональной экономии, определяющая также внешность людей;
- шэнь – дух, наделенный разумом.

Конфуцианство. История возникновения и развития. Жизнь и идеи Конфуция. «Лунь Юй». Основные понятия и принципы конфуцианства, его религиозно-философская система. Место конфуцианства в китайском государстве и обществе.

4.1. Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное Конфуцием (553—480 до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия.

4.2. История возникновения и развития. Жизнь и идеи Конфуция
Конфуций – так по латыни звучит Кун Фу Цзы – китайский мудрец, живший в VI-V веках до нашей эры. Его древний род Кун вёл своё начало от императорского, но был обедневшим и утратившим политическое влияние. Отец будущего мудреца, Шулян Хэ, служил чиновником. Отчаявшись обрести подобающего наследника, он взял в наложницы семнадцатилетнюю девушку, когда ему самому было 63 года. В 551 году до нашей эры она родила ему сына Цю.

Полуторагодовалым, а по китайским меркам – в 2 года и 3 месяца (так как возраст здесь считается с момента зачатия) Конфуций остался без отца и вынужден был переселиться вместе с матерью в её родной город.

Вырвавшись из атмосферы ненависти и скандалов с другими жёнами Шулян Хэ, которые не сумели родить ему полноценного наследника, а только девять дочерей и слабосильного мальчика – старшего брата Цю, маленький Конфуций с матерью попали в не лучшую обстановку. Здесь их встретили нерадостно, так как мать Конфуция опозорила свою семью, выйдя замуж прежде своих старших сестёр за человека с огромной разницей в возрасте. Поэтому ей с ребёнком пришлось поселиться отдельно. Они жили очень бедно, в детстве и отрочестве Конфуцию пришлось испытать много трудностей и даже выполнять неподобающую ему по статусу женскую работу.

Тем не менее он не утратил жизнерадостности и воспитан был должным образом: в уважении к своему знаменитому роду, история которого насчитывала не одно столетие, и которую он хорошо знал. Мать его рано умерла, не дожив и до сорока лет. В соответствии с традициями Кун Фу Цзы похоронил её рядом с отцом и в семнадцатилетнем возрасте начал самостоятельную жизнь.

Позже он так опишет свой жизненный путь: «Пятнадцатилетним я стремился к знаниям, самостоятельным стал в тридцатилетнем возрасте. Сомнения оставили меня в сорок лет, а шестидесятилетним я познал, где правда, а где ложь. Семьдесят лет ознаменовались тем, что я стал прислушиваться к велению своего сердца и был верен ритуалам».

4.3. Основные понятия и принципы конфуцианства
Систему мировоззренческих принципов, разработанных Конфуцием, называют по-разному: этическо-философское течение, миропонимание, религия, моральный кодекс, идеологическая политика, образ мыслей, философские взгляды на жизнь, научная традиция. Сами китайцы считают её наукой о морали, в то время как корейцы именуют эту систему религиозным учением о нравственности. Множество определений лишь подчёркивает неординарность учения Конфуция.

Суть его в определении места каждого человека в обществе, норм его поведения и порядка взаимоотношений с окружающими. Конфуций считал, что неоправданное отступление от древних традиций приводит к многочисленным несчастьям. Он не стал изобретать ничего нового, а попытался донести землякам доступным языком основные идеи древних и волю Неба — «мин», которое, по его мнению и мнению древних, управляет всем на Земле. Ведь недаром же другое название Китая – Поднебесная. Конфуций призывал вернуться к почитанию Неба — «тянь» — в лице древнего высшего божества Шанди, Земли и её духов и умерших предков. Бог, как таковой, отсутствовал в его представлениях о системе мироустройства. Каждый человек способен без божьей помощи улучшить себя, личную и общественную жизнь, используя свои внутренние резервы. В этом прослеживается сходство учения Конфуция с буддизмом.

Государство, учил Кун, создано по принципу семьи, чтобы заботиться о каждом своём подданном. Небо одарило высших благородных людей («цзюнь-цзы») властью, а низшие «мелкие» люди должны им повиноваться, и в этом заключается закон справедливости. Такая же иерархия должна соблюдаться и в семье: младшие повинуются старшим, жена – мужу (принцип «сяо»). Семья – это государство в миниатюре и ячейка империи, сплочённой общей идеей.

Основные понятия, характеризующие цзюнь-цзы (то есть благородная личность, носитель конфуцианских добродетелей), — это пять постоянных качеств:

- Жэнь . Это слово означает гуманное отношение к окружающим, тёплые чувства к ним. Жэнь определяет мотив любого поступка цзюнь-цзы. Конфуций учит, что не нужно совершать в отношении других того, что тебе самому бы не понравилось. В этом и состоит гуманность.

- И. Переводится как «справедливость». Но её можно рассматривать и как готовность к исполнению своих обязательств, и реализацию призвания. И предписывает, что нужно делать, при этом выгодно ли это человеку и будет ли оно для него успешным – неважно. Действие с целью получения выгоды несправедливо по определению. Выгода и справедливость в конфуцианстве противопоставляются, таковы особенности этого учения, о выгоде д



2019-07-03 676 Обсуждений (0)
Семинар № 2. Культура Древнего Китая 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинар № 2. Культура Древнего Китая

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (676)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)