Дом культуры в селе Цокто-Хангил.
Цыбиков, соблюдая строгую конспирацию, прожил около года в Лхасе, совершил ряд поездок по Центральному Тибету и собрал ценнейшие материалы по его географии, этнографии, религии, искусству. По возвращении на родину Гомбожаб Цыбиков за свой научный подвиг был удостоен Золотой медали Русского Географического общества. Гомбожаб Цыбиков был одним из первых бурятских интеллигентов, приветствовавших Советскую власть в Забайкалье. Он внес огромный вклад в дело просвещения своих земляков — бурят; его перу принадлежат первые переводы на бурятский язык сочинений В.И.Ленина, а также переводы с тибетского и монгольского трудов средневековых ученых. Цыбиков умер в 1930 году, пройдя славный путь от юрты простого кочевника до кафедры профессора Иркутского университета и прославив свое имя на весь мир. Именем профессора Цы-бикова назван Агинский краеведческий музей и улица в Агинске, о Гомбожабе Цыбикове выпущено несколько научных книг и брошюр и даже приключенческая повесть (Е. Парнов «Улыбка Будды») . А ведь Гомбожаб Цыбиков далеко не единственный славный сын Агинской степи. Можно было бы долго и много рассказывать о замечательном учителе дореволюционной Аги Буде Ринчинове, сопутствовавшем русскому путешественнику Потанину в его долгих странствиях по Центральной Азии, затем читавшему лекции в Париже и беседовавшему с премьером Франции — «тигром» Клемансо... Об императорском лекаре Петре Александровиче Бадмаеве и династии Бадмаевых — поколении врачей, сочетающих методы нашей, европейской, и еще более древней индо-ти-бетской медицины... О бывшем ламе, народном умельце Дагбе Чими-тове, с боями прошедшем от Волги до Берлина, — мастере, изготовляющем огромные луки по методу старинных мастеров-дарханов (такие луки были на вооружении у войск Чингисхана, а теперь из них стреляют во время народных празднеств — сурхарбанов)... и еще о многих-многих людях этого древнего края. От темной, феодальной, бедной Агинской степи — до цветущего Агинского Бурятского национального округа — таков путь, проделанный Агой за последние полстолетия.
ПО РОДНОЙ СТРАНЕ
Б. Розен
ГОРОДА НА ВЫЧЕГДЕ ВЕЛИКАЯ ТРУЖЕНИЦА
Всегда шумно и оживленно на Котласской пассажирской пристани. Почти каждый час от ее причалов отходят в разных направлениях большие двухпалубные комфортабельные теплоходы, юркие речные трамвайчики, белокрылые «ракеты». А недавно появилась быстроходная «Заря» — судно новой конструкции. — Пассажиров, следующих в Сольвычегодск, просят пройти к причалу номер три, — раздается по радио зычный голос диктора. Быстро спускаюсь по шаткому деревянному настилу к реке. У причала плавно покачивается белоснежный теплоход. Короткий гудок, и мы уже плывем по Северной Двине. Примерно два километра неторопливо движется наш теплоход по великой кормилице Севера. Но вот он вдруг делает крутой поворот, огибает большой песчаный мыс и входит в Вычегду. Вначале кажется, что мы все еще плывем по Двине: такая же широкая гладь реки, такое же быстрое течение. Но это лишь на первый взгляд. Северные реки отнюдь не похожи друг на друга. У каждой есть свои особые приметы, своя особая красота и даже собственный характер, который чаще всего проявляется при весенних разливах. И чем дальше мы плывем по Вычегде, тем больше видны эти различия. Вот уже промелькнули широко раскинувшиеся на левом берегу лесозавод и угольные причалы, остались позади лесозаготовительная база с огромными штабелями бревен и рабочий поселок Лименда. Теперь река величаво и спокойно катит свои воды в отлогих зеленых берегах, окаймленных золотистыми пляжами. Далеко до самого горизонта тянутся пойменные луга, перемежающиеся с темно-зелеными массивами еловых лесов. Местами ели стоят сплошным частоколом у самого берега. На прибрежных песках темными пятнами тут и там виднеются заросли ивняка. Навстречу нам все время попадаются мощные буксиры, тянущие за собой громадные плоты, стремительные катера, самоходные баржи. Река Вычегда - один из самых крупных притоков Северной Двины. Длина ее от истоков до устья достигает 1130 километров. На большей своей части она судоходна (693 километра). На вид спокойная, Вычегда на самом деле коварная река. У нее много рукавов и островов, она часто меняет русло. Вода легко размывает мелкий песок, на реке образуются все новые мели и перекаты. Нередко они следуют друг за другом, так что судам приходится сильно замедлять ход, а за кормой все время видна полоска взмученного песка. Потому судоводители не очень жалуют Вычегду. Особенно опасны перекаты для плотов. Нередко бывает, что в тех местах реки, где фарватер узок, бревна застревают и перегораживают реку. Бороться с капризами своенравной реки помогают землесосы — они углубляют дно, расширяют фарватер, убирают песчаные наносы.
Дворец Строгановых. Вычегда — великая труженица. И в белую июньскую ночь, и в хмурый октябрьский день неустанно кипит здесь жизнь. Скоро Вычегде найдут новую работу. Ее воды потекут в Каспийское море. В середине тридцатых годов началось быстрое падение уровня Каспия. К 1956 году он упал уже на 2,5 метра. Это сильно встревожило ученых, ведь понижение уровня моря наносит большой ущерб народному хозяйству. Прежде всего это отражается на улове рыбы, особенно — ценных пород — осетровых. За полвека улов упал почти наполовину. Как же можно спасти Каспий от обмеления? Как увеличить сток воды в Волге? На помощь пришли гидротехники. Они составили проект переброски вод Вычегды и ее северной сестры Печоры в Волгу. Северные реки помогут не только поднять уровень Каспия. Они окажут большую услугу земледельцам, дадут возможность оросить засушенные земли Заволжья, Нижнего Поволжья, Прикаспия. Не будет недостатка в пресной воде и у новых предприятий в этих районах.
СОЛЯНОЙ ГОРОД
Наш теплоход сбавляет ход, мы подходим к Сольвычегодску. Еще не видно самого города, но уже хорошо различимы устремленные ввысь пять золотых луковок Благовещенского собора, гордо возвышающегося на крутом обрывистом берегу, единственного памятника былого могущества рода Строгановых. У них был еще деревянный дворец, от которого не сохранилось даже руин. Уже в конце XVI века Строгановы были крупнейшими купцами и крупнейшими землевладельцами. Земли, которыми они тогда владели, занимали площадь в несколько миллионов десятин. В Строгановской вотчине могло уместиться несколько княжеств и даже королевств Западной Европы. А доходы купцов были так велики, что они ежегодно платили царю налогов свыше четырех миллионов золотых рублей. На их землях, заводах и соляных варницах работало пять тысяч крепостных и десять тысяч вольных. Все ближе и ближе сольвычегод-ская пристань. Уже ясно различим крутой, высокий берег, укрепленный каменными плитами, видны деревянные домики с резными наличниками, утопающие в зелени садов.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (334)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |