Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика азбучного (основного) периода обучения грамоте, его своеобразие в работе с обучающимися с нарушением зрения.



2019-07-03 940 Обсуждений (0)
Общая характеристика азбучного (основного) периода обучения грамоте, его своеобразие в работе с обучающимися с нарушением зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основной период обучения грамоте в школе для детей с нарушением зрения начинается для слабовидящих с буквы Н, для слепых с буквы А, так как в подготовительном периоде они буквы не изучают.

Задачами основного периода обучения грамоте являются:

· Изучить все буквы.

· Научить правильно, соотносить звуки и буквы

· Усвоить сочетания букв

· Усвоить правила графики

· Вооружить умениям плавного, слогового, с переходом на слова чтения.

· Развивать речь, мышление и интерес

· Осуществлять воспитание.

Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени:

На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и кратки. Следует детей научить следить за чтением (указка) и замечать ошибки товарищей. Важно проверять понимание прочитанного путем постановки вопросов по содержанию. Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов.

На второй ступени букварного периода учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слогозвуковой структуре слов, закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разных позициях. Для этого дети должны быстро находить в слове его центральную часть – слияние – и определять способ чтения примыкающих к нему согласных, читаемых до слияния. Повторное чтение текста может быть выборочным. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно пересказывать прочитанное, читать текст про себя, готовясь читать вслух. На этой ступени учитель в большей степени дифференцирует обучение, т.к. одни их учащихся уходят вперед, другие отстают.

На третьей ступени значительно возрастает объем чтения (несколько текстов на странице). Дети учатся читать не только прозаические, но и стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения, причем в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слов в речи (орфоэпические нормы): его [ево], что [што]. Учащиеся наблюдают некоторые орфографические явления, например, море – морская (безударная гласная). На этой ступени ещё больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря. Хорошо успевающие учащиеся получают возможность помимо букварных читать дополнительные художественные тексты.

На четвертой ступени дети читают тематические сгруппированные произведения детских писателей. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения. Изучаются звук [й ] и буква й, ъ и ь знаки, [ц ]и [щ.]. Все эти звуки и буквы обладают не только малой частотностью, но и специфическими особенностями, на которые необходимо обратить внимание учащихся. На этой ступени закрепляются знания о написании сочетаний чу, щу, ча, ща, жи, ши.

Изучение звуков и букв по их частотному употреблению позволяет быстро увеличить число слов для чтения, письма и звуко-слогового анализа и синтеза. Изучив всего 10 согласных и зная, основные гласные дети могут читать текст объемом 50 слов.

Одновременное изучение согласных так же увеличивает возможности чтения анализа и синтеза слов.

Для формирования понимания системы звуков и букв используется таблица «лента букв». Впервые дети знакомятся с этой таблицей (слабовидящие) в подготовительный период, после изучения буквы А.

Каждый урок закрепления изученной буквы заканчивается работой на ленте букв.

На ленте букв согласные звуки располагаются парами по звонкости и глухости, гласные буквы располагаются слева в два ряда: верхний ряд гласные для тв.согласных, нижний для мг.согласных.

В последующей работе со слогами соблюдаются принципы: последовательности, преемственности и частотности:

Изучение слогов – 1 гласный.

Сочетание двух гласных

Открытые слоги

Слоги типа (ан) (кот): открытый слог(слияние) и согласный вне слияния

Слоги со стечением согласных

По мере изучения согласных звуков, каждому из них даются слоговые таблицы. Постепенное усложнение слогового состава читаемых слогов происходит посредством чтения двух открытых слогов, затем усложняется.

Затем дети переходят к чтению небольших текстов. Тематическое разнообразие текстов представлено темами: дети, игры, труд, учение, школа, спорт, труд взрослых, столица нашей родины, природа, мир животных, правила уличного движения, праздники, метро, космос.

Такое разнообразите текстов имеет большое воспитательное значение, дает основу для обогащения словаря, для бесед и рассказов, развития речи.

К концу учебного года тексты достигают 200 слов, содержат диалоги, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, ? и !, безсоюзные предложения и ряд др. Однако все это усваивается без правил, ученики практически получают образцы родной речи.

Ученики ежедневно знакомятся с новыми звуками и буквой обозначающей их – это уроки изучения нового материала. Следующий урок – урок закрепления, кроме того на данных уроках выделяется 15-20 мин на внеклассное чтение еженедельно.

Основные виды работы на уроках чтения в основной период.

Выделение нового изучаемого звука в ходе слого-звукового анализа из разных позиций звука в слове.

Твердый и мягкий вариант согласных

Ударный и безударный гласный

При выделении звука происходит опока на схему – модель слова. Проводятся упражнения на слышание звуков их произнесение и артикулирование.

Знакомство с буквой происходит после знакомства созвукам и фонематических упражнений.

После дети работают с разрезной азбукой, составляя слоги на наборном полотне, и читают слоговые таблицы.

Работа по учебнику.

Ориентировать где открыть книгу

Указкой покажите букву, которую мы изучаем.

Чтение столбиков слогов (в разном порядке)

Чтение столбиков слов (после чтения про себя отметить слоги)

Чтение текстов на страницах (слабые ученики читают каждое предложение два раза, сознательность чтения проверяется вопросами)

Работа с иллюстрацией

Важно обращать внимание на интонацию и знаки препинания, вырабатывать орфоэпическое произношение. Для сильных учеников дается отдельное задание, которое проверяется всеми учениками.

На уроках закрепления выделяются те же виды работы, проводится работа с дополнительными словами и текстами.

К концу основного периода дети должны уметь:

свободно и правильно произносить все звуки как вне слова (если звук может быть произнесен вне слова), так и в слове, в сильных и слабых позициях;

определять звуковой состав слов, последовательность звуков в слове, разделять слово на слоги, указывать ударный слог;

составлять слова из букв разрезной азбуки, а также записывать слова, если в них нет существенных расхождений звукового и буквенного состава;

различать твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие;

знать все буквы, соотносить их со звуками, знать, какая буква как читается в разных позициях;

читать слогами (не по буквам!), т. е. владеть слоговым, или позиционным, чтением всех основных типов слогов: сг, гс, сгс, ссг, ссгс с любым буквенным составом и т. п. в двусложных, трехсложных, четырехсложных словах, доступных для понимания; не исключается, конечно, и чтение целыми словами;

соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном прочтении слов и текстов, делать паузы и логические ударения в простейших случаях, соблюдать простейшие интонации;

понимать прочитанное, что выявляется в ответах на вопросы, в простейших формах пересказа, в выполнении элементарных логических задач.

В школе слепых работа проходит точно так же, но по Брайлю.

Заключительная часть основного периода не содержит новых звуков и букв, дается алфавит как обобщение и отрывки их произведений писателей, которые уже позволяют решать задачи подготовки к урокам чтения. На этом этапе восполняются пробелы в знаниях, происходит выравнивание умений слабых и сильных учеников. Происходит закрепление на письме правильного соединения букв, слов, предложений. Развитие речи, совершенствование элементов навыка чтения (правильность, беглость, сознательность, выразительность)

Основной период обучения грамоте в школе слепых.

Формируются умения:

Обозначать звуки речи рельефно-точечными буквами

Знать расположение букв в рассыпной кассе

Различать звуки на слух

Устанавливать последовательность звуков в словах

Правильно артирулировать звуки

Читать прямые слоги, слова

Пользоваться линейкой в рассыпной кассе

Преобразовывать слова путем добавления или перестановки букв и слогов

Читать предложения и небольшие тексты

Писать слова

Наряду с этими умениями, в заключительной части периода формируются умения:

Читать по слогам и целым словам

Читать связные тексты

Различать тексты и набор предложений

Подбирать заголовок

Отвечать на вопросы

Искать ответ на вопрос в тексте

Заучивать и пересказывать

Соблюдать паузы, интонацию, знаки препинания

Записывать слова и предложения после их анализа

В ходе обучения широко используются общедидактичекие методы, но в тоже время особенности познавательной деятельности требуют использования особых приемов:

Уделение внимания артикуляции при выделении звука

Работа с рельефными рисунками, уточнение уровня представлений, использования различной наглядности для их формирования или уточнения.

Если дети не могут узнать изображение, учитель помогает вопросами

Подбор текстов для чтения осуществляется учителем в зависимости от уровня класса.

Работа с кассой на уроках чтения, на письме эпизодически.

 

3. Обучение плоскому письму слепых и частично зрячих. Цель, задачи, содержание.

Одним из разделов русского языка в школах слепых и слабовидящих является плоское письмо.

Обучение плоскому письму – это раздел грамматики и правописания в образовательном процессе незрячих и частично зрячих детей. В процессе обучения плоскому письму происходит ознакомление детей с плоскопечатным шрифтом.

Плоское письмо – это письмо без рельефа, при котором печатные буквы отличаются от фона цветом.

Данный раздел необходим для того, чтобы незрячие могли овладеть такими умениями как поставить свою подпись, написать письмо зрячим, а также для того, чтобы ученики с остаточным зрением могли прочитать помимо рельефно-точечного шрифта, плоскопечатный.

Существует 2 типа приборов для обучения плоскопечатному шрифту: приборы, обозначающие пространство, в котором пишутся буквы, и приспособления, направляющие руку незрячего на строке. Также существуют пишущие машинки для незрячих, пишущие плоскопечатным шрифтом. В России детей учат писать плоскопечатным шрифтом по системе Гебольда, а также скорописью – прописными буквами.

Обучение плоскопечатному шрифту в школе слепых вводится со 2 класса, по программе рекомендуется уделять на это по 15 минут от урока русского языка 2 раза в неделю. Но в реальной жизни осуществить это невозможно, потому что темы, изучаемые на уроке достаточно объёмны и весь урок уходит на формирование и закрепление знаний. Поэтому учителя проводят 1 полноценный урок, посвящённый обучению плоскопечатному письму, раз в неделю.

Со 2 класса начинается обучение письму по систему Гебольда, а обучение скорописи начинается с 3 класса. К концу начальной школы дети должны уметь писать короткие предложения по Гебольду, буквы и слова скорописью. В старших классах дети пишут на пишущих машинках.

Порядок изучения букв определяется программой. Буквы распределены по группам, сходным по начертанию.

В обучение плоскому письму входит:

– знакомство с буквами плоскопечатного шрифта, крупно начерченными на плакатах для частично зрячих детей, а для тотально слепых – выполненными рельефом

– воспроизведение изученных букв: для частично зрячих письмо отдельных печатных букв и слов и по Гебольду, и скорописью; для тотально слепых – письмо по Гебольду букв по образцу и по памяти, письмо коротких слов.

В 3 классе повторяются изученные буквы путём их узнавания и нахождения среди других.

Также в 3 классе частично зрячие дети пишут печатные буквы и слова при помощи ручки или фломастера в разлинованной тетради. Тотально слепые пишут на приборе для письма по Гебольду.

Письменные буквы начинают учить со знакомства с элементами, из которых они состоят. Сначала дети обследуют букву, а затем узнают её среди других.

В 3 классе обучают письму по образцу и по памяти как строчных, так и заглавных букв в порядке усложнения их написания по программе.

Письмо букв может быть с соединением, но может и без.

Для детей с остаточным зрением возможны такие виды работ как написание коротких слов и словосочетаний, чтение написанного, самопроверка.

В 4 классе происходит повторение малых больших букв рукописного шрифта путём их узнавания и написания для закрепления.

Для тотально слепых детей предусматриваются такие задания как письмо рукописным шрифтом отдельных малых и больших букв отдельно и в сочетании, письмо по Гебольду предложений и небольших текстов.

Для детей с остаточным зрением – письмо слов и коротких предложений скорописью, чтение написанного, чтение крупного печатного шрифта.

К концу начальной школы все дети должны овладеть навыком автоматизированной записи своей фамилии прописью, а также при возможности письмом коротких поздравлений, приглашений.

Обучение письму по Гебольду.

Обучение начинается с проведения упражнений:

– колебательные упражнения руки

– различные виды штриховок по трафарету

– проведение симметричных линий в приборе

– знакомство с письменными принадлежностями (тетрадью, разлиновкой в ней, карандашом, ручкой, колодкой девятиточия).

Дети рассматривают, обследуют колодку, отвечают учителю, что она из себя представляет, затем дети находят заданный учителем угол, сторону, узнают, где находится какая точка, показывают её на своих приборах. Для закрепления проводится игра «угадай точку», в которой называются номера соседних с ней.

Изучение буквы:

1. Обследование рельефной буквы или рассматривание плаката. Обведение буквы концом грифеля.

2. Воспроизведение буквы из палочек, из проволоки, пальчиком на ладошке, из воскового пластилина или вырезание из картона.

3. Письмо печатной буквы на колодке девятиточия при помощи шнурка.

4. Письмо буквы на доске мелом, ориентируясь на рельефную строку, с соблюдением интервала размером в ладонь.

5. Письмо буквы в тетради с соблюдением интервала размером в палец.

6. Письмо слогов в тетради

7. Письмо слов с предварительным проведением слого-звукового анализа

8. Письмо коротких предложений (становится возможным по мере того, как изучается достаточное количество букв)

9. Чтение слов. Частично зрячие читают напечатанные слова с новой буквой, незрячие – плоскопечатные слова, выполненные рельефом.

Обучение скорописи.

Для обучения необходимы заготовки из картона – элементы букв.

1. Знакомство с элементами письменной буквы. Рассматривание, обследование, называние.

2. Знакомство с самой буквой – частично зрячие рассматривают напечатанную букву, незрячие – выполненную рельефом. Сначала обследование, затем воспроизведение.

3. Письмо буквы на доске.

4. Письмо буквы в тетради. Необходимо обращать внимание на направление письма слева направо. При письме все элементы последовательно называются. Учитель сразу обращает внимание учеников на все их ошибки.

5. Письмо слогов с предварительным слого-звуковым анализом.

6. Письмо слов становится возможным, если изучено достаточное количество букв. Предварительно проводится слого-звуковой анализ. Пишутся обычно словарные слова.

7. Письмо коротких предложений с предварительным анализом. Выясняется смысл всего предложения, значения слов. Подсчитывается количество слов в предложении, обращается внимание на заглавную букву в начале предложения, интервалы между словами и точку в конце. Дети пишут предложения под диктовку.

8. По мере усвоения всех букв следующим этапом могут быть орфографические упражнения: буквенный, словарный диктант, списывание слов и предложений с карточки, перевод брайлевского шрифта на карточке в плоскопечатный при письме.

Письмо Гебольта:

Прибор отличается от Браэлевского тем, что доска без ячеек. Начинается обучение с проведения специальных упражнений, которые включают колебательные движения руки, штриховка по трафаретам, проведение в приборе симметрических линий.

Знакомство учеников с принадлежностями. Учим как держать ручку, вкладывать тетрадь в прибор. Ознакомление с колодкой девитяточия:

 

3 4 5

2 9 6

1 8 7

 

Рассмотрим:

Левый ниж угол – 1 точка, выше находится 2 точка, верхний лев угол – 3 точка – затем повторение. Рассматриваем верхнюю сторону колодки – от 3 точки двигаемся в право, правее 3 точки 4 точка, в правом верхнем углу находится 5 точка. Спускаемся вниз – под 5 точкой находится 6 точка, в ниж правом углу находится 7 точка. Повторение. Слева от 7 точки находится 8 точка. А выше 8 точки – в центре находится 9 точка.

 ОБУЧЕНИЕ ПЛОСКОМУ ПИСЬМУ МОЖЕТ ПРОХОДИТ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ: (Игра отгадай номер точки):

- Каждому ученику пишем чёрным цветом ( для частич зрячих пишем на карточке печатную букву). Для слепых буква на карточке выполняется аппликационно. Рассматриваем, обводим её грифелем.

- Воспроизведение буквы. Упр написание пальцем на столе букву, согнуть букву из проволоки, вырезать из бумаги, сложить из палочек, вылепить из пластилина.

- Письмо на колодке девятиточия. Выписываем шнурком буквы, которые проходят через определённые точки.

- Письмо буквы на доске мелом.

- Письмо буквы в тетради. Под счёт учителя или ученика или самостоятельно.

- По мере того, как дети научатся писать несколько букв, включается этап, где пишем слоги с этой буквой.

- Чтение слов с новой буквой.

Последующее изучение букв определенно программой. Буквы объеденены в группы по сходству. В 3 классе повторяют буквы печатного текста и дети обучаются скорописи (- это письменный шрифт без соединительных линий).

Метод обучения скорописи:

1 этап – знакомство с элементами букв письменного шрифта.

2 этап – знакомство с самой буквой. Для частичнозрячих чёрной тушью на белой бумаге, для слепых на бумаге аппликационно.

3 этап – проводится обследование буквы, восприятие буквы.

4 этап – письмо буквы в тетради, проговаривание какие элементы буквы пишем.

5 этап – письмо слогов, затем слов, затем предложений.

Следовательно, когда дети научатся писать все буквы включается 6 этап – орфографические упражнения: короткие диктанты, списывание с текста по Браэлю плоским письмом. 

В 4 классе повторяются все строчные и заглавные буквы. Пишем тексты около 40 слов.

Порядок изучения букв определяется программой. Буквы распределены по группам, сходным по начертанию.

В обучение плоскому письму входит:

– знакомство с буквами плоскопечатного шрифта, крупно начерченными на плакатах для частично зрячих детей, а для тотально слепых – выполненными рельефом

– воспроизведение изученных букв: для частично зрячих письмо отдельных печатных букв и слов и по Гебольду, и скорописью; для тотально слепых – письмо по Гебольду букв по образцу и по памяти, письмо коротких слов.

В 3 классе повторяются изученные буквы путём их узнавания и нахождения среди других.

Также в 3 классе частично зрячие дети пишут печатные буквы и слова при помощи ручки или фломастера в разлинованной тетради. Тотально слепые пишут на приборе для письма по Гебольду.

Письменные буквы начинают учить со знакомства с элементами, из которых они состоят. Сначала дети обследуют букву, а затем узнают её среди других.

В 3 классе обучают письму по образцу и по памяти как строчных, так и заглавных букв в порядке усложнения их написания по программе.

Письмо букв может быть с соединением, но может и без.

Для детей с остаточным зрением возможны такие виды работ как написание коротких слов и словосочетаний, чтение написанного, самопроверка.

В 4 классе происходит повторение малых больших букв рукописного шрифта путём их узнавания и написания для закрепления.

Для тотально слепых детей предусматриваются такие задания как письмо рукописным шрифтом отдельных малых и больших букв отдельно и в сочетании, письмо по Гебольду предложений и небольших текстов.

Для детей с остаточным зрением – письмо слов и коротких предложений скорописью, чтение написанного, чтение крупного печатного шрифта.

К концу начальной школы все дети должны овладеть навыком автоматизированной записи своей фамилии прописью, а также при возможности письмом коротких поздравлений, приглашений.

По мере усвоения всех букв следующим этапом могут быть орфографические упражнения: буквенный, словарный диктант, списывание слов и предложений с карточки, перевод брайлевского шрифта на карточке в плоскопечатный при письме.

 



2019-07-03 940 Обсуждений (0)
Общая характеристика азбучного (основного) периода обучения грамоте, его своеобразие в работе с обучающимися с нарушением зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика азбучного (основного) периода обучения грамоте, его своеобразие в работе с обучающимися с нарушением зрения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (940)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)