ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Приготовить препарат из спорообразующих бак- терий, окрасить по Златогорову, изучить под микро- скопом, обратить внимание на дифференциацию спор от вегетативных клеток по цвету (можно окрасить Bac. subtilis — сенную палочку из сенного настоя). 2. Провести микроскопию готового препарата, приго- товленного из культуры капсулообразующих бактерий (например, слизистый штамм молочнокислых бакте- рий), обратить внимание на наличие капсулы. 3. Овладеть методом приготовления препарата «висячая капля» или «раздавленная капля» из сенного настоя. 4. Провести микроскопию препаратов «висячая ка- пля» или «раздавленная капля» и изучить подвижность под 8- и 40-кратном объективах с прикрытой диафраг- мой и опущенным конденсором.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какое биологическое значение имеют споры в устойчиво- сти бактерий при неблагоприятных условиях? 2. Какое биологическое значение имеют капсулы бактерий, находящихся в организме? БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СПОР И КАПСУЛ 311
3. На чем основан принцип окрашивания спор? 4. В чем заключается суть окрашивания капсул? 5. С какой целью выявляют наличие спор и капсул у бак- терий? 6. На чем основаны косвенные методы определения нали- чия органов движения у бактерий? 7. На чем основаны прямые методы обнаружения жгутиков у бактерий? 8. Нарисуйте характер расположения жгутиков у различ- ных видов бактерий. 9. С какой целью изучают наличие жгутиков у бактерий? Тема 4
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ.
Цель занятия. Получить представление о назначении обыч- ных, специальных, дифференциально-диагностических и элек- тивных питательных сред. Овладеть методами приготовления питательных сред. Ознакомиться с методами стерилизации, применяемыми в микробиологической практике (электриче- ским сушильным шкафом, автоклавом). Материалы и оборудование. Автоклав, электрический су- шильный шкаф, текучепаровой аппарат Коха, стерилизатор с набором инструментов, твердые фильтры из белой глины, фильтры из нитроцеллюлозы, фильтр Зейтца. Компоненты для приготовления питательных сред — сухой агар-агар, пептон, поваренная соль, желатин. Набор готовых пи- тательных сред в пробирках, чашках. Образцы сухих питатель- ных сред в фабричной упаковке. Лабораторные весы, разновески, химические стаканы, мензурки, колбы с дистиллированной во- дой, электроплитка. Таблицы. Классификация питательных сред. Методы сте- рилизации. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕД ДЛЯ МИКРООРГАНИЗМОВ 313 ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ
В микробиологических лабораториях готовят пита- тельные среды для выращивания микроорганизмов с учетом их физиологических потребностей. Ко всем пи- тательным средам предъявляются общие требования: 1) питательные среды должны быть стерильными; 2) питательные среды должны быть влажные, так как микроорганизмы питаются поверхностью тела путем ос- моса и диффузии, а продукты метаболизма выделяются только в растворенном виде; 3) для большинства бактерий благоприятной являет- ся рН в пределах 7,2–7,4; 4) питательные среды должны содержать все пита- тельные вещества, источники углерода и азота (пептон), обеспечивающие оптимальный рост; 5) некоторые питательные среды должны быть про- зрачные; 6) для анаэробных бактерий готовят питательные среды, изолированные от воздуха слоем вазелинового масла. Питательные среды можно разделить по трем призна- кам. По составу они деляться на естественные и синте- тические. В состав естественных сред входят компоненты ра- стительного (экстракты овощные, гороховые) и живот- ного происхождения (экстракты из мяса, сыворотка крови, кровь, яйца, молоко). Из этой группы сред ши- роко применяются МПБ (мясопептонный бульон), МПА (мясопептонный агар). Синтетическими называют среды, в состав которых вводят физиологически обоснованные количества хими- чески чистых элементов, углеводов, незаменимых ами- нокислот, витамины, различные минеральные вещества. При изучении метаболических потребностей микроорга- низмов в питательные среды вводят радиоактивно мече- ные углерод и фосфор.
ТЕМА 4 По физическим свойствам среды делятся на: плотные (МПА); сухие (имеют вид порошка, находятся в фабрич- ной упаковке, из которого готовят жидкие и плотные питательные среды). По назначению питательные среды делятся на: специальные; дифференциально-диагностические; селективные (накопительные, избирательные).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |