Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика проведения аудита



2019-07-03 518 Обсуждений (0)
Методика проведения аудита 0.00 из 5.00 0 оценок




1.  Классификация методик проведения аудита.

Выделяют 4 основных подхода к созданию методик аудита.

1) Бухгалтерский (традиционный). Он заключается в разработке методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета (проверка кассовых операций, проверка ОС, проверка расчетов с поставщиками, проверка учета расчетов с персоналом по оплате труда и т.д.).

Методики проверки по счетам (разделам учета) в том или ином наборе выступают составными частями проведения обязательного аудита, в ФПСАД они называются методиками проверки оборотов и сальдо по счетам бухгалтерского учета или методиками аудиторской проверки по существу.

2) Юридический включает разработку методик проверки различных аспектов составленных документов и выполненных операций организации с юридической точки зрения. Отдельные аспекты таких методик пересекаются с бухгалтерскими, но подразумевают более глубокое изучение правовой стороны отражения хозяйственной деятельности аудируемого лица в учете. К таким методикам относятся: методика аудита уставного капитала, экспертиза заключенных аудируемым лицом хозяйственных договоров, экспертиза соблюдения аудируемым лицом трудового законодательства и др.

Такие методики получили название методик проверки средств системы внутреннего контроля

3) Специальный подход включает разработку методик проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками (структурой управления, структурой капитала, численностью работников, организационно-правовой формой, налоговым режимом и т.д.). К ним относятся методика проверки некоммерческих организаций, проверки субъектов малого предпринимательства, методики проверки предприятий, работающих на спец. режимах) и т.д.

4) Отраслевой подход. Подразумевает разработку методик аудита экономических субъектов в зависимости от вида их деятельности и отраслевой принадлежности. Например, методики аудита предприятий торговли, сельскохозяйственных организаций, строительных компаний, банков и т.д. Эти методики учитывают особенности формирования затрат предприятий разных отраслей.

При использовании каждого из указанных подходов к созданию методик аудита целесообразно применять современные инструментальные средства и компьютерные информационные технологии, облегчающие работу аудитора.

Совокупность комплексов работ, которые необходимо выполнить аудитору при проведении аудита можно разделить на 2 группы.

 Первая включает ознакомление с учредительными и другими общими документами, хозяйственными договорами экономического субъекта, бухгалтерской и налоговой учетной политикой, отчетностью клиента, системой его внутреннего контроля. Для данной группы преимущественно используются юридический и специальный подходы к созданию методик аудита.

Вторая группа включает комплексы работ по проверке всех разделов и счетов бухгалтерского учета.

 

2.  Методика проведения аудиторской проверки разделов и счетов бухгалтерского учета.

Методика детальной проверки отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам может разрабатываться по единой (типовой схеме), включающей:

 1) перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения хозяйственных операций по разделу учета: ГК РФ, таможенный кодекс РФ, НК РФ, законодательство по бухгалтерскому учету.

2) Описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту нормативными документами.

Это позволяет аудитору сравнивать практику применения законодательства на предприятии и делать соответствующие выводы.

3) Состав первичных документов по разделу учета.

Должны быть утверждены в приказе об учетной политике предприятия или утверждены законодательно.

4) Состав регистров аналитического учета по разделу учета.

 Устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.

5) Состав регистров и счета синтетического учета по разделу учета.

Зависит от используемой экономическим субъектом формы учета.

6) Бухгалтерская отчетность, в которой отражен раздел учета.

7) Классификатор возможных нарушений по разделу учета.

Составление данного классификатора в аудиторских организациях, как правило, занимаются наиболее квалифицированные специалисты.

8) Перечень типичных (самых распространенных) нарушений по разделу учета.

В этом разделе также должны быть описаны процедуры, позволяющие выявить данные нарушения.

9) Перечень вопросов для проведения типовых опросов на этапе планирования аудиторской проверки.

Это вопросы, которые следует задать руководителю, главному бухгалтеру и иным сотрудникам предприятия. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации бухгалтерского учета, оформлении первичных документов, ведении аналитического учета, заполнении регистров синтетического и аналитического учета, составлении отчетности. Вопросники или соответствующие им таблицы -расшифровки ответов на вопросы следует составлять в виде блок-схемы с указанием вариантов ответов на поставленные вопросы и выводов, которые может сделать аудитор при том или ином варианте ответа.

10) Состав и содержание аудиторских процедур.

На основе предыдущих вопросов выявляются «проблемные зоны» в ведении учета, что позволяет грамотно сформировать перечень необходимых аудиторских процедур.

11) Перечень аудиторских процедур, применяемых при проверке оборотов и остатков по счетам, относящимся к разделу учета.

Состав таких процедур должен соответствовать классификатору возможных нарушений по разделу учета. Одному возможному нарушению должно соответствовать не менее одной аудиторской процедуры. Если нарушение может быть выявлено несколькими процедурами в перечне следует указать их все. Предлагаемые аудиторские процедуры должны включать: наименование аудиторской процедуры, цель ее проведения, источники информации для ее проведения, нормы, нормативы и другую справочную информацию, необходимую и используемую при выполнении процедуры, описание техники выполнения аудиторской процедуры, описание формы представления результатов проведенной процедуры (формы рабочего документа), рекомендации по выполнению аудиторской процедуры, в случае если потребуется привлечение ассистента.

Все аудиторские процедуры, разработанные аудиторской организацией должны быть снабжены идентификационными номерами, позволяющими делать ссылки на них в программе аудита, оформлять рабочую документацию аудитора, осуществлять качественное проведение аудита по набору и составу контрольных процедур.

12) Последовательность выполнения аудиторских процедур.

 Последовательность аудиторы определяют по своему профессиональному суждению.

13) Особенности проведения аудита в условиях применения информационных технологий. Имеют место, когда клиент применяет для ведения учета компьютерные программы.

Разработка методики проведения аудита в соответствии с указанными этапами позволит повысить качество проведения аудита.

 

 

3.  Методика проведения аудиторской проверки общих документов.

Цель аудиторской проверки общих документов – подтверждение законных оснований деятельности экономического субъекта на протяжении всего периода его функционирования от момента регистрации до фактической реорганизации или ликвидации.

Аудитор проверяет полноту и своевременность оформления юридических документов, необходимых для функционирования предприятия, правильность расчетов с учредителями по формированию уставного капитала, соблюдение налогового законодательства.

Проверка общих документов включает изучение: организационно-правовой формы, формы собственности, юрисдикции, статусы, видов деятельности. Выделяют следующие направления проверки: экспертиза хозяйственных договоров на соответствие законодательству, экспертиза учетной политики, аудит учредительных документов, аудит формирования уставного капитала и расчетов с учредителями.

Особенности проведения аудита и сопутствующих услуг с использованием информационных технологий

Аудитор может использовать при проведении аудита разделов учета и сопутствующих услуг программы для ведения учета: 1С бухгалтерия, Турбо-бухгалтер, инфо-бухгалтер, парус.

 



2019-07-03 518 Обсуждений (0)
Методика проведения аудита 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика проведения аудита

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (518)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)