Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Бюджетная политика.



2019-07-03 183 Обсуждений (0)
Тема 7. Бюджетная политика. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Финансовое обеспечение здравоохранения

 

Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение - одна из ведущих отраслей социальной сферы.

Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.

Потери от заболеваний и преждевременной смертности в стране составляют примерно 15% ВВП. Снижение уровня смертности и инвалидности содействует росту национального дохода. В этом выражается важнейший вклад здравоохранения в экономику. Отдача каждого рубля, вложенного в здравоохранение, в частности, в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, составляет 3 - 4 рубля, а в профилактику инфекционных заболеваний - более 100 руб. Таким образом, развитие экономики и здравоохранения взаимосвязано.

В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств населения. Доля каждой составляющей в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли. В настоящее время имеются три .таких модели.

Бюджетно-страховая модель - здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.).

бюджетная модель - финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.)

Предпринимательская модель - финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

 

В настоящее время в России действует бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения.

Источником финансирования системы ОМС являются взносы работодателей на страхование работающего населения и бюджетные платежи на страхование неработающего населения.

Базовая программа ОМС должна охватывать все остальные виды медицинской помощи, оказываемые по медицинским показаниям.

Средства, необходимые для финансирования медицинских услуг, распределяются через фонд обязательного медицинского страхования.

Основные функции ФФОМС:

- аккумулирование финансовых средств на ОМС граждан;

- финансирование на основе дифференцированных подушевых нормативов страховых медицинских организаций, заключивших договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинских услуг в рамках программы ОМС;

- осуществление контроля за рациональным использованием средств ОМС.

Страховые медицинские организации имеют право: выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования; устанавливать размер страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию; принимать участие в определении тарифов на медицинские услуги; контролировать объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора, защищать интересы застрахованных.

Основными функциями страховых медицинских организаций являются:

- организация медицинской помощи застрахованным;

- оплата в соответствии с договорами с медицинскими учреждениями предоставленных застрахованным медицинских услуг в рамках программ ОМС;

- контроль качества предоставляемых медицинских услуг; защита прав и интересов застрахованных.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов. Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет:

1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ;

2) ассигнований из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ обязательного медицинского страхования;

3) добровольных взносов юридических и физических лиц;

4) доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.

Финансовые средства в фонды перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности в соответствии с Положением об уплате страховых взносов в ФФОМС.

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнением медицинского страхования и деятельность страховой медицинской организации.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют правительства республик РФ, органы государственного управления краев, областей, автономных округов и автономных областей, местные администрации за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.

Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование определен в размере 5,1%.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование для бюджетных учреждений и организаций, а также нерентабельных государственных предприятий осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

 

Государственное финансирование здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных средств и средств ОМС.

Расходы на здравоохранение осуществляются из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения. Из региональных бюджетов финансируются республиканские, краевые, областные медицинские учреждения, противоэпидемиологические мероприятия и др.

Главным источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты. По каналам этих бюджетов финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений - больниц, поликлиник, амбулаторий и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

Бюджетные средства - наиболее крупный источник финансирования здравоохранения. Они в значительной мере обеспечивают выполнение гарантий государства на получение населением бесплатной медицинской помощи. Для обеспечения этих гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096 была утверждена «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатно медицинской помощью на 1999 г.» В этой Программе был сохранен перечень видов медицинской помощи, сложившийся в советское время. Были также установлены показатели размеров медицинских услуг, которые должны финансироваться государством.

Исходя из медицинской ситуации и экономических возможностей в Программу ежегодно могут вноситься коррективы.

Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ по согласованию с ФФОМС.

Финансирование программы госгарантий осуществляется из средств бюджетов здравоохранения всех уровней; средств фондов обязательного медицинского страхования; из других источников поступления средств в здравоохранение. Нормативные показатели объемов медицинской помощи, оказываемой населению бесплатно в рамках Программы госгарантий, используются в качестве основы для формирования расходной части федерального, региональных и местных бюджетов по разделу «Здравоохранение», а также федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Используя базовую программу госгарантий, региональные органы управления создают и затем утверждают территориальные программы госгарантий.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ и ФФОМС, по согласованию с Минфином РФ, разработали и утвердили «Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».

В рамках Программ госгарантий разрабатываются подушевые нормативы финансирования здравоохранения, которые определяются как показатели затрат, рассчитываемые на одного человека и используемые для того, чтобы показать распределение финансовых ресурсов здравоохранения., полученных из всех источников, необходимых для финансирования расходов на оказание бесплатной медицинской помощи населению.

Средства населения являются вторым по размеру источником финансирования здравоохранения.

Третий по значению источник финансирования здравоохранения - это средства предприятий. В настоящее время ведомствам и предприятиям принадлежит около 15 % всех амбулаторных учреждений и 6% больниц, в которых находится 10% медицинских работников.

 

Несмотря на проведенную в последние годы реформу в здравоохранении в финансовом обеспечении этой отрасли имеются серьезные недостатки. Главный из них - недостаточный размер финансирования. Постоянное недофинансирование отрасли ведет к сокращению профилактических медицинских мероприятий, снижению материально-технической оснащенности учреждений, росту заболеваемости населения, огромным экономическим потерям государства, ухудшению социального климата в стране.

В этих условиях важным фактором улучшения финансового обеспечения здравоохранения является не только увеличение финансовых ресурсов, но и эффективность их использования, т.е. повышение результативности направляемых в отрасль бюджетных средств.

Основой материальной базы современной медицины являются больницы. В них находится большая часть основных фондов здравоохранения; здесь занято большинство медицинских кадров страны. Естественно, что и подавляющая часть расходов на здравоохранение (65%) направляется на финансирование больниц. Это наиболее дорогостоящий вид медицинской помощи. Размер расходов на содержание больниц зависит от ряда факторов. С увеличением мощности больниц средняя стоимость содержания одной койки снижается.

Помимо прямого экономического эффекта может предоставить, больным более качественные медицинские услуги и, следовательно, скорейшее выздоровление. Быстрое возвращение трудоспособности является вторичным экономическим эффектом крупных больниц. Строительство крупных и средней величины больниц - важный резерв снижения темпов роста расходов на их содержание.

Значительное влияние на расходы по финансированию больниц оказывает уровень использования коечного фонда.

Основными показателями, характеризующими использование коек в больницах, являются: среднее число дней использования койки в году, среднее число дней пребывания больного на койке, оборот койки, среднее время простоя койки.

При определении объема бюджетных ресурсов на содержание больниц большое значение имеет показатель среднего числа дней функционирования одной койки в году.

Приведем условный расчет экономического эффекта от интенсификации использования коечного фонда.

Например, в регионе функционирует 2 728 больничных коек. Занятость койки в отчетном году была 320 дней. Среднее число дней пребывания больного на койке - 15,2 дня. Если добиться повышения занятости койки до 330 дней, то прирост числа госпитализированных больных может быть рассчитан по формуле:

 

Пр = (Др – До) х К / Со

 

Где Пр - прирост числа госпитализированных больных;

К- количество коек в больницах;

До - число дней использования койки в отчетном году;

Др - расчетное число дней использования койки;

Со - среднее число дней пребывания больного в отчетном году.

Пр = 1794,7 человек

Объем коечного фонда (К), который потребуется для госпитализации такого количества больных, рассчитывается по формуле:

 

К = (Пр х Со)/До = 85,3 коек .

 

Допустим, что удельные капитальные вложения (стоимость ввода одной койки) составляли 11 тыс. руб. Следовательно, для строительства больниц с таким количеством коек потребовалось бы 938,3 тыс. руб.

Кроме капитальных вложений возросли бы и текущие расходы. И среднем стоимость одной койки-дня составляет 200 руб. Следовательно, на содержание 85,3 коек дополнительно потребовалось бы 545,9 тыс. руб. (85,3 х 200 х 320). Таким образом, экономический эффект от увеличения среднего числа дней использования койки в году составил бы 1 484,2 тыс. руб.

Повышение экономической эффективности здравоохранения и снижение темпов роста расходов может быть достигнуто не только за счет улучшения показателей использования коечного фонда больниц, но и за счет совершенствования организации медицинских учреждений, улучшения использования медицинских кадров и медицинского оборудования и др.

Наиболее массовым видом медицинской помощи населению является амбулаторно-поликлиническая. От уровня профилактической работы поликлиники, своевременности оказываемой ими помощи в значительной степени зависит состояние здоровья населения. Развитие сети амбулаторий и поликлиник должно быть связано с решением общей проблемы развития лечебно-профилактических учреждений.

Расчеты свидетельствуют, что с расширением числа больных, обслуживаемых амбулаторно-поликлиническими учреждениями, потребность в государственных средствах на содержание медицинских учреждений снизится в среднем на 18%. Кроме того, уменьшится надобность в наращивании коечного фонда городских больниц, в связи с чем высвободятся материальные и финансовые ресурсы. Это позволит более быстрыми темпами развивать сеть поликлиник и укреплять их материальную базу.

Помимо прямого экономического эффекта расширение масштабов лечения в домашних условиях и условиях поликлиник даст и известный медицинский эффект, выражающийся, как правило, в более быстром выздоровлении больных в домашних условиях по сравнению с условиями стационара.

В свою очередь повышение медицинского эффекта такого лечения даст положительные экономические результаты в виде быстрейшего возвращения трудоспособности, роста производительности труда и др.

В числе организационных мероприятий, повышающих эффективность здравоохранения, следует отметить:

- укрупнение мелких стационаров, и строительство крупных больниц; совершенствование их внутренней структуры с целью максимального использования коек в соответствии конкретной потребностью в видах медицинской помощи и наличием врачей-специалистов;

- повышение уровня организаций работы больниц по приему, обследованию, лечению и выписке больных, сокращение длительности пребывания больных в дооперационном периоде;

- обеспечение больниц необходимыми кадрами и оборудованием;

- уменьшение простоя коек за счет сокращения сроков проведения в больницах противоэпидемиологических мероприятий, капитальных и текущих ремонтов и т.д.;

- преемственность в работе больниц и поликлиник и укрепление их взаимосвязи

 

Планирование расходов на здравоохранение при формировании бюджетов.

 

Объем медицинской помощи и затраты на ее оказание на государственном уровне определяются в соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Размеры и структура медицинской помощи задаются утверждаемыми на федеральном уровне нормативами объемов бесплатной медицинской "помощи в расчете на 1 000 человек. Эти нормативы могут быть уточнены в регионах с учетом их демографической структуры населения, потребностей в медицинских услугах, уровня медицинского состояния территории и т.д. . .

Единицами объемов медицинских услуг приняты: в больницах - койко-день, в амбулаторно-клинических учреждениях - врачебное посещение, вызов скорой медицинской помощи.

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы государственных гарантий, зависит и от величины денежных, затрат на единицу объема медицинских услуг.

В Программах устанавливаются следующие нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинских услуг:

- стоимость одного дня лечения в больнице;

- стоимость одного посещения в поликлинике;

- стоимость одного вызова скорой медицинской помощи;

- стоимость одного койко-дня.

Финансовые нормативы рассчитываются с учетом результатов анализа расходования бюджетных средств за предыдущий период; индексов-дефляторов на планируемый период; территориальных коэффициентов удорожания установленных Минэкономразвития РФ.

Объем средств на выполнение Программы государственных гарантий в расчете на душу населения рассчитывается по формуле:

 

 

где Нокд - норматив числа койко-дней, проведенных в стационаре в год на 1000 населения;

Нскд - норматив средних финансовых затрат на один койко-день в стационарах;

Нокдс - норматив числа дней лечения в дневных стационарах в год на 1000 населения;

Нскдс - норматив средних финансовых затрат на один день лечения в дневном стационаре;

Ноп - норматив числа врачебных посещений в год на 1000 населения

Нчп - норматив финансовых затрат на одно врачебное посещение;

Нов - норматив числа вызовов скорой медицинской помощи на 1000 населения;

Нсв -норматив финансовых затрат на один вызов скорой медицинской помощи;

Сиз - затраты на поддержание инфраструктуры здравоохранения;

С а омс - административные затраты системы обязательного медицинского страхования (ОМС);

Чн   - численность населения.

Общий размер финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, определяется по формуле:

 

Со = Зд х Чн,

 

где Со - затраты на реализацию программы;

Чн -численность населения.

Планирование Программы государственных гарантий в здравоохранении осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и в медицинских учреждениях.

На федеральном уровне разрабатывается Программа государственных гарантий и методика ее формирования и обоснования. Определяются виды медицинской помощи и заболевания, включенные в Программу государственных гарантий; минимально гарантируемые объемы медицинской помощи; нормативы финансовых затрат на единицу объемов медицинской помощи.

На региональном уровне разрабатывается территориальная программа государственных гарантий, обеспечения населения бесплатной медицинской помощью. Устанавливаются территориальные нормативы медицинской помощи и территориальные нормативы финансовых затрат на единицу медицинских услуг.

На муниципальном уровне формируется муниципальный заказ, обеспечивающий реализацию Программы государственных гарантий в муниципальном образовании. На основе объемов медицинской помощи, реализуемых субъектом РФ с учетом нормативов финансовых затрат, а также предложений медицинских учреждений формируется финансовый план оказания медицинской помощи населению в медицинских учреждениях муниципального образования, а также заказ на получение жителями медицинской помощи за пределами территории проживания (в медицинских учреждениях регионального и федерального подчинения).

Сформированный муниципальный заказ согласовывается в органах управления субъекта РФ. Если после признания его параметров субъектом РФ в муниципальном образовании имеются дополнительные ресурсы, то муниципальный заказ может быть увеличен сверх территориальной программы государственных гарантий.

На уровне медицинских учреждений разрабатываются предложения по использованию их мощностей для реализации муниципального заказа. Согласованные показатели муниципальных заказов служат основой для формирования бюджетных заявок муниципальным бюджетам и системе ОМС.

Расчёт нормативных расходов на здравоохранение на уровне муниципального образования осуществляется путем суммирования расходов на содержание лечебных учреждений, подлежащих финансированию из бюджета i-го муниципального образования, по формуле:

 

Rздр i = R1 i + R2 i + R3 i + R4 i + R5 i

 

где Rздр i - нормативные расходы для i-го муниципального образования на здравоохранение;

R1 i - расходы для i-го муниципального образования на оказание населению услуг скорой медицинской помощи и помощи при социально значимых заболеваниях;

R2 i - расходы для i-го муниципального образования на оказание населению прочей медицинской помощи;

R3 i - расходы для i-го муниципального образования на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях больных с социально значимыми заболеваниями;

R4 i - расходы для i-го муниципального образования на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях прочих контингентов населения, пользующихся льготами по лекарственному обеспечению;

R5 i - расходы для i-го муниципального образования на оказание населению межрегиональной медицинской помощи.

Нормативные расходы на оказание населению услуг скорой медицинской помощи и помощи при социально значимых заболеваниях для /-го муниципального образования (R1 i) определяются по формуле:

 

R1 i = Н1 x Чi

 

где H1 — норматив затрат на скорую медицинскую помощь и помощь при социально значимых заболеваниях;

Чi - численность населения i-го муниципального образования по состоянию на 1 января текущего года.

Нормативные расходы на оказание населению прочей медицинской помощи для i-го муниципального образования (R2 i) определяются по формуле:

 

R2 i = Н2 x Чi

 

где Н2 — норматив затрат на прочую медицинскую помощь..

Нормативные расходы на оказание населению межрегиональной медицинской помощи для i-го муниципального образования (R5 i) определяются по формуле:

 

R5 i = Н5 x Чi

 

где Н5 — норматив затрат на оказание межрегиональной медицинской помощи в расходах соответствующих муниципальных образований, муниципальные учреждения здравоохранения которых оказывают межрегиональную медицинскую помощь.

Нормативные расходы,, на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях больных, с социально значимыми заболеваниями для i-го муниципального образования (R3 i) определяются по формуле:

 

R3 i = Н3 x Ч1 i

 

где Н3 — норматив затрат на льготное лекарственное обеспечение

социально значимых заболеваний;

Ч1 i - численность больных социально значимыми заболеваниями, представляемая органам местного самоуправления i-го муниципального образования при ежегодном согласовании объемов медицинской помощи, по состоянию на 1 января текущего года.

Нормативные расходы на льготное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях прочих контингентов населения, пользующихся льготами по лекарственному обеспечению для i-го муниципального образования (R4 ii) определяются по формуле:

 

R4 i = Н4 x Ч2i

 

где Н4 - норматив затрат на льготное лекарственное обеспечение прочих контингентов населения, пользующихся льготами по льготному лекарственному обеспечению;

Ч2i - численность больных прочих контингентов населения социально значимыми заболеваниями, представляемая органам, местного самоуправления i-го муниципального образования при ежегодном согласовании объемов медицинской помощи, по состоянию на 1 января текущего года.

 

Финансовое планирование в медицинских учреждениях ведется на основе производственных показателей (число коек в больницах, число посещений больных в поликлиниках, число вызовов скорой медицинской помощи) и нормативов, установленных Программой государственных гарантий в муниципальном образовании.

Смета расходов в больнице составляется на основании расчета следующих показателей..

1. Число дней функционирования койки (раздельно по хирургическим, инфекционным, детским и прочим койкам). Показатель устанавливается исполнительными органами.

2. Среднегодовое количество коек

 

Кср = Кн + (Кк – Кн)n/12

 

где Кср - среднегодовое количество коек;

Кн, Кк - количество коек на начало и конец года;

n - число месяцев функционирования вновь развернутых коек.

 

3. Количество койко-дней:

 

Ккд = Чк х Ср

 

где Ккд - количество койко-дней;

Чк - число дней функционирования койки.

 

4. Расходы на дооборудование новых коек:

К д н к = Пк х N р д к

 

где Р д н к - расходы на дооборудование новых коек;

Пк - прирост коек за год;

N р д к - норма расходов на дооборудование одной новой койки.

 

5. Прирост коек за год:

 

Пк = Кк – Кн

 

6. Норма расходов на питание на одну койку в год:

 

Nр = Чд x N д

 

где Np - норма расходов на питание на одну койку в год;

Чд - число дней функционирования койки в год;

Nд - норма расходов на питание на одну койку в день.

 

7. Объем расходов на медикаменты:

 

Рм = Кср х Nр

 

где Рм — расходы на медикаменты;

Кср — среднегодовое количество коек;

Np — норма расходов на медикаменты.

 

8. Объем расходов на мягкий инвентарь:

 

Р м и =Р д н к + Р д к

 

где Р м и - расходы на мягкий инвентарь;

Р д н к - расходы на дооборудование новых коек;

Рдк - расходы на оборудование приемных коек.

 

9. Объем расходов на питание:

 

Ср =Nр х Кср

 

где Ср - расход на питание;

Np - норма расходов на питание на одну койку;

Кср - среднегодовое количество коек.

 

10. Объем фонда оплаты труда:

 

ФЗП = Кср х Сср х Снк

 

где ФЗП — годовой фонд зарплаты

Кср - среднегодовое количество коек

Сср - средняя ставка зарплаты

Снк - количество ставок на одну койку.

 

11. Объем расходов на коммунальные услуги (по видам услуг):

Рку = К ср х Np х Т

где Рку - расходы на вид коммунальной услуги

Nр - норма расходов на одну койку;

Т - тариф за коммунальную услугу.

 

Размер затрат на простую медицинскую услугу рассчитывается по формуле:

 

С пму = (( ΣПр + ΣНр ) / (Ф р вр х К эф вр + Ф р ср х К эф ср)) х (tвр + tср)

 

С пму – стоимость простой медицинской услуги,

Пр - прямые расходы;

Нр - накладные расходы;

Ф р вр - фонд рабочего времени врачей, в год, (1 у.е.т = 10 мин работы персонала)

Ф р ср - фонд рабочего времени среднего медперсонала, в у.е.т.

tвр - время оказания медицинской услуги врачами;

tср - время оказания медицинской услуги' средним медицинским персоналом;

Кэф - нормативный коэффициент использования рабочего времени.

 

Финансирование образования, культуры и искусства

 

 

Получение образования является одним из важнейших конституционных прав граждан России. Для этих целей функционирует система государственных и муниципальных образовательных учреждений.

В Российской Федерации в настоящее время действуют государственные, муниципальные и частные учебные заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных бюджетов и за счет личных средств граждан. За счет средств федерального бюджета финансируется основная часть высших учебных заведений. Начальное и среднее профессиональное образование примерно поровну финансируется из региональных и местных бюджетов. Дошкольные учреждения и учреждения общего образования финансируются из местных бюджетов.

Всего на образовательные цели из консолидированного бюджета РФ направляется около 13% расходов. Из них на федеральный бюджет приходится лишь 20%, а на территориальные бюджеты 80%, в том числе на региональные бюджеты 21% и на местные 59% всех общегосударственных расходов на образование.

Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля направляется на содержание общеобразовательных учреждений, на втором месте дошкольные учреждения. Подавляющая часть средств направляется на текущее содержание учебных заведений. Менее 5% средств используется на капитальные вложения.

Финансовое обеспечение образовательных учреждений осуществляется на базе утвержденных представительными органами власти государственных и местных нормативов. В основе этих нормативов лежат следующие параметры, заложенные в Законе РФ «Об образовании»: финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. человек населения Российской Федерации; для этого ежегодное выделение финансовых ресурсов должно составлять не менее 10% величины национального дохода; на финансирование вузов должно выделяться не менее 3% расходов федерального бюджета.

В настоящее время эти нормативы не выдерживаются. Недофинансирование образовательных учреждений превышает 50% к общегосударственным нормам. В итоге это приводит к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям, социальной напряженности в обществе.

В этих условиях одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования. Этим целям посвящена разработанная специалистами Министерства образования РФ и одобренная Правительством РФ в 2001 г. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» В ней определены основные направления модернизации общего и профессионального образования, условия повышения качества обучения в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования будет осуществляться на основе:

1) бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ;

2) равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

3) получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Для расширения доступности образования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи будет разработан и реализован комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его ступенях. В числе этих мер:

- разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

- передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципальных общеобразовательных школах в ведение субъектов РФ и придания им статуса государственных образовательных учреждений;

- введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся и создание других механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите;

- создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования для расширения, возможностей детей из малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональное образование;

- нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг;

- последовательное увеличение суммарной величины академической и социальной стипендий и доведение ее до уровня прожиточного минимума;

 

В целях развития образования в России, повышения его уровня и качества в числе приоритетных национальных проектов принят и осуществляется проект «Образование». Всего в рамках этого проекта выделено пять направлений: «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования»; «Внедрение современных образовательных технологий»; «Создание национальных университетов и бизнес - школ мирового уровня»; «Повышение уровня воспитательной работы в школах»; «Развитие системы профессиональной подготовки в армии».

1. По направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» основными задачами является: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.

2. По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными задачами являются разработка, и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования, а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.

3. По направлению «Создание национальных университетов и бизнес - школ мирового уровня» основными мероприятиями являются: создание к 2008 г. в России двух университетских центров на 30 тыс. мест каждый — в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес - школ (по 500 мест каждая) в Московском регионе и г. Санкт-Петербурге.

4. По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» основным мероприятием является выплата дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов.

5. По направлению «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» основными задачами являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее грех лет по контракту в Вооруженных Силах РФ.

 

Учреждения, обслуживающие различные этапы образовательного процесса, имеют свою специфику и свои источники финансирования. Дошкольное образование является первым этапом в воспитании и образовании подрастающего поколения. В СССР была создана самая развитая в мире сеть дошкольных учреждений. В 1990 г. функционировало почти 88 тыс. дошкольных учреждений, в которых было 9 млн. воспитанников. К 2004 году число таких учреждений сократилось на 35 тыс., а число детей в них снизилось на 2,8 млн. В связи с передачей детских дошкольных учреждений местным администрациям нагрузка на территориальные, главным образом местные, бюджеты резко возросла. 82% соответствующих расходов приходится на местные бюджеты.

Расчет расходов на содержание дошкольных учреждений основан на определении среднегодового количества детей, среднегодового количества воспитателей и величины ставки воспитателя.

Среднегодовое количество детей Кср определяется по формуле:

 

Кср = (K1 х 6 + К2 х 6) / 12, где К1 и К2 - количество детей на начало и конец планируемого года.

Среднегодовое количество воспитателей Чср определяется по формуле:   

 

Чср = Тс х     Д х Гср х Нрв,

 

где Тс - продолжительность пребывания детей в группе в день;

Д - количество рабочих дней в неделе;

Гср - среднегодовое количество групп;

Нрв - нормативная продолжительность рабочего времени воспитателей.

 

В настоящее время приоритет в процессе обучения отдается средней школе, тем самым еще более повышается ответственность за результаты деятельности этого звена народного образования.

В настоящее время в стране около 60 тыс. школ, в которых учится свыше 16,5 млн. учеников.

Концепцией модернизации общег<



2019-07-03 183 Обсуждений (0)
Тема 7. Бюджетная политика. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Бюджетная политика.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)