Санитарно-бактериологические показатели почвы
Оценка почвы Общее количество Коли-титр Относительно чистая Менее 10 тыс. Выше 1 Умеренно загрязненная Сотни тысяч 1–0,01 Сильно загрязненная Миллионы 0,01–0,001 390 ТЕМА 13
Особую трудность представляет выделение сибире- ромное количество различных микроорганизмов, в том ствующие бактериологические методы не всегда позво- Основная трудность состоит в отделении спор от частиц чвы по следующей методике: 1) 100 г исследуемой почвы заливают 5–10-кратным 2) шуттелируют взвесь в течение 20–30 мин, с после- 3) фильтрование через 2–3 слоя марли; 4) прогревание полученной суспензии в водяной бане щей вегетативной микрофлоры; 5) посев суспензии на поверхность МПА в чашках чистой культуры; 6) полученной культурой заражают 5–10 белых мы- 7) вскрытие павших мышей и выделение чистой Для выделения чистой культуры возбудителя сибир- зофильных бактерий B. subtilis, B. cereus и E. coli.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Провести бактериологическое исследование раз- личных образцов почвы методом серийных разведений для определения количества МАФАнМ посевом в чашки Петри. Чашки поставить в термостат. САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧВЫ 391
2. На следующем занятии провести подсчет количест- ва выросших колоний, определить количество МАФАнМ в 1 г исследуемой почвы. 3. Провести демонстрацию посева исследуемых образцов почвы в среды Кесслера для определения коли- титра.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислите правила отбора проб почвы. 2. В чем заключается суть метода серийных разведений при определении количества МАФАнМ? 3. В чем заключается суть определения коли-титра исследу- емой почвы? 4. С какой целью добавляют в питательные среды полимик- син и триметоприм при выделении чистой культуры сибир- ской язвы? Тема 14
САНИТАРНО- ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ
Цель занятия. Овладеть различными методами исследо- вания количественного и качественного состава микрофлоры воды. Материалы и оборудование. Пробы водопроводной и реч- ной воды, чашки Петри, расплавленный МПА в пробирках высоким столбиком, стерильные пипетки на 1 мл, стерильный физраствор по 9 мл. Для демонстрации: прибор Зейтца с колбой Бунзена, водоструйный вакуумный насос, мембранные филь- тры № 3, среда Эндо в чашках, глюкозопептонные среды (ГПС) с индикатором и поплавками, разлитые в пробирки и колбы. Колбы и пробирки с ГПС с посевами воды для демонстрации метода бродильных проб с положительными результатами. Таблицы. Схема определения коли-титра воды.
Вода является естественной средой обитания многих микроорганизмов. Особую опасность для здоровья чело- века и животных представляют патогенные бактерии, которые могут быть в воде. Источниками загрязнения воды патогенными ми- кроорганизмами являются выделения больных живот- ных и людей, трупы животных, сточные воды, особенно предприятий, перерабатывающих животное сырье и др. Длительность выживания патогенных микробов в воде
393
зависит от их вида, условий окружающей среды и мо- жет составлять от нескольких часов до нескольких лет. Так, возбудитель сибирской язвы может сохраняться в воде до 3 лет, возбудитель туберкулеза до одного года, а бруцеллы — до 100 дней. Имеется группа болезней, для которых характерен водный путь распространения (па- ратифы, лептоспирозы). Таким образом, вода может стать источником рас- пространения инфекционных болезней, возникновения эпидемий и эпизоотий. Для санитарно-бактериологиче- ской оценки воды проводят следующие исследования: 1) определение общего микробного числа или МАФАнМ в 1 мл; 2) определение коли-титра (КТ) и коли-индекса (КИ); 3) обнаружение в воде патогенных микроорганизмов проводят по эпидпоказаниям. При санитарно-микробиологических исследованиях пробы воды забирают из источника в объеме не менее 500 мл. Из открытых водоемов пробу воды отбирают ба- тометром. Батометр — стерильная емкость с пробкой в металлическом каркасе и свинцовым грузилом. На нуж- ной глубине пробку открывают, подтягивая ее за вере- вочку. Воду из рек, озер отбирают с глубины 10–15 см от поверхности, а при небольшой глубине — на расстоянии 10–15 см от дна. Для отбора проб водопроводной воды из крана наби- рают 500 мл в стерильные колбы с ватной пробкой с со- блюдением правил асептики. Кран предварительно сте- рилизуют обжиганием горящим спиртовым тампоном, затем в течение 10 мин спускают воду. Пробы воды ис- следуют тотчас или не позднее 2 ч с момента взятия, если
1–5С в холодильнике. Определение количества МАФАнМ в водопровод- ки вносят 1 мл водопроводной воды без предварительно
до 50С МПА (методом горячей заливки). Посевы инку-
ТЕМА 14
го срока приступают к подсчету количества колоний, выросших как на поверхности, так и в глубине агара. Учитывают только те разведения, при посеве которых на чашках вырастает от 30 до 300 колоний. При посеве воды без разведений количество бактерий в 1 мл воды бу- дет равно количеству выросших колоний. Определение количества МАФАнМ в воде открытых висимости от предполагаемого загрязнения от 1:10 1:10 , из двух последних разведений вносят по 1 мл в стерильные чашки и заливают расплавленным и охла-
в термостате в течение 24–48 ч подсчитывают количе- ство колоний, умножают на степень разведения воды и определяют количество бактерий в 1 мл воды открытых водоемов.
14.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИ-ТИТРА
Коли-титром (КТ) называют наименьший объем воды, в котором обнаружена одна кишечная палочка. Коли-индекс (КИ) показывает число кишечных пало- чек в 1000 мл воды. Кишечная палочка является постоянным обитате- лем кишечника человека и животных, следовательно, ее присутствие в питьевой воде является индикатором фекального загрязнения. Чем выше концентрация бак- терий группы кишечной палочки, тем вероятнее присут- ствие в исследуемой воде таких бактерий, как сальмо- неллы, возбудители дизентерии и холеры. Показатели КТ и КИ указывают на санитарное состояние воды, ее пригодность в качестве питьевой. При исследовании чистой воды удобнее пользовать- ся методом мембранных фильтров, при исследовании воды, содержащей механические частицы, затрудняю-
395
щие процесс фильтрации, лучше пользоваться бродиль- ным методом. Коли-титр и коли-индекс определяют двумя методами: 1) метод бродильных проб; 2) метод мембранных фильтров.
Метод бродильных проб
Суть этого метода заключается в посеве определен-
индикатором и поплавками, инкубации ее при 37С с последующим пересевом из забродивших пробирок на среду Эндо, дифференциацией выросших колоний и вы- числении коли-титра воды по нормативам. Этот метод основан на ферментативной способности бактерий группы кишечной палочки (БГКП) расщеплять при помощи ферментов лактозу или глюкозу до кислоты и газа. Исследуемая вода засевается в различных объе- мах в глюкозопептонную среду (ГПС) с индикатором и поплавками, при наличии кишечной палочки появляет- ся помутнение, меняется цвет индикатора (желтый цвет переходит в красный) и появляются пузырьки газа в по- плавках. Воду методом бродильных проб исследуют в три этапа. Первый день. Засевают водопроводную воду в объ- еме 333 мл (три объема по 100 мл, три — по 10 мл и три — по 1 мл). При этом вода в объемах по 100 и 10 мл засевается в колбы и пробирки с 10 и 1 мл концентриро- ванной ГПС (в 1 л воды растворяют 100 г пептона, 50 г хлорида натрия, рН 7,4, разливают по 10 мл в колбы
поплавками, стерилизуют при 112С), а посев воды в объеме 1 мл — в пробирки с 10 мл среды с нормальной концентрацией (готовят как концентрированную, но количество всех ингредиентов, кроме воды, уменьша-
термостате 24 ч при 37С.
ТЕМА 14
Второй день. Учет результатов посева разных объе-
отсутствие помутнения, образования кислоты и газа в колбах и пробирках после посева воды сви- детельствуют об отсутствии кишечной палочки в
наличие кишечной палочки вызывает помут- нение питательной среды, изменение цвета ин- дикатора (красный цвет переходит в желтый) и появление пузырька газа в поплавках. Из каж- дого забродившего посева петлей делают пере- сев штрихом на агар Эндо в чашках Петри таким
нии. Посевы культивируют 24 ч при 37С. Третий день. Учет результатов посева на агаре Эндо. При отсутствии роста на агаре Эндо или при наличии колоний, нехарактерных для БГКП, дается отрицатель- ный ответ. Из колоний, характерных для бактерий БГКП (крас- ных с металлическим оттенком), готовят мазки, окра- шивают по Граму, микроскопируют. Изучают культуру по оксидазному тесту. Для этого на фильтровальную бу- магу, пропитанную раствором нафтола-диэтил-n-фени- лендиамина, наносят штрихом 2–3 колонии, снятые с агара Эндо. Для кишечной палочки характерно: наличие грамотрицательных палочек в мазке и отсутствие изме- нений в окраске фильтровальной бумаги на оксидазный тест, т. е. кишечная палочка относится к оксидазоотри- цательным бактериям. При положительном результате на оксидазный тест бумага, пропитанная индикатором, приобретает ярко-синюю окраску (в течение минуты), положительную реакцию дают БГКП, которые не учи- тываются. Наличие в мазках грамотрицательных бактерий с отрицательной реакцией на оксидазный тест позволяет дать положительный ответ на присутствие БГКП в ис- следуемом объеме воды. Полученные результаты срав- нивают с нормативами на питьевую воду (табл. 9).
397
Таблица 9 Определение коли-титра и коли-индекса бактерий кишечных Количество положительных из трех По 1 мл
Коли-
Коли- 1 2 3 4 5 0 0 0 < 3 > 333 0 0 1 3 333 0 1 0 3 333 1 0 0 4 250 1 0 1 7 143 1 1 0 7 143 1 1 1 11 91 1 2 0 11 91 2 0 0 9 111 2 0 1 14 72 2 1 0 15 67 2 1 1 20 50 2 2 0 21 48 2 2 1 28 86 3 0 0 23 43 3 0 1 39 26 3 0 2 64 16 1 2 3 4 5 3 1 0 43 23 3 1 1 75 13 3 1 2 120 8 3 2 0 93 11 3 2 1 150 7 3 2 2 210 5 3 3 0 240 4 3 3 1 460 2 3 3 2 1100 0,9 3 3 3 > 1100 < 0,9
ТЕМА 14
Для установления свежего фекального загрязнения
антовым зеленым. Посевы культивируют при 43С для дифференциации кишечной палочки от хладнокровных, не растущих при такой высокой температуре. Наличие мути и газа указывает на присутствие в воде бактерий — показателей свежего фекального загрязнения.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (937)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |