ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Провести посев воздуха класса в чашки с МПА ме- тодом Коха для определения количества МАФАнМ. 2. Провести посев воздуха класса методом Кротова для определения количества МАФАнМ. Чашки с посева- ми поставить в термостат. 3. На следующем занятии провести подсчет вырос- ших колоний и определить количество МАФАнМ в 1 м .
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В чем заключается сущность исследования воздуха мето- дом осаждения по Коху? 2. В чем заключается преимущество метода Кротова? 3. Какие микроорганизмы, находящиеся в воздухе, отно- сятся к санитарно-показательным? Тема 13
САНИТАРНО- ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЧВЫ
Цель занятия. Дать общее представление о микрофлоре по- чвы, источниках загрязнения. Овладеть различными метода- ми бактериологического исследования почвы. Материалы и оборудование. Образцы почвы в пакетиках по 1 г, стерильный физраствор по 9 мл в пробирках, стерильные пипетки по 1 мл, стерильные чашки Петри, расплавленный МПА в пробирках столбиком, пробирки со средой Кесслера, агар Эндо в чашках Петри.
Почва является естественной средой обитания мно- гих видов микроорганизмов. В ней имеются все условия для благоприятного их развития: достаточное количе- ство влаги, органических и минеральных веществ. По- чвенные микроорганизмы участвуют в минерализации органических отбросов, самоочищении почвы, в круго- вороте веществ в природе. В почву с выделениями больных, а также с трупами животных, погибших от инфекционных болезней, со сточными водами попадают патогенные микроорганиз- мы. В связи с этим почва может служить источником распространения возбудителей инфекционных болез- ней, через почву загрязняются объекты окружающей среды, может происходить обсеменение сапрофитными и болезнетворными микроорганизмами сырья животно- го происхождения, пищевых продуктов, кормов.
387
В составе микрофлоры почвы принято выделять так называемые физиологические группы микроорганиз- мов, которые участвуют в различных процессах и на разных этапах постепенного разложения органических веществ, к которым относятся: 1) аммонификаторы (гнилостные); 2) нитрифицирующие бактерии; 3) азотфиксирующие; 4) бактерии, расщепляющие клетчатку; 5) бактерии, участвующие в круговороте серы, желе- за, фосфора. В почве могут быть и патогенные бактерии, продол- жительность их выживания зависит от вида и условий внешней среды. Особое место занимают спорообразую возбудители почвенных инфекций (сибирской язвы, зло- качественного отека, эмфизематозного карбункула, столб- няка, ботулизма), которые сохраняются в почве годами, а возбудитель сибирской язвы — десятки и сотни лет. Краткий санитарно-микробиологический анализ по-
количество МАФАнМ в 1 г; в отдельных случаях в почве определяют наличие возбудителей сибирской язвы для исключения старых сибиреязвенных захоронений. Напри- мер, при строительстве детских лагерей, новых животноводческих помещений и т. д. Отбор проб почвы. На обследуемой территории до 1000 м выделяют два участка по 25 м каждый: один участок выбирают вблизи, другой — вдали от источника загрязнения. С каждого участка отбирают среднюю про- бу, составленную из 5 образцов, взятых по диагонали. Образцы берут на глубине до 20 см, при исследовании почвы скотомогильников — ниже глубины захороне- ния не менее чем на 25 см. Пробы отбирают стерильной железной лопатой или специальным буром в стериль- ные широкогорлые банки, которые закрывают ватными пробками. К банке приклеивают этикетку с датой и но- мером образца.
ТЕМА 13
Масса каждого образца должна быть 200–300 г, а смешанного — не менее 1 кг. Отобранные пробы почвы направляют в лабораторию и исследуют сразу же или не позднее чем через 12–18 ч при обязательном хранении в холодильнике.
13.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАФАнМ В 1 Г СЕРИЙНЫХ РАЗВЕДЕНИЙ
Методика. В производственных лабораториях в кол- бу емкостью 500 мл наливают 270 мл стерильной водо- проводной воды и вносят 30 г исследуемой почвы, затем колбу с содержимым встряхивают в течение 10 мин. Из полученного разведения почвы 1:10 готовят последую- щие десятикратные разведения: для чистых почв от 1:10 до 1:10 В учебном классе удобнее делать разведения в пробир- ках, для этого первое разведение готовят внесением 1 г исследуемой почвы в пробирку с 9 мл стерильной воды, из полученного первого разведения 1:10 переносят 1 мл во вторую пробирку с 9 мл воды, получается разведение 1:100, и т. д. до 10 (в результате этих разведений умень- шается концентрация бактерий и при посеве в чашки Петри появятся изолированные колонии, подсчет кото- рых облегчается). Из двух последних разведений почвы (10 и 10 рут по 1 мл и переносят в стерильные чашки Петри (не менее двух чашек на каждое разведение), которые зали-
и тщательно перемешивают (метод горячей заливки).
Учету подлежат чашки Петри, в которых выросло от 30 до 300 колоний. Колонии считают в каждой чашке отдельно, определяют среднеарифметическое число по двум чашкам. Полученное число колоний умножают на степень разведения исследуемой почвы и получают чи- сло бактерий в 1 г почвы.
389 13.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИ-ТИТРА БРОДИЛЬНЫХ ПРОБ
Определение коли-титра почвы методом бродильных проб с использованием среды Кесслера проводят в три этапа. На первом этапе готовят разведения: для чистых ; для загрязненных — от 1:10 1:10 . После тщательного перемешивания 1 мл полу- ченной суспензии из различных разведений переносят в пробирки со средой Кесслера с поплавками. Посевы
пературе дает рост кишечная палочка только тепло- кровных). На втором этапе исследования просматривают посевы на среде Кесслера. Из пробирок с наличием газа делают высев на среду Эндо штрихом, для получения изолиро-
чение 24 ч. На третьем этапе исследуют колонии, выросшие на среде Эндо. Для этого отмечают и отбирают изолиро- ванные колонии, типичные для бактерий БГКП, гото- вят из них мазки, красят по Граму, микроскопируют. При обнаружении в мазках коротких грамотрицатель- ных палочек проводят высев из этих колоний на среду Кесслера для подтверждения газообразования в чи- стой культуре. В таблице 8 приведены санитарно-микробиологиче- ские показатели почвы, имеющей различную микроб- ную загрязненность. Таблица 8
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |