ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Приготовить мазок из зубного налета и окрасить простым методом — разведенным фуксином или мети- леновой синью. 2. Приготовить мазок из бактериальной культуры и окрасить простым методом — разведенным фуксином или метиленовой синью. 304 ТЕМА 2
3. Сравнить оба мазка, обратить внимание на разные формы бактерий, зарисовать микрокартину. 4. Приготовить препарат на предметном стекле из смеси кишечной палочки и стафилококка для окраски по Граму.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Назовите анилиновые краски, часто применяемые в ми- кробиологии. 2. Что характерно для простого метода окрашивания? 3. Суть физического и химического методов фиксации пре- паратов. 4. Назовите основные формы бактерий. 5. С какой целью изучают морфологию бактерий? 6. С какой целью применяются сложные методы окрашива- ния? 7. В чем заключается суть окраски по Граму? 8. С какой целью применяется окраска по Граму? 9. Приведите в качестве примера грамположительные бак- терии. Тема 3
БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДЫ ОКРАШИВАНИЯ
Цель занятия. Узнать биологическое значение образования спор и капсул. Овладеть методами окрашивания спор и кап- сул. Овладеть методами исследования бактерий на подвиж- ность и методами приготовления препаратов «висячая капля» и «раздавленная капля». Материалы и оборудование. Смыв 2–3-суточной культуры сенной палочки, содержащей вегетативные клетки и споры. Набор красок с пипетками для окраски спор по Златогорову; 16–18-часовая культура сенной палочки или кишечной па- лочки в МПБ для изучения подвижности. Спиртовки, пред- метные стекла, покровные стекла и стекла с луночкой для из- учения подвижности, баночки с вазелином и спичкой. Банки с дезраствором. Микроскопы, иммерсионное масло. Готовый препарат на предметном стекле для демонстрации капсул. Таблицы. Окраска спор по Златогорову. Окраска капсул по Ольту. Органы движения бактерий.
ТЕМА 3 3.1. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Некоторые виды палочковидных бактерий в неблаго- приятных условиях внутри материнской клетки образу- ют споры (эндоспоры). Неблагоприятными условиями
недостаток влаги и питательных веществ; старение бактериальной культуры. Споры чаще образуют почвенные микроорганизмы, поэтому почва является резервуаром спорообразующих бактерий и источником загрязнения продуктов жи- вотного происхождения (Bac. anthracis, Bac. subtilis, Cl. perfringens). У бактерий в стадии споры прекраща- ются все физиологические процессы, она находится в состоянии анабиоза. При изменении условий появлении пищи и влаги активизируются ферменты и спора про- растает в вегетативную форму, для которой характерны все физиологические формы проявления жизнидеятель- ности: питание, дыхание и размножение. Одна бактерия образует только одну спору, т. е. это не размножение, а сохранение вида в неблагоприятных условиях. Все бактерии, образующие споры, называют- ся бациллы. Палочки, у которых диаметр спор превы- шает ширину вегетативной клетки, принято называть клостридиями. Бациллы бесконечно долго сохраняют- ся в почве (возбудитель сибирской язвы), устойчивы при обработке кислотами и щелочами, выдерживают кипячение (возбудители столбняка, ботулизма), имеют плотную, труднопроницаемую для красителей оболоч- ку и простым методом не прокрашиваются, оставаясь в виде бесцветных включений. Поэтому для окраски спор применяют сложные методы окрашивания, осно- ванные на применении горячих концентрированных красок, при этом споры и вегетативные клетки одновре- менно окрашиваются в один цвет, но при последующем кратковременном воздействии кислотой на мазок веге- тативные клетки обесцвечиваются, а споры, являясь БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СПОР И КАПСУЛ 307
кислотоустойчивыми, сохраняют цвет первой краски. Обесцвеченные вегетативные клетки дополнительно окрашивают. Методика окрашивания спор по Златогорову. 1. На фиксированный мазок наносят карболовый фуксин и красят 7–10 мин при подогревании над пламе- нем спиртовки до появления пара, т. е. прокрашивают споры концентрированной горячей краской. 2. Препарат обесцвечивают 2%-ным раствором сер- ной кислоты в течение 1–3 с (за это время должны успеть обесцветиться только вегетативные клетки, поэтому для успешной окраски время обесцвечивания желательно предварительно оттитровать). 3. Препарат обильно промывают водой, чтобы пре- кратить действие кислоты. 4. Обесцвеченные вегетативные клетки докрашивают метиленовой синью 5 мин, краску смывают водой. Микрокартина: споры остались красные, вегетатив- ные клетки — синие. Наличие или отсутствие споры является третьим признаком при определении вида.
3.2. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Некоторые болезнетворные бактерии, находясь в ор- ганизме больного, вокруг клеточной стенки образуют слизистый слой, называемый капсулой, которая имеет консистенцию геля и при микроскопии не видна. Нали- чие капсулы отмечают у возбудителей сибирской язвы, диплококковой септицемии. У вирулентных бактерий, находящихся в организме животного или человека, капсула является фактором агрессии, так как защища- ет бактерии от воздействия фагоцитов и специфических антител, поэтому заболевание протекает особенно тя- жело. У почвенных бактерий капсула во внешней среде защищает от высыхания и бактериофагов. Среди молоч- 308 ТЕМА 3
нокислых бактерий имеются штаммы, образующие кап- сулу, благодаря чему продукт приобретает слизистую, тягучую консистенцию, эта особенность должна быть от- ражена в названии штамма. У различных бактерий хи- мический состав капсул различен, что позволяет диффе- ренцировать их друг от друга при идентификации. Так, капсульное вещество сибиреязвенной палочки содержит полипептид D-глутаминовой кислоты, а диплококковой септицемии — полисахарид. Капсула бактерий плохо прокрашивается или окрашивается в другой цвет. Для выявления капсул применяют метод окрашива- ния по Ольту. Мазок можно приготовить из крови боль- ного животного или из кисломолочного продукта, содер- жащего слизистые штаммы бактерий. Методика. На мазок наносят 2%-ный водный раствор сафранина и красят 2 мин при подогревании в пламе- ни спиртовки, не допуская кипения красителя, краску смывают водой. Микрокартина: капсула — желтая, тело бактерии — красное. Наличие или отсутствие капсулы является четвер-
3.3. ИССЛЕДОВАНИЕ БАКТЕРИЙ
Некоторые бактерии имеют органы движения — жгу- тики, тончайшие нити диаметром 0,02–0,04 мкм, дли- ной до 10–20 мкм. Под световым микроскопом жгутики не видны, так как их размеры лежат за пределами раз- решающей способности микроскопа, их наличие можно определить косвенным путем — бактерии изучают в жи- вом состоянии: если они передвигаются, значит, у них есть органы движения. Для детального изучения органов движения применяют электронный микроскоп. Наличие и расположение жгутиков можно изучить под световым микроскопом, применив импрегнацию серебром, т. е. БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СПОР И КАПСУЛ 309
искусственно увеличив размеры жгутиков до разрешаю- щей способности данного микроскопа. По расположению жгутиков на теле микробной клет- ки их можно разделить на четыре группы: 1) монотрихи — бактерии с одним жгутиком на конце; 2) лофотрихи — бактерии с пучком жгутиков на од- ном конце; 3) амфотрихи — бактерии с пучком жгутиков на обо- их концах; 4) перитрихи — бактерии со жгутиками по всей по- верхности тел. Извитые формы (спириллы и спирохеты) передви- гаются в окружающем пространстве за счет изменения конфигурации тела.
3.3.1. Методика определения подвижности бактерий и «раздавленная капля»
Для приготовления препарата «висячая капля», ис- пользуют молодую 16–18-часовую бульонную культуру изучаемых бактерий (сенная палочка, кишечная палоч- ка), смазывают вазелином края лунки на специальном предметном стекле с луночкой и наносят каплю взвеси в центр покровного стекла. Предметное стекло перево- рачивают лункой вниз и накладывают на покровное сте- кло так, чтобы оно прилипло, а капля оказалась в цент- ре лунки. Затем его осторожно еще раз переворачивают покровным стеклом вверх, чтобы капля висела в цент- ре герметично закрытой лунки. При микроскопии под 8-кратным объективом находят край капли, фиксируют предметное стекло клеммами и переводят 40-кратный объектив в рабочее положение (в дальнейшем можно применить и иммерсионный). Для более контрастного изображения надо затемнить поле зрения, прикрыв ди- афрагму, выбрать оптимальную высоту конденсора, под- нимая и опуская его. Подвижность хорошо видна уже при 40-кратном увеличении, при активном движении с помощью жгутиков бактерии пересекают все поле зре- 310 ТЕМА 3
ния. Старая по возрасту культура малоподвижна, при внимательном изучении можно заметить активность только некоторых клеток. Для приготовления препарата «раздавленная капля» в центр обычного предметного стекла наносят каплю ис- следуемой культуры, которую накрывают покровным стеклом. Изучают такой препарат так же, как вышеопи- санный. Наличие жгутиков является пятым признаком для определения вида.
ЗАДАНИЯ
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (387)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |