Процесс работы над художественным произведением в начальных классах. Своеобразие подготовительной работы перед первичным восприятием текста учащихся с нарушением зрения.
II группа (по методике) В начальных классах (из лекций Кругловой): Художественное произведение – это сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства языка) взаимодействуют между собой. В художественном произведении образ не статичен, а дан в развитии, и по мере этого развития, образ раскрывается перед читателем всё новыми и новыми сторонами. Эта особенность требует начинать работу над произведением с целостного его восприятия – т.е. с синтеза (чтения литературного произведения целиком). Учитель читает детям произведение или ставит аудиозапись. Анализ произведения следует за синтезом. На этом этапе работают с текстом дети: читают вслух по указанию учителя, анализируют, работают над изобразительными средствами языка, рисуют словесные картины, устанавливают причинно-следственные связи. После анализа с различными видами чтения текста учениками следует вторичный синтез – синтез более высокого качества. Можно выделить 3 этапа работы над художественным произведением: 1.Первичный синтез 2.Анализ 3.Вторичный синтез – обобщающая работа по всему художественному произведению. Основные задачи первичного синтеза: 1.Ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста. 2. Выяснение эмоционального воздействия произведения на учеников. На этапе анализа устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета, выясняются мотивы поведения главных действующих лиц и их черт (почему так поступили, как это их характеризует), раскрывается композиция произведения (завязка действия, кульминация, развязка), проводится анализ изобразительных средств языка в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев. На этапе вторичного синтеза решаются следующие задачи: 1.Обобщение существенных черт действующих лиц 2.Сопоставление героев и оценка их поступков 3.Выяснение идейной направленности произведения 4.Оценка произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства Названные этапы работы над художественным произведением не являются полным аналогом структурных компонентов урока чтения, т.к. над одним и тем же произведением работа может проходить в течение одного или нескольких уроков. Если работа ведётся несколько уроков, то каждый урок будет иметь свои цели, но в целом ход работы будет идти от первичного ознакомления вфактическим содержанием через анализ главных действующих лиц и мотивов их поведения к обобщению и выделению главной идеи. Для верного восприятия содержания учащимся необходимо иметь определенный запас представлений, если их не достаточно, то необходимо проводить подготовительную работу по обогащению представлений детей. Важно что бы в процессе работы были созданы условия для эмоционального восприятия произведения. Особенно это важно для детей с нарушением зрения. Подготовительная работа решает следующие задачи: Расширение представлений о событиях и явлениях, изображённых в произведении, сообщение новых сведений и обеспечение сознательного восприятия текста. Ознакомление детей с жизнью писателя с целью вызвать интерес к нему, как к человеку, и к его творчеству. Подготовка к эмоциональному восприятию произведения. Раскрытие лексического значения слов, без понимания смысла которых усвоение содержания было бы затруднено. Вопрос о целесообразности проведения подготовительной работы решается учителем, исходя из сложности содержания произведения и уровня подготовленности класса. Не каждое произведение требует подготовительной работы. Форма организации подготовительной работы зависит от идейно-тематической основы произведения и наличия или отсутствия у детей определённых знаний. В практике начальной школы в ходе подготовительной работы используются: – экскурси и (на природу, в музей, на предприятие) – демонстрация видеозаписей целых фильмов или их фрагментов – демонстрация изобразительной наглядности – слушание музыки – рассказ учителя или ученика – беседа с детьми. Экскурсия организуется перед чтением произведения о природе, с целью углубить конкретные знания учащихся и сформировать умения наблюдать и точно описывать явления природы. На экскурсии развиваются умения слышать звуки леса, реки, неба, видеть природу во всей её красе. Экскурсия может быть и в музее перед чтением исторических произведений. Т.о. место проведения экскурсии выбирается в зависимости от содержания произведения. Во время таких экскурсий учитель сообщает необходимые сведения, без знания которых восприятие произведения будет затруднено, а также вводит в речь учащихся новые слова и выражения, которые встретятся им в тексте. Демонстрация видеозаписей позволяет наблюдать те явления, которые далеко не всегда есть возможность увидеть в натуре. Фильм обычно используется как введение в тему и уточняет и систематизирует представления детей. Фильмы содержат богатый познавательный материал и способствуют сознательному чтению и яркому эмоциональному восприятию произведения. В школе слабовидящих демонстрация фильмов позволяет делать остановки кадров и акцентировать внимание учеников на важных деталях. В целях развития умения выделять важные, существенные моменты фильма, после его просмотра организуется беседа, многие вопросы в которой могут быть только поставлены, чтобы найти ответы на них в процессе прочтения произведения. Такой подход повышает интерес детей к чтению и делает его более целенаправленным. В качестве источника информации при проведении подготовительной работы могут использоваться и предметные рисунки, сюжетные картины, репродукции картин произведений художников, а также натуральные наглядные средства. Слушание музыки может использоваться как средство подготовки к восприятию произведений большой лирической и эмоциональной наполненности. Программы по литературному чтению и музыке дают большие возможности использования музыкальных произведений и их отрывков перед чтением произведений о природе, исторических текстов, стихотворений, сказок. Слушание музыки может сопровождать и первичное восприятие произведения. Рассказ учителя присутствует, как правило, в комплексе с беседой. Используется он при знакомстве с писателем, сопровождаясь восприятием портретов писателя, показом его книг. От класса к классу знания детей об авторах произведений должны углубляться: в 1-2 классе им сообщаются эпизодические сведения, в последующих классах рассказ учителя становится более полным и целостным. Рассказ учителя также может способствовать более глубокому восприятию творчества писателя – может сообщаться о реальной основе событий, изображённых в произведении Беседа в качестве подготовительной работы возможна, если у детей уже имеются знания, личный опыт, представления о том, что они будут читать. Вопросы подбираются так, чтобы и слабые, и сильные ученики могли принять в беседе участие. Вопросы могут предполагать однозначные ответы, или разные варианты, а также могут быть рассчитаны на сообразительность. Также в процессе беседы создаётся проблемная ситуация – задаётся вопрос, на который большинство не знает ответа, и может получить этот ответ в ходе прочтения произведения. В процессе беседы используются средства наглядности, а также пополняется словарный запас учеников. После первичного восприятия произведения необходимо провести проверку его качества – задать детям вопросы, направленные на выяснение их эмоционального отношен ия к произведению: что понравилось, что не понравилось, какой момент наиболее запомнился, какие чувства они испытывали, пока слушали произведение.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (618)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |