Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Процесс работы над художественным произведением в начальных классах. Своеобразие подготовительной работы перед первичным восприятием текста учащихся с нарушением зрения.



2019-07-03 618 Обсуждений (0)
Процесс работы над художественным произведением в начальных классах. Своеобразие подготовительной работы перед первичным восприятием текста учащихся с нарушением зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок




II группа (по методике)

В начальных классах (из лекций Кругловой):

Художественное произведение – это сложное целое, в котором все его компоненты (идейно-тематическая основа, композиция, сюжет, изобразительные средства языка) взаимодействуют между собой.

В художественном произведении образ не статичен, а дан в развитии, и по мере этого развития, образ раскрывается перед читателем всё новыми и новыми сторонами. Эта особенность требует начинать работу над произведением с целостного его восприятия – т.е. с синтеза (чтения литературного произведения целиком). Учитель читает детям произведение или ставит аудиозапись.

Анализ произведения следует за синтезом. На этом этапе работают с текстом дети: читают вслух по указанию учителя, анализируют, работают над изобразительными средствами языка, рисуют словесные картины, устанавливают причинно-следственные связи.

После анализа с различными видами чтения текста учениками следует вторичный синтез – синтез более высокого качества.

Можно выделить 3 этапа работы над художественным произведением:

1.Первичный синтез

2.Анализ

3.Вторичный синтез – обобщающая работа по всему художественному произведению.

Основные задачи первичного синтеза:

1.Ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста.

2. Выяснение эмоционального воздействия произведения на учеников.

На этапе анализа устанавливаются причинно-следственные связи в развитии сюжета, выясняются мотивы поведения главных действующих лиц и их черт (почему так поступили, как это их характеризует), раскрывается композиция произведения (завязка действия, кульминация, развязка), проводится анализ изобразительных средств языка в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев.

На этапе вторичного синтеза решаются следующие задачи:

1.Обобщение существенных черт действующих лиц

2.Сопоставление героев и оценка их поступков

3.Выяснение идейной направленности произведения

4.Оценка произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства

Названные этапы работы над художественным произведением не являются полным аналогом структурных компонентов урока чтения, т.к. над одним и тем же произведением работа может проходить в течение одного или нескольких уроков. Если работа ведётся несколько уроков, то каждый урок будет иметь свои цели, но в целом ход работы будет идти от первичного ознакомления вфактическим содержанием через анализ главных действующих лиц и мотивов их поведения к обобщению и выделению главной идеи.

Для верного восприятия содержания учащимся необходимо иметь определенный запас представлений, если их не достаточно, то необходимо проводить подготовительную работу по обогащению представлений детей. Важно что бы в процессе работы были созданы условия для эмоционального восприятия произведения. Особенно это важно для детей с нарушением зрения.

Подготовительная работа решает следующие задачи:

Расширение представлений о событиях и явлениях, изображённых в произведении, сообщение новых сведений и обеспечение сознательного восприятия текста.

Ознакомление детей с жизнью писателя с целью вызвать интерес к нему, как к человеку, и к его творчеству.

Подготовка к эмоциональному восприятию произведения.

Раскрытие лексического значения слов, без понимания смысла которых усвоение содержания было бы затруднено.

Вопрос о целесообразности проведения подготовительной работы решается учителем, исходя из сложности содержания произведения и уровня подготовленности класса. Не каждое произведение требует подготовительной работы.

Форма организации подготовительной работы зависит от идейно-тематической основы произведения и наличия или отсутствия у детей определённых знаний. В практике начальной школы в ходе подготовительной работы используются:

– экскурси и (на природу, в музей, на предприятие)

– демонстрация видеозаписей целых фильмов или их фрагментов

– демонстрация изобразительной наглядности

– слушание музыки

– рассказ учителя или ученика

– беседа с детьми.

Экскурсия организуется перед чтением произведения о природе, с целью углубить конкретные знания учащихся и сформировать умения наблюдать и точно описывать явления природы. На экскурсии развиваются умения слышать звуки леса, реки, неба, видеть природу во всей её красе. Экскурсия может быть и в музее перед чтением исторических произведений. Т.о. место проведения экскурсии выбирается в зависимости от содержания произведения. Во время таких экскурсий учитель сообщает необходимые сведения, без знания которых восприятие произведения будет затруднено, а также вводит в речь учащихся новые слова и выражения, которые встретятся им в тексте.

Демонстрация видеозаписей позволяет наблюдать те явления, которые далеко не всегда есть возможность увидеть в натуре. Фильм обычно используется как введение в тему и уточняет и систематизирует представления детей. Фильмы содержат богатый познавательный материал и способствуют сознательному чтению и яркому эмоциональному восприятию произведения. В школе слабовидящих демонстрация фильмов позволяет делать остановки кадров и акцентировать внимание учеников на важных деталях. В целях развития умения выделять важные, существенные моменты фильма, после его просмотра организуется беседа, многие вопросы в которой могут быть только поставлены, чтобы найти ответы на них в процессе прочтения произведения. Такой подход повышает интерес детей к чтению и делает его более целенаправленным.

В качестве источника информации при проведении подготовительной работы могут использоваться и предметные рисунки, сюжетные картины, репродукции картин произведений художников, а также натуральные наглядные средства.

Слушание музыки может использоваться как средство подготовки к восприятию произведений большой лирической и эмоциональной наполненности. Программы по литературному чтению и музыке дают большие возможности использования музыкальных произведений и их отрывков перед чтением произведений о природе, исторических текстов, стихотворений, сказок. Слушание музыки может сопровождать и первичное восприятие произведения.

Рассказ учителя присутствует, как правило, в комплексе с беседой. Используется он при знакомстве с писателем, сопровождаясь восприятием портретов писателя, показом его книг. От класса к классу знания детей об авторах произведений должны углубляться: в 1-2 классе им сообщаются эпизодические сведения, в последующих классах рассказ учителя становится более полным и целостным. Рассказ учителя также может способствовать более глубокому восприятию творчества писателя – может сообщаться о реальной основе событий, изображённых в произведении

Беседа в качестве подготовительной работы возможна, если у детей уже имеются знания, личный опыт, представления о том, что они будут читать. Вопросы подбираются так, чтобы и слабые, и сильные ученики могли принять в беседе участие. Вопросы могут предполагать однозначные ответы, или разные варианты, а также могут быть рассчитаны на сообразительность. Также в процессе беседы создаётся проблемная ситуация – задаётся вопрос, на который большинство не знает ответа, и может получить этот ответ в ходе прочтения произведения. В процессе беседы используются средства наглядности, а также пополняется словарный запас учеников.

После первичного восприятия произведения необходимо провести проверку его качества – задать детям вопросы, направленные на выяснение их эмоционального отношен ия к произведению: что понравилось, что не понравилось, какой момент наиболее запомнился, какие чувства они испытывали, пока слушали произведение.

 



2019-07-03 618 Обсуждений (0)
Процесс работы над художественным произведением в начальных классах. Своеобразие подготовительной работы перед первичным восприятием текста учащихся с нарушением зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Процесс работы над художественным произведением в начальных классах. Своеобразие подготовительной работы перед первичным восприятием текста учащихся с нарушением зрения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (618)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)