Облучение электромагнитными волнами
1. Ультрафиолетовые лучи (длиной 250–270 нм), по- давляющие репликацию ДНК, широко применяются для санации воздуха в животноводческих помещениях, в цехах молочных заводов, в микробиологических бок- сах для создания асептических условий. Для дезинфек- ции воздуха применяют лампы низкого давления типа БУВ-15, БУВ-60.
ТЕМА 4
2. Ионизирующая радиация (холодная стерилиза- ция) поражает генетический аппарат микробной клетки. Гамма- и рентгеновское облучение применяют для унич- тожения микроорганизмов на пластмассовых изделиях одноразового применения, перевязочных материалах, биопрепаратах (при этом не снижается их качество). 3. Действие ультразвука заключается в дезинтегра- ции цитоплазматических структур микроорганизмов. Применяют для стерилизации пищевых продуктов (мо- лока, воды).
Химические методы
Химические вещества могут тормозить или полностью подавлять рост микроорганизмов, поэтому их можно при- менять с целью профилактики микробного загрязнения питательных сред, вакцин, диагностических и лечебных сывороток. Вакцины и лечебные сыворотки консервируют карбо- ловой кислотой (0,5%), формалином (0,5%), мертиоля- том (1:5000). Диагностические агглютинирующие сыворотки кон- сервируют хлороформом (который при применении уле- тучивается), борной кислотой, глицерином. Мелкую стеклянную посуду, пипетки, предметные
Н O , 70-ный этиловый спирт, 5%-ный раствор карбо-
Для дезинфекции в лабораторной практике применя- ют 3–5%-ные растворы карболовой кислоты, хлорамина.
Механические методы
Эти методы основаны на фильтрации жидкостей че- рез специальные бактериальные фильтры, которые за- держивают видимые под микроскопом микроорганиз- мы. Через них свободно проходят вирусы и микоплазмы, поэтому данные методы следует признать лишь как «ча- ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕД ДЛЯ МИКРООРГАНИЗМОВ 329
стичную» стерилизацию. Механические методы стерилизации рекомендует- ся применять для биологических жидкостей, которые нельзя прогревать, например сыворотку крови, раство- ры витаминов. Бактериальные фильтры имеют различную форму, изготавливаются из различных материалов. Они отли- чаются по величине пор, диаметр которых указан в при- лагаемой инструкции. В микробиологической практике широко используют- ся фильтры-свечи, изготовленные из каолина с примесью кварцевого песка (свечи Шамберлана), из инфузорной земли (свечи Беркефельда) с различным диаметром пор, в которых фильтрация происходит только под давлением. Особенно широкое применение нашли так называе- мые мембранные фильтры-диски различного диаметра, толщиной 0,1 мм, изготовленные из асбеста, коллодия, нитроцеллюлозы (они рассчитаны на одноразовое при- менение). Фильтры монтируют в прибор Зейтца, ко- торый состоит из приемного стакана-воронки и колбы Бунзена. Перед работой собранный прибор завертывают в бумагу и стерилизуют автоклавированием. Жидкость, подлежащую стерилизации, наливают в воронку прибо- ра, внутри колбы создают вакуум и жидкость проходит через фильтры, освобождаясь от бактерий.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Ознакомиться с компонентами питательных сред, с рецептурой приготовления МПБ, МПА. Подготовить и взвесить по рецепту сухой агар-агар, пептон, поварен- ную соль, отмерить мясной экстракт мерными мензур- ками, соединить все компоненты в колбе и поставить для кипения на электроплитку. 2. Разлить приготовленный МПА в пробирки по 5 и 13 мл, закрыть пробками и подготовить для автоклави- 330 ТЕМА 4
рования. Одну пробирку для проверки качества агар- агара скосить, охладить и убедиться в плотности среды. 3. Ознакомиться с фабричными питательными среда- ми, приготовить из них агар Эндо, агар Левина по мето- дике, указанной на этикетке. 4. Ознакомиться с оборудованием кафедры (горизон- тальными и вертикальными автоклавами, электрическим сушильным шкафом, аппаратом Коха), правилами рабо- ты, техникой безопасности при работе с этими приборами. 5. Провести демонстрацию фильтрации воды через фильтр из нитроцеллюлозы, применив аппарат Зейтца, вмонтированный в колбу Бунзена. 6. Провести кипячение с целью стерилизации МПА и МПБ в пробирках, пробирки поставить в термостат на 24 ч, на следующем занятии проверить результаты и убедиться, что спорообразующие остались и проросли (в МПА и МПБ появились признаки роста). 7. Приготовить 3%-ный раствор карболовой кислоты и 3%-ный раствор хлорамина.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. С какой целью применяется стерилизация? 2. Что учитывают при выборе метода стерилизации? 3. На чем основаны физические методы стерилизации? 4. На чем основаны механические методы стерилизации и для каких сред они рекомендуются? 5. Назовите недостатки таких методов стерилизации, как кипячение и пастеризация. 6. Как готовят мясную воду? 7. Какие среды относятся к обычным и их назначение? 8. Какие среды относятся к дифференциально-диагности- ческим и их назначение? 9. Какие компоненты придают селективность питательной среде? 10. С какой целью добавляют ингибиторы в питательные среды? Тема 5
МЕТОДЫ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ
Цель занятия. Овладеть техникой посева бактерий на пи- тательные среды. Ознакомиться с методами культивирова- ния аэробных микроорганизмов. Освоить методы выделения чистой культуры. Материалы и оборудование. Пробирки со смесью золо- тистого стафилококка и кишечной палочки. Чашки Петри с МПА для выделения чистой культуры методом Дригальского, чашки Петри с агаром Эндо для выделения чистой культуры кишечной палочки, бактериологические петли, спиртовки. Набор красок для окраски по Граму, предметные стекла, им- мерсионное масло, микроскопы.
5.1. ТЕХНИКА ПОСЕВА БАКТЕРИЙ
Все микробиологические исследования проводят в специальных помещених — боксах. Посевы и пересевы проводят над пламенем спиртовки, инструментами для посева служат бактериологические петли, иглы и пасте- ровские пипетки. 332 ТЕМА 5
При посеве бактерий на питательные среды или пе- ресеве из одной пробирки в другую применяют следую- щую методику. Пробирку с чистой культурой и пробир- ку со скошенным МПА берут в левую руку так, чтобы пробирка с чистой культурой была первой по отноше- нию к работающему. В правой руке находятся бактери- ологическая петля и две пробки от открытых пробирок, зажатые мизинцем и безымянным пальцем. Обжигают края открытых пробирок и вводят прокаленную петлю в пробирку с культурой. Петлю охлаждают о внутрен- нюю стенку пробирки или прикасаются к участку не- засеянного агара и, если он не плавится, захватывают петлей часть бактериальной культуры. Быстро и осто- рожно вносят петлю с культурой в пробирку со стериль- ной средой, опускают до дна косяка и зигзагообразным движением петли распределяют материал по скошен- ной поверхности агара. После посева петлю извлекают, обжигают края пробирок и закрывают пробирки обо- жженными пробками, затем прокаливают петлю. Для посева в жидкие питательные среды применяют методику, описанную выше, только петлю с бактериаль- ной культурой вносят в МПБ. Посев на плотные среды в чашках Петри проводят также бактериологической петлей или стеклянным шпателем. Для этого крышку чашки Петри чуть припод- нимают левой рукой, вводят под крышку бактериологи- ческую петлю с посевным материалом и распределяют посевной материал по поверхности среды различными методами в зависимости от конечной цели: штрихом для получения изолированных колоний или сплошной посев «газоном». В пробирки с посевами, закрытых ватными пробка- ми, и в чашках Петри, прикрытых крышками, воздух проникает во внутрь, что позволяет аэробным бактериям хорошо развиваться. МЕТОДЫ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ АЭРОБНЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ 333 5.2. МЕТОДЫ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ
Для выращивания микроорганизмов в лабораторных условиях применяют термостат, в котором круглосуточ- но автоматически поддерживается постоянная темпера- тура. Термостат представляет собой двустенный шкаф с сетчатыми полками внутри и открывающейся дверью, сделанными из теплоизолирующих материалов. Между двумя стенками находится дистиллированная вода или воздух, если термостат суховоздушный. Источником на- гревания в термостате являются электронагревательные элементы, которые прогревают воду или воздух. Тем- пература автоматически поддерживается на заданном уровне, для большинства сапрофитных и патогенных микроорганизмов в пределах 37С, так как эта темпера- тура для них является оптимальной. При выращивании МАФАнМ (мезофильных аэробных и факультативно- анаэробных микроорганизмов), для которых оптималь- ной является температура 30С, применяют другой суховоздушный термостат. Таким образом, в микробио- логической лаборатории должны быть два термостата: с температурой 37 и 30С. В термостат помещают штати- вы с пробирками, колбы и чашки Петри с посевами из- учаемых микроорганизмов. Для успешного культивирования бактерий необхо- димо применять свежие питательные среды. Особенно это касается плотных питательных сред, которые раз- ливают в чашки Петри или скашивают в пробирках обязательно в день посева, чтобы были видны капель- ки свежего конденсата. При выращивании аэробов и факультативных анаэробов аэрация происходит в ес- полнительных приборов. 334 ТЕМА 5
Сроки культивирования большинства патогенных, условно патогенных микроорганизмов составляют 24– 48 ч, только некоторые растут медленно, например воз- будитель туберкулеза 10–14 дней. Для полного понимания темы необходимо знать спе- циальные термины, применяемые в микробиологиче- ской практике. Посев — первичное внесение исследуемого матери- ала в питательные среды. Цель посева — выделение и накопление возбудителя для дальнейшего изучения. Пересев — перенос выросшей бактериальной культуры в новую питательную среду. Бактериальной культурой называют микроорганизмы, выросшие на искусствен- ных питательных средах. Различают чистую бактери- альную культуру, в которой все бактерии относятся к одному виду, и загрязненную, если в ней присутствуют неизвестные бактерии. Любое бактериологическое ис- следование начинают с выделения чистой культуры, так как только в чистой культуре можно определить вид воз- будителя. Перед началом работы пробирки с 5 мл МПА расплав- ляют в кипящей водяной бане, пробирку с горячим жид- ким агаром фиксируют в наклонном положении, чтобы получить скошенную поверхность, удобную для посева. Для этого конец пробирки с пробкой приподнимают и кладут на пластинку высотой 1–1,5 см, в результате на дне пробирки должен получиться столбик высотой 3 см, переходящий в косяк. Пробирку с 15 мл МПА также расплавляют и выливают в стерильную чашку Петри, крышку чашки закрывают, чашку ставят на ровную по- верхность, после охлаждения получается плотная пла- стинка среды, готовая для посева. При посеве необходимо соблюдать следующие пра- вила: работа должна проводиться в боксе, над пламенем спиртовки, петлей нельзя прикасаться к посторонним предметам, ватные пробки на стол не класть. Начинаю- щим бактериологам нужно предварительно приобрести навыки работы в боксе: имитируя посевы над пламенем МЕТОДЫ КУЛЬТИВИРОВАНИЯ АЭРОБНЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ 335
спиртовки, открывая и закрывая пробирки, научиться одновременно держать в правой руке бактериологиче- скую петлю и три пробки, имитируя посевы с пустыми пробирками и чашками.
5.3. МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ
Обычно исследуемый материал, содержащий возбу- дителя пищевых токсикоинфекций, возбудителя ин- фекционной болезни, загрязнен сопутствующей микро- флорой — выделить чистую культуру из исследуемого материала является основной задачей при проведении бактериологического исследования. Морфологические, культуральные и ферментатив- ные особенности микроорганизмов, необходимые для определения вида микроорганизма, изучают, применяя только чистые культуры бактерий. В лабораторной практике применяются следующие методы выделения чистой культуры.
Механические методы
Они основаны на механическом разъединении бак- терий друг от друга. В истории микробиологии извест- ны метод Пастера, Коха, но в лабораторной практике чаще применяют метод Дригальского. Суть этого ме- тода заключается в том, что бактериологической пет- лей каплю исследуемого материала (кровь, молоко, мясо) наносят на поверхность плотной среды в чашке Петри и распределяют по поверхности так, чтобы ме- ханически разъединить бактерии, каждая из которых должна образовать изолированную колонию. Бакте- рии, оставшиеся на поверхности питательной среды, размножаются поперечным делением со скоростью 336 ТЕМА 5
20–30 мин, поэтому за сутки образуют видимую ко- лонию. При этом надо учитывать, что одна бактерия колонии будут принадлежать к одному виду. После по- сева чашку маркируют, ставят в термостат при 37С на 24 ч. Появившиеся колонии изучают с помощью лупы, нужную колонию обводят восковым карандашом со стороны дна чашки, готовят из нее мазок и окрашива- ют по Граму. При микроскопии изучают морфологиче- ские особенности (форма, наличие споры и капсулы) и отношение бактерий к окраске по Граму. Далее, чтобы получить чистую культуру, из нужной колонии бакте- риологической петлей делают пересев на МПА и МПБ в пробирках. На следующий день из выросшей культу- ры делают препарат для микроскопии и, убедившись в том, что выделенная бактериальная культура мор- фологически однородная, приступают к изучению ее культуральных, ферментативных свойств и подвиж- ности для определения вида.
Биологические методы
Они основаны на учете биологических особенностей бактерий, таких как устойчивость к высокой темпе- ратуре и кислоте, подвижность, а также их патоген- ность. 1. Применение высокой температуры. Для выделе- ния чистой культуры спорообразующих микроорганиз- мов исследуемый материал прогревают 10–20 мин при 80С в расчете на то, что менее стойкие вегетативные формы погибнут при этой температуре, а споры останут- ся жизнеспособными. Из прогретого материала дела- ют первичный посев в питательные среды, на которых вырастают изолированные колонии спорообразующих микроорганизмов. Из этих колоний делают пересев в
337
пробирки с МПА и МПБ и получают чистую культуру нужного возбудителя. 2. Для выделения чистой культуры кислотоустой- чивых возбудителей туберкулеза патологический ма- териал обрабатывают 5–10%-ным раствором серной кислоты в течение 10–15 мин. Благодаря действию кислоты погибает сопутствующая микрофлора, а воз- будитель туберкулеза остается жизнеспособным. После нейтрализации раствора кислоты 1%-ным раствором гидроксида натрия исследуемый материал вносят на специальные питательные среды, на которых растут возбудители туберкулеза. 3. Для выделения чистой культуры патогенных ми- кроорганизмов, находящихся в загрязненном исследу- емом материале, проводят заражение молодых воспри- имчивых лабораторных животных (кролики, морские свинки, белые мыши). Организм животного здесь играет роль биологического фильтра, через который проходят патогенные микроорганизмы, вызывающие гибель жи- вотного. После заражения и гибели животных трупы вскрывают и из всех внутренних органов делают пре- параты на предметном стекле, а также посевы на пита- тельные среды. Полученную чистую культуры изучают, определяют вид возбудителя. Выделение подвижных микроорганизмов (метод Щукевича). С поверхности исследуемого материала (мясо, колбаса) бактериологической петлей делается соскоб, который вносят в конденсат скошенного МПА, пробирку ставят в термостат при 37С на 24 ч. Если в ис- следуемом материале были подвижные палочки протея, они дают характерный ползучий рост вверх по скошен- ному агару, из появившихся колоний делают посев на питательные среды, получают чистую культуру и опре- деляют ее вид. Наличие палочки протея в исследуемом материале свидетельствует об антисанитарных условиях хранения продуктов питания. 338 ТЕМА 5 ЗАДАНИЯ
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |