Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические типы рационального познания и их особенности (протонаука, классическая, неклассическая и постнеклассическая стадии в развитии науки).



2019-07-03 888 Обсуждений (0)
Исторические типы рационального познания и их особенности (протонаука, классическая, неклассическая и постнеклассическая стадии в развитии науки). 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблемы возникновения науки и периодизации ее истории.

Генезис – это философская категория, выражающая возникновение, происхождение, становление развивающегося явления.

 К основным версиям происхождения науки относят:

 - начало науки, связанное с цивилизацией Древнего Египта (IV тыс. до н.э.), когда ограниченная группа людей (жрецы - посвящённые), располагала определёнными знаниями в области математики, медицины, географии, астрономии, химии, считая их тайными и магическими, оказав сильное влияние на развитие человеческих знаний и, особенно, в Индии, Персии, Китае, Греции, Риме.

- в античной Греции в VI в. до н.э. первые философы были одновременно и учёными, их основной интерес был связан с рациональным объяснением устройства мироздания. Миф постепенно заменяется, большое внимание уделяется системе доказательств, что позволило перейти к рациональному мышлению, как началу научного познания;

- Средневековье – время книжной, преимущественно церковно-монастырской учёности. Чисто научный интерес к познанию истины, к самостоятельному исследованию, без которого немыслимо само существование науки, не выходил за пределы христианского мировоззрения и как правило осознавался самими христианскими мыслителями как проявление греховного желания. Все интересы средневекового учёного вращаются вокруг трёх центров – мир, человек и, как единый центр мироздания – Бог.

- Эпоха Возрождения связана с европейской социальной революции, охватившей все сферы общественной жизни. Это начало перехода от традиционного, аграрно-ремесленного, феодального общества классической христианской церковной культуры - к динамичному, промышленному, «техногенному» буржуазному обществу, в котором преобладают светские ценности. Все эти изменения подготовили появление науки нового типа, в которой техника и теория впервые соединяются друг с другом, опираются друг на друга.

В античности и средние века в основном имело место философское познание мира. Здесь понятия «философия», «знание», «наука» фактически совпадали: это было по существу «триединое целое», не разделенное еще на свои части. Строго говоря, в рамках философии объединялись сведения и знания и о "первых причинах и всеобщих началах", об отдельных природных явлениях, о жизни людей и истории человечества, о самом процессе познания. В античный и средневековый периоды существовали лишь предпосылки науки, но не сама наука, которая возникает только в Новое время, в процессе отделения науки от традиционной философии.

- рождение науки в современном смысле слова датируется Новым временем (XVI-XVII вв.) и связано с именами Коперника, Галилея и Ньютона, создавших научную картину мира, основанную на законах классической механики. Собственно, Новое время – период, когда сформировалась позиция современного научного знания.

Представители: античность (Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель), Средневековье (Арелий Агустин, Фома Аквинский), Возрождение (Леонардо да Винчи, Бруно), научная революция 16--17 в (Коперник, Галилей, Декарт, Ньютон, Спиноза), Просвещение (Вольтер, Дидро, Кант), постклассическая наука (Пригожин Илья, Герман Хакен)

Исторические типы рационального познания и их особенности (протонаука, классическая, неклассическая и постнеклассическая стадии в развитии науки).

Под словом «протонаука» подразумеваются явления в древних культурах, родственные науке в ее нынешнем понимании, но не отвечающие тем или иным критериям, которые в совокупности характеризуют современную нам науку. Такие явления известны в истории Шумера, Вавилона, Древнего Египта, Индии, Китая, Греции.

Сложная современная цивилизация, основанная на науке и технике, развилась из ремесел и обычаев далекого прошлого. Знания, относящиеся к области математики, астрономии, механики, медицины имели в древневосточных цивилизациях прикладной характер. Эти знания позволяли строить колоссальные гидротехнические и культовые сооружения, дворцы, создавать технику для строительства и боевых действий, производить землемерные работы, вести контроль, учет и расчеты хозяйственной деятельности, создавать календари, предсказывать соотношение светил, имевших магическое и религиозное значение, исцелять некоторые недуги.

Древние греки заимствовали некоторые математические и астрономические знания в странах Востока. Например, знание о соотношении сторон прямоугольного треугольника, сформулированное в теореме Пифагора, появилось в Древнем Египте, Вавилоне, Китае, Индии раньше, чем у греков. Греки привнесли в науку нечто принципиально новое: теоретическое рассмотрение и доказательство. Теория — особый вид знания, отличающийся от интуитивных догадок и обобщений опыта, каковыми и были по сути знания восточных ученых. Теория — это не совокупность отдельных утверждений, а система логически связанных друг с другом положений. Эта система выстраивается дедуктивным методом, «сверху вниз» — от общих понятий, принципов к выводам, которые с необходимостьюлогически следуют из принципов. Таким образом, знания (суждения), входящие в состав теории, оказываются не случайными, непонятно откуда взявшимися, а основаннымина принципах, внушающих доверие. На основе принципов знания получают объяснениеи доказательство, поскольку они с логической необходимостью выводятся из принципов. Идеалом античной науки стало доказательное, теоретическое каузально-логическое мышление и знание.

Стандартным примером протонауки является алхимия, которая позднее стала химией, или астрология, из которой впоследствии развилась астрономия.

Начавшийся в ходе революции в естествознании XIX — начала XX века переход от классической к неклассической науке расширил круг идей, способных стать составной частью философского базиса естествознания. Наряду с онтологическими аспектами ее категорий ключевую роль стали играть гносеологические аспекты, позволяющие решить проблемы относительной истинности научных картин мира, преемственности в смене научных теорий. В современную эпоху, когда научно-техническая революция радикально меняет облик науки, в ее философские основания включаются и те аспекты философии, которые рассматривают научное познание как социально детерминированную деятельность. Разумеется, эвристический и прогностический потенциалы не исчерпывают проблемы практического применения в науке идей философии. Такое применение предполагает особый тип исследований, в рамках которых выработанные философией категориальные структуры адаптируются к проблемам науки. Этот процесс связан с конкретизацией категорий, с их трансформацией в идеи и принципы научной картины мира и в методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той или иной науки. Указанный тип исследований составляет суть философско-методологического анализа науки. Именно здесь осуществляется своеобразный выбор из категориальных структур, полученных при разработке и решении мировоззренческой проблематики, тех идей, принципов и категорий, которые превращаются в философские основания соответствующей конкретной науки (основания физики, биологии и т. д.). В результате при решении кардинальных научных проблем содержание философских категорий весьма часто обретает новые оттенки, которые затем выявляются философской рефлексией и служат основанием для нового обогащения категориального аппарата философии. Извращение этих принципов чревато большими издержками как для науки, так и для философии.

Неклассическая наука - концепция в советской и российской школе философии науки,выделяющая особый тип науки эпохи кризиса классической рациональности (конец ХIХ — 60-е годы XX в.). Неклассическая наука включает в себя ряд следующих концепций: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, гипотеза Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.

Последняя треть XX столетия породила постнеклассическую науку. Объектами изучения постнеклассической науки становятся исторически развивающиеся системы - Земля как система взаимодействия геологических, биологических и техногенных процессов; Вселенная как система взаимодействия мик­ро-, макро- и мегамира и др.. Формируется рациональность постнеклассического типа. Ее основные характеристики:

- историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрофизике и даже в физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира;

- возникло новое направление в научных дисциплинах — синергетика, базирующаяся на представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного относительно устойчивого состояния к другому. В процессе формирования каждого нового уровня система проходит через так называемые «точки бифуркации» (состояния неустойчивого равновесия). В этих точках система имеет веерный набор возможностей дальнейшего изменения;

Постнеклассическая наука впервые обратилась к изучению таких исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек. Для изучения этих очень сложных систем, как и вообще любых объектов естествознания, требуется построение идеальных моделей с огромным числом параметров и переменных. Выполнить эту работу ученый уже не может без компьютерной помощи. При изучении такого рода сложных систем, включающих человека с его преобразовательной производственной деятельностью, идеал ценностно-нейтрального исследования оказывается неприемлемым.

Особо важным моментом было оформление в последние 10—15 лет XX в. космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом. Теория эволюции Вселенной в целом способствовала появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности. Обращение к чистому умозрению, при разработке теории развития Вселенной напоминает в своих существенных чертах античный тип рациональности. Впервые со времен греческой философии и протонауки был поставлен вопрос: «Почему Вселенная устроена именно так, а не иначе?» Вопрос «почему» в отношении метафизических объектов, каковым является Вселенная в целом, есть вопрос о причинах и первопричинах, поставленных ещё Аристотелем.

 Физика и космология ХХ века сформировали, сходную с античной, тенденцию обращения к умозрению, к теоретизированию. Они впустили в пространство своих научных построений вопросы, которые в классической и неклассической науке относились к философским: почему Вселенная устроена так, а не иначе; почему во Вселенной все связано со всем и т.д. Но на философские вопросы нельзя адекватно ответить, опираясь на нормы и идеалы научного познания, сложившиеся в пределах классической и неклассической рациональности.

Наука пришла к заключению, что можно рассматривать проблемы физики, экологии, общества под одним общим углом зрения. Если в классической науке природа выступала как обратимый объект, то в неклассической и, тем более, в постнеклассической, как «необратимый субъект, как чрезвычайно хрупкая тотальность организмического толка».

Реальность постнеклассической науки (вторая половина XX в.) - это сеть взаимосвязей, в которую включен человек, причем, не только через условия познания. «Замешанность» человека в структуре и эволюции Вселенной, согласно антропному принципу, более глубока. Объектами постнеклассической науки становятся сложные природные комплексы, включающие человека, такие как биосфера, ноосфера, отсюда – «человекоразмерность» как характеристика объектов постнеклассической науки.

Согласно антропному принципу, наш мир устроен таким образом, что в принципе допускает возможность появления человека. В такой ситуации современный человек должен отрешиться от прагматического отношения к миру, которое сложилось и господствовало в новоевропейской культуре и науке. Антропный принцип фиксирует проблемность в ситуации объяснения связи космоса и человека. Антропный принцип фиксирует корреляцию между наблюдаемой Вселенной и наблюдателем. Происходит попытка современной науки ответить на вопрос о «корреляции» с позиций эволюционизма, попытка осознать место человека в эволюционирующей Вселенной.

Происходит не возврат к антропоцентризму, человек - не центр Вселенной (ни онтологически, ни гносеологически), а происходит гуманизация науки, может быть, как осознание антропоморфизма мира и человека. Мировоззренческим аспектом гуманизации научного познания является осознание активности бытия, самоценности природы.



2019-07-03 888 Обсуждений (0)
Исторические типы рационального познания и их особенности (протонаука, классическая, неклассическая и постнеклассическая стадии в развитии науки). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические типы рационального познания и их особенности (протонаука, классическая, неклассическая и постнеклассическая стадии в развитии науки).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (888)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)