Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие мифа. Миф как феномен первобытной культуры. Мифологическое мышление и мифологическая культура. Магия, ритуализм и художественная деятельность.



2019-07-03 1024 Обсуждений (0)
Понятие мифа. Миф как феномен первобытной культуры. Мифологическое мышление и мифологическая культура. Магия, ритуализм и художественная деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок




5.1. Понятие мифа.
Миф
- в литературе - создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Миф - это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение. Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме.

5.2. Миф как феномен первобытной культуры.
Феномен мифа состоит в том, что он объединил в себе историю (документальную) и художественное произведение. Миф - способ организации коллективной жизнедеятельности. Изначально мифом являлось словесное повторение жизнедеятельности общины; жизненно необходимые, коллективно вырабатываемые и регулируемые формы мышления. Миф возник в период формирования речи, слова как способа общения. С помощью мифа осуществлялось воздействие складывающегося общества на человека и таким образом осуществлялось принуждение его к определенным нормам мышления и поведения.

Миф является формой культуры. Его функции, соответственно, аналогичны функциям культуры в целом:
- объединяющая/регулятивная функция и стремление воздействовать на человека словом, а не делом,
- информативная (сохранение накопленного обществом знания),
- объяснительная (выстраивание определенной картины мира),
- телеологическая (объяснение человеку смысла и цели его существования),
- аксиологическая (придание смыслов и значений явлениям мира, их отношение к человеку, понимание добра и зла),
- коммуникативная (посредством мифа происходит передача традиции, наследование, осуществляется связь поколений).

Из мифов возникала религия, искусство, философия, наука. Способность человека к мифотворчеству и потребность в нем сохраняются на всем протяжении культурно-исторического развития. Миф как бы заполняет пустоты в исторически меняющемся сознании и тем самым как бы германизирует его. Потому в определенном смысле миф как феномен культуры обеспечивает целостность всей системы культуры.

5.3 Мифологическое мышление и мифологическая культура.
Коллективное сознание, господство которого осуществлялось в мифе, может быть названо мифологическим сознанием. Главной особенностью его является нерасчлененность, неразделенность, что характеризует неразвитое состояние человеческого сознания и психики.

Мифы формируют целостную картину мира. Мифологическое мышление неотъемлемо от человеческого мышления вообще, но конкретные мифы историчны, то есть связаны с определенной культурой и теряют свою конкретность при ее гибели. В истории человечества многие функции мифов берут на себя религия, философия и искусство, появившиеся позднее, но берущие свое начало в едином источнике – древнем мифологическом сознании.

5.4. Магия, ритуализм и художественная деятельность.
Внешним проявлением религии был ритуал. Древние народы выработали множество ритуалов, регламентирующих поведение человека в различных жизненных ситуациях. Все они так или иначе были связаны с религиозными представлениями. Точно так же с религией было связано и первобытное искусство. В первобытном искусстве были выражены мировоззренческие установки и ценности людей, определявшие культурную деятельность.

Искусство – это показатель не только духовной, но и материальной культуры. Можно также связать происхождение искусства и с трудовой и игровой деятельностью людей. Искусство отражало окружающий мир, было его копией. Считается, что первым произведением первобытного искусства был отпечаток руки – такие изображения встречаются среди наскальных рисунков. Тем не менее вскоре искусство стало выполнять практическую роль, превратившись в один из элементов магии.

Так, первобытные охотники переносили на изображение зверя признаки живого объекта охоты и считали, что поражение этого изображения копьем или стрелой должно обеспечить им успех на охоте. Искусство также служило опознавательным знаком того или иного коллектива людей, оберегом, защищающим от несчастий или болезней. Таким знаком, например, могло стать изображение тотемного животного, которое могло переноситься не только на стены жилищ или предметы быта, но и на тело человека в виде раскраски или татуировки. То же самое можно сказать про орнамент, наносившийся на гончарные изделия, который отличался у разных племен.

Наиболее древней формой религии является магия (от греч. megeia - волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.
Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Именно к этому времени относят исследователи появление первых магических ритуалов и использование магических оберегов, считавшихся подспорьем в охоте, - например, ожерелий из клыков и когтей диких животных. Сложная система магических обрядов, сложившаяся в древнейшую эпоху, ныне известна по археологическим раскопкам и из описаний жизни и быта народов, живущих в условиях первобытного строя. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно - все они были тесно связаны между собой.

Магические обряды, которые проводили древние колдуны, часто представляли собой настоящее театральное действо. Они сопровождались пением заклинаний, танцами или игрой на костяных или деревянных музыкальных инструментах. Одним из элементов такого звукового сопровождения часто служило и красочное, производившее шум одеяние самого колдуна.

У многих народов маги, колдуны часто выступали в качестве общинных «лидеров», а то и признанных племенных вождей. С ними связывалось представление об особой, как правило, передававшейся по наследству, колдовской силе. Только обладатель такой силы и мог стать предводителем. Представления о волшебной силе вождей и их необыкновенной причастности миру духов все еще встречаются на островах Полинезии. Там верят в особую силу вождей, передающуюся по наследству, - ману. Считалось, что с помощью этой силы вожди одерживают военные победы и напрямую взаимодействуют с миром духов - предков, своих покровителей. Для того чтобы не лишиться маны, вождь соблюдал строгую систему запретов, табу.

Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из роли, которую играет магия в жизни людей, можно выделить следующие виды магии:
- вредоносная,
- военная,
- половая (любовная),
- лечебная и предохранительная,
- промысловая,
- метеорологическая
и прочие, второстепенные виды магии.

Одними из самых древних являются магические обряды, обеспечивавшие удачную охоту. У многих первобытных народов члены общины под предводительством своего общинного мага обращались за помощью в охоте к тотемным духам. Часто обряд включал ритуальные танцы. Изображения таких танцев доносит до наших дней искусство каменного века Евразии. Судя по сохранившимся изображениям, в центре ритуала был колдун-заклинатель, одевавшийся в «личину» того или иного животного. В этот момент он как бы уподоблялся духам древнейших предков племени, полулюдям-полуживотным. В мир этих духов он и собирался вступить.

Часто таких духов-предков необходимо было расположить к себе. Следы ритуала «задабривания» обнаружены археологами на одной из карпатских гор. Там первобытные охотники на протяжении длительного времени складывали останки животных. Обряд, видимо, способствовал возвращению душ зверей, погибших от рук человека, в небесную обитель духов. А это, в свою очередь, могло убедить духов не гневаться на людей, истребляющих их детей.

 

 

6. Первобытная культура народов Приамурья. Исследования А.П. Окладникова

Первобытное искусство Нижнего Приамурья — искусство коренных народов, проживавших в нижнем течении реки Амур, сохранившееся с XII тысячелетия до н. э.

Территория нижнего течения реки Амур (от Хабаровска до города Николаевск-на-Амуре) в новом каменном веке (от 13 до 4 тысяч лет назад) была охвачена активными историческими процессами.

Здесь достаточно рано, по сравнению с соседями Среднего Амура и Приморья, племена перешли от бродячего к оседлому образу жизни. Они охотились на мамонтовую фауну. Самые поздние мамонты возрастом 13 тыс. лет обнаружены в низовьях Амура. В городе Комсомольске-на-Амуре известно три местонахождения с останками мамонта, по одному из них, обнаруженному на глубине 15 м в песчаной дюне Аварийной сопки возле Амурского судостроительного завода, получена дата — 13 тыс. лет назад. Исчезновение мамонтов в конце плейстоцена — начале раннего голоцена вызвано сложными космическими катаклизмами (потеплением, таянием ледника, тектоническими процессами). Той же причиной вызвана и миграция лососей в реки бассейна Тихого океана, в том числе, в Амур. Таким образом, обитатели Амура, утратив мамонта, получили не менее ценный и обильный пищевой ресурс. Лосось шел на нерест в большом количестве и он был достойной заменой мясной пище. Таким образом, географический фактор и природные события дали начало иному образу жизни древних обитателей. Они переходят к промыслу лосося как основному занятию.

На Амуре рано складывается культура оседлых рыболовов. Остатки котлована самого раннего постоянного жилища в культурном слое возраста 13-11 тыс. лет назад раскопаны в поселении Хумми возле города Комсомольска-на-Амуре. Они научились разными способами сохранять рыбные запасы: сушить и вялить лосося. Но наиболее выгодным и доступным стал способ консервации в рыбьем жире, получаемом из внутренностей лосося. Эта нужда привела к созданию небывалого в природе материала для изготовления посуды — керамики (обожжённой глины). Люди Амура рано стали изготавливать глиняную посуду, обожженную на костре. Она крайне нужна для вытапливания рыбьего жира. Эти прогрессивные достижения сделаны в рамках одной археологической культуры - осиповской - существовавшей 13 - 10 тыс. лет назад.

Благоприятные хозяйственные условия вызвали к жизни социальные перемены: количественное увеличение сообществ рыболовов, усложнение их социальной структуры, формирование новых представлений о мире. Обыденная жизнь оседлого рыболова значительно отличается от хозяйственного ритма бродячего охотника. Последний регламентирует жизнь природными циклами промыслового зверя. Оседлый рыболов Амура строит свою жизнь иначе: главное событие в году — путина, она проходит летом и в начале осени. Это поворотные моменты в его хозяйственном году, им подчинены все остальные занятия. Все другое — ловля белорыбицы, охота в тайге и морской промысел, собирательство таёжное, прибрежное речное и морское — отступают на второй план. В соответствии с новым экономическим механизмом выстраивается иная картина мира, либо к прежним представлениям добавляются новые.

Изобразительное искусство народов Приамурья
Древний человек творил не для самовыражения, а для отправления необходимых ритуалов. Они были разнообразными. Сведения о них дает этнография, но и древние предметы искусства служат источником выявления основ мировидения древних дальневосточников. Искусство первобытной культуры Нижнего Приамурья разнообразно и оригинально. Здесь ещё в каменном веке выбивали рисунки на поверхности каменных глыб (Сикачи-Алян в Хабаровском районе), на скалах (возле села Шереметьево Вяземского района Хабаровского края, на реке Кия) водораздела Уссури и Амура.

В этот период керамическая посуда покрывалась разнообразными орнаментами, в которых скрываются знаки-символы, отражающие коллективные представления о мире. Центральный знак орнамента — спираль. На сосудах прочерчивали спираль как символ змеи. На петроглифах есть изображения фантастического Зме́я-Дракона. И спираль на посуде и образ Дракона (летающего Змея) появились в новом каменном веке. В мифологии коренных жителей Амура, а также айнов есть образ Солнечного Дракона. Он явился на землю посланником Солнца, да не один, а со своей подругой, символизировавшей огонь (возможно, и солнечные лучи). Они выступают демиургами (созидателями) Земли во время всемирного потопа.

Образ Змея-Дракона до сего дня не исчез из декоративно-прикладного творчества коренных жителей Амура. Его изображают на предметах, связанных с семьёй и рождением детей. Халат нанайской невесты покрыт чешуей Дракона, в каждой чешуйке вышит его образ. Дракон покрывает её в день свадьбы. Он — оберег сферы семьи и рождения потомства. Изложенное выше доказывает автохтонность культа Змея-Дракона. Это доказывал академик А. П. Окладников и новые данные только подтверждают его доводы.

Не менее удивительна в первобытном искусстве группа мелкой пластики.
Её можно разделить на три части:
- антропоморфные,
- зоомморфные,
- антропозооморфные
объёмные скульптуры или плоские фигурки.

Среди антропоморфных наиболее удивительны керамические женские скульптурки. Первую из них нашли при раскопках древнего поселения Кондон, она остаётся до сих «primus inter pares» (первой среди равных), хотя женские «личины», как их называют в научной литературе, известны практически на всех раскопанных поселениях неолита территории низовьев Амура. У всех личин прослежено морфологическое единство: изображается голова и торс, на нём чуть обозначены груди. Голова всегда изображается уплощённой в верхней части. Что это: головной убор или ритуальная трансформация черепа, неизвестно. Но эта особенность исключительно региональная. Одну скульптурку подобной формы нашли на севере Приморья в культуре эпохи бронзы. И это явно культурное влияние с Амура.

Среди зооморфных фигурок немало из керамики и камня. Наиболее популярен оказался медведь, он держит первенство по частоте встречаемости в культурном слое поселений неолита. Реже встречаются изображения лосей, кабанов и других животных. Птицы на втором месте по количеству находок после медведя. В основном фигурки из камня, хотя есть и керамические. В преобладающем большинстве эти фигурки были в составе реквизита обрядов, поэтому их часто изготавливали.

Представляют интерес антропозооморфные скульптурки, соединяющие мужской знак, женский образ и звериный. Возможно, эти предметы при отправлении ритуала отражали облик звериного первопредка. До настоящего времени в этнографической культуре живут легенды о супружестве женщины племени и медведя либо тигра. Потомки такой семьи дают своему роду неиссякаемую удачливость и в охоте и в рыболовстве.

Представляет интерес группа украшений из поселений каменного века. Они также имеют свою региональную специфику. Самые ранние украшения относятся к осиповской культуре, найдены в поселении Хумми: это удлинённо-бочонковидные и удлиненно-цилиндрические крупные бусины из мягкого камня алевролита зеленовато-голубого и голубовато-белого оттенков, а также кольцо и дисковидная подвеска из камня нефритоидной породы.

В последующие эпохи наиболее востребованными как тип украшений оказались кольца. В период неолита и в малышевской, и в кондонской, и в вознесеновской культурах в значительном количестве находят нефритовые кольца зеленоватого и белого цвета. В эпоху палеометалла и далее вплоть до этнографической культуры именно эти украшения сохраняют наибольшую значимость. Кольцо или диск символизируют Солнце. Нефрит на востоке считают камнем жизни, это общеизвестная истина. Но данные археологии показывают, что кольцо и диск из нефрита на Амуре появились 13 тыс. лет назад. Это даёт основание обозначить начало традиции.

В краткой характеристике первобытной культуры Нижнего Приамурья отмечены региональные особенности развития экономики, культуры первобытного оседлого рыболова каменного века, начало формирования его мировоззрения, которое проявляется в образцах искусства.

 

 



2019-07-03 1024 Обсуждений (0)
Понятие мифа. Миф как феномен первобытной культуры. Мифологическое мышление и мифологическая культура. Магия, ритуализм и художественная деятельность. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие мифа. Миф как феномен первобытной культуры. Мифологическое мышление и мифологическая культура. Магия, ритуализм и художественная деятельность.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1024)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)